ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Развитие фонематического восприятия 8
1.2. Особенности развития фонематического восприятия у детей с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Анализ методов и приемов, направленных на развитие фонематического
восприятия детей с общим недоразвитием речи III уровня 20
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие фонематического
восприятия детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня 52
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение А Таблица 1 61
Приложение Б Таблица 2 64
Приложение В Таблица 3 66
Приложение Г Стимульный материал для задания №1 67
Приложение Д Таблица 4 по заданию№1 68
Приложение Е Стимульный материал для задания №2 69
Приложение Ж Таблица 5 по заданию№2 70
Приложение З Таблица 6 по заданию№3 71
Приложение И Таблица 7 по заданию №4 72
Приложение К Таблица 8 по заданию № 5 73
Приложение Л Индивидуальный протокол обследования 74
Приложение М Таблица 9 Типологические группы детей 77
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Развитие фонематического восприятия 8
1.2. Особенности развития фонематического восприятия у детей с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Анализ методов и приемов, направленных на развитие фонематического
восприятия детей с общим недоразвитием речи III уровня 20
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие фонематического
восприятия детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня 52
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение А Таблица 1 61
Приложение Б Таблица 2 64
Приложение В Таблица 3 66
Приложение Г Стимульный материал для задания №1 67
Приложение Д Таблица 4 по заданию№1 68
Приложение Е Стимульный материал для задания №2 69
Приложение Ж Таблица 5 по заданию№2 70
Приложение З Таблица 6 по заданию№3 71
Приложение И Таблица 7 по заданию №4 72
Приложение К Таблица 8 по заданию № 5 73
Приложение Л Индивидуальный протокол обследования 74
Приложение М Таблица 9 Типологические группы детей 77
Актуальность исследования - Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на всей его деятельности, поведении, самооценке и восприятии себя. Дефекты речи ведут к речевому негативизму, неуверенности в себе, замкнутости, мнительности и обидчивости, оборонительно - агрессивному стилю поведения. Помочь ребенку преодолеть трудности в формировании произносительной стороны речи и психологические трудности возможно при совместной целенаправленной работе логопедов, воспитателей и родителей.
Исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет, лишь 14% детей от общей детской популяции в стране практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. Это означает, что более 80% детей имеют фактор риска по развитию речевых нарушений. Как отмечает в своих исследованиях Е.Ф. Архипова: «более 40 % из всех речевых нарушений составляют, нарушения звукопроизношения, выявленные в дошкольном возрасте».
В настоящее время анализ в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, согласно данным заключениям территориального ПМПК, неуклонно растет. Из-за недостаточного развития фонематического восприятия, при наличии полноценного физиологического слуха и интеллекта, уже в раннем возрасте ведёт к дефектам произношения, так как при этом ослабляется слуховой контроль, такие дошкольники не готовы к усвоению школьной программы. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка, невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту.
Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, а так же при овладении письменной речью, что в дальнейшем приводит к дисграфии и дислексии.
На сегодняшний день, несмотря на то, что проблема нарушения фонематического восприятия у детей достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических и лингвистических аспектах, она не теряет своей актуальности в связи с распространённостью данного расстройства.
Актуальность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - фонематическое восприятие у детей 4 - 5 лет.
Предмет исследования - сформированность фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования - изучить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных данных составить разно уровневые методические рекомендации.
Для реализации поставленной цели были определены следующие основные задачи исследования:
1) Проанализировать психолого педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у детей;
2) Провести эксперимент, направленный на выявление фонематического восприятия у детей 4 - 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) Выявить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
4) Составить разноуровневые методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что фонематическое восприятие у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня имеет свои особенности: которые проявятся в ошибках узнавания фонем; трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования; диагностическое обследование, методы математической статистики - количественный и качественный анализ результатов исследования;.
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент.
- положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова);
- современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин);
- положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи (Р.Е Левина, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюкова Н. С. Жуковой).
Методическую базу исследования составили труды Е. Ф. Архиповой, И. Т. Власенко, Л. С. Волковой, Р. Е. Левиной, В. К. Воробьевой, Г. Г. Голубевой, Л. Н. Ефименко, Т. Б. Филичевой, А. Н. Гвоздев, Р.Л. Бабушкина и других.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №322 «Морозко». Для проведения констатирующего эксперимента, была сформирована группа детей состоящая из 15 детей 4- 5 лет имеющих заключение, общее недоразвитие речи III уровня.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь 2018г) - изучение теоретической и методологической литературы по проблемам исследования. Определение целей и задач исследования. Составление плана.
Второй этап (декабрь 2018г.) - подбор методик, проведение констатирующего эксперимента, анализ и обработка данных, обобщение полученных результатов, формулировка выводов.
Третий этап (март-май 2019г.) - составление разно уровневых методических рекомендаций направленных на развитие фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость: подтверждены тем, что все больше специалистов акцентируют свое внимание на том, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда закладываются основные качества, необходимые ребенку для дальнейшего развития, в частности фонематическое восприятие.
Практическая значимость; составленные разно уровневые методические рекомендации будут полезны в работе и в практике педагогам для развития фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура исследования: Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, двух глав, исследования, заключения, списка использованных источников, приложений, таблицы, стимульный материал.
Исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет, лишь 14% детей от общей детской популяции в стране практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. Это означает, что более 80% детей имеют фактор риска по развитию речевых нарушений. Как отмечает в своих исследованиях Е.Ф. Архипова: «более 40 % из всех речевых нарушений составляют, нарушения звукопроизношения, выявленные в дошкольном возрасте».
В настоящее время анализ в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, согласно данным заключениям территориального ПМПК, неуклонно растет. Из-за недостаточного развития фонематического восприятия, при наличии полноценного физиологического слуха и интеллекта, уже в раннем возрасте ведёт к дефектам произношения, так как при этом ослабляется слуховой контроль, такие дошкольники не готовы к усвоению школьной программы. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка, невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту.
Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, а так же при овладении письменной речью, что в дальнейшем приводит к дисграфии и дислексии.
На сегодняшний день, несмотря на то, что проблема нарушения фонематического восприятия у детей достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических и лингвистических аспектах, она не теряет своей актуальности в связи с распространённостью данного расстройства.
Актуальность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - фонематическое восприятие у детей 4 - 5 лет.
Предмет исследования - сформированность фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования - изучить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных данных составить разно уровневые методические рекомендации.
Для реализации поставленной цели были определены следующие основные задачи исследования:
1) Проанализировать психолого педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у детей;
2) Провести эксперимент, направленный на выявление фонематического восприятия у детей 4 - 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) Выявить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
4) Составить разноуровневые методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что фонематическое восприятие у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня имеет свои особенности: которые проявятся в ошибках узнавания фонем; трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования; диагностическое обследование, методы математической статистики - количественный и качественный анализ результатов исследования;.
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент.
- положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова);
- современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин);
- положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи (Р.Е Левина, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюкова Н. С. Жуковой).
Методическую базу исследования составили труды Е. Ф. Архиповой, И. Т. Власенко, Л. С. Волковой, Р. Е. Левиной, В. К. Воробьевой, Г. Г. Голубевой, Л. Н. Ефименко, Т. Б. Филичевой, А. Н. Гвоздев, Р.Л. Бабушкина и других.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №322 «Морозко». Для проведения констатирующего эксперимента, была сформирована группа детей состоящая из 15 детей 4- 5 лет имеющих заключение, общее недоразвитие речи III уровня.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь 2018г) - изучение теоретической и методологической литературы по проблемам исследования. Определение целей и задач исследования. Составление плана.
Второй этап (декабрь 2018г.) - подбор методик, проведение констатирующего эксперимента, анализ и обработка данных, обобщение полученных результатов, формулировка выводов.
Третий этап (март-май 2019г.) - составление разно уровневых методических рекомендаций направленных на развитие фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость: подтверждены тем, что все больше специалистов акцентируют свое внимание на том, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда закладываются основные качества, необходимые ребенку для дальнейшего развития, в частности фонематическое восприятие.
Практическая значимость; составленные разно уровневые методические рекомендации будут полезны в работе и в практике педагогам для развития фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура исследования: Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, двух глав, исследования, заключения, списка использованных источников, приложений, таблицы, стимульный материал.
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных данных составить разноуровневые методические рекомендации, данная цель предполагала решение ряда последовательных задач.
Проанализировав психолого педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у детей, мы пришли к выводу, что:
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам. Для того чтобы распознать фонему, необходимо знать ее отличные признаки от других звуковые. Так, согласные звуки можно дифференцировать по следующим пяти признакам: наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; способу артикуляции; месту артикуляции; наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу; месту резонирования. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет страдать освоение лексико - грамматических категорий языка и в свою очередь могут возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма (пропуски, искажения, смешения фонем, замена звуков).
У детей с общим недоразвитием речи нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков. Т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Многими авторами было отмечено, что при нарушениях фонематического восприятия и звукопроизношения с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Проведенный эксперимент, направленный на выявление фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня показал, что задания детьми выполнены преимущественно на среднем и ниже среднего уровнях. Это позволило нам сделать вывод о том, что фонематическое восприятие у детей сформировано недостаточно.
В ходе экспериментального изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с ОНР III уровня, мы разделили детей на две типологические группы: с фонетическими и фонетико - фонематическими нарушениями речи.
Для данных типологических групп детей нами были составлены и адаптированы разноуровневые методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия. Целенаправленная логопедическая коррекционная работа по преодолению выявленных особенностей в разных типологических группах имеет общие этапы логопедической работы, но содержание работы по каждому этапу предлагается дифференцированно, опираясь на выявленную в ходе эксперимента структуру дефекта.
Разработанные нами разноуровневые методические рекомендации достаточно эффективно помогут преодолеть выявленные особенности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза нашла подтверждение в данной работе.
Проанализировав психолого педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у детей, мы пришли к выводу, что:
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам. Для того чтобы распознать фонему, необходимо знать ее отличные признаки от других звуковые. Так, согласные звуки можно дифференцировать по следующим пяти признакам: наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; способу артикуляции; месту артикуляции; наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу; месту резонирования. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет страдать освоение лексико - грамматических категорий языка и в свою очередь могут возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма (пропуски, искажения, смешения фонем, замена звуков).
У детей с общим недоразвитием речи нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков. Т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Многими авторами было отмечено, что при нарушениях фонематического восприятия и звукопроизношения с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Проведенный эксперимент, направленный на выявление фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня показал, что задания детьми выполнены преимущественно на среднем и ниже среднего уровнях. Это позволило нам сделать вывод о том, что фонематическое восприятие у детей сформировано недостаточно.
В ходе экспериментального изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с ОНР III уровня, мы разделили детей на две типологические группы: с фонетическими и фонетико - фонематическими нарушениями речи.
Для данных типологических групп детей нами были составлены и адаптированы разноуровневые методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия. Целенаправленная логопедическая коррекционная работа по преодолению выявленных особенностей в разных типологических группах имеет общие этапы логопедической работы, но содержание работы по каждому этапу предлагается дифференцированно, опираясь на выявленную в ходе эксперимента структуру дефекта.
Разработанные нами разноуровневые методические рекомендации достаточно эффективно помогут преодолеть выявленные особенности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза нашла подтверждение в данной работе.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022



