Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Работа №169642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА 15
1.1. Детско-юношеский туризм как социокультурное явление российского
общества 16
1.2. История становления и развития детско-юношеского туризма в
Приенисейском крае 19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ 32
2.1. Анализ состояния развития детско-юношеского туризма: туристические центры и станции Красноярского края 34
2.3. Перспективы развития 49
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В ШКОЛЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы. На сегодняшний день детский туризм является одним из распространенных видов туризма в российских регионах, в частности в Красноярском крае, так как представляет собой эффективную технологию, способствующую формированию здорового образа жизни ребенка, развитию его духовно-нравственных качеств и интеллектуальных способностей, активной жизненной позиции, что подчеркивает социальное значение детского туризма. В первую очередь, актуальность исследования темы связана с обострением социокультурной ситуации в современном обществе. Проблемами детского туризма занимаются в нашей стране недостаточно как на теоретическом, так и на практическом уровне. Данный факт обусловлен тем, что детский туризм никогда не приносил большого дохода предпринимателям, предоставляющим услуги в этой сфере и, кроме того, данный тип деятельности связан с высокой ответственностью перед родителями, детьми и обществом. Большинство предпринимателей, специализирующихся на туризме, предпочитают выбирать более неприхотливые и высокодоходные сегменты рынка, нежели дети. Однако период пандемии прошлого года, когда в летнее время дети остались дома, резко увеличил процент детского травматизма с одной стороны, и детских преступлений, с другой. Еще одним факторов, доказывающим актуальность темы исследования, является постоянная занятость родителей и отсутствие у них возможности общаться с детьми, прививать им адекватную современности систему ценностных ориентиров, как следствие ребенок предоставлен улице, друзьям и социальным сетям. Еще одной острой проблемой сегодня является проблема социализации. В частности, детям стало сложно адаптироваться в новом социальном пространстве. Навыки социального общения у детей снижаются из-за пользования цифровыми устройствами. Это, в очередной раз, остро поставило вопрос об организации досуга ребенка в дни школьных каникул.
Данная работа посвящена не только истории зарождения и развития туризма в Красноярском крае, но и более точечному рассмотрению таких важных аспектов, как особенности, проблемы и перспективы развития этого направления в регионе, в котором, безусловно, исторически сложилась база для возникновения и продвижения этого вида деятельности среди школьников и молодежи, раньше, чем в других населенных пунктах России. Что этому поспособствовало? Прежде всего, поистине уникальный ландшафт Красноярского края, который является фундаментом зарождения туризма в целом, а катализатором детского туризма стали, безусловно, люди - организаторы детских туристических площадок, профессионалы своего дела. Ведь именно красноярские «туристы-авантюристы» начали ходить в походы, чтобы изведать просторы родного края с целью хозяйственного освоения.
В начале XX века, что связано с реформами образования правительства П.А. Столыпина, появляется такое явление, как городские экскурсии, и понятие «уроки-экскурсии», невзирая на то, что многие удивительные природные достопримечательности города и губернии находились в труднодоступных местах. И, конечно, были совершенно еще не облагороженными, на пути мог появиться хозяин тайги - медведь и другие хищники, тем самым представляли опасность при прохождении препятствий без оружия и страховки. Но не будь таких энтузиастов-авантюристов, которые взялись за организацию и проведение экскурсий, то мы бы с вами не рассуждали о том, к чему могло привести распространение столь яркого явления.
В нашей работе представлена масштабная база зарождения детского туризма в районах и городах Красноярского края. Но самой важной частью работы является аналитическая часть, в которой представлены рассуждения автора о перспективах и преобразованиях в детском туризме для дальнейшего, более эффективного развития этого направления.
Стоит упомянуть, что тема не нова и активно исследуется. В основном, это общие работы по детскому туризму в России и лишь точечно, в ее
отдельных областях. Например, исследования Константинова Ю.С. «Из истории детского туризма в России» или, работы Маслаковой Е.А. «Управление развитием детского туризма в новых экономических условиях хозяйствования» [15, 19]. Проанализировав труды ученых, хронологию
развития туризма, мы раскрыли наиболее актуальные вопросы влияния туризма на становление личности обучающегося. Но, мы остановимся на более узкой направленности этого явления, а конкретнее, на изучении именно детско-юношеского туризма в Красноярском крае.
Главным документом, обращающим внимание на детский отдых в России, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3. Он определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ вопросы организации отдыха и оздоровления детей лежат в сфере государственной ответственности.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184 определены полномочия субъектов Российской Федерации в этих вопросах6. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 с 2006 г. организация отдыха и оздоровления детей в период их каникул отнесена к компетенции местного самоуправления
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ закрепляет права детей на отдых и оздоровление, а также обращает внимание на охрану их жизни и здоровья.
Также, есть ряд законов, согласно которым организация отдыха и оздоровления детей осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Это законы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей», который закрепляет права детей на отдых и оздоровление, а также обращает внимание на охрану их жизни и здоровья, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ вопросы организации отдыха и оздоровления детей лежат в сфере государственной ответственности, «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 с 2006 г. организация отдыха и оздоровления детей в период их каникул отнесена к компетенции местного самоуправления[35, 36, 37, 38].
Но, невзирая на важность детского туризма как социально важного явления, достаточно проработанной основы для него нет. 13 ноября 2017 г. прошёл круглый стол, организованный Комитетом Г осударственной Думы по образованию и науке. Его тема: «Оптимизация государственного
регулирования вопросов организации выездных мероприятий с обучающимися (туристско-краеведческой деятельности) — транспортное, медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, финансовое и техническое обеспечение». За прошедший период сократилась численность детей, которые занимаются в кружках и объединениях. Сокращение это произошло по объективным причинам. И они никоим образом не связаны с действующей нормативной базой или её отсутствием. Объективность ситуации, прежде всего, в том, что у нас в стране значительно сократилось количество педагогов, которые занимаются организацией детского туризма. По сути, не осталось очень важного направления по обеспечению безопасности и подготовки экскурсий. Федеральный центр детско- юношеского туризма и краеведения становится методическим центром, который должен оказывать помощь и поддержку субъектам Федерации, региональным центрам и учреждениям дополнительного образования туристской направленности по развитию этого направления. Определяющими являются несколько позиций. Первая — это доступность дополнительного образования. Вторая — массовость. Наконец, кадровое обеспечение и безопасность.
В условиях кризиса основных институтов общества (семьи, культуры, системы образования), вызванного социально-экономическими и политическими преобразованиями в стране, усилились многочисленные антисоциальные явления в детской и молодежной среде. Благодаря этому, происходит ценностная переориентация среди школьников и молодежи, следствием которой является распад системы самодеятельности детского туризма, отказ образовательных учреждений от таких форм самодеятельности, как походы, экскурсии, туристские слеты, полевые туристские лагеря изначально сочетающих в себе комплексный процесс образовательного воспитательного оздоровительного воздействия на личность учащегося и замена его комфортным коммерческим туризмом.
Также, несмотря на внесения некоторых законов, на государственном уровне, все же, сократилось финансирование детских путешествий всех видов - экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования - Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д.
Что касается развития этого явления в нашем крае, на данный момент, тема детского туризма недостаточно разработана, что препятствует изучению этого явления в свободном доступе. Более того тема почти не описана в нормативной, методической литературе. Поэтому, необходимо не только изучить уже имеющиеся материалы, но обобщить собранные материалы, опираясь преимущественно на материалы СМИ. Эта работа поможет показать вам особенности становления и приобщения туризма именно для данной местности, ведь везде детский туризм имел свои истоки и характеристики.
Также, в данной работе будет проанализирован спектр проблем детско- юношеского туризма в России, и способы решения.
Объект исследования - региональный детско-юношеский туризм как приоритетное направление туристической деятельности.
Предмет исследования - потенциал и перспективы развития детско- юношеского туризма в Российской Федерации и Красноярском крае, роль и место детского туризма в системе социального воспитания, формы и методы организации детского туризма, совокупность условий позволяющих приобщить школьников к активному участию в туристическо-краеведческой деятельности.
Цель работы - анализ современного состояния регионального детско- юношеского туризма (на примере Красноярского края) и разработка методических рекомендаций по организации детско-юношеского туризма в муниципалитетах края, методические разработки по организации классного часа по детско-юношескому туризму в средних общеобразовательных учреждениях края.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. изучить теоретические и региональные аспекты детского туризма: его виды, направления деятельности, формы и методы организации;
2. изучить этапы исторического развития детского туризма в России и Красноярском крае;
3. выявить основные направления и перспективы развития детско-юношеского туризма в регионе;
4. определить роль и значение детско-юношеского туризма в экономическом и социокультурном развитии региона
Практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут использоваться в качестве методичек для дальнейшего продвижения ресурсов детского, образовательного туризма в организациях дополнительного и общего образования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема развития детского туризма очень актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития образования в России.
По результату проделанной работы можно сделать следующие выводы:
В первой главе были изучены основные составляющие детско- юношеского туризма, также, эта глава помогает нам определиться с видами детско-юношеского туризма. В ней, мы рассмотрели классификацию видов. Также, была изучена история становления и развития детско-юношеского туризма в Приенисейском крае в период с XIXb. по конец XX века. Ретроспективный анализ развития туризма показывает, что в советский период туристско-краеведческая деятельность учащихся рассматривалась как одно из эффективных средств воспитания подрастающего поколения. Это нашло отражение как в практике, так и в научных исследованиях. Для советского союза, уделявшего большое значение формированию личности советского гражданина, детский организованный отдых и оздоровление стали важной частью социальной политики. Поэтому именно в этот период детский отдых был более продуманным и организован, именно в этот период появляется большое количество детских лагерей, потому что эта сфера полностью контролируется государством. После распада советского союза и смен приоритетных направлений государства эта сфера стала коммерческой, но на советской материально-технической базе, с включением новых предложений, но старыми проблемами.
Проблемы и перспективы развития детско-юношеского туризма были рассмотрены уже во второй главе. Выяснили, что в Красноярском крае есть важнейшая организация, которая играет немаловажную роль в развитии детско-юношеского туризм это Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноярский краевой центр туризма и краеведения», он оказывает большую поддержку районам края в организации туристской деятельности и подготовке квалифицированных кадров, но эта организация решает далеко не все проблемы, которые тормозят Красноярский край на пути к массовому и обеспеченному всеми благами, детскому туризму. А именно:
• проблемы инфраструктурной обеспеченности детского туризма, некачественного финансирования материально-технической базы
-туристическое оборудование является дорогим, в связи с этим недоступен для некоторых семей
-не хватает квалифицированных кадров
• недостаточный уровень безопасности детей на территории организации детского отдыха
-чрезмерная зарегулированность детского туризма большими списками законодательных актов, порой из разряда невыполнимого.
-плохая информированность населения о туристических местах и маршрутах
-недостаточная сформированность или отсутствие системы управления туризмом и краеведением в школах.
Также, мы показали, что Красноярский край обладает значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно­познавательного туризма, так и спортивного детского туризма. Возможности региона располагают к активному проведению туристско-спортивных соревнований, таких как ориентирование, скалолазание, лодочно­байдарочные походы и т.д. Область имеет богатую историко-культурную ценность, но как мы выяснили, проанализировав развитие детско-юношеского туризма в муниципалитетах, не все районы края пользуются этими рекреационными ресурсами.
В результате проделанной работы нами были сформулированы предложения, способствующие дальнейшему эффективному развитию детского туризма в Красноярском крае:
-увеличение количества учащихся, занимающихся по таким программам на 3 - 5 %.
-создание условий для развития массового детско-юношеского туризма (создание туристско-спортивных клубов с должной современной образовательной средой (переоборудование).
-работа с кадрами (переобучение сотрудников или дополнительных курсов для работников образовательных учреждений, возможно привлечение студентов).
-обеспечение безопасных условий деятельности в ОУ, формирование современной МТБ не только городах, но и селах, также снабжение районов современным туристским снаряжением.
-сохранение в каждом муниципалитете профильного учреждения: - центра либо станции туристов не как структурного подразделения в объединенном центре дополнительного образования, а именно как самостоятельного юридического лица.
- создать буклет с методическими рекомендациями по организации детско-юношеского-туризма в муниципальных образованиях нашего края. Буклет в котором содержатся рекомендации по развитию центров детско- юношеского туризма, организации походов, документы, необходимые для организации туристских походов, обязанности и права участников похода. Также, предлагается создать приложение к буклету, который надо заполнить информацией про территорию: особенности местности, какие маршруты и виды туризма у них популярны, куда можно ходить. В дальнейшем эта информация послужит базой для создания общего туристического сайта с маршрутами по Красноярскому краю, что поспособствует популяризации детско-юношеского туризма, как самодеятельного, так и организованного.
-упростить систему предоставления необходимых документов и процедуру заявки в поход.
-вернуть детско-юношеский туризм в школы.
В третьей главе рассмотрен педагогический потенциал детско- юношеского туризма и значимость развития туризма именно в школах. Туристская работа в школе является частью физического воспитания и направлена на комплексное решение задач физического воспитания. Развитие сектора детского загородного отдыха в России -- на сегодня одна из стратегических задач государственного уровня.
Существуют на сегодняшний день ещё причины, по которым туризм так и не занял в школе должной позиции, не получил статуса непременного раздела внеурочной учебно-воспитательной работы. Можно выделить следующие причины: профессиональная неподготовленность педагогов к использованию туризма, ориентированность системы внутришкольного контроля на усвоение школьниками только знаний, умений и навыков, недостаточное финансирование....


1. Абалаков Е.М. На высочайших вершинах Советского союза/ Е.М.Абалаков. - М.: АН, 1963. - 120 с.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм/А.Ю.Александрова: Учебник. М., Аспект Пресс, 2002, - 470 с.
3. Беляк И. Ф. Край причудливых скал— Красноярск: ККИ, 1952. — 132 с.
4. Беляк, И.Ф Всемирно развивать скалолазание и альпинизм / И. Ф. Беляк // Красноярский комсомолец. - 1950. - №24. - С.8.
5. Без автора. Собирайтесь в походы юные краеведы/Красноярский комсомолец.-1950.- №32. - С.15.
6. Без автора. Красноярский рабочий.-1941.- №135
7. Без автора. Красноярский комсомолец.-1949.- №37
8. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - Спб: Питер, 2002
9. Вступайте в клуб краеведов/ Сталинские внучата.-1939.- №35
10. Губаненков С.М Спортивный туризм в системе образования. - СПб.: ИД Петрополис, 2008. - 196с.
11. Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность: Учеб. Пособие. - К.: Выща шк., 1989. - 342с.: ил.
12. Клуб краеведов/ Сталинские внучата.-1939.- №35
13. Клуб краеведов/ Сталинские внучата.-1939.- №42
14. Константинов Ю.С., Из истории детского туризма в России (1918­2008). - М.: ФЦДЮТиК, 2008. - 312 с.
15. Константинов Ю.С., Детско-юношеский туризм. Учебно­методическое пособие/Ю.С. Константинов. - М.: «Советский спорт», 2008....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ