Введение
Глава I. Ахроматические цвета в лирике Семена Липкина 6
§ 1. Функция белого цвета 8
§ 2. Черный цвет 12
§ 3. Серый цвет 17
Глава II. Цветовая палитра лирики 21
§ 1. Семантика красного цвета 21
§ 2. Зеленый и синий цвета 25
§ З. Желтый и его оттенки 30
Заключение 36
Библиография 40-43
Жизненный путь Семена Липкина длинною в век. Как отмечают биографы его творчества, «Семен Израилевич Липкин был человеком сверхъестественного терпения. Это привлекало едва ли не сильней, чем его стихи. Он терпел советскую власть в худших ее проявлениях, терпел журналистов и начинающих поэтов, бессмысленную цензуру, собственное нездоровье... Терпел и не раздражался. Жизнь, почти равная двадцатому веку, не сделала из него страдальца и мизантропа и вообще, что называется, не сломала. Он не принимал героических поз, когда его не печатали, не диссидентствовал, но и на компромиссы не шел» [46].
Сильный характер проявлен и в его поэзии. Он затрагивает многие темы: детство, история, родина, любовь. Но, пожалуй, ведущей темой в его лирике становится тема войны, которую Семен Липкин прошел вместе со своими фронтовыми товарищами. Возможно, именно это оказало значительное влияние на его поэзию, в которой звучит сильнейшая нота боли за сою родину, за людей, которым пришлось ее пережить.
Творчество Семена Липкина в историческом аспекте развития русской лирики принято относить к неоакмеистическому [22] течению. Его лирика богата деталями, вписанными поэтом в систему мира. Поэтические произведения Семена Липкина отличаются своеобразной простотой, и в тоже время абсолютной философской направленностью. Он рисует картины реальности, в которых можно увидеть четкие контуры пространства, элементы культурной памяти, временные точки истории. Одним из ведущих приемов в стихотворениях Семена Липкина является цветопись.
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия; особенности человеческого глаза, и психики.
Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). Поэтому следует заметить, что в тех случаях, когда мы хотим дать цветовую характеристику источников света, некоторых имен цвета просто «не существует» — так, нет серого, коричневого, бурого света.
Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета). Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.
В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.
Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, — все это синтезирует единую и неразрывную картину мира.
Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток. При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.
Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее. И несколько меньше противоположного конца спектра - фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до сорока оттенков черного цвета.
Цвет как проявление для человека впечатлений внешнего мира находит свое отражение и в литературе. В лирике Семена Липкина цветовая палитра разнообразна. В нее входят многие цвета: от нейтральных до экспрессивных. В стихотворениях поэта можно выявить и доминирующие цветообозначения, наиболее важные для поэта и его миропонимания.
Таким образом, актуальность исследования определяется во-первых, повысившимся интересом к творчеству поэтов-шестидеятников XX века, к которым относится и Семен Липкин, во-вторых, постоянным интересом исследователей к таким явлениям в литературе как цвет и его психологическая и эмоциональная оценка не только лирического героя, но и самого автора.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что выпускная квалификационная работа являет собой попытку осмыслить цветовые эпитеты в лирике Семена Липкина.
Объект — лирика С. Липкина.
Предмет исследования — цветовые обозначения.
Материал исследования — «Большая книга стихов» С. Липкина, в которую вошли стихотворения разных лет.
Цель работы: определить функцию цвета в лирике Семена Липкина.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить цветовую палитру в лирике поэта;
- определить значение цветовых элементов лирики Липкина;
- классифицировать цветовые элементы не только в зависимости от конкретного цветообозначения, но и семантической группы темы.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной выпускной квалификационной работе является рассмотрение цветообозначений и их функции в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющими следует считать метод филологического анализа текста, а так же сравнительно-сопоставительный метод.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды В. Вейдле, М. Гейзера, М. Купер, Н.Л. Лейдермана, В. Мощенко, Р.С. Спивак, И.О. Шайтанова, Я. Шенкмана и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав; заключения и библиографии.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Семена Липкина и поэтов неоакмеистов, а также в школьной практике на элективах по литературе.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. В лирике Семена Липкина цветовая палитра разнообразна. В нее входят многие цвета: от нейтральных до экспрессивных. Доминирующими цветообозначениями, наиболее важными для поэта и его миропонимания становятся все ахроматические цвета — белый, черный, серый. Среди хроматических выделяются красный, зеленый и синий, желтый.
2. Для Семена Липкина ахроматические цвета всегда рядом, он часто в едином пространстве текста употребляет их вместе, определяя сущность реальности, как, например, в стихотворении «Урочище».
3. Белый в поэтическом мире Липкина не всегда становится чем-то светлым. Часто в его стихотворениях белый означает смерть и небытие. Вместе с этим в пространстве природного мира белый цвет является маркером при обозначении древесных образов. В частности, это касается образа березы — символа России. Белый встречается в стихотворениях, где природным фоном становится зима («Воробышек», «Первый мороз», «Белый пепел»). Детализация, свойственная лирике Семена Липкина, позволяет автору вписывать цвет не только в пространство природы, но и создавать портретные характеристики («Памятное место»). Зачастую белый цвет в лирике Семена Липкина привязан к топосу («В ночном Ростове», «Шелковица», «Чешский лес», «Узнавание»).
4. Черный цвет у Семена Липкина также как и белый вписан в природу мира («Апрель»). Он появляется у поэта тогда, когда он затрагивает тему религии, вопрос веры и философского его осмысления важен для поэта («Богородица», «Странники»). Возможно, такое сочетание темы стихотворений и цветописи не случаен. Поскольку многие
стихотворения, датируются 1941-45 годами — время, когда шла Великая война. Также как и белый цвет эпитет черный «привязан» в стихотворениях Семена Липкина к топосу («Черный рынок», «Отстроенный город»). Вместе с этим черный в совокупности с образами времени может становиться и временной точкой движения реальности («А в Одессе»). За редким исключением в лирике Семена Липкина черный цвет меняет свою трагическую семантику на позитивную. Таким исключением можно считать стихотворение «Зимнее утро». Позитивность в этом цвете появляется из-за того, что в контексте стихотворения черный сочетается с бледно-золотым снегом. Таким образом, поэт передает гармонию природы, а сочетание цветов — символ этой гармонии.
5. В лирике Семена Липкина серый по своей семантике не приближен ни к белому, ни к черному цвету. При этом сложно говорить и о том, что он обладает позитивным признаком («Чабан», «Городок», «Урочище»). Функцией серого цвета можно считать его способность проводить границы между мирами. В стихотворении «Чабан» — между сухой пустыней (смертью) и другим, сверкающим миром (жизнью). В стихотворении «Городок» — между локальной территорией захолустного и непривлекательного городка и свободным простором мира. Вместе с этим серый становится элементом предзнаменования беды «Перед маем» (1941). В некоторых произведениях серый цвет — это эквивалент образа земли («Чабан» «Воля»). Как и черный цвет, серый употребляется автором при детализированной характеристике природного мира, с его помощью поэт создает образ двойника своего лирического героя («Воробышек»). В другом стихотворении «У гроба» Семен Липкин использует серый цвет для создания детали портретной характеристики. При этом поэт по своему раскрывает любовную тему стихотворения. Он идет от обратного времени отсчета событий: не от встречи и любви, а от
смерти и потери любимого человека. Серый в данном случае выступает как цвет способный полностью перекрасить мир человека, сделать его унылым и безучастным.
6. Красный цвет в поэтическом мире автора несет и традиционную агрессивную семантику. Семен Липкин осмысливает красный со свойственной неоакмеизму детализацией, поэт не уходит в сторону символизации явления, наоборот подчеркивает его прямое значение. Одной из функций красного цвета в лирике Липкина является детализация топоса в экспозиции стихотворения («Снова в Одессе»). Красный в стихотворениях поэта может выполнять функцию характеристики того или иного явления природы. Например, в стихотворении «Воробышек» (1952) появляется образ «медно-КРАСНОГО солнца», в стихотворении «Пепел» (1953) это осенний лес «В этом, КРАСНОМ — обличье индийца».
7. Зеленый, синий и голубой выполняют различные функции в стихотворениях Семена Липкина, в тоже время они привязаны к миру природы, способны создавать контрастность мира, выражать положительную и негативную семантику. Зеленый цвет — это цвет природы. В таких произведениях зеленый цвет передает безмятежную, порой даже идиллическую картину мира, на фоне которой лирический герой поэта также испытывает ощущение гармонии. Вместе с этим зеленый также как и красный способен становиться существенной деталью в тексте стихотворения, которая вызывает в памяти лирического героя события прошлых лет. Другая функция зеленого цвета заключается в том, что данный эпитет может создавать контраст в ткани текста. Что касается синего цвета, то произведениях Липкина он утяжелен, не так воздушен, как голубой. Синий у поэта не соотносится с небом, наоборот, это элемент земного начала. Голубой цвет наиболее частотен. Он может являться в тексте деталью характеристики, как, например, в стихотворении «В ночном Ростове» или осмысливаться поэтом как образ неба. При этом Липкин иногда заменяет голубой на эпитет небесный, тем самым снижая семантическое значение цвета.
8. В поэтическом мире Семена Липкина желтый не является частотным цветом, чаще всего поэт использует один из его оттенков — золотой. Желтый цвет для поэта — это цвет осеннего леса, природы. А золотой цвет в стихотворениях автора может контрастировать с явлениями и предметами, создавая антитезу духовных и материальных ценностей. Такое значение золотого цвета и его функция проявляются в произведениях Липкина с религиозно-философской тематикой («Беседа», «Имена», «Одесская синагога»).
1. Альфонсов В. Слова и краски. - М.-Л., 1966.
2. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. - М.,1986.
3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.
4. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. - М., - 2003.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
6. Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. - М., 2002.
7. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. - М., 2000.
8. Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 1988.
9. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999.
10. Вейдле В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства.- М., 2002.
1 1 .Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1997.
12. Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. - Казань, 1991.
13. Гейзер М. Тот, кто родился, - не умрет (размышления о поэзии с.
Липкина) [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
14. Гейзер М. Тропою концентрационной... [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
15. Гейзер М. Как само детство, сладко пахли акации... [Электронный ресурс] // URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin.htm. (Дата обращения: 23.09.2014).
16. Гейзер М. Мои встречи с С. Липкиным [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
17. Гейзер М. Рассказы о Михоэлсе [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
18. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.
19. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. - М., 1987.
20. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.
21. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. - М., 2001.
22. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для филологигич. спец. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий // В 2т. Т. 2: 1968-1990. - М., 2003.
23. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М., 1987.
24. Липкин С. Большая книга стихов [Электронный ресурс] // URL: http://www.litmir.me/br/?b=175506. (Дата обращения: 02.09.2014).
25. Липкин Семен // Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://www.eleven.co.il/article/12463. (Дата обращения: 19.01.2014).
26. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972.
27. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М., 1996.
28. Мощенко В. «На божественном уровне горя и слез» [Электронный ресурс] // URL: http://insocinf.com/vm06.htm. (Дата обращения: 15.01.2014).
29.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е. изд., доп. - М., 1999.
30. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. - М., 1965.
31. Резник С. Татьяна Бек о Семене Липкине [Электронный ресурс] //
URL: http://www.vestnik.com/issues/2003/0430/win/reznik.htm. Дата
обращения: 23.01.2014).
32. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. - М., 1999.
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.
34. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М., 1974.
35. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. - М., 1979.
36. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. - М., 2005.
37. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). - М., 2001.
38. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб., 2000.
39. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение. - М., 2003.
40. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.2: Стихосложение и литературный процесс. - М., 2003.
41. Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2002.
42. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверенцев,
Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. - М., 1989.
43. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
44. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. - СПб., 2003.
45. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. - М., 1989.
46. Шенкман Я. Семен Липкин. Преодоление века [Электронный ресурс] //
URL: http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/lipkin/.
(Дата обращения: 23.09.2014).
47. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных
образов в русской поэзии. - М., 1990.
48. Юиг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи // Психология цвета / Отв. ред. С. Л. Удовик. - М., 1996.