Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессиональной деформации личности у психологов (Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики)

Работа №169604

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: детский развивающий центр «Мамина радость» (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 20 респондентов женского пола с высшим психологическим образованием.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования профессиональной деформации в психологии 7
1.1 Общее представление о профессиональной деформации личности 7
1.2 Виды профессиональной деформации личности 25
1.3 Причины профессиональной деформации личности у психологов 26
1.4 Признаки профессиональной деформации личности у психологов 29
Глава 2 Эмпирическое исследование профессиональной деформации личности 32
2.1 Этапы исследования 32
2.2 Участники исследования 33
2.3 Методы статистической обработки данных 34
2.4 Методики исследования 35
2.5 Процедура исследования 39
2.6 Процесс исследования: 39
Глава 3 Результаты эмпирического исследования 41
3.1 Описание эмпирического исследования и данных, полученных в результате интерпретации методик исследования 41
3.2 Практические рекомендации по профилактике профессионального выгорания для психологов с маленьким стажем работы 55
3.3 Рекомендации для психологов с большим стажем работы 58
Вывод по третьей главе 61
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения


В условиях изменений в образовательной деятельности к психологам предъявляются требования не только в области глубоких профессиональных знаний, навыков и умений, но и высоких показателей психологического благополучия и уровня и личностного роста.
Долгосрочная практика в любой профессии может привести к изменениям в личностных качествах, что, в свою очередь, снижает профессиональную эффективность выполнения профессиональных задач. Это особенно ярко проявляется в сфере психологической работы и в профессиях, связанных с социумом.
Профессия психолог сегодня востребованы во многих сферах жизни. Чтобы быть хорошим психологом, одного образования недостаточно. В профессиях, где особое внимание уделяется помощи людям, важно иметь ряд ключевых характеристик, таких как: вежливость, доброжелательность, искренность, чувство такта, эмпатия, отзывчивость, умение слушать и слышать, эмоциональная теплота, позитивное отношение, уверенность, стрессоустойчивость, рефлексия.
Четвертое место в группе риска профессиональной деформации личности занимают именно психологи.
Л. С. Выготский рассматривает понятие «профессиональная деформация личности», как психологическую дезориентацию личности под давлением профессиональных обязанностей.
Профессиональная деформация личности представляет собой процесс, в ходе которого изменяются личностные характеристики человека в результате осуществления своих профессиональных задач.
Однако, изменения могут проявляться во внешнем виде и стиле общения. Характер работы и личные особенности влияют на степень выраженности профессиональных важные черт, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве выполняемой деятельности.
Психологи часто сталкиваются с стрессовыми ситуациями, возникающими в результате напряженных социальных взаимодействия с детьми и их родителями, а также психологи постоянно погружены в глубокое понимание социальных проблем своих клиентов, чувство личной уязвимости и иные морально-психологические аспекты, которые оказывают негативное влияние на психологическое состояние психолога.
Таким образом, можно сделать вывод, что длительный стаж в данной профессии наряду с характерными аспектами профессиональной деятельности, в значительной мере влияют на путь профессионального развития. Это приводит к возникновению и усугублению профессиональной деформации у психологов.
Актуальность данной темы выражается в недостаточной проработанности как теоретического, так и практического материала, касающегося профилактики и коррекции деформации личности у психологов на данный момент. Связь между личностными характеристиками, эмоциональным выгоранием и деформациями, которые возникают в результате профессиональной деятельности, недостаточно подробно исследована. Кроме этого, вопрос о том, как профессиональная деформация соотносится со стажем работы психолога, остается также малоизученным. В основном внимание акцентируется на особенностях развития личности в процессе профессиональной деятельности психолога.
Цель исследования: изучить особенности профессиональной деформации личности психологов детского сада «Мамина радость».
Задачи исследования:
1. Изучить общее представление о профессиональной деформации личности психологов в зарубежной и отечественной науке.
2. Изучить виды и характеристики профессиональной деформации личности психологов.
3. Провести эмпирическое исследование выраженности симптомов деформации личности у психологов.
4. Проанализировать полученные в результате исследования данные и на их основе разработать программу по психологической профилактике профессиональной деформации личности у психологов детского сада «Мамина радость».
Объект исследования: психологи детского развивающего центра «Мамина радость».
Предмет исследования: особенности проявления профессиональной деформации личности у психологов.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем больше стаж работы психологом, тем в большей степени будут выражены симптомы профессиональной деформации личности психологов.
Методы и методики исследования:
1. U-критерий достоверности Манна-Уитни;
2. Среднестатистический метод исследования;
3. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
4. «Опросник эмоционального выгорания В. А. Бойко» (Бойко, 2008);
5. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко;
6. Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач и С. Джексона;
Эмпирическая база исследования: Детский развивающий центр «Мамина радость».
Выборка исследования сотрудники-психологи детского развивающего центра «Мамина радость», 20 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении научно-психологической информации с целью конкретизации аспектов профессиональной деформации личности у психологов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса мер профилактики профессиональной деформации личности у психологов, которые могут быть использованы в планировании и реализации профилактических мероприятий, направленных на психологическое сопровождение у психологов детского развивающего центра «Мамина радость».
Структура и объем исследования: введение, три главы, заключение, список научной литературы, рекомендации по профилактике профессиональной деформации личности психологов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 2019. 227 с.
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности.- М., 2019.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности (подходы, концепции, методы). СПб., 2018. 203 с.
4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: Фолиум, 2018. 303 с.
5. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера.-СПб.: Питер, 2019.-368с.
6. Баженова А Н Проблема устойчивости личности психолога в процессе профессиональной подготовки /А Н Баженова // Вопросы профессионализма психология, методология, практика сборник научных статей / под ред И.А Вишнякова, ФЗ Кабирова -Омск Изд-во ОмГПУ, 2019 - С 178-185.
7. Бадов А.В. Профилактика профессиональной деформации // сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022 – С. 198-200.
8. Бурмантов А. С., Куреннов А. Е. Профессиональная деформация личности // Вестник науки. 2020. № 4 (31). С. 5-9. 7.
9. Воробьёва М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. 2019. С. 22.
10. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М.: Изд-во МГУ, 2018. С. 3–28.
11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – Питер, 2019. – С. 336.
12. Волков А.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности // Психологические науки. – 2018. – № 2. – С. 5219.
13. Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда [Текст] / С.Г. Геллерштейн / Психологическая наука в СССР. М., 2019. С. 360.
14. Гребень Н..Ф. Психологические тесты для психологов.-Минск: Современная школа, 2019.-480 с.
15. Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / P.M. Грановская. СПб. 2019. 179 с.
16. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции: феноменология и подходы к изучению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 12. – С. 137.
17. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности // Т.А. Жалагина. – Тверь, 2019. – С. 290.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер / 2-е изд. M.: Изд-во «AcademiA», 2019. 240 с.
19. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст]: Учебное пособие / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2019. - 336 с. 67.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 752 с
21. Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации // Молодой ученый. – 2017. – № 1 (135). – С. 393-399.
22. Капраро Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб, 2018.
23. Козубовский В. М. Общая психология: личность. – Минск, 2019.
24. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2019. С.61-84.
25. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст]/ А.В. Карпов// Психологический журнал. - 2019. - Т.24. - №5. - С. 45-57.
26. Карпов, А. В. Психологический анализ трудовой деятельности/ А.В. Карпов. - Ярославль, 2018. - 584 с.
27. Константинов В. В. К вопросу о профессиональной деформации личности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 2. С. 160-169.
28. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М. - Воронеж, 2018. - 400 с.
29. Кон, И.С. В поисках себя [Текст]/: - И.С. Кон. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 2019. - 217с.
30. Ли, А.М. Психологическая превенция профессиональной деформации личности у педагогов и психологов/ А.М. Ли, С.В. Офицерова// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2019.-Хо 34.-С.
31. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 2018.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2019. 352 с.
33. Мишин Г.И. Как преодолеть стрессы. – СПб, 2020.
34. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст]: - В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.; Воронеж. 2019. - 356 с.
35. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М., 2019.
36. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: Дисс. …д-ра психол. наук / В.Е. Орёл. Ярославль, 2019. 449 с.
37. Орел, В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии / В. Е. Орел // Психологический журнал. 2019. - Т. 22, № 1. С. - 90-110
38. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Ин-т психологии РАН, 2019 120 с.
39. Полякова О.Б. Внутренние факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций // Российская академия образования. – 2012 – № 3 – С.34-38.
40. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 5 – С. 53-58.
41. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. - М.: Прогресс, 2018. - 153-171 с
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
43. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно –европейской и американской психологии. Хрестоматия. 2018.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Л. Рубинштейн, в 2 т. – М. Педагогика, 2020. 144 с.
45. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.- М., 2018.
46. Самыгин С.И., В.Е.Столяренко. Психология и педагогик: учебник. – Изд. 4-е.-Ростов н/д: Феникс, 2019. -636 с.
47. Сыманюк Э. Э., Печеркина А,А Противодействие професиональным деформациям. Народное образование. 2019. № 9. С. 265- 269.
48. Фетискш, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2019. с. 57-59
49. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 2019.
50. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2020.
51. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.: МГУ, 2019. 102 с.
52. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности [Текст]/ Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко/ Психологическая диагностика. - 2018. -№ 3 .- с. 95-121.
53. Синдром профессионального выгорания: профилактика и коррекция. Методическое пособие. – Калуга: Научно-методический образовательный инновационный центр «Здоровье», 2013. - 17с.



1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 2019. 227 с.
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности.- М., 2019.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности (подходы, концепции, методы). СПб., 2018. 203 с.
4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: Фолиум, 2018. 303 с.
5. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера.-СПб.: Питер, 2019.-368с.
6. Баженова А Н Проблема устойчивости личности психолога в процессе профессиональной подготовки /А Н Баженова // Вопросы профессионализма психология, методология, практика сборник научных статей / под ред И.А Вишнякова, ФЗ Кабирова -Омск Изд-во ОмГПУ, 2019 - С 178-185.
7. Бадов А.В. Профилактика профессиональной деформации // сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022 – С. 198-200.
8. Бурмантов А. С., Куреннов А. Е. Профессиональная деформация личности // Вестник науки. 2020. № 4 (31). С. 5-9. 7.
9. Воробьёва М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. 2019. С. 22.
10. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М.: Изд-во МГУ, 2018. С. 3–28.
11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – Питер, 2019. – С. 336.
12. Волков А.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности // Психологические науки. – 2018. – № 2. – С. 5219.
13. Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда [Текст] / С.Г. Геллерштейн / Психологическая наука в СССР. М., 2019. С. 360.
14. Гребень Н..Ф. Психологические тесты для психологов.-Минск: Современная школа, 2019.-480 с.
15. Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / P.M. Грановская. СПб. 2019. 179 с.
16. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции: феноменология и подходы к изучению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 12. – С. 137.
17. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности // Т.А. Жалагина. – Тверь, 2019. – С. 290.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер / 2-е изд. M.: Изд-во «AcademiA», 2019. 240 с.
19. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст]: Учебное пособие / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2019. - 336 с. 67.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 752 с
21. Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации // Молодой ученый. – 2017. – № 1 (135). – С. 393-399.
22. Капраро Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб, 2018.
23. Козубовский В. М. Общая психология: личность. – Минск, 2019.
24. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2019. С.61-84.
25. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст]/ А.В. Карпов// Психологический журнал. - 2019. - Т.24. - №5. - С. 45-57.
26. Карпов, А. В. Психологический анализ трудовой деятельности/ А.В. Карпов. - Ярославль, 2018. - 584 с.
27. Константинов В. В. К вопросу о профессиональной деформации личности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 2. С. 160-169.
28. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М. - Воронеж, 2018. - 400 с.
29. Кон, И.С. В поисках себя [Текст]/: - И.С. Кон. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 2019. - 217с.
30. Ли, А.М. Психологическая превенция профессиональной деформации личности у педагогов и психологов/ А.М. Ли, С.В. Офицерова// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2019.-Хо 34.-С.
31. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 2018.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2019. 352 с.
33. Мишин Г.И. Как преодолеть стрессы. – СПб, 2020.
34. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст]: - В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. - М.; Воронеж. 2019. - 356 с.
35. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М., 2019.
36. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: Дисс. …д-ра психол. наук / В.Е. Орёл. Ярославль, 2019. 449 с.
37. Орел, В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии / В. Е. Орел // Психологический журнал. 2019. - Т. 22, № 1. С. - 90-110
38. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Ин-т психологии РАН, 2019 120 с.
39. Полякова О.Б. Внутренние факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций // Российская академия образования. – 2012 – № 3 – С.34-38.
40. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 5 – С. 53-58.
41. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. - М.: Прогресс, 2018. - 153-171 с
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
43. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно –европейской и американской психологии. Хрестоматия. 2018.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Л. Рубинштейн, в 2 т. – М. Педагогика, 2020. 144 с.
45. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.- М., 2018.
46. Самыгин С.И., В.Е.Столяренко. Психология и педагогик: учебник. – Изд. 4-е.-Ростов н/д: Феникс, 2019. -636 с.
47. Сыманюк Э. Э., Печеркина А,А Противодействие професиональным деформациям. Народное образование. 2019. № 9. С. 265- 269.
48. Фетискш, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2019. с. 57-59
49. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 2019.
50. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2020.
51. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М.: МГУ, 2019. 102 с.
52. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности [Текст]/ Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко/ Психологическая диагностика. - 2018. -№ 3 .- с. 95-121.
53. Синдром профессионального выгорания: профилактика и коррекция. Методическое пособие. – Калуга: Научно-методический образовательный инновационный центр «Здоровье», 2013. - 17с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ