Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические основы формирования у старших дошкольников милосердия (Армавирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №169620

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы75
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 2 Кавказского района (г. Кропоткин).
Выборка: 20 детей (возраст от 6 до 7 лет).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у старших дошкольников милосердия 8
1.2. Особенности нравственного развития старших дошкольников 8
1.2. Общее понятие о мировоззрении как личностном качестве 18
1.3. Психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников милосердия 32
2.1 Изучение уровня проявления милосердия у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание и методика работы по воспитанию милосердия у старших дошкольников 40
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение 65


Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации. Именно в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Регулярное духовно-нравственное развитие ребенка с ранних лет обеспечивает его социальное развитие и гармоничное воспитание личности.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сейчас весьма актуальна. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: материальные ценности возвышаются над духовными; книги уходят на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка входят персонажи сказок и мультфильмов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой; искажаются в определенной степени представления детей о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Не случайно философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги – исследователи разных отраслей гуманитарной науки говорят об «антропологическом кризисе», о «кризисе культуры», о смене парадигмы социального воспитания молодежи [5]. Поэтому, приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Одной из актуальных проблем духовно нравственного воспитания является проблема воспитания у подрастающего поколения милосердия. Милосердие является одним из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества. В наше время общество, как никогда, ощущает необходимость гуманного обращения не только в отношении человек-человек, но и в отношении человек-природа, окружающая среда.
Сегодня феномен милосердия анализируется учеными - представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики. Большое внимание проблеме милосердия уделялось философами-экзистенциалистами (А. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр), которые рассматривали милосердие как нравственную ценность, в высшей степени положительную и созидательную. В философских концепциях В.В. Розанова, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского и других милосердие рассматривается как характерная черта духовно здоровой личности. В последнее время в философской литературе появились труды Р.Г. Апресяна, В.П. Старостина, В.С. Хазиева, в которых милосердие трактуется как одна из сложнейших для восприятия, рассмотрения и изучения проблем, к которой обязана обращаться любая социальная теория и практика.
Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме воспитания милосердия заняли труды психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона, в которых расширяются представления о человеке как высшей ценности и утверждаются права личности на уникальность и собственный нравственный выбор Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме воспитания милосердия заняли труды психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона, в которых расширяются представления о человеке как высшей ценности и утверждаются права личности на уникальность и собственный нравственный выбор.
Традиция воспитания в России гуманной личности спокон веков была связана с постижением основ христианской морали, этики, духовности. Отличительными чертами русской души всегда были: душевность, проявление благородства, самопожертвования. Особенную роль в воспитании детей занимали: развитие способности жертвовать личными интересами и удобствами ради защиты справедливости и добра, формирование милосердия и любви к окружающим, пробуждение в отроках начал светлых и нравственных.
Необходимо отметить, что качества милосердия начинают формироваться с дошкольного детства. Старший дошкольный возраст является сензитивным для реализации данного процесса. С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников укрепился. В общих положениях обозначено, что одним из основных принципов дошкольной образовательной организации является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [24].
В качестве цели Федеральная программа дошкольного образования ставит необходимость приобщения детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа, среди которых особое место занимают такие, как гуманизм и милосердие.
Сказанное подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия и внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся.
В то же время, анализ педагогической практики позволил выявить противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования – методические основы воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методических основ воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - воспитание милосердия у детей старшего дошкольного возраста лет возможно при условиях поэтапной организации педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия и соответствующих каждому этапу методов:
• на первом этапе были использованы методы и приемы: беседа о милосердии, чтение художественной литературы.
• при проведении второго этапа были реализованы такие методы и приемы, как насыщенное эмоционально-положительное общение, привлечение к выполнению общественно-значимых и доступных поручений, чтение художественное литературы, использование настольно-печатных игр, педагогическая ситуация.
• на третьем этапе - игра и театрализованные постановки, беседы с детьми
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «милосердие» в научной литературе
2. Изучить особенности и условия воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать методику формирования милосердия у детей старшего дошкольного возраста и на диагностической основе проверить ее эффективность.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской литературы, нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы, методы математической обработки данных).
Теоретическую основу исследования определили положения о нравственном воспитании детей (Л.И. Рувинский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова), о роли семьи в данном процессе воспитания (Т.А. Куликова, Б.С. Братусь) о гуманной педагогике (Ш.А. Амонашвили), а также концепция духовно-нравственного развития личности (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в работе разработанную методику и условия ее реализации в воспитании милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 2 Кавказского района, г. Кропоткин.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических основ исследования позволяет сделать вывод о том, что развитие нравственной сферы ребенка имеет свои возрастные особенности. Они связаны с возрастными уровнями физического и психического развития. У детей развивается произвольность в деятельности, развивается мышление, накапливаются знания о нормах и требованиях морали, развиваются высшие чувства, складываются устойчивые формы нравственного поведения. В старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств и чувств. Благодаря пластичной нервной системе у детей дошкольного возраста отмечается высокая восприимчивость, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания вообще и формирования милосердия, в частности.
В результате изучения научной литературы было определено понимание сущности понятия мировоззрения, под которым понимается способность человека сопереживать другим, проявлять заботу и поддержку, может стать мощнейшим ресурсом, одним из ин¬струментов формирования личности чело¬века. Являясь преобладающей нравственной ценностью, милосердие должно стать ценно¬стью общечеловеческой, без которой невоз¬можно развитие гуманного общества.
В ходе исследования пришли к выводу о том, что процесс воспитания милосердия должен быть последовательным и касаться эмоционального, познавательного и поведенческого аспектов. Важно чтобы процесс воспитания в образовательном учреждении был сопряжен с воспитанием милосердия в семье. Соблюдение всех этих условий сможет развить и закрепить в ребенке желание и умение проявлять милосердие по отношению к окружающим.
На основе анализа теоретической литературы нами была выделена следующая группа педагогических условий, влияющих на развитие милосердия у детей старшего дошкольного возраста: при осуществлении педагогического процесса на основе личностно-ориентированного подхода; если формирование милосердия будет осуществляться на включении когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов; в процессе методически грамотной организации коллективной деятельности детей; при организации с педагогами специальной образовательной деятельности, направленной на развитие нравственных качеств детей седьмого года жизни. Важно чтобы процесс воспитания в образовательном учреждении был сопряжен с воспитанием милосердия в семье. Соблюдение всех этих условий сможет развить и закрепить в ребенке желание и умение проявлять милосердие по отношению к окружающим.
Опытно-экспериментальная работа включал 3 этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление у детей старшего дошкольного возраста уровня проявления милосердия. Анализ психолого-педагогической литературы выделить следующие показатели уровней проявления милосердия: наличие знаний о милосердии; наличие желания проявлять милосердие; наличие знаний о способах проявления милосердия; владение способами проявления милосердия. Для проведения констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы: беседа, игра, педагогическая ситуация. Основываясь на результатах проведенного эксперимента, мы выделили 3 уровня владения детьми знаниями о милосердии и умения его проявлять: низкий - 30%, средний 35 % и высокий 35 %.
Проведенная работа по воспитанию милосердия в форме культурной практики "Доброе сердце" состояла из трех этапов: информационного, эмоционально-мотивационного и поведенческого. На первом этапе были использованы следующие методы и приемы: беседа о милосердии, чтение художественной литературы. При проведении второго этапа были реализованы такие методы и приемы, как насыщенное эмоционально-положительное общение, привлечение к выполнению общественно-значимых и доступных поручений, чтение художественное литературы, использование настольно-печатных игр, педагогическая ситуация. На третьем этапе - игра и театрализованные постановки, беседа с родителями.
При проведении контрольного среза учитывались те же параметры, что и при проведении констатирующего эксперимента. Нами были получены следующие результаты: низкий уровень знаний и владения способами проявления милосердие был выявлен у 5 % детей; средний - 10% и высокий у 85% детей, это значительно выше, чем в констатирующем. В целом результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что наблюдаются существенные положительные изменения в уровне проявления милосердия у детей старшего дошкольного возраста. Также мы заметили, что в повседневной жизнедеятельности дети чаще стали проявлять внимание друг к другу: оказывать помощь, поддержку. Аналогичная ситуация по рассказам родителей наблюдалась и в семье.



1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
2. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13
3. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
4. Большой энциклопедический словарь // BigSlovar.ru [сайт] [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: https://bigslovar.ru/ (дата обращения - 19.09.2023).[Милосердие // Толковый словарь С.И. Ожегова [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=14454
5. Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012б. №3 (23). С. 60–72; Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник Института социологии. 2013. № 7. С. 152–181.
6. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений [2-е изд., испр. и доп.] / под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989. 96 с.
8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений [2-е изд., испр. и доп.] / под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989. 96 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
10. Дыбина О. В. Творчество – сущностная характеристика человеческого бытия: Монография. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
11. Касимова, Т. Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров / Т. Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 2. — С. 60—64.
12. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
14. Коломийченко Л.В. Концепция программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «От сердца к сердцу» // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 1. - С. 2-9
15. Конфуцианство // Большая российская энциклопедия [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/c/konfutsianstvo-3340af?ysclid=lpi4xtcxo413051576
16. Крамченинова Е. Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста // Вестник науки. № 1(22). 2020. С. 19-23.
17. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://212.112.113.247/wp-content/uploads/2018/10/Mezhlichnostnoe_obshenie_Kunicyna-VN.pdf
18. Логунова Е.Г. К вопросу о необходимости развития феномена милосердия // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-razvitiya-fenomena-miloserdiya/viewer
19. Логунова Е.Г. К вопросу о необходимости развития феномена милосердия // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-razvitiya-fenomena-miloserdiya/viewer
20. Милосердие // Православный портал «Азбука веры» [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/miloserdie
21. Новая философская энциклопедия: милосердие // Gufo.me [сайт] [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_encydopedia/МИЛОСЕРДИЕ
22. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образова¬ния: Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
23. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образова¬ния: Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
24. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
25. Ощепкова Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у млад¬ших школьников : дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2001. - 181 с.
26. Ощепкова Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у млад¬ших школьников : дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2001. - 181 с.
27. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1994. - 654 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
29. Прихожан, A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей [Текст] / А.М. Прихожан // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - с. 143-149.
30. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред.Т.С. Комаровой. - М.: Педагогика, 1983.
31. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2001. 432 с.
32. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902387360
33. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 30–38.
34. Суровягин СП. Милосердие. - Тюмень : Простор, 1993. - 255 с.
35. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т . Т. 1. М. : Педагогика, 1979. С. 229.
36. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272с.
37. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272с.
38. Чаплыгина А.Ю. Формирование у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях посредством этических бесед [Текст] / А.Ю. Чаплыгина. - Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. - 73 с.
39. Шинкарёва Н. А., Соловьёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы VII Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 20–23 января 2016 г. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 46–49.
40. Шинкарёва Н. А., Соловьёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы VII Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 20–23 января 2016 г. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 46–49.
41. Шульц, М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников [Текст] / М.П. Шульц // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.104.
42. Этимологический словарь Крылова: милосердие // Gufo.me [сайт] [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/krylov/милосердие

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ