Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №169609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Развитие фонематического восприятия 8
1.2. Особенности развития фонематического восприятия у детей с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Анализ методов и приемов, направленных на развитие фонематического
восприятия детей с общим недоразвитием речи III уровня 20
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ результатов эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации, направленные на развитие фонематического
восприятия детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня 52
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение А Таблица 1 61
Приложение Б Таблица 2 64
Приложение В Таблица 3 66
Приложение Г Стимульный материал для задания №1 67
Приложение Д Таблица 4 по заданию№1 68
Приложение Е Стимульный материал для задания №2 69
Приложение Ж Таблица 5 по заданию№2 70
Приложение З Таблица 6 по заданию№3 71
Приложение И Таблица 7 по заданию №4 72
Приложение К Таблица 8 по заданию № 5 73
Приложение Л Индивидуальный протокол обследования 74
Приложение М Таблица 9 Типологические группы детей 77


Актуальность исследования - Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на всей его деятельности, поведении, самооценке и восприятии себя. Дефекты речи ведут к речевому негативизму, неуверенности в себе, замкнутости, мнительности и обидчивости, оборонительно - агрессивному стилю поведения. Помочь ребенку преодолеть трудности в формировании произносительной стороны речи и психологические трудности возможно при совместной целенаправленной работе логопедов, воспитателей и родителей.
Исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет, лишь 14% детей от общей детской популяции в стране практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. Это означает, что более 80% детей имеют фактор риска по развитию речевых нарушений. Как отмечает в своих исследованиях Е.Ф. Архипова: «более 40 % из всех речевых нарушений составляют, нарушения звукопроизношения, выявленные в дошкольном возрасте».
В настоящее время анализ в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, согласно данным заключениям территориального ПМПК, неуклонно растет. Из-за недостаточного развития фонематического восприятия, при наличии полноценного физиологического слуха и интеллекта, уже в раннем возрасте ведёт к дефектам произношения, так как при этом ослабляется слуховой контроль, такие дошкольники не готовы к усвоению школьной программы. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка, невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усваивать грамоту.
Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, а так же при овладении письменной речью, что в дальнейшем приводит к дисграфии и дислексии.
На сегодняшний день, несмотря на то, что проблема нарушения фонематического восприятия у детей достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических и лингвистических аспектах, она не теряет своей актуальности в связи с распространённостью данного расстройства.
Актуальность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - фонематическое восприятие у детей 4 - 5 лет.
Предмет исследования - сформированность фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования - изучить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных данных составить разно уровневые методические рекомендации.
Для реализации поставленной цели были определены следующие основные задачи исследования:
1) Проанализировать психолого педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у детей;
2) Провести эксперимент, направленный на выявление фонематического восприятия у детей 4 - 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3) Выявить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
4) Составить разноуровневые методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что фонематическое восприятие у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня имеет свои особенности: которые проявятся в ошибках узнавания фонем; трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования; диагностическое обследование, методы математической статистики - количественный и качественный анализ результатов исследования;.
- эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент.
- положения о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (М. М. Кольцова);
- современные научные знания о закономерностях развития фонетической и фонематической сторон речи (А. Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин);
- положения о формировании правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи (Р.Е Левина, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюкова Н. С. Жуковой).
Методическую базу исследования составили труды Е. Ф. Архиповой, И. Т. Власенко, Л. С. Волковой, Р. Е. Левиной, В. К. Воробьевой, Г. Г. Голубевой, Л. Н. Ефименко, Т. Б. Филичевой, А. Н. Гвоздев, Р.Л. Бабушкина и других.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №322 «Морозко». Для проведения констатирующего эксперимента, была сформирована группа детей состоящая из 15 детей 4- 5 лет имеющих заключение, общее недоразвитие речи III уровня.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (октябрь 2018г) - изучение теоретической и методологической литературы по проблемам исследования. Определение целей и задач исследования. Составление плана.
Второй этап (декабрь 2018г.) - подбор методик, проведение констатирующего эксперимента, анализ и обработка данных, обобщение полученных результатов, формулировка выводов.
Третий этап (март-май 2019г.) - составление разно уровневых методических рекомендаций направленных на развитие фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость: подтверждены тем, что все больше специалистов акцентируют свое внимание на том, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда закладываются основные качества, необходимые ребенку для дальнейшего развития, в частности фонематическое восприятие.
Практическая значимость; составленные разно уровневые методические рекомендации будут полезны в работе и в практике педагогам для развития фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура исследования: Выпускная Квалификационная Работа состоит из введения, двух глав, исследования, заключения, списка использованных источников, приложений, таблицы, стимульный материал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить особенности сформированности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных данных составить разноуровневые методические рекомендации, данная цель предполагала решение ряда последовательных задач.
Проанализировав психолого педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у детей, мы пришли к выводу, что:
Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам. Для того чтобы распознать фонему, необходимо знать ее отличные признаки от других звуковые. Так, согласные звуки можно дифференцировать по следующим пяти признакам: наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; способу артикуляции; месту артикуляции; наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу; месту резонирования. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет страдать освоение лексико - грамматических категорий языка и в свою очередь могут возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма (пропуски, искажения, смешения фонем, замена звуков).
У детей с общим недоразвитием речи нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков. Т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Многими авторами было отмечено, что при нарушениях фонематического восприятия и звукопроизношения с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Проведенный эксперимент, направленный на выявление фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня показал, что задания детьми выполнены преимущественно на среднем и ниже среднего уровнях. Это позволило нам сделать вывод о том, что фонематическое восприятие у детей сформировано недостаточно.
В ходе экспериментального изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с ОНР III уровня, мы разделили детей на две типологические группы: с фонетическими и фонетико - фонематическими нарушениями речи.
Для данных типологических групп детей нами были составлены и адаптированы разноуровневые методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия. Целенаправленная логопедическая коррекционная работа по преодолению выявленных особенностей в разных типологических группах имеет общие этапы логопедической работы, но содержание работы по каждому этапу предлагается дифференцированно, опираясь на выявленную в ходе эксперимента структуру дефекта.
Разработанные нами разноуровневые методические рекомендации достаточно эффективно помогут преодолеть выявленные особенности фонематического восприятия у детей 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза нашла подтверждение в данной работе.



1. Агаева, И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / И.Б. Агаева. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. второе, доп. - Красноярск, 2012. - 240 с.
2. Александрова, Л.Ю. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема / Л.Ю. Александрова, Н.П. Спирина. - В. Новгород,
2016. - 187 с.
3. Алексеев, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 400 с.
4. Анищенкова, Е.С. Практическое пособие по исправлению
звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова - М.:АСТ: Астрель. 2017. - 158с.
5. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. / Е.Э. Артемова. - М., 2015. - 149 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ,
2017. - 320 с.
7. Бабушкина, Р. Л. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. - СПб: КАРО, 2015. - 216 с.
8. Базжина, Т. В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития / Т.В. Базжина. - М., 2016. - 218 с.
9. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Беккер. - М., 2013. - 178 с.
10. Беккер, К. П. Логопедия: учебник / К. П. Беккер, М. Совак ; под ред. Н. А. Власовой. - М.: МЕДИЦИНА, 2011. - 288 с.
11. Белова-Давид, Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением / Р. А. Белова-Давид. - М.: Просвещение, 2017. - 121с.
12. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 170 с.
13. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.
14. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно - методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. И доп. / Красояр. Гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 180 .с.
15. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. - М.: Просвещение, 2012. - 178 с.
16. Виноградова, М.А. Состояние фонетической системы языка у детей с эспрессивной алалией / М.А. Виноградова // Логопед в детском сад. - 2017. 1 № 6(21). - С. 5-13.
17. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - М., 2015. - 120 с.
18. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов - М.: ACT: Астрель, 2015. - 351 с.
19. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
20. Громова, О.Е. Инновации в логопедическую практику /Методическое
пособие для дошкольных образовательных учреждений - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
2008. - 232 с.
21. Грибова, О.Г. Технология организации логопедического обследования / Методическое пособие - АРКТИ, 2017. - 80с.
22. Деятельность учителя-логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие / авт.-сост. А.В. Мамаева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 300 с.
23. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
24. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сборник статей / Сост. Коровина В.Я. - М.: Просвещение, 2006. - С. 5- 25.
25. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2010. - 236 с.
26. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Е. Л. Журова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение,
2013. - 148 с.
27. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.
28. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
29. Козырева, О.А. Логопедические технологии: учебное пособие;
Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. - 216 с.
30. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи III уровень. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. - 104 с.
31. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.,
2013. - 176 с.
32. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. СПб.: Союз, 2011. - 192 с.
33. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по преодолению звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Лопатина. - Спб, 2011. - 118 с.
34. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2013. - 192 с.
35. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. - СПб. : Образование, 2014. - 244 с.
36. Лурия, А.Д. Основы нейропсихологии / А.Д. Лурия. - М., 2013. - 185 с.
37. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская изд.2-е, испр.и доп. - М.: Просвещение, 2012. -130 с.
38. Лямина, Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго-третьего годов жизни / Г.М. Лямина // Вопросы психологии - 2016. - №6. - С. 119-131
39. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя
диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М., 2012. - 140 с.
40. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.П. Федоренко, Т.А. Фомичёвой. - М.: Педагогика, 2014. - 127 с.
41. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е
изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
42. Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы- конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2017. - 48 с
43. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное / Н.В. Нищева. СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 138 с.
44. Носиков, С. М. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) / С. М. Носиков. - М.: Изд. Московского университета, 2015. - 128 с.
45. Оганесян, Е.В. Логопедическая ритмика / Е.В. Оганесян. - М., 2011. - 168 с.
46. Орфинская, В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии
// Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн.
III. -М.: ВЛАДОС, 2003.-С. 81-121.
47. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Питер, 2014. - 156 с.
48. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 176 с.
49. Поддубная, Е.А., Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -140 с.
50. Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. - СПб: Творческий центр Сфера, 2015. -130 с.
51. Пожиленко, Е.А Нарушение звукопроизношения у детей / Е.А. Пожиленко. СПб.: Союз, 2015. - 224 с.
52. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
53. Протоколы логопедического обследования дошкольников:
метод.рекомендации/ [А.В. Мамаева, Н.В. Сиско, Т.В. Зиновьева и др.]; под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 44с.
54. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстов. М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
55. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е. Ф. Соботович. - М.: Просвещение, 2012. - 197 с
56. Спирова, Л.Ф. Нарушения речи у детей. Хрестоматия по логопедии / Л.Ф. Спирова - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. -124 с.
57. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, Л.Ф. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
58. Тверская, О.Н. Логопедическая ритмика. Конспекты занятий с музыкальным сопровождением для детей 5-6 лет: практ. Пособие / О.Н. Тверская, Е.В. Каменских, В.Н. Беляева; Перм. Гос. Пед. Ун-т. - Пермь, 2011. - 191 с.
59. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т.А. Ткаченко. СПб., 2014. - 138 с.
60. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 2013. - 176 с.
61. Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М. Флерова. - изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 190 с.
62. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя детского сада / М.Ф. Фомичева. М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
63. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по
звукопроизношению: учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. М.: Издательский центр Академия, 2012. - 200 с.
64. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М., 2014. - 170 с.
65. Цвирко, О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей / О.Ю. Цвирко. - Барнаул: БГПУ, 2014 - 72 с.
66. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. - СПб.: дом «Мим», 2017. - 187 с.
67. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических училищ / под ред. профессора Г. В. Чиркиной. - М.: 2010.
68. Швачкин, H.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / H. X. Швачкин. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ