Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функция цвета в лирике С. Липкина

Работа №16960

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы44
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Ахроматические цвета в лирике Семена Липкина 6
§ 1. Функция белого цвета 8
§ 2. Черный цвет 12
§ 3. Серый цвет 17
Глава II. Цветовая палитра лирики 21
§ 1. Семантика красного цвета 21
§ 2. Зеленый и синий цвета 25
§ З. Желтый и его оттенки 30
Заключение 36
Библиография 40-43


Жизненный путь Семена Липкина длинною в век. Как отмечают биографы его творчества, «Семен Израилевич Липкин был человеком сверхъестественного терпения. Это привлекало едва ли не сильней, чем его стихи. Он терпел советскую власть в худших ее проявлениях, терпел журналистов и начинающих поэтов, бессмысленную цензуру, собственное нездоровье... Терпел и не раздражался. Жизнь, почти равная двадцатому веку, не сделала из него страдальца и мизантропа и вообще, что называется, не сломала. Он не принимал героических поз, когда его не печатали, не диссидентствовал, но и на компромиссы не шел» [46].
Сильный характер проявлен и в его поэзии. Он затрагивает многие темы: детство, история, родина, любовь. Но, пожалуй, ведущей темой в его лирике становится тема войны, которую Семен Липкин прошел вместе со своими фронтовыми товарищами. Возможно, именно это оказало значительное влияние на его поэзию, в которой звучит сильнейшая нота боли за сою родину, за людей, которым пришлось ее пережить.
Творчество Семена Липкина в историческом аспекте развития русской лирики принято относить к неоакмеистическому [22] течению. Его лирика богата деталями, вписанными поэтом в систему мира. Поэтические произведения Семена Липкина отличаются своеобразной простотой, и в тоже время абсолютной философской направленностью. Он рисует картины реальности, в которых можно увидеть четкие контуры пространства, элементы культурной памяти, временные точки истории. Одним из ведущих приемов в стихотворениях Семена Липкина является цветопись.
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия; особенности человеческого глаза, и психики.
Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). Поэтому следует заметить, что в тех случаях, когда мы хотим дать цветовую характеристику источников света, некоторых имен цвета просто «не существует» — так, нет серого, коричневого, бурого света.
Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета). Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.
В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.
Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, — все это синтезирует единую и неразрывную картину мира.
Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток. При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.
Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее. И несколько меньше противоположного конца спектра - фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до сорока оттенков черного цвета.
Цвет как проявление для человека впечатлений внешнего мира находит свое отражение и в литературе. В лирике Семена Липкина цветовая палитра разнообразна. В нее входят многие цвета: от нейтральных до экспрессивных. В стихотворениях поэта можно выявить и доминирующие цветообозначения, наиболее важные для поэта и его миропонимания.
Таким образом, актуальность исследования определяется во-первых, повысившимся интересом к творчеству поэтов-шестидеятников XX века, к которым относится и Семен Липкин, во-вторых, постоянным интересом исследователей к таким явлениям в литературе как цвет и его психологическая и эмоциональная оценка не только лирического героя, но и самого автора.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что выпускная квалификационная работа являет собой попытку осмыслить цветовые эпитеты в лирике Семена Липкина.
Объект — лирика С. Липкина.
Предмет исследования — цветовые обозначения.
Материал исследования — «Большая книга стихов» С. Липкина, в которую вошли стихотворения разных лет.
Цель работы: определить функцию цвета в лирике Семена Липкина.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить цветовую палитру в лирике поэта;
- определить значение цветовых элементов лирики Липкина;
- классифицировать цветовые элементы не только в зависимости от конкретного цветообозначения, но и семантической группы темы.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной выпускной квалификационной работе является рассмотрение цветообозначений и их функции в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющими следует считать метод филологического анализа текста, а так же сравнительно-сопоставительный метод.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды В. Вейдле, М. Гейзера, М. Купер, Н.Л. Лейдермана, В. Мощенко, Р.С. Спивак, И.О. Шайтанова, Я. Шенкмана и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав; заключения и библиографии.
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Семена Липкина и поэтов неоакмеистов, а также в школьной практике на элективах по литературе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. В лирике Семена Липкина цветовая палитра разнообразна. В нее входят многие цвета: от нейтральных до экспрессивных. Доминирующими цветообозначениями, наиболее важными для поэта и его миропонимания становятся все ахроматические цвета — белый, черный, серый. Среди хроматических выделяются красный, зеленый и синий, желтый.
2. Для Семена Липкина ахроматические цвета всегда рядом, он часто в едином пространстве текста употребляет их вместе, определяя сущность реальности, как, например, в стихотворении «Урочище».
3. Белый в поэтическом мире Липкина не всегда становится чем-то светлым. Часто в его стихотворениях белый означает смерть и небытие. Вместе с этим в пространстве природного мира белый цвет является маркером при обозначении древесных образов. В частности, это касается образа березы — символа России. Белый встречается в стихотворениях, где природным фоном становится зима («Воробышек», «Первый мороз», «Белый пепел»). Детализация, свойственная лирике Семена Липкина, позволяет автору вписывать цвет не только в пространство природы, но и создавать портретные характеристики («Памятное место»). Зачастую белый цвет в лирике Семена Липкина привязан к топосу («В ночном Ростове», «Шелковица», «Чешский лес», «Узнавание»).
4. Черный цвет у Семена Липкина также как и белый вписан в природу мира («Апрель»). Он появляется у поэта тогда, когда он затрагивает тему религии, вопрос веры и философского его осмысления важен для поэта («Богородица», «Странники»). Возможно, такое сочетание темы стихотворений и цветописи не случаен. Поскольку многие
стихотворения, датируются 1941-45 годами — время, когда шла Великая война. Также как и белый цвет эпитет черный «привязан» в стихотворениях Семена Липкина к топосу («Черный рынок», «Отстроенный город»). Вместе с этим черный в совокупности с образами времени может становиться и временной точкой движения реальности («А в Одессе»). За редким исключением в лирике Семена Липкина черный цвет меняет свою трагическую семантику на позитивную. Таким исключением можно считать стихотворение «Зимнее утро». Позитивность в этом цвете появляется из-за того, что в контексте стихотворения черный сочетается с бледно-золотым снегом. Таким образом, поэт передает гармонию природы, а сочетание цветов — символ этой гармонии.
5. В лирике Семена Липкина серый по своей семантике не приближен ни к белому, ни к черному цвету. При этом сложно говорить и о том, что он обладает позитивным признаком («Чабан», «Городок», «Урочище»). Функцией серого цвета можно считать его способность проводить границы между мирами. В стихотворении «Чабан» — между сухой пустыней (смертью) и другим, сверкающим миром (жизнью). В стихотворении «Городок» — между локальной территорией захолустного и непривлекательного городка и свободным простором мира. Вместе с этим серый становится элементом предзнаменования беды «Перед маем» (1941). В некоторых произведениях серый цвет — это эквивалент образа земли («Чабан» «Воля»). Как и черный цвет, серый употребляется автором при детализированной характеристике природного мира, с его помощью поэт создает образ двойника своего лирического героя («Воробышек»). В другом стихотворении «У гроба» Семен Липкин использует серый цвет для создания детали портретной характеристики. При этом поэт по своему раскрывает любовную тему стихотворения. Он идет от обратного времени отсчета событий: не от встречи и любви, а от
смерти и потери любимого человека. Серый в данном случае выступает как цвет способный полностью перекрасить мир человека, сделать его унылым и безучастным.
6. Красный цвет в поэтическом мире автора несет и традиционную агрессивную семантику. Семен Липкин осмысливает красный со свойственной неоакмеизму детализацией, поэт не уходит в сторону символизации явления, наоборот подчеркивает его прямое значение. Одной из функций красного цвета в лирике Липкина является детализация топоса в экспозиции стихотворения («Снова в Одессе»). Красный в стихотворениях поэта может выполнять функцию характеристики того или иного явления природы. Например, в стихотворении «Воробышек» (1952) появляется образ «медно-КРАСНОГО солнца», в стихотворении «Пепел» (1953) это осенний лес «В этом, КРАСНОМ — обличье индийца».
7. Зеленый, синий и голубой выполняют различные функции в стихотворениях Семена Липкина, в тоже время они привязаны к миру природы, способны создавать контрастность мира, выражать положительную и негативную семантику. Зеленый цвет — это цвет природы. В таких произведениях зеленый цвет передает безмятежную, порой даже идиллическую картину мира, на фоне которой лирический герой поэта также испытывает ощущение гармонии. Вместе с этим зеленый также как и красный способен становиться существенной деталью в тексте стихотворения, которая вызывает в памяти лирического героя события прошлых лет. Другая функция зеленого цвета заключается в том, что данный эпитет может создавать контраст в ткани текста. Что касается синего цвета, то произведениях Липкина он утяжелен, не так воздушен, как голубой. Синий у поэта не соотносится с небом, наоборот, это элемент земного начала. Голубой цвет наиболее частотен. Он может являться в тексте деталью характеристики, как, например, в стихотворении «В ночном Ростове» или осмысливаться поэтом как образ неба. При этом Липкин иногда заменяет голубой на эпитет небесный, тем самым снижая семантическое значение цвета.
8. В поэтическом мире Семена Липкина желтый не является частотным цветом, чаще всего поэт использует один из его оттенков — золотой. Желтый цвет для поэта — это цвет осеннего леса, природы. А золотой цвет в стихотворениях автора может контрастировать с явлениями и предметами, создавая антитезу духовных и материальных ценностей. Такое значение золотого цвета и его функция проявляются в произведениях Липкина с религиозно-философской тематикой («Беседа», «Имена», «Одесская синагога»).



1. Альфонсов В. Слова и краски. - М.-Л., 1966.
2. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. - М.,1986.
3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.
4. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. - М., - 2003.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
6. Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. - М., 2002.
7. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. - М., 2000.
8. Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 1988.
9. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999.
10. Вейдле В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства.- М., 2002.
1 1 .Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1997.
12. Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. - Казань, 1991.
13. Гейзер М. Тот, кто родился, - не умрет (размышления о поэзии с.
Липкина) [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
14. Гейзер М. Тропою концентрационной... [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
15. Гейзер М. Как само детство, сладко пахли акации... [Электронный ресурс] // URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin.htm. (Дата обращения: 23.09.2014).
16. Гейзер М. Мои встречи с С. Липкиным [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
17. Гейзер М. Рассказы о Михоэлсе [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:23.09.2014).
18. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.
19. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. - М., 1987.
20. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.
21. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. - М., 2001.
22. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для филологигич. спец. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий // В 2т. Т. 2: 1968-1990. - М., 2003.
23. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М., 1987.
24. Липкин С. Большая книга стихов [Электронный ресурс] // URL: http://www.litmir.me/br/?b=175506. (Дата обращения: 02.09.2014).
25. Липкин Семен // Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://www.eleven.co.il/article/12463. (Дата обращения: 19.01.2014).
26. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972.
27. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М., 1996.
28. Мощенко В. «На божественном уровне горя и слез» [Электронный ресурс] // URL: http://insocinf.com/vm06.htm. (Дата обращения: 15.01.2014).
29.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е. изд., доп. - М., 1999.
30. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. - М., 1965.
31. Резник С. Татьяна Бек о Семене Липкине [Электронный ресурс] //
URL: http://www.vestnik.com/issues/2003/0430/win/reznik.htm. Дата
обращения: 23.01.2014).
32. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. - М., 1999.
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.
34. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М., 1974.
35. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. - М., 1979.
36. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский. - М., 2005.
37. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). - М., 2001.
38. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - СПб., 2000.
39. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение. - М., 2003.
40. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.2: Стихосложение и литературный процесс. - М., 2003.
41. Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2002.
42. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверенцев,
Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. - М., 1989.
43. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
44. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. - СПб., 2003.
45. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. - М., 1989.
46. Шенкман Я. Семен Липкин. Преодоление века [Электронный ресурс] //
URL: http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/lipkin/.
(Дата обращения: 23.09.2014).
47. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных
образов в русской поэзии. - М., 1990.
48. Юиг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи // Психология цвета / Отв. ред. С. Л. Удовик. - М., 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ