ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕБЕЛЬ И МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЕЁ ИЗГОТОВЛЕНИИ 5
1.1 Сведения из истории происхождения мебели 5
1.2 Породы древесины и их свойства 16
1.3 Технологические свойства древесины 24
1.4 Виды пиломатериалов 24
Вывод по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖУРНАЛЬНОГО СТОЛИКА 34
2.1 Техника безопасности при выполнении столярных работ 34
2.2 Инструменты и материалы, используемые для изготовления
журнального столика 35
2.3 Рабочее место столяра 43
2.4 Технологическая карта 44
2.5 Расчет себестоимости 50
Выводы по главе 2 51
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ 52
3.1 Календарное планирование обработки древесины в школьном курсе. (7кл) 52
3.2 Разработка уроков по обработке древесины 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность темы выпускной квалификационной работы в том, что техника работы с деревом развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы работы с древесиной,что стимулирует, совершенствует трудовых умений и формирует культуру труда.
Человек издавна стремился украсить свой дом. Мебель - одна из вещей, которая приносит в дом удобство и уют. Изготовление мебели относится к особой области декоративно - прикладного искусства. Создавая мебель, используют эстетическое воздействие цвета и фактуры материала, украшают живописью, резьбой и т.д.
С развитием промышленности упростилась конструкция и дизайн мебели. Натуральные материалы стали заменять более дешевыми и технологичными синтетическими. Создание мебели в наше время поставлено на поток. Сейчас в продаже есть много дешевой и практичной мебели, однако потребность в красивой и качественной мебели из древесины не уменьшается, а растет. В наш век массовой культуры особенно ценятся вещи ручной работы. Важно донести это детям, вызвать у них положительные эмоции к созданию красивой вещи своими руками. Учащиеся, наблюдая удачный опыт своего преподавателя, начинают сами стремиться выполнить свою работу как можно лучше.
Объектом исследования является изготовление журнального столика. Предметом исследования является изучение техники обработки дерева на уроках технологии на примере изготовления журнального столика.
Цель данной работы: Творческое развитие детей посредством овладения ими технологией обработки древесины.
Задачи данной работы:
- изучить историю происхождения мебели;
- изучить породы древесины и их свойства при изготовлении журнального столика;
- разработать поэтапную технологию изготовления журнального столика;
-разработать методику преподавания технологии, изготовления обработки дерева на уроках технологии.
Гипотеза нашего исследования основывается на предположении о том, что процесс обработки дерева детьми будет эффективным при наглядном показе результатов обработки древесины проведение мастер- классов может усовершенствовать творческие труды учащихся занимающихся в кружковых мероприятиях школы.
Методы исследования: В ходе исследования использовались такие методы как анализ, синтез, функциональность, наблюдение. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты проблемы детского декоративного искусства как условий их творческого развития в рамках целей и задач исследования.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании применения и технологии изготовления древесины на примере изготовления журнального столика.
Практическая значимость данной работы: результаты работы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы творческого развития детей в кружковых мероприятиях и могут быть применены в практической деятельности педагогов в школах и центрах дополнительного образования.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В выпускной квалификационной работе рассмотрен процесс обработки древесины на примере изготовления журнального столика. В ходе исследования выяснили, что древесина является органическим материалом и может быть подвержена химическому, физическому, биологическому воздействию.
Основными достоинствами древесины, как конструкционного материала, являются хорошая обрабатываемость режущими инструментами, возможность склеивания, легкая гвоздимость, малая плотность при относительно высокой прочности, способность хорошо окрашиваться, лакироваться, полироваться, красивая текстура и многие другие качества можно назвать, описанные в первой главе дипломной работы. Также мы выяснили, что лесоматериалы бывают различных видов: бревна, доски, бруски, рейки, шпон, фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, и подробно описали их.
Столярные работы в большей своей части - ручные работы, выполняемые мастером с помощью столярного инструмента. Рабочее место столяра должно быть оборудовано верстаком, необходимыми инструментами и приспособлениями. При организации обработки древесины особое внимание следует обратить на правильное освещение рабочего места, на правила безопасной работы с ручными инструментами и необходимость регулярного проветривания. Подробно рассмотрев свойства древесины и способы ее обработки, а также инструменты, которые используются в процессе изготовления деревянных изделий, мы выбрали материал и инструменты для изготовления журнального столика, поскольку именно стол, как предмет мебели, имеет множество интересных конструкторских решений и может быть подвергнута разнообразной декоративной обработке, вплоть до резьбы. Несомненно, то, что древесина прекрасна сама по себе, ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает. Деревья, из которых созданы изделия, при этом живут вторую жизнь.
В последние годы возросло применение натуральной древесины при изготовлении предметов быта. Покупатели, приобретая даже такой чисто химический продукт, как линолеум или синтетические обои, предпочитают рисунок под «паркет», «под дерево».
В данной работе раскрыты аспекты учебно - методической работы учителя образовательной области «Технология» в современной школе и конкретно цели и задачи обучения технологии обработки древесины. В работе уделено внимание технике безопасности при обработке дерева.
Технологическое образование современной школы и трудовая подготовка способствует самореализации личности и ее гражданскому становлению. Образовательная область «Технология - основная практико - ориентированная образовательная область в учебном плане - помогает решить задачу огромной социальной важности, осуществляя подготовку молодежи к деятельному участию в материальном и духовном общественном производстве.
Данная выпускная квалификационная работа подтвердила актуальность вопроса и необходимость изучения технологии обработки древесины в школе.
1. Амилицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты /В.В. Амилицкий. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М.,2000.
4. Афанасьев А.И. «Столярные и токарные работы. Технология, материалы, изделия».
5. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М., 2001.
6. Бобиков П.Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. М., 2000.
7. Буриков В.Г. Власов В.Н. Домовая резьба. М., 1999.
8. Барташевич А. А. Технология производства мебели. -М.: Феникс, 2003.
9. Бобиков П. Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. Учебник. - М.: Академия, 2002.
10. Бобиков П. Д. Мебель своими руками. Дизайн, изготовление, ремонт.- М: ЭКСМО-Пресс, 2001.
11. Бобиков П. Д. Справочник домашнего мастера. Изделия из древесины.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2004.
12. Бобров В. А. Справочник по деревообработке - М.: Феникс, 2003.
13. Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.
14. Буйвидович Ф.В. Технология столярно-плотничных и паркетных работ. Минск: Вышэйшая школа, 2000.
15. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М.: Нива России, 1993.
16. Бутенко Н.И. Ученические производственные бригады: поиск путей обновления ШиП № 3, 1998.
17. Григорьев М.А. Мастер-столяр. М., 2000.
18. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников. Учебное пособие для ПТУ. М., 1990.
19. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников / учебник
для средних профессионально-технических училищ / М.: «Высшая школа», 1995.
20. Гусарчук Б.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.
- М., "Лесная промышленность", 1986.
21. Дизайн: История и теория. Омега, М., 2007 г.
22. Казакова В.Ф. Система профильной подготовки, журнал «Школа и производство» (ШиП) №1, 2008 г.
23. Клюев Г.И. Справочник мастера столярного и мебельного производства: учебное пособие для нач. проф. образования / Г.И. Клюев. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
24. Клюев Г.И. Технология производства мебели / Г.И. Клюев. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
25. Левадный B.C. Мебель для нашего дома. М., 2004.
26. Матвеева Т.М. Мозаика и резьба. М., 2000.
27. Мельников И.В. Прохоров Е.Б. Столяр плотник: Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ. Изд. 2-е доп. и перераб. - Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 2003. Прозоровский. - Москва: Высшая школа, 2000.
28. Минина В. И. Материаловедение для столяров и плотников. Учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. - М., 2001 г.
29. Основы композиции и дизайна мебели. Феникс - 2004 г.
30.Основы столярного и токарного искусства. Уроки старого мастера. М.:РУДН, 1994.
31. Пашкова М.Ю., М.Ю. Стаценко, Технологический профиль в общеобразовательном учреждении, ШиП №1, 2008.
32. Пичугина Г.В. Школьное производство: рентабельность плюс педагогическая эффективность, ШиП № 8, 2005.
33. Практические советы. Столярные работы. -М.: Харвест, 2000.
34. Программы образовательного обучения Технология, трудовое обучение,
1-4, 5-11 классы, Просвещение, 2012.
35. Розов В.И. Справочник мастера мебельного производства / В.И. Розов. М.: Лесная промышленность, 2001.
36. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., «Машиностроение», 1972
37. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву в современном интерьере».
38. Сокольников Н.М. Основы композиции, 2000 г.
39. Степанов А.А., Малыгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция, 1993 г.
40. Савченко В.Ф. Материалы для облицовывания и отделки столярно-мебельных изделий. - М., 2003.
41. Сасова И.А., От трудового обучения - к технологическому, ШиП № 3, 2008 г.
42. Симоненко В.Д. Технология. 7 кл (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко. - 2-е изд., стеотип./сост. Ю.П.Засядько. - Волгоград: Учитель, 2008. - 136 с.
43. Сафроненко В. М. Декор и защита древесины. -М.: Хэлтон, 2001.
44. Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004.
45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.
46. Сердюков О. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу // Изобретатель и рационализатор. - N 1, 2004.
47. Серебренников Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы, ШиП № 4, 2006 г.