ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 10
1.1. Теоретико-правовые основы организации работы с одаренными детьми 10
1.2. История опыта развития одаренности в Российском образовании в XX - начале
XXI вв 17
1.3. Организация работы с одаренными детьми по истории, как составная часть
инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС 27
Вывод по первой главе 37
ГЛАВА 2. ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 38
2.1. Результаты исследования в области заинтересованности и стимулировании в
изучении истории 38
2.2. Анализ методов выявления одаренных детей 49
2.3. Разработка и наполнение веб-сайта как форма работы с одарёнными детьми по
предмету история 53
Вывод по второй главе 60
Заключение 61
Список источников и литературы 63
Приложение 1 70
Приложение 2 6
Приложение 3 4
Актуальность темы исследования. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Сегодня большую роль, в этом контексте играет дистанционное образование, и IT-технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни, будь то работа, учеба или отдых. Все, к чему наше общество привыкло в офлайн формате, перешло в формат онлайн. Быстрое развитие сферы дистанционного обучения и использование IT-технологии на уроках и внеурочной деятельности открывает, особенно у молодых педагогов, много возможностей встроить в свой урок, сложные задания с большей информацией для одаренных школьников.
Государство заинтересовано в такой работе, ведь с 2019 года в Российской Федерации реализуется проект «Образование», который включается в себя создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Данная программа предполагает модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ1.
Это помогают детям в школе, определится со своей будущей сферой интересов, а в последствие, и в сфере деятельности, в которой они будут максимально успешны. В условиях информатизации и компьютеризации не всякая информация направлена на формирование свободной, критически мыслящей и оригинально творящей, успешной личности, поэтому так важно создать платформу с качественно отобранным и разнообразным материалом, который помогал бы учителю и родителям, а также и самому ученику при подготовке к занятиям, олимпиадам, исследовательским работам и для полезного время препровождения.
Степень изученности темы. Выявление и педагогическое сопровождение одаренности детей, начиная с самого раннего возраста и заканчивая совершеннолетием, изучена достаточно обширна в работах таких авторов как: Франц Монкс и Ирен Ипенбург «Одаренные дети», Виннер Э. «Необычные таланты: одаренные дети, вундеркинды и умники», Лейтес Н. «Что значит "одаренный ребенок"?», Богломочева О.А. «Особенности образа мира у одаренных подростков». Все эти работы и другие помогают понять, как распознать одаренного ребенка, чем он отличается от обычного школьника, как помочь такому ребенку быть успешным.
Теоретические работы, позволили лучше понять, какая одаренность бывает, у кого и когда проявляется, в этом нам помогли следующие исследования: Лейтес Н.С. «Психология одаренности детей и подростков», Ушаков Д.В. «Психология интеллекта и одаренности», Щебланова Е.И. «Неуспешные одаренные школьники».
Методические работы, которые помогли определить круг наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям методов и приемов обучения, а главное проверенные на практике в работе с одаренными школьниками. Запалацкая В.С. «Региональная система работы с одаренными детьми: управление развитием», Богоявлевская Д.Б. «Рабочая Концепция одаренности».
Таким образом, анализ государственных документов и обзор научной литературы позволили выявить противоречия между:
• заказом государства и запросом общества на подготовку юных граждан, способных и готовых к проявлению и реализации своих личностных возможностей в избранных областях жизнедеятельности, и недостаточно выраженной ориентацией деятельности образовательных учреждений на удовлетворение этих требований;
• потребностью педагогического сообщества в осмыслении потенциала применения возможностей дистанционного образования и IT-технологии при организации работы с одаренными детьми по истории, и недостаточной разработанностью педагогической модели реализации этого процесса;
• необходимостью практической реализации потенциала применения возможностей дистанционного образования и IT-технологии при организации работы с одаренными детьми по истории, и отсутствием опыта разработки и наполнения веб-сайта для учителей, родителей и одаренных детей как эффективной формы, обеспечивающей результативность данного процесса.
На основе выявленных противоречий, а также анализа педагогической литературы, была определена и сформулирована проблема исследования: заключающаяся в необходимости обоснования и описания опыта разработки и наполнения веб-сайта для учителей, родителей как эффективной формы, обеспечивающей результативность выявления и организации сопровождения, одаренных по истории детей.
Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость разрешения проблемы исследования обусловили выбор темы: «Организация работы с одаренными детьми в обучении истории: опыт и современные тенденции».
Объект исследования - работа с одаренными детьми.
Предмет исследования - организация работы с одаренными детьми в обучении истории посредством разработки и наполнения веб-сайт.
Цель - состоит в разработке и наполнении сайта для одаренных детей, который будет носить в первую очередь информационно-развлекательный характер по отечественной и всеобщей истории, а родителей и учителей знакомить их с одаренными детьми, с особенностью организации работы и общения с ними.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что организация работы с одаренными детьми в обучении истории посредством разработки и наполнения веб-сайта будет результативным, если:
На теоретическом уровне будут раскрыты и проанализированы теоретико-правовые основы организации работы с одаренными детьми в контексте создания веб-сайт и наполнить его информацией;
выявлена и проанализирована история опыта выявления изучения и сопровождения одаренности в Российском образовании в XX - начале XXI вв.;
охарактеризована организация работы с одаренными детьми по истории, как составная часть инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС.
На практическом уровне будут обобщены и проанализированы результаты исследования в области заинтересованности и стимулирования одаренных детей в изучении истории; обоснованы и проанализированы методы выявления одаренных по истории детей; разработан, наполнен информацией и апробирован веб-сайта как форма работы с одарёнными детьми по предмету истории.
Задачи:
1. Раскрыть и проанализировать теоретико-правовые основы организации работы с одаренными детьми в контексте создания веб-сайт и наполнить его информацией.
2. Выявить и проанализировать историю опыта выявления и сопровождения одаренности в Российском образовании в XX - начале XXI вв.
3. Охарактеризовать организацию работы с одаренными детьми по истории, как составная часть инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования в области заинтересованности и стимулирования одаренных детей в изучении истории.
5. Обосновать и проанализировать методы выявления одаренных по истории детей.
6. Разработать, наполнить и апробировать веб-сайта как форма работы с одарёнными детьми по предмету история.
Теоретической основой исследования послужили труды современных специалистов, изучающие одаренность: Лейтес Н.С. Ушаков Д.В., Щебланова Е.И. А также, труды Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, И.Я. Лернера. Гиганты советской дидактики акцентировали внимание на возможностях развития одаренных детей при условии модернизации содержания образования и применении новых методов обучения.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• Теоретический: производился методической литературы по
изучаемой проблеме, ее систематизация и обобщение с эмпирическими данными;
• Эмпирический: анкетирование и обработку результатов.
Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач мы использовали несколько групп источников, прежде всего, нормативные документы и методические разработки.
Для выявления нормативных правовых основ преподавания истории в школе было необходимо проанализировать основные нормативные документы: (ФГОС), Стратегия развития и воспитания в РФ, Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. (ред.27 мая 2020 г.). N 1239 «Об утверждении Правил 7
выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» и другие.
Кроме того, нами проанализированы методические разработки учителей Шкуратовой Т.В. Программа «Выявление и развитие одаренных детей, имеющих способности к творческой и исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания»2 и Буториной Н.В. «Одарённые дети. Выявление одарённых детей и способы работы с ними на уроках истории и обществознания»3.
Новизна исследования состоит в том, что были проанализированы методы работы с одаренными детьми и на этой основе разработан веб-сайта как эффективная форма работы, обеспечивающая результативность в выявлении, сопровождении и обучении одаренных детей, по предмету история.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении нормативноправовой базы, на которую опирается учитель, и выявление условий согласно ФГОС которые должны быть созданы, при работе с одаренными детьми.
Практическая значимость работы заключается в разработке сайта, которая будет полезна молодым учителя, родителям и школьника. Данная разработка соответствует заявленным задачам проекта «Образование»: Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий; Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций (антропологический, культурологический и герменевтический подходы), применением комплексного подхода, адекватностью методов исследования его логике и задачам, репрезентативностью источниковой базы и логичностью выводов.
Апробация результатов исследования: выступление с докладом «Организация работы с одаренными детьми по истории, как составная часть инновационной образовательной деятельности в условиях ФГОС» на VI Национальной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития», посвящённой юбилейным датам исторического факультета в рамках XXII международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века» и публикация статьи.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложение.
Становление обучения одарённых детей в России прошло долгий путь и продолжает его. Двадцать первый век диктует свои правила и условия в сфере образования. Учителю всегда приходилось иметь знания в разных областях, на сегодняшний день добавляется еще одна область - дистанционное обучение. Именно онлайн формат, дает импульс в изучении программирования, создания сайтов, изобретения новых методик и технологий в области педагогики.
В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение. Учитель сегодня должен владеть информационной грамотностью и научить школьников работать с большим потоком информации. Ответственность возрастает вдвойне, когда речь идет об одарённых детях, ведь у них потребность в информации гораздо больше.
Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести преподавателю истории. Это связано с тем, что специфика исторической дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом. Демонстрация видеофильма, компьютерные программные технологии, слайды погружают обучающихся в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Новые информационные технологии не заменят преподавателей и учебников, однако они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе обучающихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.
Таким образом, созданный нами продукт - веб-сайт, повышает заинтересованность изучения темы одаренности. Развивает интерес преподавателей истории, а также других предметов создавать подобные страницы, улучшать методики и технологии при работе с талантливыми детьми. Ставит новые вызовы и задачи перед учителями, развиваться вместе с детьми. Ведь в том и состоит прелесть образования, познавать и учится все время чему- то новому, выполняя поставленные цели государства в сфере образования.