Введение 4
1. Теоретические основы применения активно-образовательной
технологии в организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка 7
1.1. Понятие и компоненты образовательной технологи 7
1.2.Основные принципы образовательных технологий 11
1.3. Классификация образовательных технологий 13
1.4. Характеристика основных методов, относящихся к активно-образовательной технологи 19
1.4.1. Метод проектов 19
1.4.2. Игровой метод 25
1.4.3. Метод дискуссии 30
1.5. Сущность, функции и классификация самостоятельной работы
обучающихся 33
1.6. Принципы и основы организации самостоятельной работы
обучающихся 37
Выводы по главе 1 39
2. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной
работы обучающихся на уроках английского языка с применением активно-образовательной технологии 42
2.1. Организационный этап 42
2.2. Формирующий этап 43
2.2.1. Ролевая игра 43
2.2.2. Дискуссия 45
2.2.3. Проектная деятельность 46
2.3. Оценочный этап результатов опытно-экспериментальной
работы 49
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Список использованных источников 53
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В 63
Приложение Г 65
Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. Роль учителя и обучающегося меняется, обучающийся должен становиться активным участником учебного процесса, а учитель лишь направлять его. В свете реализации новых стандартов перед учителем встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда [Проект Приказа...]. Этим обуславливается внедрение в образовательный процесс активно-образовательной технологии. Именно поэтому темой нашего исследования стала: «Активно-образовательная технология в организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка в 8-9 классах».
Цель данной работы: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность активно-образовательной технологии в организации самостоятельной работы на уроках английского языка в 8-9 классах.
Объект исследования - образовательный процесс в школе в 8-9 классах.
Предмет исследования - самостоятельная работа обучающихся на уроке английского языка в 8-9 классах с использованием активно-образовательной технологии.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы о том, что при включении в урок активно-образовательной технологии самостоятельная работа обучающихся на среднем этапе обучения протекает более эффективно.
Чтобы доказать гипотезу, и в соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятия образовательной технологии и самостоятельной работы обучающихся;
2. проанализировать особенности активно-образовательной технологии и изучить основные методы, относящиеся к активно - образовательной технологии;
3. проанализировать принципы организации самостоятельной работы обучающихся;
4. разработать и внедрить активно-образовательную технологию в организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка в 8-9 классах.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в средней школе [Проект Приказа ...]; положения и выводы, содержащиеся в работах российских и зарубежных авторов по проблеме исследования (О.Н. Емельянова [Емельянова, 2014], Г.К. Селевко [Селевко, 2005], Е.Н. Соловова Е.Н [Соловова, 2010], Л. Кларк, И. Старр [Clark, Starr, 1991] и др.). Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов и методистов И.А. Зимней [Зимняя, 1991], Б.Г. Лихачева [Лихачев, 1992], Р.П. Мильруд [Мильруд, 2007] и др.
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, опытная работа, статистическая обработка полученных данных...
В данной работе мы пришли к следующим выводам:
Образовательная технология - это общепринятый термин для обозначения педагогической технологии; система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности.
Любая образовательная технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям относится активно-образовательная технология.
В ходе внедрения активно-образовательной технологии на уроках английского языка мы выяснили, что это помогает систематизировать полученные знания и применить их на практике, развить навыки самостоятельной учебной и творческой деятельности школьников в процессе обучения на уроках английского языка. Кроме этого, данная технология дает возможность обучающимся творчески реализовать себя на уроках иностранного языка, что является важным компонентом иноязычного образования на среднем этапе обучения. Результаты обучающихся экспериментальной группы были на 0,9 балла больше, чем результаты работы контрольной группы, что доказывает эффективность применения активно-образовательной технологии.
1. Азимов Э.Г., Щукин А. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 416 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Академия, 1995. 336 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 2002.
5. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? : [опыт учителя англ. яз. сред. шк. № 1299 Москвы] // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 29-33.
6. Вербицкая М.В., Маккинли С., Хастингс Б., Миндрул О.С., Твердохлебова И.П.. Forward по английскому языку 9 класс. М.: Вентанаграф, 2016.
7. Горовая В.П., Петрова Н.Ф. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 10. С. 35-36.
8. Деркач А.А. Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М., 1991.
9. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.
10. Емельянова О.Н. Педагогическая технология: сущность и содержание // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 31-34.
11. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой
коммуникации. 4-е изд. М.: Дело, 2002. 480 с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
13. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004. 86с.
14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Academa. 2003. 172с.
15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий:
Пособие для преподавателей. Спб.: КАРО, 2012. 368 с...44