ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕММЕ ИСЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование фонематического восприятия у детей с нормой речевого развития 7
1.2. Особенности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи 13
1.3 Обзор методик логопедической работы по диагностике и коррекции нарушений
фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи 18
Выводы по главе I 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Диффренцированные методические рекомендации 52
Выводы по главе II 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность. В старшем дошкольном возрасте большая часть детей уже освоили звуковую сторону речи, имеют довольно большой словарный запас, обладают умением грамматически правильно составлять предложения. Но, к сожалению, не у всех детей процесс овладения речью протекает одинаково. Во многих случаях он искажается, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, которые нарушают нормальный ход ее развития.
В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, у которых несформированно фонематическое восприятие, что в свою очередь негативно влияет на формирование звукопроизношения. Для детей 6-7 лет в основном характерно неправильное употребление звуков неустойчивой артикуляции, многократные замены и смешение звуков. Все эти процессы происходят при сравнительно благополучном состоянии строения и функций артикуляционного аппарата.
Правильная детская речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, потому что именно на основе устной речи формируется письменная. Дети, которые отстают в развитии фонематических процессов вероятнее всего в школе будут испытывать трудности с овладением чтением и письмом, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Поэтому наиболее актуальной задачей стоящей перед дошкольным учреждением является развитие детской речи, которое включает в себя умение четко произносить звуки, уметь различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно составлять предложения и уметь грамотно выразить свои мысли.
Наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы.
В настоящее время система дошкольного образования претерпевает ряд изменений, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из целей и задач ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей и получения качественного дошкольного образования, полноценного развития детей на протяжении периода дошкольного детства, в том числе это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие речи ребенка имеет очень большую роль в общем развитии ребенка дошкольного возраста. Процессом овладения связной речью перестраиваются процессы памяти, восприятия, мышления, совершенствуются все виды деятельности детей и их «социализация». Психологическими, лингвистическими, психолингвистическими исследованиями речи детей, следующими учеными: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.М. Шахнарович, М.И. Лисина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, доказано влияние любого нарушения в процессе речевого развития на поведение и деятельность детей.
Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению не сформированности фонематического восприятия у детей м6-7 лет с ОНР приобрели особую актуальность
Нарушения фонематического восприятия начали изучать еще в 30 -е годы девятнадцатого века. Почти за вековое изучение вопроса удалось собрать много научного и методического материала, касающегося диагностики и коррекции фонематического восприятия. Большое количество авторов участвовали в изучении этого вопроса. Среди них С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев, Ф.Ф. Рау, А.М. Смирнова, О.В. Правдина, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, О.А. Токарева, и др. Глубоким и всесторонним изучением проявлений нарушения фонетико-фонематического развития у детей, находящихся в дошкольном возрасте с психолого-педагогической позиции занимались многие авторы, в особенности Левина Р.Е., Чиркина Г.В., Каше Г.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. За основу мы взяли теории А.Н. Гвоздева и Р.Е. Левиной.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: «Каковы особенности нарушений фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи?»
Цель дипломной работы - выявить особенности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей данной категории.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования.
2. Осуществить экспериментальное исследование и выявить уровни сформированности фонематического восприятия у детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности нарушений фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи выявятся следующие особенности фонематического восприятия: замены и смешения звуков, сходных по акустическим признакам: нарушения дифференциации мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих;
нарушения звуконаполняемости слов; неподготовленность к выполнению сложного звукового анализа и синтеза слов. Выявленные нарушения позволят нам составить методические рекомендации.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
Исследования детской речи в онтогенезе Н.Х. Швачкина, Р.Е.Левиной; учения об этиологии нарушения речи Л.С. Выготского, А.Е. Лурия и др.; исследования форм речевой патологии Р.Е. Левиной и др. исследователями.
Кроме этого в написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин., В.И.Бельтюков, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., С.С. Ляпидевский, М.Е. Хватцев, Ф.Ф. Рау, А.М. Смирнова, О.В. Правдина, О.А. Токарева, Г.А. Каше, Т.В. Туманова и др. За основу мы взяли теории А.Н. Гвоздева и Р.Е. Левиной.
Методы исследования:
1 Теоретические: анализ научно-методической и логопедической литературы по проблеме изучения особенностей сформированности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
2 Эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической
документации; беседы с педагогами; наблюдение; констатирующий эксперимент.
3 Интерпретационные (качественная и количественная оценка итогов констатирующего эксперимента).
Теоретическая значимость исследования. В исследовании уточнены особенности сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, что позволяет дополнить имеющиеся научные представления о механизмах развития фонематического восприятия.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы из 58 источников. Главное содержание представлено на 70 страницах, включая гистограммы, приложение на страницах 77 - 91. В приложении имеются списки и таблицы с результатами обследования детей.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Иланский детский сад №20» На базе были сформированы
2 группы:
1) экспериментальная, в состав которой вошли 10 воспитанников
подготовительной к школе группы. При комплектовании данной группы учитывались следующие факторы:
1) Возраст испытуемых (6-7 лет);
2) Характер дефекта (общее недоразвитие речи);
3) Отсутствие сочетанных дефектов (нарушение интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата).
2) контрольная группа, в состав которой вошли 10 воспитанников подготовительной к школе группы.
Исследование проходило в четыре этапа:
1) Ноябрь-декабрь 2018г. Определение понятийно-категориального аппарата исследования и обоснование актуальности исследования проблемы сформированности фонематического восприятия; изучение литературы по проблеме сформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; определение содержания констатирующего эксперимента.
2) Январь-февраль 2019г. Подбор методик для выявления уровня сформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, а также подготовка необходимого диагностического материала; проведение констатирующего эксперимента.
3) Март 2019г. Анализ и интерпретация полученных данных.
4) Апрель 2019г. Обобщение результатов исследования, оформление дипломной работы
На основании проведённого теоретического исследования нами сделаны следующие выводы:
• Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. При нарушении фонематического восприятия невозможно становление других фонематических процессов, формирующихся на его основе (фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза). Кроме того, у ребенка будет страдать освоение лексико-грамматических категорий языка и в свою очередь могут возникнуть затруднения в освоении навыка чтения и грубые нарушения письма (пропуски, перестановка, замена букв).
• В норме к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами и овладевает их произношением.
• Детей с ОНР навыкам фонематического восприятия необходимо специально обучать, так как они не могут самостоятельно ими овладеть, поэтому нуждаются в своевременной, квалифицированной помощи. В логопедической работе необходимо учитывать уровень речевого развития ребенка и характерные этому уровню особенности фонетико-фонематической стороны речи.
• При обзоре методик логопедической работы по диагностике и коррекции навыков фонематического восприятия было выявлено что работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов: узнавание неречевых звуков; различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа. Задания предлагались в игровой форме, с использованием таких приёмов, как придумывание слов, работа с картинками, символами, опускании логопедом первого и последнего звука в слове. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребенок должен овладеть умением сопоставлять свою речь с речью окружающих, и на основе этого контролировать своё звукопроизношение.
• В ходе практического исследования было выявлено, что дети дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР испытывают следующие особенности фонематического восприятия: в них наблюдается недостаточный уровень сформированности звукопроизношения, у них наблюдается сниженный уровень дифференциации слогов и фонем, а также недостаточно развит навык элементарного звукового анализа и фонематических представлений.
• Систему методических рекомендаций мы строили по рекомендациям Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной.
Выделили следующие направления работы:
1 Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2 Развитие навыков сложного звукового анализа:
а) Определение первого звука в слове
б) Определение последнего звука в слове
в) определение места звука в слове
г) Определение количества и последовательности звуков в слове.
3 Развитие фонематических представлений.
4 Развитие навыка дифференциации фонем
5 Постановка нарушенных звуков.
6 Развитие навыка дифференциации слога.
Мы предполагаем, что данные методические рекомендации, разработанные с опорой на выявленные особенности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР, сделают возможным более эффективное развитие фонематического восприятия у детей с общим речевым недоразвитием III уровня, находящихся в старшем дошкольном возрасте.
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в общении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Сфера, 2011. - 224 с
2. Ахметзянова А.И. Патология речи: Учебное пособие / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: КФУ, 2015. - 167 с
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. - 176с
4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А.И. Богомолова. - СПб, 2006
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М., 2011
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб: ДетствоПресс, 2004. - 144 с
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. - Москва: Просвещение, 2009. - 528 с
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671c
10. Выготский Л.С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное / Л.С. Выготский. - М., 2011. - 366 с.
11. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. - М., 1948
12. Голикова Е.М. К вопросу о понятиях "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" // Мир педагогики и психологии. 2018. № 10 (27). С. 61 - 67.
13. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. - М.: Союз, 2007. - 156c
14. Гусельникова А. М. Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 932-934.
15. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2012. - 320 c
16. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. Селиверстова В. И. - М., 2011
17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2008
18. Калягин В.А. Логопсихология : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова. - Москва : Академия, 2006
19. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67.
20. Ковригина Л.В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций: учебное пособие / Л.В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун -т. - Новосибирск: НГПУ, 2006.
21. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский. - Спб.: Питер, 2004. - 480 с.
22. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Педагогика, 2010. - 380 с
23. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М., 2014
24. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с
25. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева и др. - СПб.: Академия, 2011. - 224 с.
26. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М., 2008
27. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - 159с
28. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог.фак.: доп. М -вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2010
29. Логопедия / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С.Н. - М., 2008
30. Логопедия. Методическое наследие: Пособие / Под ред. Л.С. Волковой: Системные нарушения речи: Алалия. - М.: Владос, 2007. - 311 с.
31. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина // Дефектология. - 2003. - №5. - С. 45-51
32. Лункина Н.И. Технологии коррекционно-развивающей работы / Н.И. Лункина // Коррекционная педагогика. - 2012. - №5. - С. 48-53
33. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. - Ростов-наДону, 2003
34. Лысак Ю.С. Использование новых технологий в коррекции моторной алалии / Ю.С. Лысак, Е.А. Ларина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2011. - № 5. - С. 221-225.
35. Макаренко О.И. Изучение системы ценностных ориентаций учащихся с нарушением речи // Адаптивная физическая культура. — 2008. — № 2 (34). — С. 12— 14.
36. Маталыгина О. Развитие речи и профилактика ее нарушений / О. Маталыгина // Дошкольная педагогика. - 2012. - №11. - С. 4-10
37. Матвеева А. Организация предметно-пространственной среды в логопедической группе / А. Матвеева // Коррекционная педагогика. - 2012. - №6. - С. 70-73
38. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М.: Гном, 2009. - 168с
39. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. - Москва : Просвещение : Владос , 2000. - Кн.1. Общие основы психологии. - 576 с
40. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - СанктПетербург: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. - 560 с
41. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / ред. Сост. С.А. Миронова. - М.: Инфа, 2007. - 241с.
42. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М: АРКТИ, 2011 - 240 с
43. Парамонова Л.Г. Книга для развития речи, - СПб.: БИНОМ, 2014. - 208 с.
44. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. - СПб.: Детство-пресс, 2014. - 386 с
45. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / автор -составитель Г. В. Чиркина-М.: Просвещение, 2008
46. Рейх Э.В. Сравнительный анализ моторной алалии и нарушений развития речи, обусловленных умственной отсталостью / Э.В. Рейх // Вестник Российского нового университета. - 2012. - № 1. - С. 73-77
47. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с
48. Странадко М.В. Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития// Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 146-149
49. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 173 с
50. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 2009
51. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию./ М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010
52. Харитонова О.Р. О научно-методических подходах к дифференциальной диагностике и логопедической коррекции моторной алалии / О.Р. Харитонова, Т.В. Буденная // Культура, наука, интеграция. - 2012. - № 1. - С. 62-66
53. Хватцев М.Е. Логопедия: кн. для преподавателей и студентов. Кн. 2. / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 2010. - 293 с
56. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2013. - 238 с
57. Gaskell М., Quinlan P., Cleland A. The nature of phoneme representation in spoken word recognition // Journal of Experimental Psychology, 2007. P.54-58.
58. Randy L., Diehl A., Lotto J.; Lori L. Speech perception // Annual Review of Psychology, 2004. 187 p.