Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль физического воспитания в формировании личностных качеств учащихся школы-интерната г.Кызыла

Работа №16962

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы64
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
700
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Физическое воспитание как педагогический процесс 8
1.2. Физическое воспитание школьников и его место в педагогическом процессе 14
1.3. Современное состояние и перспективы развития физического воспитания школьников 19
1.4. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту 23
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ- ИНТЕРНАТА
2.1. Физическое состояние и социально-педагогический статус воспитанников школы-интерната 37
2.2. Теоретико-методологические основы концепции личной физической культуры учащихся 42
2.2. Разработанная методика личной физической культуры учащихся 46
2.3. Условия формирования нравственности учащихся в процессе занятий физической культурой 51
ВЫВОДЫ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60


Актуальность исследования. В настоящее время перед обществом в целом стоит важнейшая задача - активизировать процесс воспитательной и познавательной деятельности подростков, поднять его на качественно новый уровень, создать условия для раскрепощения инициативы, творчества, проявления многообразных человеческих дарований.
Воспитание - это специальная система педагогических воздействий на учащегося с целью формирования всесторонне развитой личности.
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности.
Социальные перемены, происходящие в обществе, не оставляют школу в стороне от общественной жизни. Переход к новым формам экономических отношений, возникающая конкурентная борьба, нацеленность общественной части общества на обогащение, порой любыми средствами, способствует формированию узкоэгоистических интересов у части подростков. В настоящее время экраны кинотеатров, телевизоров заполнены далеко не самыми лучшими образцами отечественных и зарубежных фильмов, оказывающих негативное влияние на нравственность детей. В то же время происходит возврат к духовным ценностям, возрастает роль национальной культуры, народных традиций обычаев, происходит пересмотр исторических периодов жизни общества. Значительные перемены происходят в народном образовании. Появляются образовательные учреждения нового типа: частные школы, лицеи, гимназии, колледжи. Изменяются учебные программы, дается широкий простор творчеству педагогов
Таким образом, в настоящий момент возникла насущная необходимость педагогической практики в разработке новых моделей, программ, методических рекомендаций, объединяющих познание окружающего мира, воспитание, оздоровление в цельный процесс формирования цивилизованной нравственной личности. Физическое воспитание отличается от случайных и стихийных влияний окружения на человека наличием осознанной цели и задач, программы, применением специально разработанных средств, форм и методов воздействия.
Социальное значение физического воспитания многогранно. Физическое воспитание тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым рядом причин. Во- первых, единством цели всех видов воспитания; во вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в третьих, наличием, общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности. [I1,14]
В физическом воспитании представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.
Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Занятия физической культурой и спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.
Предлагаемая работа направлена на формирование всесторонне развитой личности школьников в процессе физического воспитания, здорового образа жизни подрастающего поколения. Быть здоровым естественное стремление каждого человека, особенно важно формировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения. Дети - это наше будущее, поколение, которое будет приумножать и сохранять все ценности государства, защищать от внешних не благоприятных воздействий, а также способствовать экономическому развитию страны и возвышению отечества в мировом пространстве. От того, как будет развиваться младшее поколение, какие ценности будут преобладать у них и какой уровень здоровья будет превалировать, зависит общее социальное состояние нации. Также работа направлена на выявление причин низкого уровня развития физического воспитания школьников, а также поиски способов решения данной проблемы, путем применения научно-обоснованной методики и отдельных педагогических методов.
Объектом исследования: основы воспитания духовных и нравственных качеств личности школьников в процессе занятий физической культурой.
Предметом исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания учащихся школы-интерната для детей сирот и оставшихся без попечения родителей г. Кызыла
Цель работы - изучение проблемы формирования общественно активной личности школьников в процессе занятий физической культурой и на этой основе разработки концепции личной физической культуры в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств.
Задачи исследования:
1. Изучить связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания.
2. Изучить методику концепции личной физической культуры детей сирот и обеспечения без родителей.
3. Обосновать роль физического воспитания как средства формирования духовных и нравственных качеств учащихся интерната.
Гипотеза. Мы предположили, что правильная постановка задач и организация работы физического воспитания в школе благотворительно влияет на совершенствование физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств школьников в процессе занятий физической культурой.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследованный нами вопрос формирования всесторонне развитой личности школьника в процессе физического воспитания будет рассматриваться многими педагогами по физической культуре и спорту, будет основой разработки методик по вопросам гармоничного воспитания детей из социально неблагополучных семей.
Практическая значимость. Разработанная методика концепции личной физической культуры детей из социально неблагополучных семей, практические рекомендации по воспитательной работе с «трудными» подростками могут быть использованы на практике другими педагогами- социологами, учителями и воспитателями образовательных учреждений.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы; метод педагогического наблюдения.
Структура работы. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются ее цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи исследования, определяется теоретическая значимость.
Первая глава рассматривает теоретические аспекты воспитания гармонично развитой личности школьника, нравственного воспитания в процессе занятий физической культурой. Изучены связи различных видов воспитания в процессе физического воспитания. Даны теоретические обоснования роли физического воспитания как средства всесторонне развитой личности. Проанализировано всего 46 учебных и научно- методических литератур, статей, тезисов научно-практических конференций.
Вторая глава посвящена вопросам формирования духовно¬нравственных ценностей учащихся в процессе занятий физической культурой. Нами изучены и выявлены условия формирования нравственности учащихся, этапы формирования нравственного поведения, возрастные особенности личности учащегося в процессе воспитания, были определены пути формирования нравственных качеств. Изученная нами методика концепции личной физической культуры позволит активно формировать в педагогическом процессе сознание, поведение и деятельность школьников, которые в дальнейшем помогут выйти на более высокий уровень развития физического воспитания в целом.
Методологической основой исследования являются принципы обучения, воспитания и развития в физкультурном образовании (Б.А. Ашмарин, Ю.А Копылов, Ж.К. Холодов), теория физической культуры (П.А. Виноградов, А.П. Матвеев, Г.И. Погадаев); теория школьного физкультурного образования (А.П. Матвеев, В.И. Лях, Л.И. Лубышева). Проанализировано всего 46 учебных и научных литератур, статей и тезисов научно-практических конференций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате разработанной нами концепции формирования духовно-нравственных качеств учащихся школы-интерната г.Кызыла и проведённых нами исследований, можно делать следующие выводы:
1. Данное исследование подтвердило то, что концепция личной физической культуры и её применение в процессе физического воспитания благотворно влияет на развитие физических качеств и на образованность учащихся в целом. Следует считать необходимым внедрение в практику общеобразовательных школ методику концепции личной физической культуры. Также, учитывая полученные результаты считаем применение данной методики обоснованной, и рекомендуем внедрить её в учебный процесс.
2. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая вызывает ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 - 10 классе меньше, чем в 6 - 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные.
Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
3. Средствами личной физической культуры в каждом из шести блоков являются следующие:
1. Воспитательная деятельность: навыки концентрации внимания, межличностного общения, формирования черт характера, управления эмоциональным состоянием и основы нравственного поведения.
2. Оздоровительная деятельность: навыки выполнения упражнений для укрепления дыхательной системы, для профилактики нарушений зрения и осанки, навыки выполнения самомассажа биологически активных точек.
3. Развивающая деятельность: навыки тренировки основных двигательных качеств (мышечной силы, быстроты движений, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости и гибкости).
4. Образовательная деятельность: знания о значении занятий физической культурой для физического, психического и нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы; знания о методике развития основных двигательных качеств; навыки самостоятельного составления комплексов утренней гигиенической гимнастики, тренировочных занятий для развития основных двигательных качеств, проведения подготовительных упражнений (разминки) непосредственно перед тренировочным занятием различной направленности.
5. Рекреационная деятельность: навыки организации и проведения подвижных игр и развлечений, самостоятельных занятий спортивными играми (футбол, волейбол, бадминтон) и другими видами спорта (по выбору); проведения лыжных прогулок и туристических походов.
6. Гигиеническая деятельность: навыки выполнения закаливающих процедур, контроля за своим функциональным состоянием, выполнения восстановительных процедур после физической работы, составления рационального режима дня.
4. Разработанное содержание личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы служит дополнением к обязательной программе по физическому воспитанию. Большинство представленных в работе знания, умения и навыки личной физической культуры позволяют учащимся самостоятельно заниматься физической культурой и повышать свой культурный уровень в данной области деятельности человека.
Итак, по моему мнению, наиболее эффективной может быть такая система организации работы по физическому воспитанию в рамках учебного расписания школы, в которой имелись бы следующие элементы.
Урок, проводимый в форме академического занятия, на котором учащимся предлагались бы сведения о духовно-нравственных ценностях людей, о личных примерах достойных личностей, из истории физической культуры, гигиены физических упражнений, физиологии движений, биомеханики физических упражнений и т.п.



1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие /Социально - психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.:Просвещение, 1989. - 224 с.
5. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. Омск, 1988. - 48 с.
6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / /Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.-208с.
8. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека //Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 1.
9. Бальсевич В.К., л.и. Лубышева. Физическая культура: молодежь и современность//Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4.
10. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы воспитания в СССР //Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 10.
11. Виноградов П.А. с совт. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебн. пос. - М.: Советский спорт, 1996.
12. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Концепция формирования личности учащихся общеобразовательной школы в процессе духовно физического воспитания //Матер. 11 Междунар. научно-практ. конф. «Физическая культура и спорт учащейся молодежи в развивающемся мире». Шуя, 1996, с. 24.
13. Должиков И.И. Планирование содержания уроков физической культуры //Физическая культура в школе. 1997, № 4.
14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Академия, 2001.
15. Комков А.г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 3.
16. Комков А.г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников //Теория и практика физической культуры. 1998, № 6.
17. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы /Сост. в.и. Лях, г.Б. Мейксон. М, 1992.
18. Карпушко Н.А., М.А. Петрачев, С.В. Молчанов и др. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности //Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 11.
19. Копылов Ю. А. Система непрерывного духовно-физического воспитания учащихся общеобразовательной школы./ Матер. Междунар. научно-практ. конф. «Воспитание и развитие личности». М., 1997, с. 68-69.
20. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные вопросы воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1.
21. Лях В.И. с соавт. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации //Теория и практика физической культуры. 1998, № 9.
22. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 1-11.
23. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 1990, № 9, с. 10-14.
24. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон г.Б., Копылов Ю.А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников. Научный анализ. Проблемы. Находки. - М.: РАО, ГФСО, 1992. - 97 с.
25. Лях В.И., Мейксон г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков. М., 1992. - 24 с.
26. Лях В.И. Научно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся: состояние и перспективы //Физическая культура в школе. 1989, № 11.
27. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе//Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 9.
28. Матвеев А.П. Образовательная учебная программа //Физическая культура в школе. 1996, № 1.
29. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Ав-тореф. докт. дис. СПб., 1997.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 24 с.
31. Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии - М.,«Просвещение» 1974.
32. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме учебного дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-метод. пособие. - 2-е издание - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - С. 40-56.
33. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
34. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.- М.:1998 Правила игры по волейболу, гандболу, баскетболу, футболу, хоккею, теннису, настольному теннису, бадминтону, городкам (последние издания).
35. Письмо Главного управления развития общего среднего образования Российской Федерации «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях» // Физическая культура в школе. 1994, № 6.
36. Погадаев г.И. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998.
37. Программы для школьных спортивных секций по волейболу, баскетболу, гандболу, футболу (последние издания).
38. Программы по физической культуры для учащихся 1-11 классов (последние выпуски).
39. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх - М: ФиС, 1996.
40. Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов - М.: «Физкультура с спорт», 1969.
41. Спортивные игры: Учебник для педагогических вузов.-М.:Академия,2000.
42. Футбол: Учебник для ИФК.- М.: Физкультура, образование, наука, 1999.
43. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол - М.: «Физкультура и спорт», 1979.
44. Хохлов Г.Д. Физическое воспитание школьников Австрии //Физкультура в школе. - 1979. - №7. - С. 62-63.
45. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - С. 193¬198.
46.Чекулаев Н.Н., Мызан Г.И. Двигательные способности школьников г. Хабаровска: Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. док. регион. науч.- практ. конф. - Омск, 1996. - 43 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ