ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 8
1.1. Особенности словаря в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР 15
1.3. Причинная обусловленность нарушений глагольного словаря у
детей дошкольного возраста с ЗПР 21
1.4. Обзор методик по формированию словаря действий у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 30
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на развитие глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 8
1.1. Особенности словаря в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР 15
1.3. Причинная обусловленность нарушений глагольного словаря у
детей дошкольного возраста с ЗПР 21
1.4. Обзор методик по формированию словаря действий у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 30
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на развитие глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Количество детей, у которых наблюдается ЗПР, неуклонно растет с каждым годом, и к настоящему моменту частота ЗПР среди детского населения составляет 1 -2% (как самостоятельной группы состояний) и 8-10% в общей структуре психических расстройств [73]. Пик выявляемости ЗПР приходится на начало обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе. Среди детей подготовительных групп детских садов распространенность ЗПР составляет 5%, а в младшем школьном возрасте - 4-8% [73].
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве цели познавательно - речевого развития в дошкольном возрасте описывает овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, что решается через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
В системе речевой работы формирование лексико-семантической стороны речи приобретает особое значение при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это связано, во-первых с ростом числа детей, имеющих ЗПР различного генеза, а также с особенностями их психического развития, главной из которых является отставание в темпах психического развития, что сказывается, в частности на речевом развитии. Для дошкольников с ЗПР именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное расширение словарного запаса ребенка и понимание смысловой стороны слов. Основой развития речи ребенка является знание окружающей действительности, когда каждый предмет или явление должны быть обозначены соответствующим словом.
Такие ученые как Р. И. Лалаева; Е. С. Слепович; С. Г. Шевченко отмечают бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по семантическим признакам, непонимание значения обобщающих слов и их неадекватное употребление, вследствие чего дети не могут дифференцировать обобщающие понятия. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные, но имеется недостаточное количество прилагательных и глаголов
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить особенности сформированности глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР и на основе выявленных особенностей составить содержание дифференцированных методических рекомендаций.
Объект исследования. Глагольный словарь старших дошкольников.
Предмет исследования. Сформированность глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что глагольный словарь детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет характеризоваться следующими особенностями: трудностями словоизменения и словообразования глагольных форм; преобладанием понимания и употреблении глаголов на уровне экспрессивной речи над уровнем импрессивной речи; затрудненным пониманием синонимичных и антонимичных рядов глаголов, в частности приставочных глаголов; трудности дифференциации глаголов по времени, роду, числу.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить особенности сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретико-методологические положения:
1. Положение об особенностях функционирования слов как единиц лексической системы (Л.С. Выготский);
2. Положение о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи (М.Р. Львов);
3. Положение о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления (Ф.А. Сохин).
Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами. Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ко вторым - сбор анамнеза, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Дюймовочка» г. Вихоревка Братского района Иркутской области. В исследовании приняло участие 20 старших дошкольников в возрасте 6 - 7 лет: 10 детей с условной норой развития и 10 детей с установленным ПМПК диагнозам ЗПР.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2019 - 2020 гг.:
1 этап - изучение психолого-педагогической литературы; определение целей, задач, гипотезы исследования (сентябрь 2019 - март 2020 г).
2 этап - проведение констатирующего эксперимента; его анализ результатов исследования (март 2020 г).
3 этап - составление дифференцированных методических рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (апрель 2020 г.).
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст квалификационной работы содержит 73 страницы, включает 8 таблиц, 2 гистограммы. Список литературы включает 75 источника.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве цели познавательно - речевого развития в дошкольном возрасте описывает овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, что решается через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
В системе речевой работы формирование лексико-семантической стороны речи приобретает особое значение при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это связано, во-первых с ростом числа детей, имеющих ЗПР различного генеза, а также с особенностями их психического развития, главной из которых является отставание в темпах психического развития, что сказывается, в частности на речевом развитии. Для дошкольников с ЗПР именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное расширение словарного запаса ребенка и понимание смысловой стороны слов. Основой развития речи ребенка является знание окружающей действительности, когда каждый предмет или явление должны быть обозначены соответствующим словом.
Такие ученые как Р. И. Лалаева; Е. С. Слепович; С. Г. Шевченко отмечают бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по семантическим признакам, непонимание значения обобщающих слов и их неадекватное употребление, вследствие чего дети не могут дифференцировать обобщающие понятия. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные, но имеется недостаточное количество прилагательных и глаголов
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить особенности сформированности глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР и на основе выявленных особенностей составить содержание дифференцированных методических рекомендаций.
Объект исследования. Глагольный словарь старших дошкольников.
Предмет исследования. Сформированность глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что глагольный словарь детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет характеризоваться следующими особенностями: трудностями словоизменения и словообразования глагольных форм; преобладанием понимания и употреблении глаголов на уровне экспрессивной речи над уровнем импрессивной речи; затрудненным пониманием синонимичных и антонимичных рядов глаголов, в частности приставочных глаголов; трудности дифференциации глаголов по времени, роду, числу.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить особенности сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретико-методологические положения:
1. Положение об особенностях функционирования слов как единиц лексической системы (Л.С. Выготский);
2. Положение о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи (М.Р. Львов);
3. Положение о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления (Ф.А. Сохин).
Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами. Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ко вторым - сбор анамнеза, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Дюймовочка» г. Вихоревка Братского района Иркутской области. В исследовании приняло участие 20 старших дошкольников в возрасте 6 - 7 лет: 10 детей с условной норой развития и 10 детей с установленным ПМПК диагнозам ЗПР.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2019 - 2020 гг.:
1 этап - изучение психолого-педагогической литературы; определение целей, задач, гипотезы исследования (сентябрь 2019 - март 2020 г).
2 этап - проведение констатирующего эксперимента; его анализ результатов исследования (март 2020 г).
3 этап - составление дифференцированных методических рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (апрель 2020 г.).
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст квалификационной работы содержит 73 страницы, включает 8 таблиц, 2 гистограммы. Список литературы включает 75 источника.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по тематике нашего исследования позволило нам сделать вывод о том, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач, как в общей дошкольной педагогике, как и в коррекционной.
Также на основе проведенного нами анализа теоретической литературы мы можем описать лексико-семантическую систему языка, как систему лексики данного языка, как множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и образующих единую целостность. При этом основной лексической единицей выступает слово, в котором заключён определенный смысл, которое имеет свое значение, звуковой состав и морфологическую структуру. В качестве описательной характеристики уровня развития лексико-семантической стороны речи выступает словарный запас ребенка.
Теоретический анализ научной литературы позволил нам описать ЗПР как вид дизонтогенеза, при котором отмечаются нарушения нормального темпа психического развития ребёнка, когда отмечается отставание от условных возрастных норм развития психических функций. Для большинства дошкольников с задержкой психического развития характерным является бедность словарного запаса, своеобразие лексики, которое проявляется в неточности употребления слов, недоразвитие антонимические из синонимических средств языка.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило описать ряд особенностей формирования глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР:
- для старших дошкольников с ЗПР отмечаются более низкие показатели понимания и владения глагольной лексикой в сравнении с детьми, не имеющих установленных отклонений развития;
- у дошкольников с ЗПР характерными являются выраженные трудности в усвоении процессов словоизменения и словообразования глаголов по сравнению с пониманием и употреблением их лексических и грамматических значений;
- характерным для дошкольников с ЗПР является проявление значительных трудностей в использовании глагольной лексики в экспрессивной речи по сравнению с ее пониманием;
- процесс накопления глагольного словаря дошкольников старшего возраста с ЗПР опережает процесс развития семантической структуры и лексической системности, что обусловлено сложностью структуры дефекта при данном виде дизонтогенеза, в частности задержкой развития вербально-логического мышления;
- наибольшие трудности дети старшего дошкольного возраста с ЗПР проявили в отношении усвоения глаголов, применяемых для обозначения эмоционального состояния человека, что отражается, в частности, в скудном запасе подобных глаголов в словаре таких детей;
- усвоение глаголов со значением предметных действий, а также форм глаголов 1 и 2 лица единственного и множественного числа, приставочных глаголов является затрудненным;
- выявленные нарушения восприятия и употребления форм словообразования глаголов являются связанными главным образом с несформированностью познавательных процессов старших дошкольников с ЗПР и отражаются главным образом на семантическом уровне;
- глагольный словарь старших дошкольников с ЗПР складывают главным образом слова, которые обозначают ежедневные бытовые действия (например, спать, мыться, одеваться, идти, есть, спать и т.д.), употребляемые детьми в более широком или более узком понимании значений, что выражается в затруднении при дифференциации некоторых действий;
- замены глаголов старшими дошкольниками с ЗПР являются признаком того, что дети не способны выделять существенные признаки действий с одной стороны, и несущественные с другой, а также выделять оттенки их значений;
- нарушения актуализации глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР проявляется в том числе в искажениях звуковой структуры слов;
- группировка глаголов является для старших дошкольников с ЗПР наиболее трудной операцией.
С опорой на полученные эмпирические результаты составлены методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на развитие глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Представленные нами методические рекомендации позволят ускорить процесс формирования и обогащения глагольного словаря как в количественном аспекте, так и в грамматическом и семантическом аспектах. Процесс формирования глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР должен носить комплексный характер, соответствующие игры и рекомендации могут быть использованы всем специалистами, работающими с детьми, а также родителями воспитанников.
Также на основе проведенного нами анализа теоретической литературы мы можем описать лексико-семантическую систему языка, как систему лексики данного языка, как множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и образующих единую целостность. При этом основной лексической единицей выступает слово, в котором заключён определенный смысл, которое имеет свое значение, звуковой состав и морфологическую структуру. В качестве описательной характеристики уровня развития лексико-семантической стороны речи выступает словарный запас ребенка.
Теоретический анализ научной литературы позволил нам описать ЗПР как вид дизонтогенеза, при котором отмечаются нарушения нормального темпа психического развития ребёнка, когда отмечается отставание от условных возрастных норм развития психических функций. Для большинства дошкольников с задержкой психического развития характерным является бедность словарного запаса, своеобразие лексики, которое проявляется в неточности употребления слов, недоразвитие антонимические из синонимических средств языка.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило описать ряд особенностей формирования глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР:
- для старших дошкольников с ЗПР отмечаются более низкие показатели понимания и владения глагольной лексикой в сравнении с детьми, не имеющих установленных отклонений развития;
- у дошкольников с ЗПР характерными являются выраженные трудности в усвоении процессов словоизменения и словообразования глаголов по сравнению с пониманием и употреблением их лексических и грамматических значений;
- характерным для дошкольников с ЗПР является проявление значительных трудностей в использовании глагольной лексики в экспрессивной речи по сравнению с ее пониманием;
- процесс накопления глагольного словаря дошкольников старшего возраста с ЗПР опережает процесс развития семантической структуры и лексической системности, что обусловлено сложностью структуры дефекта при данном виде дизонтогенеза, в частности задержкой развития вербально-логического мышления;
- наибольшие трудности дети старшего дошкольного возраста с ЗПР проявили в отношении усвоения глаголов, применяемых для обозначения эмоционального состояния человека, что отражается, в частности, в скудном запасе подобных глаголов в словаре таких детей;
- усвоение глаголов со значением предметных действий, а также форм глаголов 1 и 2 лица единственного и множественного числа, приставочных глаголов является затрудненным;
- выявленные нарушения восприятия и употребления форм словообразования глаголов являются связанными главным образом с несформированностью познавательных процессов старших дошкольников с ЗПР и отражаются главным образом на семантическом уровне;
- глагольный словарь старших дошкольников с ЗПР складывают главным образом слова, которые обозначают ежедневные бытовые действия (например, спать, мыться, одеваться, идти, есть, спать и т.д.), употребляемые детьми в более широком или более узком понимании значений, что выражается в затруднении при дифференциации некоторых действий;
- замены глаголов старшими дошкольниками с ЗПР являются признаком того, что дети не способны выделять существенные признаки действий с одной стороны, и несущественные с другой, а также выделять оттенки их значений;
- нарушения актуализации глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР проявляется в том числе в искажениях звуковой структуры слов;
- группировка глаголов является для старших дошкольников с ЗПР наиболее трудной операцией.
С опорой на полученные эмпирические результаты составлены методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на развитие глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Представленные нами методические рекомендации позволят ускорить процесс формирования и обогащения глагольного словаря как в количественном аспекте, так и в грамматическом и семантическом аспектах. Процесс формирования глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР должен носить комплексный характер, соответствующие игры и рекомендации могут быть использованы всем специалистами, работающими с детьми, а также родителями воспитанников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционно-развивающая npoграмма формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017



