Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №169588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы118
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
§ 1.1. Проблема эмоций в психологии 7
§ 1.2. Становление эмоциональных состояний в младшем школьном
возрасте 19
§ 1.3. Современное изучение проблемы эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 31
§ 2.1. Организация, методы и методики исследования 31
§ 2.2. Особенности эмоциональных состояний учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 36
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 47
§ 3.1. Научно-методологические подходы к коррекции состояний учащихся с задержкой психического развития 47
§ 3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 53
§ 3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 66
Выводы по третьей главе 78
Заключение 81
Список использованной литературы 86
Приложение 96

Актуальность исследования. На данный период, в нашей стране, условия жизни является не самыми благоприятными, поэтому контингент учащихся младшего школьного возраста, стал достаточно разнообразен по уровню физического и психического развития. Особенности эмоциональных состояний являются наиболее выраженными фактором в становлении психики детей с задержкой психического развития.
Появляются такие особенности как узнавание эмоций детьми с задержкой психического развития, понимание предметности эмоций, выражение эмоций в любой эмоциогенной ситуации.
Этап младшего школьного возраста является наиболее сенситивным периодом. Эмоциональная сфера воздействует на все компоненты познания с разных сторон: восприятие, мотивацию, мышление, память, познавательные потребности. В этом возрасте происходит становление психических функций. Дети учатся управлять своими эмоциональными состояниями, а также появляется более широкий спектр эмоций, эти дети находятся на начальном этапе изучения своих эмоциональных состояний.
Эмоции младших школьников лежат в основе социальных отношений, поэтому появляется необходимость быть восприимчивым к чувствам окружающих. Эмоций возбуждают ответные эмоциональные переживания и реакции, они играют одну из ведущих ролей в общении. Но несмотря на это младшие школьники пока характеризуются слабой эмоциональной устойчивостью, появляется больше негативных эмоций, агрессия, нарушением самоконтроля, частой сменой настроения, нарушение поведения, неуверенность, страх, неуважение ко взрослым и т.д.
Изучение эмоциональных состояний, является тяжёлым трудом. Каждый ребенок особенно с задержкой психического развития индивидуален исследованием особенностей таких детей занимались: Г. Е. Сухарева (1959), В.В. Ковалёв (1979), Т.Д. Пускаева (1980), И. Ф. Марковская (1994), Ю.Г.Демьянов (1999) и множество известных и неизвестных ученых, психологов и др. занимаются этой категорией.
На каждого школьника с задержкой психического развития приходится свой набор эмоций в определенной ситуации. Однако дети используют крайне бедную мимику и пантомимику, что также снижает способность к выражению эмоций и их считыванию у окружающих людей.
Благодаря изучению эмоциональных состояний младших школьников мы можем помочь не только в период адаптации. Ведь дети в этом возрасте погружаются в совершенно новую среду, школьную. Помочь построить, наладить, или изменить взаимоотношения учащихся в классе, с родителями, с учителями. Помочь в процессе социализации в обществе, специальном расширении и обогащении эмоциональной сферы.
Особенно актуально для учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет своевременное изучение и коррекция такого психического процесса, как становление эмоциональных состояний.
С помощью различных методик и диагностик мы можем выделить проблемы в разных эмоциональных состояниях. Четко определить проблему этой категории учащихся, и правильно подобрать и провести коррекционную работу. Что в дальнейшем нам поможет увидеть положительный результат, нашей работы. Это принесет огромную пользу школьнику в дальнейшем его взрослении, социализации. Родителям во взаимоотношениях с ребенком, налаживанием контакта. Учителям и одноклассникам в совместном обучении, дружбе, взаимодействии в классе.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции эмоциональных состояний изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью были поставлены задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Выявить особенности эмоциональных состояний у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу по коррекции эмоциональных состояний, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить её эффективность.
Объект исследования: эмоциональные состояния учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: низкий уровень развития способностей к пониманию и дифференциации эмоций, трудности в выражении своих эмоциональных реакций; доминирование тревожности и отстранённости в общем эмоциональном фоне настроения. Эффективность коррекции эмоциональных состояний у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования, разработанной нами психологической программы.
Методы исследования: теоретический анализ специальной
психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение за детьми, изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа; экспериментальные методы - констатирующий эксперимент.
Методики исследования: в процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Дерево» Д. Лампена в адаптации Л.П. Пономаренко (1999) [48]
2. Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой (2002) [56. с. 35]
3. Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго (2007) [77]
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить современные представления об особенностях эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременной коррекции с использованием разработанной психологической программы.
Практическая значимость исследования: представленные в
выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть полезны педагогам, психологам и другими специалистам в изучении, либо работе с данным контингентом школьников.
Организация исследования: экспериментальное исследование
проведено на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В эксперименте приняли участие 20 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся из 1 класса (в возрасте 7 - 8 лет), 20 учащихся из 2 класса (учащиеся третьего года обучения) (в возрасте 10 - 11 лет) с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключение, источников литературы (в количестве 101 источник). Включает 10 приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 6 гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Главной целью нашего исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, осуществить психологическую коррекцию эмоциональных состояний у учащихся младшего школьного возраста, и определить эффективность проведенной коррекционной работы.
Проблема изучения эмоциональных состояний является актуальной на сегодняшний день у младших школьников с задержкой психического развития, а также у нормально развивающихся детей.
Ведь если вовремя не скоррегировать, направить развитие эмоций, эмоциональных состояний ребенка, то какие-либо страхи, тревожность, агрессия, будут преобладать в жизни ребенка. Ребенку самому будет нелегко самостоятельно в будущем справиться с этими эмоциями. Поэтому в настоящее время встает проблема, чтобы как можно большему количеству детей оказать правильную помощь в коррекции эмоциональных состояниях.
Эмоциональные состояния - переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.
Разные направления психологии изучали научно-методологические подходы к изучению эмоциональных состояний и все они сошлись к единому мнению, о том, что эмоциональные состояния - это в основном ответная реакция организма на внешнее воздействие.
На начальном этапе нашей работы была выдвинута гипотеза о том, что младшие школьники с задержкой психического развития характеризуются: низким уровнем развития способностей к пониманию и дифференциации эмоций, испытывают трудности в выражении своих эмоциональных реакций; преобладает доминирование тревожности и отстранённости в общем эмоциональном фоне настроения.
В процессе исследования нами была поставлена задача, определить эффективность коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, с помощью разработанной программы по развитию и становлению эмоциональных состояний младших школьников.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы, было организовано диагностическое исследование, направленное на изучение эмоциональных состояний, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в процессе были взяты для обследования следующие методики:
1. Методика «Дерево» Д. Лампена в адаптации Л.П. Пономаренко (1999) [48]
2. Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой (2002) [56. с. 35]
3. Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго (2007) [77]
Вовремя нашего исследования были использованы, как теоретические, так эмпирические методы, на первом этапе происходил анализ общей и специальной психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, следующим этапом является изучение психолого-педагогической документации ребёнка, беседа, далее следовал экспериментальный метод, на нём происходил констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования были применены количественный и качественный анализ данных .
С целью изучения особенностей эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с ЗПР нами был проведен констатирующий, формирующий и экспериментальный эксперимент. Исследование проведено на базе КГБОУ «Красноярская школа № 7». В эксперименте приняли участие 20 учащихся 1 «А» и «Б» класса, 20 учащихся 2 «Б» и «В», класса, с клиническим диагнозом F 80 - «Задержка психического развития». Возраст испытуемых 7-11 лет.
Проведя констатирующий эксперимент, были выявлены следующие особенности эмоциональных состояний, такие как эмоциональная тревожность и отстранённости в общем эмоциональном фоне настроения, трудности в выражении своих эмоциональных реакций, адекватные, но слабо выраженные реакции на происходящее вокруг, низкий уровень способностей к пониманию и дифференциации эмоций своих и своих сверстников.
После того как были получены результаты, был организован формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию эмоциональных состояний, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся первого и второго класса были разделены на две группы, экспериментальную и контрольную группу, в экспериментальную группу вошли 10 учащихся первого класса и 10 учащихся второго класса, испытуемые показали на этапе констатирующего эксперимента самые неудовлетворительные результаты.
На этапе формирующего эксперимента были обозначены следующие направления коррекционной работы, такие как:
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии.
• снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;
• развитие навыков выражения эмоциональных реакций;
• коррекция эмоциональных реакций на определённые ситуации;
• коррекция способностей дифференциации эмоциональных состояний;
- формирование навыков адекватного понимания эмоциональных состояний.
Проведённая программа показала положительную динамику.
4. Анализ результатов по методике «Дерево» Д. Лампена в адаптации Л.П. Пономаренко (1999) [48], свидетельствует нам о том, что в первом и во втором классе имеется положительная динамика, в обоих группах результат увеличился на 20%, это говорит о том, что эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста стали более благоприятнее, перестала доминировать тревожность и отстраненность в общем эмоциональном фоне настроения.
5. Анализируя результаты по методике «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой (2002) [56. с. 35], можно увидеть, что в первом, как и во втором классе испытываемые трудности в выражении своих эмоциональных реакций у детей уменьшились на 20%, это говорит о том, что обучающиеся стали лучше выражать свои эмоциональные реакции на положительные или отрицательные поступки.
6. Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго (2007) [77] по исследованию уровня сформированности особеностей дифференциации эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста, в первом классе положительный результат увеличился на 30%, во втором классе результат увеличился на 20%. Из этого следует, что повысился уровень развития способностей к пониманию и дифференциации эмоций.
Результаты исследования, помогают определить, что есть положительные изменения в эмоциональных состояниях у детей младшего школьного возраста.
Таким образом результаты программы психологической коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, свидетельствуют о положительной динамике в развитии эмоциональных состояний у детей.
Полученные результаты исследования подтверждают о том, что эффективность коррекции эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть повышена если использовать разработанную психологическую программу по коррекции и развитию эмоциональных состояний у младших школьников , разработанную в данном исследовании.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов.Москва: Юрайт, 2013. 816 с.
2. Артемьева Т. П. «Изучение и развитие эмоциональной сферы младшихшкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития»Специальное образование, no. 1, 2016, pp. 5 15.
3. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро-и патопсихологии, М., ПЕР СЭ, 2006.-176с
4. Ахметова, С. Л. Особенности изучения и коррекции
эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации для студентов [Текст]/С. Л. Ахметова.- Анжеро-Судженск: ГОУ СПО «Анжеро-Судженский
педагогический колледж», 2007. - 45 с.
5. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с
6. Бахурина Е.С. Коррекция эмоциональных комплексов у детей 5­10 лет через рисование. Психолог в детском саду. - 2004 г.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкойпсихического развития. Москва: Владос, 2012. 455 с
8. Бобык С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 221-224. - URL https://moluch.ru/archive/24/2517/ (дата обращения: 02.04.2020).
9. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б.,
Зинченко В.Олмапресс. 2004
10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекциязадержки психического развития у детей. Учебно- методическоепособие. -М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
11. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно психологическое консультирование, МГУ, 1990
12. В мире детских эмоций: пособие для практи. работников ДОУ/ Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина/ - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.- 160 с. -(Библиотека психолога образования)
13. Валитова, И.Е Специальная психология : учеб. пособие для студ.,обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям / И.Е.Валитова. Минск: Изд-во Гревцова, 2014. - 481 с.
14. Вачков И.В. Сказкотерапия. — М., 2003
15. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.: ил. - (Б-кашкольного психолога)....101


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ