Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» через социальную роль женщины в рамках дискурса журналов «Работница» и «Крестьянка»

Работа №169643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения советской повседневности
периода застоя в школьном курсе «Истории России»
1.1. Изучение советской повседневности периода застоя в школьном курсе
«Истории России» в соответствии с требованиями ФГОС как педагогическая проблема 6.
1.2. Освещение темы культуры повседневности советской женщины как предмет педагогического анализа в контексте сравнения школьных учебниках разных программ
1.3. Образ советской женщины по публикациям журналов «Работница» и
«Крестьянка» 1964-1985 гг.
Глава 2. Реализация педагогических условий преподавания темы «Образ женской повседневности в эпоху застоя» для учеников 9 класса средних общеобразовательных школ
2.1 Актуализация знаний старших школьников о повседневности в эпоху застоя через демонстрацию достижений советских женщин
2.2 Содействие мотивации учащихся к активному участию в процессе изучение темы «Образ женской повседневности в эпоху застоя через использование различных форм и методов преподавания
2.3. Включение учащихся в познавательную деятельность, через привлечение к подготовке внеучебного мероприятие по теме «Образ женской повседневности в эпоху застоя»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Актуальность исследования. Культура повседневности - одна из популярных областей современного гуманитарного знания. Неуклонный рост интереса к ней свидетельствует и о стремлении науки о культуре освоить новые сферы, и о доминировании в современной культуре именно повседневного пласта. В современной России очень остро стоит вопрос патриотизма и преемственности поколений. Со времен эпохи застоя прошло несколько десятков лет, а память об образе советских женщин с каждым годом все больше и больше теряется.
Образ женщины времен СССР, его идеология, его представление в современном мире малоизучены, а в курсе школьной программы образу советской женщины уделяется слишком мало внимания, несмотря на то, что советские труженицы по сей день оказывают влияние на конструирование женской идентичности.
Степень изученности проблемы. Немало исследователей были увлечены историей культуры СССР и гендерным вопросам того времени. Например, Брусиловская Лилия Борисовна, которая была первой, кто поднял вопрос о женской моде и обратил на эту тему внимание людей. Также очень важными являются работы доктора филологических наук Ванштейн О.Б. В них она изучает теорию, историю и идеологию моды. Отдельное внимание стоит уделить работам Пушкаревой Наталья Львовна, которая стала создателем российской школы по гендерной истории и исторической фелинологии. Она положила все свои силы и знания на формирование научного направления и создание необходимой методологической базы для развития гендерных и феминологических исследований в СССР и современной России. Также исследования по феноменологии проводила и российский социолог и культуролог Бутенко Ирина Анатольевна, которая и по сей день изучает феноменологию обыденного сознания. Стоит отметить работы по советской культуре таких авторов, как Вайль П.Л. и Генис А.А., которые рассматривают выделенные нами проблемы через анализ коренных и переломных изменениях в идеологии советского общества. А рассмотрением жизни работающей жизни работающей женщины, а также ее
проблем в семье и быту занимались Гордон Л.А., Клопов В. И Груздевой Е. Для нашего исследования важно обратить внимание на работы Журавлева С. и Громова М., посвященные советскому костюму. Их работы рассказывают об истории взаимоотношении власти и моды. А работа Супруна А. и Филановского Г. анализирует причины, которые повлияли на изменение костюма, начиная с древних времен и заканчивая сегодняшним днем.
На основе анализа научной литературы, была определена и сформулирована проблема исследования: заключающаяся в необходимости обоснования и описания педагогических условий эффективной организации изучение советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» через социальную роль женщины в рамках дискурса журналов «Работница» и «Крестьянка»
Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость разрешения проблемы исследования обусловили выбор темы исследования: «Изучение советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» через социальную роль женщины в рамках дискурса журналов «Работница» и «Крестьянка»
Разрешение данной проблемы составило цель исследования - изучить особенности формирования образа советской женщины в отечественных журналах в период застоя.
Объект исследования - советская повседневность периода застоя в публикациях журналов «Работница» и «Крестьянка» 1964 - 1985 гг.
Предмет исследования - педагогические условия изучение советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» через социальную роль женщины в рамках дискурса журналов «Работница» и «Крестьянка» 1964 - 1985 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток (1964 - 1985 гг.) периода застоя в развитии Советского Союза,
характеризующийся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений,
с одной стороны, и ростом розничных цен, общим дефицитом предметов потребления, многочасовыми очередями, ростом социальной дифференциации, основанном не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту, нарастанием незаслуженных и незаконных привилегий для работников партийно- государственного аппарата, что обостряло социальную напряженность в обществе.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что созданные педагогические условия изучения советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» через социальную роль женщины в рамках дискурса журналов «Работница» и «Крестьянка» будет результативным, если:
На теоретическом уровне будут рассмотрена проблема изучения советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» в соответствии с требованиями ФГОС; освещена темы культуры повседневности советской женщины как предмет педагогического анализа в контексте сравнения школьных учебниках разных программ; выделен и проанализирован обобщённый образ советской женщины по публикациям журналов «Работница» и «Крестьянка» 1964-1985 гг.
На практическом уровне обоснованы и описаны педагогическое способствующих эффективному изучению советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» через социальную роль женщины в рамках дискурса журналов «Работница» и «Крестьянка» 1964 - 1985 гг.:
актуализация знаний старших школьников о повседневности в эпоху застоя через демонстрацию достижений советских женщин; содействие мотивации учащихся к активному участию в процессе изучение темы «Образ женской повседневности в эпоху застоя через использование различных форм и методов преподавания; включение учащихся в познавательную деятельность, через привлечение к подготовке внеучебного мероприятие по теме «Образ женской повседневности в эпоху застоя»
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета и гипотезы определены задачи исследования:
1. Выявить и охарактеризовать сущность и содержание новых подходов в изучении советской повседневности периода застоя в школьном курсе «Истории России» в соответствии с требованиями ФГОС как педагогическую проблему;
2. Определить и охарактеризовать освещение темы культуры повседневности советской женщины как феномен и предмет педагогического анализа в контексте сравнения школьных учебниках разных программ.
3. Выделить и проанализировать обобщённый образ советской женщины по публикациям журналов «Работница» и «Крестьянка» 1964-1985 гг.
4. Обосновать и описать педагогические условия, способствующие эффективному преподавания темы «Образ женской повседневности в эпоху застоя» для учеников 9 класса: актуализация знаний старших школьников о повседневности в эпоху застоя через демонстрацию достижений советских женщин; содействие мотивации учащихся к активному участию в процессе изучение темы через использование различных форм и методов преподавания; включение учащихся в познавательную деятельность, через привлечение к подготовке внеучебного мероприятие по теме.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• общетеоретические (теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы, педагогического опыта);
• эмпирические: наблюдение,
• методы обработки данных: качественный анализ наблюдения,
количественный анализ диагностических методик, методы интерпретации данных.
База исследования: базой исследования стало образовательное учреждение
Новизна исследования состоит в том, что исторические процессы развития советской государственности всегда сопровождались переменами в пространстве повседневности и быта рядового советского человека, формируя тем самым неповторимый образ «советского стиля» жизни. Причина - исторические перемены в жизни самого общества, изменение внешнего облика людей конкретной «эпохи»,
духовно-нравственных и морально-ценностных установок. Мы постарались создать некий социологический портрет, обобщённый образ советской женщины по публикациям журналов «Работница» и «Крестьянка» 1964-1985 гг. в работе показано «гендерное» (женское) измерение советской повседневности периода застоя в контексте социальной истории тех лет. На основе широкого круга источников определены особенности создания концепции «советского стиля» (удобство, практичность, функциональность и гигиеничность) как основы женского идеала, транслируемого в популярных советских журналах. Использование в совокупности литературных текстов и собранных воспоминаний участников событий позволило воссоздать повседневные практики женщины того времени....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы нами было выявлено, что журналы эпохи застоя являлись отличным транслятором пропаганды государственной политики СССР в разных сферах жизни общества.
Влияние идеологии по-прежнему было очень сильно, несмотря на то, что «железный занавес» был приоткрыт и в советское государство начинают проникать элементы западной культуры.
Изучив фотографии и статьи различных рубрик журналов с 1964 по 1985 год, можно сделать вывод, что идеологический одобренный образ советской женщины - это всегда преуспевающая на работе и в коллективе, образованная работница, никогда не устающая мать, жена, хозяйка, которая отличается естественной красотой, скромностью, жизнерадостностью, бодростью духа, ответственностью и огромным желанием быть первой во всем.
Безусловно, на более ранних изданиях, изучаемого нами периода, доминируют образы трудящейся женщины и матери, так как это послевоенное время, требующее восстановления сил государства. Женщины занимались тяжелой неквалифицированной работой, много трудились. Нужно было повышать деторождаемость. Так, ее женская сущность, ее внутренний мир уходят на второй план.
Но это меняется с течением времени, с появлением статей, где начинают хвалить личные качества женщин, которые приводят к успешным показателям на работе. Во многих журналах начинают вести рубрики, посвященные переживаниям и личным проблемам, куда можно было написать и получить ответы на вопросы или поддержку. Немалое количество заметок посвящаются тому, как женщине стоит ухаживать за собой, ведь женщинам навязывалось то, что они должны выглядеть как можно более естественно. Неизменной остается одна вещь - отношения между супругами, фото с мужьями, любая информация из частной жизни женщины остается закрытой.
Однако, даже такой строгий контроль, спустя какое-то время дает слабину. Постепенно в женщине начинают видеть женщину, ее красоту, ее индивидуальность, а не просто набор ролевых, полезных обществу, функций.
Все это освещается в СМИ того времени. И современной России непременно стоит обратить внимание на вопрос освещенности образа советской женщины в программах обучения школьников.
Опытным путем было выяснено, что школьники в наше время недостаточно знают о том, какими были советские женщины, и что выдающегося они сделали. Именно поэтому нами была разработана программа внеучебного мероприятия для школьников 9 класса, в течение которого ученики ознакомятся со статьями о советских женщинах журналов «Работница» и «Крестьянка», составят и опишут образ советских тружениц, а также разработают плакаты, которые в последствие можно использовать на школьной выставке на тему «Образ советской женщины». Также будет проведен опрос детей по форме в целях анализа результативности мероприятия.
Таким образом, все поставленные нами задачи были достигнуты, а предложенные рекомендации имеют практическую значимость. Проделанная нами работа позволит презентовать современным школьникам образ сильной, образованной женщины, способной на великие достижения, о которых обычно умалчивается в стандартной школьной программе.


1. Активные строители коммунизма // Работница. Под.ред Е.В. Вавилиной.
1978. № 10. С. 8
2. Архангельский. Д. О капроновых изделиях// Работница. 1977.№ 4.С-30.
3. Бланк А. Ваше новое платье // Работница. 1977. № 5. С. 24-25.
4. Брюки // Работница. Под ред. Е.В. Вавилиной. 1982. № 5. С 31.
5. В дружной семье. // Крестьянка. Под ред. Е.И. Леонтьевой. 1973. №3. С.27.
6. Вайнштейн О. Б. Полные смотрят вниз. Идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал. 1995. № 7. С. 49-53.
7. Вершинина. И, Светлова. Н. Музей имени Пушкина// Огонек. 1974 № 5, С
27.
8. Всё зависит от тебя самой // Работница. Под. ред. Е.В. Вавилиной.1981. №
6. С. 28
9. Вьюкова Н. Два аттестата зрелости // Работница. 1977. № 1. С.24.
10. Герасимова Е.,Чуйкина С. Общество ремонта // Неприкосновенный запас. 2004. № 2. С.70.
11. Гербер А. В поисках главного // Юность. 1984. № 4. С 73.
12. Гетманская И. Моя семья//Крестьянка. 1983. № 12. С. 19.
13. Голикова Н. Платье к Новому году // Работница. 1979. № 11. С 12.
14. Головень И. Человек строит семью // Юность. 1980. № 5. С. 82-86.
15. Гронов Ю., Журавлев С. Власть моды и Советская власть: История противостояния // Историк и художник. 2006. № 3. С. 100-113....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ