Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические основы формирования у старших дошкольников милосердия (Армавирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №169620

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы75
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 2 Кавказского района (г. Кропоткин).
Выборка: 20 детей (возраст от 6 до 7 лет).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у старших дошкольников милосердия 8
1.2. Особенности нравственного развития старших дошкольников 8
1.2. Общее понятие о мировоззрении как личностном качестве 18
1.3. Психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников милосердия 32
2.1 Изучение уровня проявления милосердия у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание и методика работы по воспитанию милосердия у старших дошкольников 40
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение 65


Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации. Именно в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Регулярное духовно-нравственное развитие ребенка с ранних лет обеспечивает его социальное развитие и гармоничное воспитание личности.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сейчас весьма актуальна. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: материальные ценности возвышаются над духовными; книги уходят на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка входят персонажи сказок и мультфильмов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой; искажаются в определенной степени представления детей о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Не случайно философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги – исследователи разных отраслей гуманитарной науки говорят об «антропологическом кризисе», о «кризисе культуры», о смене парадигмы социального воспитания молодежи [5]. Поэтому, приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Одной из актуальных проблем духовно нравственного воспитания является проблема воспитания у подрастающего поколения милосердия. Милосердие является одним из наиболее возвышенных и благотворных атрибутов гуманного общества. В наше время общество, как никогда, ощущает необходимость гуманного обращения не только в отношении человек-человек, но и в отношении человек-природа, окружающая среда.
Сегодня феномен милосердия анализируется учеными - представителями разных областей отраслевого знания: социологии, психологии, педагогики. Большое внимание проблеме милосердия уделялось философами-экзистенциалистами (А. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр), которые рассматривали милосердие как нравственную ценность, в высшей степени положительную и созидательную. В философских концепциях В.В. Розанова, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского и других милосердие рассматривается как характерная черта духовно здоровой личности. В последнее время в философской литературе появились труды Р.Г. Апресяна, В.П. Старостина, В.С. Хазиева, в которых милосердие трактуется как одна из сложнейших для восприятия, рассмотрения и изучения проблем, к которой обязана обращаться любая социальная теория и практика.
Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме воспитания милосердия заняли труды психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона, в которых расширяются представления о человеке как высшей ценности и утверждаются права личности на уникальность и собственный нравственный выбор Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме воспитания милосердия заняли труды психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона, в которых расширяются представления о человеке как высшей ценности и утверждаются права личности на уникальность и собственный нравственный выбор.
Традиция воспитания в России гуманной личности спокон веков была связана с постижением основ христианской морали, этики, духовности. Отличительными чертами русской души всегда были: душевность, проявление благородства, самопожертвования. Особенную роль в воспитании детей занимали: развитие способности жертвовать личными интересами и удобствами ради защиты справедливости и добра, формирование милосердия и любви к окружающим, пробуждение в отроках начал светлых и нравственных.
Необходимо отметить, что качества милосердия начинают формироваться с дошкольного детства. Старший дошкольный возраст является сензитивным для реализации данного процесса. С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников укрепился. В общих положениях обозначено, что одним из основных принципов дошкольной образовательной организации является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [24].
В качестве цели Федеральная программа дошкольного образования ставит необходимость приобщения детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа, среди которых особое место занимают такие, как гуманизм и милосердие.
Сказанное подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия и внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся.
В то же время, анализ педагогической практики позволил выявить противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования – методические основы воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методических основ воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - воспитание милосердия у детей старшего дошкольного возраста лет возможно при условиях поэтапной организации педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия и соответствующих каждому этапу методов:
• на первом этапе были использованы методы и приемы: беседа о милосердии, чтение художественной литературы.
• при проведении второго этапа были реализованы такие методы и приемы, как насыщенное эмоционально-положительное общение, привлечение к выполнению общественно-значимых и доступных поручений, чтение художественное литературы, использование настольно-печатных игр, педагогическая ситуация.
• на третьем этапе - игра и театрализованные постановки, беседы с детьми
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «милосердие» в научной литературе
2. Изучить особенности и условия воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать методику формирования милосердия у детей старшего дошкольного возраста и на диагностической основе проверить ее эффективность.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской литературы, нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы, методы математической обработки данных).
Теоретическую основу исследования определили положения о нравственном воспитании детей (Л.И. Рувинский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова), о роли семьи в данном процессе воспитания (Т.А. Куликова, Б.С. Братусь) о гуманной педагогике (Ш.А. Амонашвили), а также концепция духовно-нравственного развития личности (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в работе разработанную методику и условия ее реализации в воспитании милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 2 Кавказского района, г. Кропоткин.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических основ исследования позволяет сделать вывод о том, что развитие нравственной сферы ребенка имеет свои возрастные особенности. Они связаны с возрастными уровнями физического и психического развития. У детей развивается произвольность в деятельности, развивается мышление, накапливаются знания о нормах и требованиях морали, развиваются высшие чувства, складываются устойчивые формы нравственного поведения. В старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств и чувств. Благодаря пластичной нервной системе у детей дошкольного возраста отмечается высокая восприимчивость, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания вообще и формирования милосердия, в частности.
В результате изучения научной литературы было определено понимание сущности понятия мировоззрения, под которым понимается способность человека сопереживать другим, проявлять заботу и поддержку, может стать мощнейшим ресурсом, одним из ин¬струментов формирования личности чело¬века. Являясь преобладающей нравственной ценностью, милосердие должно стать ценно¬стью общечеловеческой, без которой невоз¬можно развитие гуманного общества.
В ходе исследования пришли к выводу о том, что процесс воспитания милосердия должен быть последовательным и касаться эмоционального, познавательного и поведенческого аспектов. Важно чтобы процесс воспитания в образовательном учреждении был сопряжен с воспитанием милосердия в семье. Соблюдение всех этих условий сможет развить и закрепить в ребенке желание и умение проявлять милосердие по отношению к окружающим.
На основе анализа теоретической литературы нами была выделена следующая группа педагогических условий, влияющих на развитие милосердия у детей старшего дошкольного возраста: при осуществлении педагогического процесса на основе личностно-ориентированного подхода; если формирование милосердия будет осуществляться на включении когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов; в процессе методически грамотной организации коллективной деятельности детей; при организации с педагогами специальной образовательной деятельности, направленной на развитие нравственных качеств детей седьмого года жизни. Важно чтобы процесс воспитания в образовательном учреждении был сопряжен с воспитанием милосердия в семье. Соблюдение всех этих условий сможет развить и закрепить в ребенке желание и умение проявлять милосердие по отношению к окружающим.
Опытно-экспериментальная работа включал 3 этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление у детей старшего дошкольного возраста уровня проявления милосердия. Анализ психолого-педагогической литературы выделить следующие показатели уровней проявления милосердия: наличие знаний о милосердии; наличие желания проявлять милосердие; наличие знаний о способах проявления милосердия; владение способами проявления милосердия. Для проведения констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы: беседа, игра, педагогическая ситуация. Основываясь на результатах проведенного эксперимента, мы выделили 3 уровня владения детьми знаниями о милосердии и умения его проявлять: низкий - 30%, средний 35 % и высокий 35 %.
Проведенная работа по воспитанию милосердия в форме культурной практики "Доброе сердце" состояла из трех этапов: информационного, эмоционально-мотивационного и поведенческого. На первом этапе были использованы следующие методы и приемы: беседа о милосердии, чтение художественной литературы. При проведении второго этапа были реализованы такие методы и приемы, как насыщенное эмоционально-положительное общение, привлечение к выполнению общественно-значимых и доступных поручений, чтение художественное литературы, использование настольно-печатных игр, педагогическая ситуация. На третьем этапе - игра и театрализованные постановки, беседа с родителями.
При проведении контрольного среза учитывались те же параметры, что и при проведении констатирующего эксперимента. Нами были получены следующие результаты: низкий уровень знаний и владения способами проявления милосердие был выявлен у 5 % детей; средний - 10% и высокий у 85% детей, это значительно выше, чем в констатирующем. В целом результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что наблюдаются существенные положительные изменения в уровне проявления милосердия у детей старшего дошкольного возраста. Также мы заметили, что в повседневной жизнедеятельности дети чаще стали проявлять внимание друг к другу: оказывать помощь, поддержку. Аналогичная ситуация по рассказам родителей наблюдалась и в семье.



1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
2. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13
3. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
4. Большой энциклопедический словарь // BigSlovar.ru [сайт] [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: https://bigslovar.ru/ (дата обращения - 19.09.2023).[Милосердие // Толковый словарь С.И. Ожегова [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=14454
5. Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012б. №3 (23). С. 60–72; Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник Института социологии. 2013. № 7. С. 152–181.
6. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений [2-е изд., испр. и доп.] / под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989. 96 с.
8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений [2-е изд., испр. и доп.] / под ред. А. М. Виноградовой. М. : Просвещение, 1989. 96 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
10. Дыбина О. В. Творчество – сущностная характеристика человеческого бытия: Монография. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
11. Касимова, Т. Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров / Т. Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 2. — С. 60—64.
12. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
14. Коломийченко Л.В. Концепция программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «От сердца к сердцу» // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 1. - С. 2-9
15. Конфуцианство // Большая российская энциклопедия [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/c/konfutsianstvo-3340af?ysclid=lpi4xtcxo413051576
16. Крамченинова Е. Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста // Вестник науки. № 1(22). 2020. С. 19-23.
17. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://212.112.113.247/wp-content/uploads/2018/10/Mezhlichnostnoe_obshenie_Kunicyna-VN.pdf
18. Логунова Е.Г. К вопросу о необходимости развития феномена милосердия // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-razvitiya-fenomena-miloserdiya/viewer
19. Логунова Е.Г. К вопросу о необходимости развития феномена милосердия // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-razvitiya-fenomena-miloserdiya/viewer
20. Милосердие // Православный портал «Азбука веры» [сайт] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/miloserdie
21. Новая философская энциклопедия: милосердие // Gufo.me [сайт] [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_encydopedia/МИЛОСЕРДИЕ
22. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образова¬ния: Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
23. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образова¬ния: Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
24. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
25. Ощепкова Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у млад¬ших школьников : дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2001. - 181 с.
26. Ощепкова Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у млад¬ших школьников : дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2001. - 181 с.
27. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1994. - 654 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
29. Прихожан, A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей [Текст] / А.М. Прихожан // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - с. 143-149.
30. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред.Т.С. Комаровой. - М.: Педагогика, 1983.
31. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2001. 432 с.
32. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902387360
33. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 30–38.
34. Суровягин СП. Милосердие. - Тюмень : Простор, 1993. - 255 с.
35. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т . Т. 1. М. : Педагогика, 1979. С. 229.
36. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272с.
37. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272с.
38. Чаплыгина А.Ю. Формирование у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях посредством этических бесед [Текст] / А.Ю. Чаплыгина. - Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. - 73 с.
39. Шинкарёва Н. А., Соловьёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы VII Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 20–23 января 2016 г. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 46–49.
40. Шинкарёва Н. А., Соловьёва Н. А. Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации : мат-лы VII Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 20–23 января 2016 г. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 46–49.
41. Шульц, М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников [Текст] / М.П. Шульц // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.104.
42. Этимологический словарь Крылова: милосердие // Gufo.me [сайт] [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: https://gufo.me/dict/krylov/милосердие

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ