ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса
1.1 Понятие толерантности 5
1.2 Формирование толерантности младших школьников 14
1.3 Значение формирования толерантности и толерантного отношения в условиях инклюзивного образования 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению толерантных отношений младших школьников.
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Программа повышения уровня толерантности среди учащихся 32
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения 50
Глава 1. Теоретические аспекты толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса
1.1 Понятие толерантности 5
1.2 Формирование толерантности младших школьников 14
1.3 Значение формирования толерантности и толерантного отношения в условиях инклюзивного образования 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению толерантных отношений младших школьников.
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Программа повышения уровня толерантности среди учащихся 32
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения 50
Толерантность - это одно из качеств личности, благодаря которому личность способна признавать права других на их отличие, принимать равноправие, понимать потребности других, вступать в диалог с любыми людьми, при этом понимая их и, одновременно, сохраняя свою личную позицию.
Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л.В., Бардиер Г.Л., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мудрик А.В., Немов Р.С., Реан А. А., Рожков М.Н. и др.
В школе необходимо чтобы дети проявляли друг к другу толерантное отношение, так как толерантность определяет общность субъектов образовательного процесса, их активное включение во взаимодействие и коммуникацию, в ходе которых формируется сама личность школьника.
С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.
С учетом, того что в настоящий момент в России складывается модель инклюзивной практики обучения, при которой в одном классе обучаются дети с ОВЗ и здоровые дети, толерантность, как качество личности у школьников, становится актуальным требованием к личности ребенка. Лица с ОВЗ - это люди с ограниченными физическими возможностями. Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ проявляется в равноправном отношении, принятии и понимании ограниченности физических возможностей этих людей, настроенности и способности к открытому взаимодействию с лицами с ОВЗ. Таким образом, центральной задачей общеобразовательных школ становится развитие у детей толерантности, воспитание толерантного и уважительного отношения к людям, с целью реализации модели инклюзивного обучения в России. Этим обозначена актуальность нашей программы.
Объект исследования —процесс толерантности младших школьников.
Предмет исследования —особенности толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса.
Цель исследования - проанализировать особенности толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Определить уровень толерантности учащихся;
3. подобрать комплекс мероприятий, способствующих толерантности учащихся.
Гипотеза исследования Мы исходим из предположения о том, что особенностями толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса представлены на низком уровне и характеризуются:
- низким уровнем коммуникации
-низким уровнем эмоциональной устойчивости
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №2 г.Сосновоборск. В нем принимали участие 26 учеников 2 класса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, программы и приложения.
Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л.В., Бардиер Г.Л., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мудрик А.В., Немов Р.С., Реан А. А., Рожков М.Н. и др.
В школе необходимо чтобы дети проявляли друг к другу толерантное отношение, так как толерантность определяет общность субъектов образовательного процесса, их активное включение во взаимодействие и коммуникацию, в ходе которых формируется сама личность школьника.
С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.
С учетом, того что в настоящий момент в России складывается модель инклюзивной практики обучения, при которой в одном классе обучаются дети с ОВЗ и здоровые дети, толерантность, как качество личности у школьников, становится актуальным требованием к личности ребенка. Лица с ОВЗ - это люди с ограниченными физическими возможностями. Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ проявляется в равноправном отношении, принятии и понимании ограниченности физических возможностей этих людей, настроенности и способности к открытому взаимодействию с лицами с ОВЗ. Таким образом, центральной задачей общеобразовательных школ становится развитие у детей толерантности, воспитание толерантного и уважительного отношения к людям, с целью реализации модели инклюзивного обучения в России. Этим обозначена актуальность нашей программы.
Объект исследования —процесс толерантности младших школьников.
Предмет исследования —особенности толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса.
Цель исследования - проанализировать особенности толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Определить уровень толерантности учащихся;
3. подобрать комплекс мероприятий, способствующих толерантности учащихся.
Гипотеза исследования Мы исходим из предположения о том, что особенностями толерантности младших школьников в условиях инклюзивного класса представлены на низком уровне и характеризуются:
- низким уровнем коммуникации
-низким уровнем эмоциональной устойчивости
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №2 г.Сосновоборск. В нем принимали участие 26 учеников 2 класса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, программы и приложения.
В данной работе, по итогам анализа теоретических работ Е.В. Бондаревской, Малофеева Н.Н., Писаревской М.А., Герасименко Ю.А., С.А. Беличева, Н.П. Вайзмана, и др., мы определили основные положения работы: Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ - это качества личности, выраженное в равноправном отношении, принятии и понимании ограниченности физических возможностей этих людей, настроенности и способности к открытому взаимодействию с лицами с ОВЗ (Асмолов А.Г., Писаревская М.А., Декларация ООН).
В общеобразовательном учреждении принятие толерантности как модели поведения возможно, при условии общности субъектов образовательного процесса, поддержки, принятия друг друга, стремление к взаимопомощи и активного включения во взаимодействие и коммуникацию всех субъектов образовательного процесса. Развитие толерантного отношения у сверстников к обучающимся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется пассивными и активными методами. Проведя исследование, нами была разработана программа с использованием игр и тренинговых упражнений направленных на развитие компонентов толерантности. На ценностном уровне детям прививались такие понятие как «дружба», «поддержка», «взаимопомощь».
Концепции и дефиниции толерантности, представленные в психологопедагогической литературе, также отличаются большим разнообразием. Определение феномена толерантности в психологии связано с именем известного психолога прошлого века Г. Оллпорта, согласно которому для толерантного человека характерны знание себя, чувство ответственности, потребность в определенности, признание многообразия и т.д. [7].
Толерантность у современных авторов определяется как норма цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступающие как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость (А.Г. Асмолов), способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов), как психологическая устойчивость, система позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, система личностных и групповых ценностей (Г.У. Солдатова), индивидуальное свойство, заключающееся в способности к сохранению саморегуляции при фрустрирующих воздействиях среды; способность к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого (И.Б. Гриншпун), фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также и извне, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой (М.С. Мириманова, А.С. Обухов), целостное психологическое явление, имеющее ценностную природу, содержанием которого является гуманное, терпимое отношение к личностному, национальному, религиозному и культурному многообразию, обусловливающее принятие индивидуально-психологических отличий другого (Д.Н. Клоков) и т.д. [7].
Таким образом, толерантность интерпретируется учеными как важнейший нравственный принцип взаимоотношения людей, социокультурный феномен, метод социально-политических решений и действий, правовая потребность, глубинное свойство человеческого сознания, ценностная ориентация личности, неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости человека и т.д. Исследование психолого-педагогического аспекта толерантности позволило сделать вывод, что она является условием, фактором гармоничного развития личности, составляет важнейшую характеристику образа жизни подрастающего поколения, выступает в качестве гуманистической основы воспитания в современном образовательном пространстве.
Таким образом, мы можем сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможна реализация поведенческих моделей толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса, в том числе и к сверстникам с ОВЗ.
В общеобразовательном учреждении принятие толерантности как модели поведения возможно, при условии общности субъектов образовательного процесса, поддержки, принятия друг друга, стремление к взаимопомощи и активного включения во взаимодействие и коммуникацию всех субъектов образовательного процесса. Развитие толерантного отношения у сверстников к обучающимся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется пассивными и активными методами. Проведя исследование, нами была разработана программа с использованием игр и тренинговых упражнений направленных на развитие компонентов толерантности. На ценностном уровне детям прививались такие понятие как «дружба», «поддержка», «взаимопомощь».
Концепции и дефиниции толерантности, представленные в психологопедагогической литературе, также отличаются большим разнообразием. Определение феномена толерантности в психологии связано с именем известного психолога прошлого века Г. Оллпорта, согласно которому для толерантного человека характерны знание себя, чувство ответственности, потребность в определенности, признание многообразия и т.д. [7].
Толерантность у современных авторов определяется как норма цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступающие как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость (А.Г. Асмолов), способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов), как психологическая устойчивость, система позитивных установок, совокупность индивидуальных качеств, система личностных и групповых ценностей (Г.У. Солдатова), индивидуальное свойство, заключающееся в способности к сохранению саморегуляции при фрустрирующих воздействиях среды; способность к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого (И.Б. Гриншпун), фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также и извне, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой (М.С. Мириманова, А.С. Обухов), целостное психологическое явление, имеющее ценностную природу, содержанием которого является гуманное, терпимое отношение к личностному, национальному, религиозному и культурному многообразию, обусловливающее принятие индивидуально-психологических отличий другого (Д.Н. Клоков) и т.д. [7].
Таким образом, толерантность интерпретируется учеными как важнейший нравственный принцип взаимоотношения людей, социокультурный феномен, метод социально-политических решений и действий, правовая потребность, глубинное свойство человеческого сознания, ценностная ориентация личности, неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости человека и т.д. Исследование психолого-педагогического аспекта толерантности позволило сделать вывод, что она является условием, фактором гармоничного развития личности, составляет важнейшую характеристику образа жизни подрастающего поколения, выступает в качестве гуманистической основы воспитания в современном образовательном пространстве.
Таким образом, мы можем сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможна реализация поведенческих моделей толерантного отношения у всех субъектов образовательного процесса, в том числе и к сверстникам с ОВЗ.
Подобные работы
- Формирование толерантности у младших школьников в условиях
инклюзивной практики на занятиях детского клуба
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - Программа психологической коррекции общения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



