Типология фронтовой лирической повести на примере повестей
В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик» (материалы для
школьного изучения).
Введение 3
Глава 1. Типология отечественной военной прозы 50-60-х гг. ХХ века 6
§1.1. Понятие типологического схождения в литературоведении 7
§1.2. Типологические черты фронтовой лирической повести 9
Глава 2. Сходства и особенности военной прозы В.П. Астафьева и К.Д.
Воробьева 15
§ 2.1 Особенности художественного решения темы войны в произведениях
В.П. Астафьева 15
§ 2.2. Военная тема в творчестве К.Д. Воробьева 19
§ 2.3. Сравнительно-типологический анализ произведений В.П. Астафьева
«Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик» 22
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы «Война и любовь в отечественной литературе» в 11 классе 30
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Проза о Великой Отечественной войне — самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. На рубеже 50-60-х годов двадцатого столетия из большого массива военных произведений образовалось целое художественное направление, которое стали называть «лейтенантской прозой». Произведения «лейтенантской прозы» создавались бывшими участниками Великой Отечественной войны, при чем большинство этих людей встретили войну в начале своего взросления. Помимо схожего авторского опыта, эти произведения были объединены протестом против идеологических стереотипов, активным неприятием господствовавших и официально одобряемых псевдоромантических клише и шаблонов, которые превращали кровавую правду войны в схематичное изображение хороших «своих» и плохого врага. Именно человеческое восприятие войны, ее психолого-философское осмысление, размышления о «цене» Победы, трагизм этических конфликтов, в которых оказывается человек на войне, - это характерные особенности прозы В.П. Астафьева, К.Д. Воробьева, Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова, Г.Я. Бакланова.
В процессе становления «лейтенантской прозы» структурным ядром течения стала новая жанровая модель - фронтовая лирическая повесть. В данной работе рассматриваются типологические черты данной жанровой модели. Типологическое изучение литературы помогает установить закономерности исторического развития литературы, установить связи между различными литературными произведениями и их авторами. Конечно, каждый из талантливых писателей - неповторимая творческая индивидуальность, и его творчество нельзя представить какой-то схемой. Но это не означает, что между художниками слова не существует внутренних связей, что в их произведениях не проявляются общие начала и тенденции. Общие черты присущи не только творчеству отдельных писателей в целом и конкретным произведениям, их можно обнаружить и при сопоставлении той или иной национальной литературы с другими. Что же касаемо произведений военной отечественной прозы, а конкретно, лейтенантской прозы, нельзя не отметить, что их взаимосвязь обусловлена общностью трагического военного опыта писателей.
Актуальность темы заключается в следующем:
• во-первых, тема Великой Отечественной войны в литературе и в литературоведении по сей день не теряет своей значимости, однако на данный момент вопросы типологии фронтовой лирической повести изучены недостаточно (за исключением одноименной главы в пособии Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого «Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы»). Поскольку данная тема изучается в школе, считаем необходимым обратиться к ней;
• во-вторых, существует ряд научных работ, посвященных анализу отдельных произведений В. П. Астафьева и К. Д. Воробьева, однако работ, посвященных непосредственно сравнительно-сопоставительному анализу произведений «лейтенантской прозы» (а именно повестей В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик»), позволяющих рассмотреть их типологические и своеобразные черты, практически нет (за исключением статьи «Два голоса о войне» Т.Н. Садыриной в монографии «Творчество В.П. Астафьева как воплощение национального и регионального самосознания»);
• в-третьих, актуальность работы обусловлена ее практической значимостью: результаты проведенного исследования могут быть использованы при изучении произведений «лейтенантской прозы», а разработанные нами методические рекомендации могут применяться при проведении урока по повести «Пастух и пастушка» В.П. Астафьева в 11 классе.
Новизна работы заключается в сопоставительном анализе повестей В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик», а также в предложении изучения повести К.Д. Воробьева «Крик» в рамках раздела литературы о войне в 11 классе.
Цель работы состоит в определении основных типологических черт фронтовой лирической повести и их обосновании на примере произведений В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик».
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
1) исследовать научный и художественный материал, проанализировать и сформулировать общие типологические черты фронтовой лирической повести;
2) проанализировать повести «Пастух и пастушка» и «Крик», выявить общие и индивидуальные черты;
3) обосновать типологические черты фронтовых лирических повестей на примере повестей «Пастух и пастушка» и «Крик»;
4) разработать методические рекомендации по изучению повестей В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик» на уроке литературы в 11 классе.
Объектом исследования является творчество представителей «лейтенантской прозы в общем, а также повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик» в частности.
Предмет исследования: повторяющиеся сюжеты, темы, образы и мотивы, благодаря которым можно определить типологические черты фронтовых лирических повестей.
Методы, используемые в работе: биографический, сравнительно
типологический, сопоставительный и метод комплексного анализа.
Структура работы традиционна: она включает введение, три главы, заключение и список использованной при рассмотрении темы литературы.
Методологической базой данной работы являются научные работы Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, А.М. Ковалёвой, Н.В. Лебедевой, И.В. Ревенко, Т.Н. Садыриной и Л.Г. Самотик, П.А. Гончарова, Т.В. Савицкой, а также критические статьи.
Тема Великой Отечественной войны занимает огромное место в литературе. Невиданные прежде по масштабам горе и отчаяние коснулись каждого человека, пришли буквально в каждый дом. Прошло уже 75 лет со Дня Великой Победы, так тяжело доставшейся нашему народу, но память об этих событиях до сих пор жива. И мы, наше поколение, должны передавать эту память нашим детям, чтобы они осознавали, что это величайшая трагедия, которая не должна повторяться. В этом, как мне кажется, и заключается главный смысл произведений о войне. Через эти книги проходит главная нить исторической памяти народа, они делают эту память зримой, насыщают ее сопереживанием - гордостью и состраданием.
Военную прозу 50-60-х годов отличает личный фронтовой опыт ее представителей, а также, по точному определению литературоведа В.А. Оботурова, «закаленное войной мировоззрение». Война стала для них и первым испытанием, и главным делом всей жизни. Они прожили на войне 3-4 года своей юности и прожили войной всю оставшуюся жизнь. Одними из ярчайших представителей «лейтенантской прозы» являются Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, В.В. Быков, В.П. Астафьев и К.Д. Воробьев, в чьих книгах война показана с поразительной точностью и достоверностью, благодаря личному участию в боях. Авторы лейтенантской прозы, рассказывая о фронте, стремились к правдивому освещению прошедших событий. Именно поэтому свою главную цель они видели в раскрытии своей правды о пережитом. Писатели-фронтовики рассказывали в своих произведениях про самих себя и про своих юных товарищей, что не увидели конец этой войны. Их проза вся пронизана неуемно-скорбной памятью, поэтому звучит подобно реквиему героическому поколению юношей, навечно оставшихся «на заснеженных полях Великой Отечественной».
Целью данной работы стало определение типологических черт фронтовой лирической повести. Для обоснования полученного результата в качестве примера были проанализированы повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» и К.Д. Воробьева «Крик». На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Основными типологическими чертами фронтовой лирической повести являются:
• лирическая поэтика;
• главный герой, как правило, юноша, молодой фронтовик;
• главным конфликтом становится не борьба с врагом, а внутренний конфликт, психологические переживания, морально-этические проблемы;
• натуралистическая поэтика;
• отсутствие героического пафоса.
2. Во второй главе данной работы приводится сопоставительный анализ повестей «Пастух и пастушка» В.П. Астафьева и «Крик» К.Д. Воробьева. На основании этого анализа мы выделили следующие общие черты:
• лирическая поэтика;
• главные герои повестей - двадцатилетние юноши;
• главный конфликт - внутренний;
• автобиографизм;
• наличие любовной коллизии;
• изображение войны как хаоса;
• натуралистическая поэтика;
• трагичность финала;
• отсутствие героического пафоса.
Таким образом, мы пришли к выводу, что несмотря на некоторые различия и индивидуальные особенности, закономерные типологические черты фронтовой лирической повести все же остаются неизменными.
Несомненно, что у каждого из писателей-фронтовиков свой художественный стиль. Благодаря их индивидуальному видению мы представляем себе масштаб событий, улавливаем национальные черты военной темы в русской литературе. Конечно же, тема Великой Отечественной войны отнюдь не исчерпывается рассмотренными в данной работе произведениями. Однако, эта честная проза о войне позволяет обозначить ее уникальное место в контексте литературной субтрадиции, посвященной Великой Отечественной войне.
1. Астафьев В.П. Яростно и ярко! // Посох памяти / Астафьев В.П. М.: Современник, 1980. С. 254-257.
2. Астафьев В.П. И все цветы живые // Всему свой час /Астафьев В.П. М.,1985. С. 189-206.
3. Астафьев В.П. Пастух и пастушка // Царь-рыба. Повести. Рассказы. М.: Эксмо, 2008. С. 17-166.
4. Астафьев В.П. Нет мне ответа. Эпистолярный дневник. 1952-2001 / сост., предисл. Г. Сапронова. Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. 720 с.
5. Беляков С.С. Три портрета на фоне войны // Новый мир. 2008. № 9. С. 171191.
6. Бойко С.С. «Я познакомился с тобой, война...»: персонажи фронтовой лирической повести и школяр Булата Окуджавы // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. №2 (45). С. 173-184.
7. Буханцов Н.С. Русская проза второй половины ХХ века о Великой
Отечественной войне: эволюция нравственно-философских ориентиров,
конфликтов, образов и поэтики: диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.01. Москва: 1998. 62 с.
8. Все произведения В.П. Астафьева. Первый период творчества (1951-1969): энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Г. Самотик (глав. ред.), Т.Н. Садыриной; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 427 с.
9. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. Повести и рассказы. М.: Детская литература, 2008. 392 с.
10. Гапеенко В. Окопная правда о войне Виктора Астафьева [Электронный ресурс] // Читайте Астафьева: [сайт]. [2014]. URL: https://gapeenko.net/astafiev/3540- okopnaya-pravda-o-vojne-viktora-astafeva.html (дата обращения: 27.03.2020)
11. Гончаров П. А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. Тамбов: 2004. 52 с.
12. Джичоева Е.Г. Тридцать лет после войны, осенью [Электронный ресурс]
// КОУНБ им. Н.Н. Асеева: [сайт]. [2003]. URL: http://kurskonb.ru/our-
booke/solg/files/assets/basic-html/page-235.html (дата обращения: 27.03.2020)
13. Евглевский Е.М. Социальный и общечеловеческий контекст русской прозы 1950 - 1970 годов о Великой отечественной войне: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. Курск: 1999. 172 с.
14. Егорова Л.Н. Эта война должна быть последней / Литература в школе. 2010. №6. С.25-27
15. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения
литератур (1960) // Жирмунский В.М. Избранные труды. Сравнительное
литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. С. 66-83....36