Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Древнее наскальное искусство севера Минусинской котловины. Изучение, охрана и использование (на примере петроглифов горы Кедровой)

Работа №169625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Древнее наскальное искусство севера Минусинской котловины.
Общая характеристика 9
1.1 Природно-географические условия 9
1.2 История исследования петроглифов 12
1.3 Методика исследования наскальных рисунков 16
Глава 2. Вопросы изучения и охраны петроглифов 22
2.1 Петроглифы горы Кедровой 22
2.2 Прилегающие археологические памятники 41
2.3 Вопросы хронологии и интерпретации наскальных рисунков 48
2.4 Современное состояние петроглифов 50
Глава 3. Использование петроглифов в культурно-образовательных целях 59
3.1 Использование объектов археологического наследия в образовательных целях 59
Заключение 65
Список источников и литературы 73
Приложения 74


Исследование наскальных изображений (петроглифов) является особым разделом археологической науки. История изучения памятников древнего искусства, а в особенности наскальная живопись на территории Южной Сибири насчитывает более двух столетий, это одно из самых загадочных явлений в истории человечества, привлекающее к себе всё больший интерес археологов. Петроглифы Сибири представляют собой обширный ценный материал для освещения различных сторон жизни древнего населения в северо-западной части Минусинской котловины. С первых этапов ее развития шло накопление источников, в частности, получены интересные материалы в ходе раскопок погребений тагарской культуры и изучения наскальных изображений в минусинских степях . Памятник представляет собой интерес как источник для изучения древней истории Южной Сибири.
Актуальность исследования. Наскальное искусство Минусинской котловины открывают большие возможности расширить наши познания как о хозяйственной стороне, военном деле и ритуальных особенностях племен, так и получить более обширное представление о мировоззрении древнего населения. Насыщенные многофигурные композиции петроглифов, включающие в себя изображения животных и людей, которые ярко отраженны в тагарской культуре. Таким уникальным и значимым объектом наскального искусства тагарской эпохи является писаница на горе Кедровой.
Древние рисунки имеют высочайшую ценность для понимания прошлого, они обладают значимым культурно-просветительским потенциалом и является малозатратным, при грамотном использовании практически неисчерпаемым, ресурсом для культурно-исторического развития региона. Но, к сожалению, в отличие от других археологических памятников, наскальная живопись очень уязвима по своей природе и более подвержена риску разрушения. Более того, в последние десятилетия возросшая популярность объектов привлекает массу посетителей.
Новизна исследования
В работе сделана попытка систематизированного исследования памятников наскальной живописи на горе Кедровой. Эта работа поможет шире охарактеризовать изобразительные традиции скифского времени. Здесь освещаются новые материалы исследований ранее неизвестных или фрагментарно изученных плоскостей, предлагается разработка семантики и хронологии изображений с памятников.
Все же есть причины, по которым публика должна быть обеспечена в возможности получения квалифицированной информации о памятниках. Эта информация должна вводить читателя в круг проблем изучения древнего искусства, знакомить с традициями регионов, историей изучения, с значимостью именно для этого места. Все это возможно сможет предотвратить бессознательное посещение наскальных памятников и способствует их сохранению. А так же будет содействовать повышению образовательного уровня учащихся...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства. О племенах и народах, обитавших на Хакасско-Минусинской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике (по дошедшим до нас географическим названиям), по сохранившимся письменным источникам.
Гора Кедровая, или Кизех-тах является одним из первых известных археологических памятников наскального искусства древних народов севера Минусинской котловины. Этот памятник является эталоном изобразительных традиций эпохи раннего железа, нашедших свое отражение в рисунках на скалах Южной Сибири.
Изображения писаницы Кедровой весьма своеобразны, некоторым образом даже выделяются из всего уже известного в Минусинской котловине.
По всей видимости, на писанице изображены сцены из реальной жизни, т.е. показаны повествовательные сюжеты, запечатлевшие знаменательные события. Вместе с тем, нельзя исключать и того, что в рисунках на скалах отражался желаемый исход предстоящих мероприятий промыслового или военного характера. Петроглифы иллюстрируют некоторые темы мифов имевших широкое распространение в скифское время на всей территории Евразии.
По нашему мнению и мнению ряда исследователей, петроглифы на горе Кедровой относится к своего рода святилищу эпохи раннего железа (II-I вв. до н. э.). Об этом свидетельствуют могильники тагарской культуры, расположенные у подножия горы Кедровой, насчитывающие более 100 насыпей и составляющие одно целое с петроглифами.
Необходимо обратить внимание на современное состояние петроглифов. В настоящее время памятник находится в аварийном состоянии. Под влиянием естественных эрозийных процессов скальные плоскости разрушаются. Многие плоскости покрыты современными надписями, которые перекрывают рисунки. Судя по датированным надписям, в последние годы наблюдается активизация посещения петроглифов неконтролируемыми группами посетителей.
Соответственно необходимы неотложные меры по сохранению и музеефикации петроглифов. Таких как создание музея-заповедника, территория, которого должна включать не только скальные массивы с петроглифами, но и прилегающие к ним другие археологические объекты. В подножии горы Кедровая - курганные группы «Кедровая 1-4». На курганных камнях сохранилось большое количество выбитых рисунков. В комплексе с памятниками наскального искусства они формируют историко-культурное пространство древних святилищ...


1. Адрианов А.В. Отчет по обследованию писаниц Минусинского края. СПб, 1910 вып. 10. С.41-50.
2. Беднарик Р., Девлет Е.Г. Проблемы сохранения древнего искусства Сибири // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово, 1993.
3. Боковенко Н. А. Бронзовые котлы эпохи ранних кочевников в азиатских степях// Проблемы заподносибирской археологии: (Эпоха железа). Новосибирск, 1981. С. 47,48.
5. Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея Л.: Наука, 1986.
6. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев- заповедников Российской федерации. М. 2009.
7. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. — М.: Научный мир, 2002. С. 120.
8. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. // М.: «Алетейа». 2005 - 472 с
9. Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды- Мозага). - М.: "Памятники исторической мысли", 1998. - с. 142-194;
10. Дэвлет М.А. О методике полевого изучения наскальных изображений // КСИА. - М.: Наука, 1990. Вып. 202. С. 83-89.
11. Заика А.Л. Методика полевых исследований петроглифов: Учеб.- метод. Пособие / Новосиб. Гос. ун-т. Новосибирск, 2006 - С. 43.
12. Заика А.Л. Наскальное искусство Приенисейской Сибири (общая характеристика) // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее. Т.1. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. С. 82-88.
13. Заика А.Л. Современное состояние и проблемы сохранения петроглифов Среднего Енисея // Материалы научно-практической конференции "Проблемы борьбы с проведением незаконных раскопок и незаконным оборотом предметов археологии, минералогии и палеонтологии". Красноярск, 2001г. С. 38-41.
14. Заика А.Л., Дроздов Н.И., Березовский А.П., Кержаев А.М. Археологические исследования на севере Минусинской котловины (предварительное сообщение) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы годовой сессии ИАиЭт СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН, 2004. Т. X., часть I. С. 255-256.
15. Заика А.Л., Краснолуцкий С.А., Рыбаков Н.И., Березовский А.П. Новые данные об окуневских изваяниях севера Минусинской котловины // Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V. Красноярск: РИО КГПУ, 2008. С. 58-63...55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ