Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование первичных лексических навыков у детей дошкольного возраста на основе нейроакустического метода “Томатис”

Работа №169584

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста 8
1.1 Раннее обучение иностранным языкам: понятие, специфика и
принципы 8
1.2. Опыт раннего обучения иностранным языкам в России и за
рубежом 13
1.3 Особенности формирования иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию первичных иноязычных лексических навыков у дошкольников на основе авторской методики А. Томатиса «Томатис» 29
2.1 Авторская методика А. Томатиса: нейропсихологический и
методический аспекты
29
2.2. Опытно-экспериментальная работа по разработке учебно­
методических материалов (заданий и упражнений) для формирования первичных иноязычных лексических навыков у дошкольников в рамках раннего обучения английскому языку в ДОУ 34
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение А 62
Приложение Б 63

Актуальность темы исследования. В современном постоянно меняющемся мире человеку необходимо пребывать в состоянии непрерывного развития, стремления и достижения целей. Ни для кого не секрет, что овладение иностранными языками - тот самый инструмент, с помощью которого появляется возможность находиться в постоянной динамике.
Современная наука и медицина позволяют человеку расширить горизонты сознания и выйти на новый уровень освоения информации. Являясь вспомогательным инструментом в усвоении новых знаний и приобретении навыков, современные методики облегчают процесс обучения и позволяют увеличивать темп познания.
Над ранним обучением иностранным языкам работали такие ученые, как М.З. Биболетова, Н.Д. Гальскова и др. Н.И. Гез, как и Р.К. Миньяр- Белоручев, выделили этапы формирования лексических навыков. А.Томатис создал нейроакустический метод реабилитации детей с отклонениями в развитии. На стыке этих достижений в сфере педагогики рождается потребность в синтезе идей, что и является актуальностью данной работы.
Объектом диссертационного исследования является процесс формирования первичных лексических навыков.
Предмет исследования - формирование первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если на занятиях иностранным языком будет использован нейроакустический метод «Томатис». Это возможно, так как:
1. формирование нейронных связей, отвечающих за изучение иностранного языка активно происходит в дошкольном возрасте;
2. особенности метода обеспечивают лучшее усвоение лексических единиц через формирование нейронных связей;
3. современные методики преподавания иностранного языка сочетаются с методами, которые используют нейропсихологи на занятиях по методу «Томатис».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем доказать эффективность использования нейроакустического метода «Томатис» для формирования первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1) раскрыть содержание нейроакустического метода «Томатис»;
2) выявить психолого-педагогические особенности процесса формирования первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста;
3) изучить возможности использования нейроакустического метода «Томатис» для формирования первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста;
4) разработать систему заданий и упражнений для формирования первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста с применением нейроакустического метода «Томатис»;
6) провести апробацию разработанного учебно-методического материала (упражнений и заданий) на индивидуальных занятиях иностранного языка.
Теоретическую базу исследования составили работы в сфере общей концепции иноязычной коммуникативной компетенции: Н.И. Гез [Гез, 2006] , И.Л. Бим [Бим, 2013] , Л.Ф. Бахмана [Bachman, 1990] ; работы, посвященные значению игры в процессе обучения дошкольников: А.В. Конышева [Конышева, 2008] , Е.Н. Соловова [Соловова, 2010] ; раннему обучению иностранным языкам М.З. Биболетовой [Биболетова, 1994] , Е.И. Негневицкая [Негневицкая, 1981] ; основные положения теории речевой деятельности, сформулированные в работах Л.С. Выготского [Выготский, 1996] . Вопросы ранней педагогики дошкольников рассматривают Ю.П. Азаров [Азаров, 2009] , В.П. Беспалько [Беспалько, 2008] , Е.Г. Боровикова [Боровикова, 2003] , Л.С. Выготский [Выготский, 1935] , история раннего обучения в России и за рубежом рассматриваются А.Н. Джуринским [Джуринский, 2020] , Г.М. Фроловой [ Фролова, 2008] , Н.Н. Нечаевым [Нечаев, 1999] . В вопросах психологического развития ребёнка опирались на труды А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 2020] , Ю.П. Азарова [Азаров, 1996] , Н.А. Горловой [Горлова, 2000] , И. Сулейманова [Сулейманов, 2009] , Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1989] .
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опытно-экспериментальная работа; обобщение практического опыта, количественные методы обработки полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторских учебно-методических материалов (заданий и упражнений) для формирования первичных лексических навыков у детей дошкольного возраста с применением нейроакустического метода «Томатис».
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Центра Здоровья «Виктория» г. Красноярска Красноярского края в формате индивидуальных занятий. В исследовании приняли участие 15 человек - дошкольников, обучающихся иностранному языку в Центре Здоровья «Виктория» г. Красноярска Красноярского края.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступление с отчетами на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования и подготовку к публикации научной статьи по тематике исследования: «Применение нейроакустического метода «Томатис» на занятиях иностранного языка с детьми дошкольного возраста: части тела» в сборнике материалов IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 4-5 декабря 2020г.
Наименование глав диссертационного исследования и краткое их описание.
В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы формирования первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста» рассмотрена специфика раннего обучения иностранным языкам, изучен опыт раннего обучения иностранным языка в России и за рубежом, указаны особенности формирования иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию первичных иноязычных лексических навыков у дошкольников на основе авторской методики А. Томатиса «Томатис» рассмотрен авторский метод Альфреда Томатиса «Томатис» и указаны нейропсихологический и методический аспекты метода, описана опытно­экспериментальная работа по разработке системы заданий и упражнений для формирования лексических навыков у дошкольников в рамках раннего обучения английскому языку с применением нейроакустического метода «Томатис», представлены результаты внедрения разработанной системы заданий и упражнений в рамках раннего обучения английскому языку..
Заключение.
В ходе исследования рассмотрены основные виды и составляющие нейроакустического метода «Томатис», описаны его преимущества и недостатки, этапы планирования, процессуальная составляющая урока, построенного на основе данного метода, изучены компоненты процесса формирования первичных лексических навыков у детей дошкольного возраста. Создана и апробирована уникальная система взаимозаменяемых заданий и упражнений, направленная на формирование лексических навыков у детей дошкольного возраста.
Высказанное нами предположение о том, что использование нейроакустического метода «Томатис» на занятиях иностранного языка способствует формированию первичных лексических навыков у детей дошкольного возраста подтверждено результатами опытно-
экспериментальной работы в рамках индивидуальных занятий в Центре Здоровья «Виктория» г. Красноярска.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании курса занятий, построенных на основе нейроакустического метода «Томатис» для групповых занятий.
Описание Приложений.
Приложение А включает документы, подтверждающие апробацию разработанных учебно-методических материалов (упражнений и заданий) по формированию первичных лексических навыков у детей дошкольного возраста при обучении английскому языку с применением метода «Томатис» на базе Центра Здоровья «Виктория» г. Красноярска.
Приложение Б содержит учебно-методические материалы: карточки с изображением частей тела человека, игрушек, вымышленных персонажей для создания коллажей и изучения лексического материала, а также методический материал по темам «Игрушки», «Погода», «Семья», «Цвета», «Счет».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Используя наработанные результаты теоретических изысканий и практических занятий нами была предпринята попытка синтеза нейроакустического метода, нейропсихологических упражнений, а также преподавания английского языка дошкольникам.
Для достижения основной цели исследования, а именно - теоретически обосновать и опытным путём доказать эффективность использования нейроакустического метода «Томатис» для формирования первичных лексических навыков у детей дошкольного возраста были поставлены и достигнуты соответствующие цели.
Содержание нейроакустического метода «Томатис» раскрыто полностью, выявлены и раскрыты психолого-педагогические особенности процесса формирования первичных лексических навыков у детей дошкольного возраста. Также изучены возможности использования нейроакустического метода «Томатис» для формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. Нами была разработана система заданий и упражнений для формирования первичных лексических навыков дошкольников для применения на занятиях с применением метода «Томатис». Проведена апробация разработанного материала на индивидуальных занятиях с дошкольниками на базе Центра Здоровья «Виктория» в г. Красноярске Красноярского края.
Исходя из результатов эксперимента, мы можем сказать следующее:
1. Авторский метод Альфреда Томатиса совместно с заданиями и упражнениями повлияли на формирование первичных лексических навыков благотворно;
2.Занятия проходили в комфортной атмосфере игры, что благотворно повлияло на внимание;
3. Игровая форма занятий поспособствовала лучшему усвоению материала и более быстрому запоминанию лексем;
4. Процесс формирования первичных лексических навыков проходил через этапы ознакомления, тренировки и применения новых лексем;
5. При вычислении коэффициента успешности было установлено, что уровень сформированности лексического навыка высокий.
Соответственно, гипотеза о том, что формирование первичных иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если на занятиях иностранным языком будет использован нейроакустический метод «Томатис», подтвердилась и эксперимент можно считать успешным.
Дальнейшее использование системы заданий и упражнений на занятиях с нейропсихологом с применением метода «Томатис» рекомендовано к внедрению в психолого-педагогический процесс Центра Здоровья «Виктория» для улучшения достигаемых результатов на индивидуальных занятиях.
Развитие исследования следует продолжить в аспекте формирования групповой работы, работы с более старшими детьми, а так же привлечением иных специалистов, таких, как логопеды и психологи для улучшения мотивации обучающихся, развитию фонетической грамотности детей и, как следствие, более качественному изучению иностранного языка в раннем возрасте.


1. Авдеева О.В., Тихонов А.Ю., Особенности звукотерапии Альфреда Томатиса [Текст] / О.В. Авдеева, А.Ю. Тихонов. // Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки. - 2013. - С. 147-155.
2. Агурова Н.В., Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду [Текст] / Н.В. Агурова, Н.Д. Гвоздецкая.- М. Просвещение, 1963. - 87 с.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учится: педагогика гармоничного развития [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.Политиздат, - 1989. - 333 с.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. - М: Просвещение, 1979. - 255 с.
5. Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: ИВА, 1996. - 480 с.
6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.:Эксмо, 2015. - 496 с.
7. Азаров Ю.П., Ускоренное выявление и развитие детских дарований [Текст] / Азаров, Ю.П. // Воспитание школьников. - 2009. - №1. С. 25-30.
8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. [Текст] / М.М. Алексеева - М.: Академия, 1999. - 160 с.
9. Алипулатова Н.С., Магомедова А.М., Обучение лексике на раннем и среднем этапах обучения для успешного развития языковой компетенции [Текст] / Н.С. Алипулатова. А.М. Магомедова // Дагестанский государственный педагогический университет. - 2016. - № 3. - С. 8-12.
10. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. [Текст ] / И.Л. Бим. - М.: ТЕЗАУРУС, 2013. - 331 с.
11. Бим И.Л., Биболетова М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе [Текст ] / И.Л. Бим, М.З. Биболетова // Иностранные языки в школе - 1991. - №2 - С. 23-24
12. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
13. Боровикова Е.Г., Наглядная программа для младших школьников, изучающих английский язык и их родителей. Проблемы, поиски, решения [Текст] / Е.Г. Боровикова // Иностранные языки в школе - 2003 - №2 - С. 14-17.
14. Боровских А.В. Деятельностные принципы в педагогике и
педагогической логике [Текст] / А.В. Боровских. - М.: Макс-Пресс, 2012­
80с.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст ] / под ред. Д.И. Фельдштейна; вступительная статья Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОЖЭК», 2001. - 352 с....59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ