Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 8
1.1. Особенности словаря в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР 15
1.3. Причинная обусловленность нарушений глагольного словаря у
детей дошкольного возраста с ЗПР 21
1.4. Обзор методик по формированию словаря действий у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 30
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на развитие глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Количество детей, у которых наблюдается ЗПР, неуклонно растет с каждым годом, и к настоящему моменту частота ЗПР среди детского населения составляет 1 -2% (как самостоятельной группы состояний) и 8-10% в общей структуре психических расстройств [73]. Пик выявляемости ЗПР приходится на начало обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе. Среди детей подготовительных групп детских садов распространенность ЗПР составляет 5%, а в младшем школьном возрасте - 4-8% [73].
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве цели познавательно - речевого развития в дошкольном возрасте описывает овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, что решается через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
В системе речевой работы формирование лексико-семантической стороны речи приобретает особое значение при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это связано, во-первых с ростом числа детей, имеющих ЗПР различного генеза, а также с особенностями их психического развития, главной из которых является отставание в темпах психического развития, что сказывается, в частности на речевом развитии. Для дошкольников с ЗПР именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное расширение словарного запаса ребенка и понимание смысловой стороны слов. Основой развития речи ребенка является знание окружающей действительности, когда каждый предмет или явление должны быть обозначены соответствующим словом.
Такие ученые как Р. И. Лалаева; Е. С. Слепович; С. Г. Шевченко отмечают бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по семантическим признакам, непонимание значения обобщающих слов и их неадекватное употребление, вследствие чего дети не могут дифференцировать обобщающие понятия. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные, но имеется недостаточное количество прилагательных и глаголов
Цель исследования. Теоретически обосновать и изучить особенности сформированности глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР и на основе выявленных особенностей составить содержание дифференцированных методических рекомендаций.
Объект исследования. Глагольный словарь старших дошкольников.
Предмет исследования. Сформированность глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что глагольный словарь детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет характеризоваться следующими особенностями: трудностями словоизменения и словообразования глагольных форм; преобладанием понимания и употреблении глаголов на уровне экспрессивной речи над уровнем импрессивной речи; затрудненным пониманием синонимичных и антонимичных рядов глаголов, в частности приставочных глаголов; трудности дифференциации глаголов по времени, роду, числу.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить особенности сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретико-методологические положения:
1. Положение об особенностях функционирования слов как единиц лексической системы (Л.С. Выготский);
2. Положение о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи (М.Р. Львов);
3. Положение о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления (Ф.А. Сохин).
Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами. Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования. К числу первых относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ко вторым - сбор анамнеза, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях словаря действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ «Дюймовочка» г. Вихоревка Братского района Иркутской области. В исследовании приняло участие 20 старших дошкольников в возрасте 6 - 7 лет: 10 детей с условной норой развития и 10 детей с установленным ПМПК диагнозам ЗПР.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2019 - 2020 гг.:
1 этап - изучение психолого-педагогической литературы; определение целей, задач, гипотезы исследования (сентябрь 2019 - март 2020 г).
2 этап - проведение констатирующего эксперимента; его анализ результатов исследования (март 2020 г).
3 этап - составление дифференцированных методических рекомендации по коррекции выявленных нарушений глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (апрель 2020 г.).
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст квалификационной работы содержит 73 страницы, включает 8 таблиц, 2 гистограммы. Список литературы включает 75 источника.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по тематике нашего исследования позволило нам сделать вывод о том, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач, как в общей дошкольной педагогике, как и в коррекционной.
Также на основе проведенного нами анализа теоретической литературы мы можем описать лексико-семантическую систему языка, как систему лексики данного языка, как множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и образующих единую целостность. При этом основной лексической единицей выступает слово, в котором заключён определенный смысл, которое имеет свое значение, звуковой состав и морфологическую структуру. В качестве описательной характеристики уровня развития лексико-семантической стороны речи выступает словарный запас ребенка.
Теоретический анализ научной литературы позволил нам описать ЗПР как вид дизонтогенеза, при котором отмечаются нарушения нормального темпа психического развития ребёнка, когда отмечается отставание от условных возрастных норм развития психических функций. Для большинства дошкольников с задержкой психического развития характерным является бедность словарного запаса, своеобразие лексики, которое проявляется в неточности употребления слов, недоразвитие антонимические из синонимических средств языка.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило описать ряд особенностей формирования глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР:
- для старших дошкольников с ЗПР отмечаются более низкие показатели понимания и владения глагольной лексикой в сравнении с детьми, не имеющих установленных отклонений развития;
- у дошкольников с ЗПР характерными являются выраженные трудности в усвоении процессов словоизменения и словообразования глаголов по сравнению с пониманием и употреблением их лексических и грамматических значений;
- характерным для дошкольников с ЗПР является проявление значительных трудностей в использовании глагольной лексики в экспрессивной речи по сравнению с ее пониманием;
- процесс накопления глагольного словаря дошкольников старшего возраста с ЗПР опережает процесс развития семантической структуры и лексической системности, что обусловлено сложностью структуры дефекта при данном виде дизонтогенеза, в частности задержкой развития вербально-логического мышления;
- наибольшие трудности дети старшего дошкольного возраста с ЗПР проявили в отношении усвоения глаголов, применяемых для обозначения эмоционального состояния человека, что отражается, в частности, в скудном запасе подобных глаголов в словаре таких детей;
- усвоение глаголов со значением предметных действий, а также форм глаголов 1 и 2 лица единственного и множественного числа, приставочных глаголов является затрудненным;
- выявленные нарушения восприятия и употребления форм словообразования глаголов являются связанными главным образом с несформированностью познавательных процессов старших дошкольников с ЗПР и отражаются главным образом на семантическом уровне;
- глагольный словарь старших дошкольников с ЗПР складывают главным образом слова, которые обозначают ежедневные бытовые действия (например, спать, мыться, одеваться, идти, есть, спать и т.д.), употребляемые детьми в более широком или более узком понимании значений, что выражается в затруднении при дифференциации некоторых действий;
- замены глаголов старшими дошкольниками с ЗПР являются признаком того, что дети не способны выделять существенные признаки действий с одной стороны, и несущественные с другой, а также выделять оттенки их значений;
- нарушения актуализации глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР проявляется в том числе в искажениях звуковой структуры слов;
- группировка глаголов является для старших дошкольников с ЗПР наиболее трудной операцией.
С опорой на полученные эмпирические результаты составлены методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на развитие глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Представленные нами методические рекомендации позволят ускорить процесс формирования и обогащения глагольного словаря как в количественном аспекте, так и в грамматическом и семантическом аспектах. Процесс формирования глагольного словаря старших дошкольников с ЗПР должен носить комплексный характер, соответствующие игры и рекомендации могут быть использованы всем специалистами, работающими с детьми, а также родителями воспитанников.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
2. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства: Дата Сквер, 2015. — 248 с.
3. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 202 с.
4. Базарбаева Г.Б., Егенисова А.К. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития//Современные наукоемкие технологии. Издательство: Издательский дом «Академия Естествознания», 2013 г., №7-2, с. 136 - 137.
5. Беляева К.В., Морозова В.В. Специфика развития лексического компонента речи у старших дошкольников с задержкой психического развития//Специальное образование. Материалы IX Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова. 2013г., с. 27 - 30.
6. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
7. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект) [Текст] / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. - М., 2007. - 78 с.
8. Борякова, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию лексикограмматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов)[Текст] / Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. // Логопедия сегодня. - 2009. - №2 (24). - 48-53 с.
9. Буслаева М.Е. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей с интеллектуальными нарушениями//Молодежь - науке и практике: взгляд в будущее. Сборник материалов международной научно -практической конференции. Под редакцией И.П. Краснощеченко. 2017, с. 205 - 213.
10. Василенко Е.А., Рядинскя О.П. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности.//Образовательная среды сегодня: стратегии развития, 2015г., №1(2), с. 323-324.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. - М., 2007. - 480 с.
12. Гоплако Т.В. Особенности развития словарного запаса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития//Новая наука: от идеи к результату, 2017г., т.2, №3, с. 40-42.
13. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О. Е. Громова. - М., 2003. - 176 с.
14. Данилова, Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 144 с.
15. Деревянкина Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского", 2013.
16. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с
17. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Л.Н. Галигузова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176 с.
18. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2017. - 158 с.
19. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2013.
20. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 112 с.
21. Инденбаум Е.Л. «К чему приводит инклюзивное образование детей с задержкой психического развития»// "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития"- 2013, № 4, С.33-38.
22. Инклюзивное образование: психолого-педагогические
особенности обучающихся с ОВЗ. Глазовский государственный педагогический институт, 2017 г. - 43 с.
23. Киселева В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 8-12.
24. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Речевая карта ребенка с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М.: ГНОМ и Д, 2013.
25. Кошелева Н. В.Тематические лексико-грамматические упражнения для взрослых и детей с нарушениями речи: методическое пособие. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2015 г. - 208 с.
26. Красавина Д.В. Выявление лексико-семантических нарушений у детей с общим недоразвитием речи//Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы I студенческой научно-практической коференции, 2017, с. 215 - 217.
27. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
28. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушения устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. - М., 2004. - 71 с.44.
29. Лебединская К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 304 с.
30. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М.: Academia, 2014. - 144 с.
31. Леонтьев, А. Н. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 2006. - 248 с.
32. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.¬56 с.
33. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. Санкт-Петербургсий государственный университет (г. Санкт-Петербург), 2019г., 318с.
34. Мандель Б. Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-111+: иллюстрированное учебное пособие. «Директ- Медиа», 2015 г., 468 с.
35. Милаш Е.В. Особенности развития лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития//Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями, Москва, 2013г., с. 132 - 135.
36. Московкина А. Г., Орлова Н. И. Клинико-генетические основы
детской дефектологии учебное пособие для вузов. Гуманитарный
издательский центр» ВЛАДОС» - 2015 г. - 224 с.
37. Морозова, В. В. Состояние лексического компонента речи старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В. В. Морозова // Вузовская наука - образованию и промышленности. XI Вишняковские чтения : материалы междун. науч. конф., 28.03.2008 г. - СПб.,
2008. - С. 211-214.
38. Нартова-Бочавер С. К., Потапова А. В.Введение в психологию развития: учебное пособие. Издательство «Флинта», 2017 г., 216 с.
39. Недорезова Н.А., Губайдулина Е.В. Речевое развитие дошкольников в детском саду.//Вестник Гуманитарного института ТГУ., 2014г., №1(15), с. 23 - 25.
40. Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2014. — 240 с.
41. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР.: Владос, 2003. - 200 с.
42. Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб.науч. тр. - Саратов: Изд-во «Научная Книга», 2013. - Вып. 11. - 216 с.
43. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Л. М. Шипицыной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с.
44. Плотникова С. В.Развитие лексикона ребенка: учебное пособие. Издательство «Флинта», 2016 г., 225 с.
45. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / под. ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. - 320 с.
46. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 223 с.
47. Развитие речи детей 5 - 7 лет. - 3-е изд., дополн./Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 272с.
48. Романова С.В., Конева И.А. Развитие высших психических функций у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами театрализованных игр//Современные проблемы науки и образования. 2015г., №1-2, с. 220.
49. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - М.: Учитель, 2014. - 156 с.
50. Рыжкова-Гришина Л. В. Развитие речи : система работы: монография. Издательство «Флинта», 2015 г. - 251 с.
51. Серебрякова, Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Н.В. Серебрякова. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 304 с.
52. Свиридова Д.В., Медведева Е.Ю. Особенности лексико¬
семантической стороны речи у детей дошкольного возраста и общим недоразвитием речи//Проблемы современного педагогического образования. Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта), 2018г., №59-4, с. 234-237.
53. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет. «Директ-Медиа», 2014 г., 222 с.
54. Сиротюк А. Л.Психофизиологические основы
дифференцированного обучения школьников: учебное пособие. «Директ- Медиа», 2014 г., 292 с.
55. Сиротюк А. Л Сенсомоторное развитие дошкольников. «Директ- Медиа», 2014 г., 80 с.
56. Сиротюк А. Л. Упражнения для психического развития дошкольников. «Директ-Медиа», 2014 г., 47 с.
57. Смирнова А.Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.//Актуальные проблемы психологии образования. Сборник научных статей. ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского» . Ярославль, 2014, с. 77 - 82.
58. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. [Текст] / Соботович Е.Ф.- М., Классик Стиль, 2003. - 23-27 с.
59. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психологического развития. Издательство: Сфера, 2015. - 320 с.
60. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. - М., 2002. - 224 с.
61. Специальная психология. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. —428 с.
62. Специальная психология : учебник для академического
бакалавриата / Л. М. Шипицына [и др.]; под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 287 с.
63. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.Учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2013. — 256 с.
64. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004. 164 с.
65. Стерликова В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы): учебно-методическое пособие. Издательство «Флинта», 2014 г. - 203 с.
66. Тупоногов Б. К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушениями развития// Дефектология. - 2013. - № 3. - С. 15-18.
67. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
68. Ульянова Ю.А. Специфика работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития Методические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы образовательных учреждений. - г. о. Новокуйбышевск, 2017 - 100 с.
69. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336с.
70. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
71. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / В. Ф. Шалимов. - М. : Академия, 2002. - 112 с.
72. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учебнометодическое пособие / Г. В. Фадина. - Балашов : Николаев, 2004. - 68 с
73. Филлипова, Н.В., Барыльник, Ю.Б., Бачило, Е.В., Исмайлова, А.С.
Эпиодемиология нарушений психического развития в детском возрасте // Российский психиатрический журнал. - 2015. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiologiya-narusheniy-psihicheskogo- razvitiya-v-detskom-vozraste
74. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. [Текст] / Чистякова И.А. - М.: Каро, 2005. 37с.
75. Яшина В.И., Алексеева М.М.Теория и методика развития речи детей. Учебник для студ. учреждений высшего образования. — 5 изд., стереотип. — М.: Академия, 2014. — 448 с.