Введение 3
1. Теоретические основы оценки сервисных бизнес-процессов на предприятии 5
1.1 Сущность, содержание, виды бизнес-процессов предприятия 5
1.2 Подходы к оценке сервисных бизнес-процессов на предприятии 11
1.3 Методы совершенствования сервисных бизнес-процессов 17
2. Оценка состояния сервисных бизнес-процессов АО ВК «Красноярская ярмарка» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО ВК «Красноярская ярмарка» 21
2.2 Анализ сервисных бизнес-процессов на АО ВК «Красноярская ярмарка» 27
2.3 Оценка сервисных бизнес-процессов на АО ВК «Красноярская ярмарка» 30
3. Разработка и обоснование направлений совершенствования сервисных бизнес-процессов в АО ВК «Красноярская ярмарка» 34
3.1 Обоснование целевого сегмента потенциальных пользователей вводимого бизнес-процесса 34
3.2 Разработка направлений по совершенствованию сервисных бизнес- процессов на АО ВК «Красноярская ярмарка» 39
3.3 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций 45
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения 58
В условиях нестабильности и цифрового развития, когда требования к качеству и ассортименту товаров и услуг диктует не производитель, а потребитель все более очевидной становится необходимость анализа и совершенствования бизнес-процессов на предприятиях.
Чтобы потребители были лояльны к предприятию, необходимо выбирать правильную стратегию ведения его деятельности. Этого можно достичь, проводя непрерывный анализ как внешних, таких как: изменение спроса потребителей, состояние экономики так и внутренних факторов - организационная структура, система управления, рентабельность, ценообразование. При этом важно проводить анализ бизнес-процессов, протекающих на предприятии.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что для эффективного решения организационных и коммерческих задач, предприятиям необходимо выстроить бизнес-процессы, охватывающих все сферы деятельности. Они позволяют лучше контролировать и координировать работу предприятий на всех уровнях, быстро выявлять проблемы и проводить оптимизацию.
Целью дипломной работы является оценка и совершенствование сервисных бизнес-процессов на АО ВК «Красноярская ярмарка».
В соответствии с вышеуказанной целью в дипломной работе будут поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить сущность и содержание сервисных бизнес-процессов;
- Выявить направления совершенствования сервисных бизнес- процессов;
- Рассмотреть подходы к оценке сервисных бизнес-процессов на предприятии;
- Представить организационно-экономическую характеристику деятельности АО ВК «Красноярская ярмарка»;
- Провести анализ сервисных бизнес-процессов на АО ВК «Красноярская ярмарка»;
- Осуществить оценку качественных и количественных характеристик сервисных бизнес-процессов АО ВК «Красноярская ярмарка»;
- Проанализировать среду функционирования АО ВК «Красноярская ярмарка»;
- Разработать направления по совершенствованию сервисных бизнес-процессов на АО ВК «Красноярская ярмарка»;
- Представить экономическое обоснование.
Объектом данной дипломной работы является предприятие АО ВК «Красноярская ярмарка».
Предметом исследования является сервисные бизнес-процессы на предприятии.
Теоретической основой исследования бизнес-процессов АО ВК «Красноярская ярмарка» в дипломной работе являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов; труды экономистов по изучаемым вопросам (Терещенко Н.Н. и Трусова С.В., Радченко Р.В. и Чернышенко В.В., Тюкавкин Н.М., Миронова Е.А. и других); публикации в периодической печати; результаты собственных исследований.
Методической основой написания дипломной работы является использование таких методов исследования как: метод сравнения, анализа, группировки, а также методов, применяемых для оценки и совершенствования бизнес-процессов: метод «GAP», модель «SERQUAL», а также метод «зона толерантности». Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы 62 стр. Дипломная работа иллюстрирована 15 рисунками; 12 таблицами, 5 приложениями. Список использованных источников включает в себя 46 источников.
В первой главе рассмотрены понятие и признаки бизнес-процесса, а также дана его классификация и выделены уровни бизнес-процессов. При этом были подробно представлены подходы к оценке сервисных бизнес-процессов таких как: модель Gap, SERVQUAL, зона толерантности.
Также было выявлено, что построение и постоянное совершенствование бизнес-процессов является одним из наиболее логичных инструментов развития любого бизнеса. При запуске новой организации, структурного подразделения или для решения текущих проблем нужно правильно описать процессы, внедрить их и обеспечить контроль над выполнением поставленных задач. Каждый процесс должен давать четкий ответ на поставленный вопрос.
Во второй главе проанализированы сервисные бизнес-процессы. Сервисный бизнес-процесс продажи можно считать основным процессом АО ВК «Красноярская ярмарка», так как именно он позволяет предприятию не только получать прибыль, но и повышать лояльность реальных потребителей, при этом привлекая новых. Однако выставочному комплексу необходим бизнес-процесс продажи, который будет осуществляться в сети Интернет, с помощью онлайн-платформы для того, чтобы существенно повысить число потребителей, что в будущем поспособствует росту доходов.
АО ВК «Красноярская ярмарка» стоит обратить внимание на потребности потребителей, так как по нескольким методикам оценки таких как: модель Gap, SERVQUAL, зона толерантности, во второй главе было выявлено расхождение между ожиданиями и фактическим получением результата оказания услуги в отрицательную сторону. Предприятию необходимо провести анализ потребностей потребителей, в приоритете создание онлайн-платформы для продажи товаров ярмарки, что позволит увеличить рекламу в Интернете, привлечь новых потребителей. Также данный ход станет новинкой для выставочного комплекса, что позволит повысить лояльность потребителей и привлечь множество разнообразных предприятий с интересной продукцией.
В третьей главе был проведен сегментный анализ потребителей АО ВК «красноярская ярмарка», также автор представил направления совершенствования сервисных бизнес-процессов предприятия и их экономическую обоснованность.
У предприятия АО ВК «Красноярская ярмарка» отсутствует четкое разделение на сегменты, несмотря на то, что основных групп потребителей всего две, внутри данных групп отсутствует определенный портрет потребителя, так как каждая ярмарка направлена на определенную группу потребителей, что не дает определенности в выборе сегментов. Однако, АО ВК «Красноярская ярмарка» в основном получает прибыль за счет сдачи площадей в аренду, поэтому для предприятия выгоднее прилагать усилия для привлечения экспонентов, т.е. различных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые будут выставлять свою продукцию на различных организуемых предприятием ярмарках и выставках.
Для совершенствования сервисных бизнес-процессов выставочного комплекса были разработаны 4 направления: модернизация предприятия, обучение персонала, создание парковки и проект по созданию онлайн - платформы. Предприятию нужно провести анализ потребностей потребителей, в приоритете создание онлайн-платформы для продажи товаров ярмарки, что позволит увеличить рекламу в Интернете, привлечь новых потребителей. Также данный ход станет новинкой для выставочного комплекса, что позволит повысить лояльность потребителей и привлечь множество разнообразных предприятий с интересной продукцией. То есть основным направлением выбран проект по созданию сайта-агрегатора, так как продвижение в онлайн-среде является перспективным в современном мире. Также для данного проекта представлено экономическое обоснование и расчет эффективности проекта.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 28.06.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023. № 225-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2009 №381-ФЗ ред. от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023. N 352- ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
3. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: федер закон от 07.02.1992 №2300-I ред. от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023. N 266-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 19.12.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ ред. от 19.12.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
6. ГОСТ Р 51304-2022 Услуги торговли. Общие требования [Электронный ресурс]. - Взамен ГОСТ Р 51304-2009; введ. 01.01.2023. - Москва: Стандартинформ, 2022. - Режим доступа: https://internet-law.ru/.
7. ГОСТ Р 57306-2016. Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга. - введ. 01.09.2017 - Москва: Стандартинформ, 2018 - Режим доступа: https://internet-law.ru/.
8. Davinci, L. Redesign The Heavy Equipment Company’s Business Processes Based on EAP Using The Zachman Framework / L. Davinci, J.F. Andry // International Journal Of Open Information Technologies. - 2019. - № 12. - P. 70-76.
9. Serbin, V.V. Management of the process of designing multi-stream business processes / V.V. Serbin, A.A. Zhanalinova // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. - 2023. - № 1 (60). - P. 163-172.
10. DNS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dns- shop.ru/catalog/17a8932c16404e77/personalnye-kompyutery/?p=2. - Дата доступа: 17.11.2023.
11. Абрамова, Е.А. Построение модели автоматизации бизнес-процесса продажи объектов недвижимости / Е.А. Абрамова // Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". - 2023. - № 53. - С. 268-272.
12. Азизова А.В. Методические подходы к оценке эффективности реинжиниринга бизнес-процессов // Электронный научный журнал «Век качества». 2020. №3. С. 47-59.
13. Аналитика и управление бизнес-процессами предприятий и организаций: учебное пособие / Н.М. Тюкавкин, Е.А. Миронова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - С. 80.
14. АО ВК "Красноярская ярмарка" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/383478. - Дата доступа: 30.01.24.
15. Бизнес-процесс: понятие и классификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studmir.com/biznes-proczess-ponyatie-i-klassifikacziya/. - Дата доступа: 28.01.2024...(46)