Затеси Виктора Петровича Астафьева (тетрадь четвертая «Игра»): опыт
создания словарных статей и возможности использования в преподавании литературы
в средней школе
Введение 3
Глава 1. «Затеси» в контексте творчества Виктора Петровича Астафьева 5
1.1. Изучение Виктора Петровича Астафьева литературоведами 5
1.2. История создания и жанровая природа «Затесей» 7
1.3. Художественные особенности «Затесей» «по материалам работ
исследователей» 11
1.4. Натурфилософия в затесях Красноярского периода 14
Глава 2. Содержание затесей красноярского периода творчества В.П. Астафьева 17
Глава 3. Особенности и возможности изучения затесей красноярского периода
творчества Виктора Петровича Астафьева в средней школе 44
Заключение 50
Библиографический список 52
Творчество Виктора Петровича Астафьева занимает в отечественной литературе особое место. Его произведения подкупают искренностью, отражением событий народной жизни. Автору удается объединить философскую глубину и удивительную простоту. Отдельной вехой творчества Виктора Астафьева является написание затесей, которые он создавал на протяжении всей жизни. Это особенный жанр. Затеси — это слияние личного и общественного, для кого-то простого, для кого-то необычного. Затеси — это своеобразный дневник автора, его лирические размышления и истории из его собственной жизни. Они перекликаются с другими, более значимыми произведениями, которые были написаны до публикации затесей или после. Исследователи анализировали затеси Астафьева, описывали их художественные особенности. Но отельные аспекты требуют дальнейшего рассмотрения. Так, например, не существует работ, посвященных этому жанру, где рассматривались бы особенности затесей по периодам их создания. П.А. Гончаров разделяет творчество В.П.Астафьева на три периода: пермский период (1951 — 1969), вологодский период (1969 — 1980), красноярский (сибирский) период (1980 — 2001). А также практически не существует исследований, обобщающих по тематическому и проблемному аспекту отдельные тетради. Это обуславливает актуальность и научную новизну нашей работы.
Цель данной работы: рассмотрение тематического и проблемного аспекта затесей красноярского периода творчества В.П. Астафьева и разработка методического материала на примере четвертой тетради «Игра».
Достижение данной цели обеспечивается реализацией следующих задач:
1. проанализировать научные работы, посвящённые творчеству В.П. Астафьева;
2. рассмотреть содержание (тематику, проблематику) затесей красноярского
периода творчества В.П. Астафьева;
3. создание словарных статей для книги «Словарь-справочник. В.П.Астафь- ева. Второй и третий периоды творчества»;
4. разработка урока по затесям красноярского периода творчества В.П.Аста- фьева.
Объектом исследования являются тридцать два рассказа из книги «Затеси» (тетрадь четвертая «Игра».
Предметом исследования являются содержание и художественные особенности «Затесей» красноярского периода.
Материалом для исследования послужили тридцать два рассказа книги «Затеси» В. П. Астафьева, написанные в Красноярском крае, представляющие собой особый интерес.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы для углубленного изучения творчества В.П. Астафьева, в частности книги «Затеси».
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из: введения, трёх глав. Завершается работа заключением и списком литературы, который включает в себя 44 источника.
Каждый хороший писатель мечтает о том, чтобы его произведение было особенным. Для этого авторы используют разные приёмы и методы, выдумывают необычных героев и занимательные события. Затрагивают актуальные темы и проблемы. Используют выразительные средства. Но важнее и интереснее произведение для читателя тогда, когда он чувствует искренность автора в каждом слове.
Виктор Петрович Астафьев прожил долгую, насыщенную жизнь и оставил после себя ценнейшее творческое наследие. Особенными в его творчестве являются затеси - рассказы, в которых автор «оживает», автор является их героем, автор является наблюдателем, автор близок и понятен читателю. Размышления, случи из жизни, наблюдения, короткие диалоги в семи тетрадях затесей - это то важное и особенное, что хотел донести до читателей Астафьев. В каждой затеси затронуты актуальные по сегодняшний день проблемы. Именно поэтому необходимо изучать затеси с точки зрения различных аспектов: тематики, проблематики, периодизации.
Рассмотрев и проанализировав тридцать два рассказа, мы пришли к выводу, что четвертая тетрадь объединяет истории, содержащие социальнонравственную проблематику. Автора волнуют проблемы экологии («Пила», «Раскопки» и др.), воспитания ( «Нет, правильно!», «Игра» и др.), исторической памяти ( «Стоящая надпись» и др.), несправедливой власти («Высший подхалимаж», «Шопениана» и др.), отношения к ветеранам войны («Жучина», «У знаменитого профессора и др)», мировосприятия («Тоска», «Заинтересованность» и др.), творчества («Все про всех знает», «Сила искусства» и др.).
Основные художественные средства, которые использует писатель, горькая ирония, лирическая ирония, сарказм. Частно В.П. Астафьев использует топонимы, эпитеты, сравнения, жаргонизмы, деревенскую лексику и просторечия.
Изученные затеси отражают особенности времени и места их написания. Действующими лицами в затесях четвертой тетради являются родственники и знакомые В.П.Астафьева. В миниатюрах описываются случаи из их жизни и жизни автора. Часто повествование в рассказах ведется от первого лица, что позволяет прочувствовать откровенность и открытость автора. В четвертой тетради автор использует образы русской деревни и современного города, обращается к воспоминаниям из глубокого детства, делится сокровенными тайнами авантюрных приключений и транслирует короткие диалоги, которые однажды прозвучали в его жизни.
Методическая значимость затесей четвертой тетради неоценима. Мы считаем, что обращаться к затесям Астафьева на уроках литературы и уроках внеклассного чтения в среднем звене необходимо, ведь там заложены вопросы экологии, воспитания, исторической памяти, несправедливой власти, отношения к ветеранам войны, мировосприятия, творчества.
Преимущество этого жанра в его краткости. Учащиеся современных школ не приветствуют крупные жанровые формы. Затеси - короткие рассказы о самом главном, обращаясь к ним, преподаватель может разнообразить работу на уроках литературы и чаще проводить уроки внеклассного чтения.
1. Анисимов К.В. Литература Сибири // Историческая энциклопедия Сибири: В 3 т. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. Т. 2. С. 283-287. URL: http://russiasib.ru/literatura-sibiri (дата обращения: 02.04.2021).
2. Анисимов К.В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX - начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 304 с.
3. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 7. Затеси: семь тетрадей. - Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. 544 с.
4. Баранов С. Ю. Черты художественного мира Виктора Астафьева / Баранов С. Ю. — 78-135.
5. Бобкова, Ю.Г. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В.П. Астафьева (на материале цикла «Затеси»): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Пермь, 2007. - 23 с.
6. Белая Г.А. Астафьев // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М.: Советская энциклопедия, 1978. С. 78-79.
7. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы (вторая половина XX века): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002. 49 с.
8. Вахитова Т.М. Астафьев Виктор Петрович // Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. М.: ОЛМА- ПРЕСС Инвест, 2005. Т. 1. С. 121-126.
9. Верхотуров Д. Что такое сибирская нация? Аудиозапись лекции
13.10.2011. URL: http://schriftsteller.livejournal.com/632355.html (дата
обращения: 24.04.2021).
10. В.М. Шукшин: опыт комплексного описания творчества.
Предварительные итоги и перспективы. Рецензия на книгу: Творчество В.М. Шукшина. Энциклопедический словарь-справочник. Барнаул, 20042007. Т. 1-3. // КиберЛенинка URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-m- shukshin-opyt-kompleksnogo-opisaniya-tvorchestva-predvaritelnye-itogi-i- perspektivy-retsenziya-na-knigu-tvorchestvo-v-m-shukshina (дата обращения: 17.05.20).
11. Виктор Петрович Астафьев. Словарь-справочник / Л.Г. Самотик, Т.Н. Садырина; Красноярск: РАСТР, 2019. 432 с.
12. Гончаров П.А. Творчество В.П.Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: автореф. дис. ... д-р. филол. наук: 10.01.01. - Тамбов, 2004. 52 с.
13. Дар слова: Виктор Петрович Астафьев: (к 85-летию со дня рождения): библиогр. указ.: Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. 640 с.
14. «Затеси» - зарубки на сердце // Красноярский рабочий URL:
http://www.krasrab.com/archive/2003/05/07/13/view_article (дата обращения: 29.03.20).
15.Зубков, В.А. Наедине с Виктором Астафьевым: научно-популярное издание. - Пермь, 2011. - 150 с....44