Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа №169582

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 16
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА 27
1.1. Практико-ориентированное обучение детей с НОДА в научно­педагогической литературе 27
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно­
двигательного аппарата в контексте практико-ориентированного обучения истории в 5 классе 36
1.3. Формы организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА 41
ГЛАВА 2. Педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА 53
2.1. Организация совместной практико-ориентированной познавательной
деятельности учащихся 5 классов с НОДА, побуждающей к активизации её мотивов 53
2.2. Создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории,
способствующей развитию интереса к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся 5 классов с НОДА 61
2.3. Реализация разнообразных форм обучения на уроках истории с целью формирования ценностного отношения к практико-ориентированной
познавательной деятельности у учащихся 5 классов с НОДА 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79

Актуальность. В современных условиях становится актуальным организовать процесс обучения таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся не только в развитии внутренней мотивации обучения, но и в формировании системы практически востребованных знаний и умений, что позволяет учащимся активнее адаптироваться к жизни. Кроме того, на сегодняшний день наблюдается активная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс. Практически в каждой школе есть учащиеся с различными двигательными нарушениями.
Одной из потребностей, как общества, так и государства, в целом, выступает воспитание поколения, способного осуществлять практико­ориентированное познание гуманитарных дисциплин на протяжении всей жизни. В то же время, для педагогического сообщества является важным использование потенциала практико-ориентированного обучения, а для школьных учителей - необходимость реализации форм и методов практико­ориентированного обучения на уроках истории. Однако сегодня в учебном процессе наблюдается отрыв материала от практики и жизненного опыта учащихся, а также недостаточная разработанность организационно­педагогических условий этого процесса, отсутствие их описания в научно­методической литературе.
В связи с этим особенно актуально организовать учебный процесс так, чтобы применение практико-ориентированного подхода к обучению детей с двигательными нарушениями привело к значительному повышению эффективности обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний. В практико­ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний.
Актуальность применения практико-ориентированного подхода к обучению детей с НОДА, в соответствии с идеей гуманизации образования, заключается в раскрытии связей между знаниями и повседневной жизнью человека, в достижении целенаправленного превращения социального опыта в личный, а также в повышении личностного статуса учащегося. Знания и умения, которые получают учащиеся с НОДА, должны быть не просто усвоены, но и направлены на применение их в дальнейшей учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Эффективное формирование практико-ориентированных компетенций у учащихся с НОДА произойдет, когда будут соблюдены определенные педагогические условия. Нами были выделены три условия, позволяющие реализовать практико-ориентированный подход к обучению детей с двигательными нарушениями: совместная деятельность всех участников образовательного процесса, создание комфортной психологической среды, отбор разнообразных форм организации образовательного процесса. Реализация этих условий в системе направлена в конечном итоге на получение знаний и умений, востребованных в реальной жизни. Первостепенная задача - сформировать интерес к предмету и мотивацию к обучению, чтобы ребенок сам понимал и хотел приобретать навыки, достигать результатов. Тем самым реализовывается системно­деятельностный подход.
Степень изученности. Изучением практико-ориентированного подхода к обучению в разное время занимались ученые психолого­педагогической и методической направленности. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин затрагивали вопрос о подготовке выпускников школ к трудовой деятельности. И.С. Якиманская пришла к выводу, что обучение можно назвать личностно-ориентированным только тогда, когда ученик признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
Исследованию различных аспектов проектирования урока, разработке его структуры с учетом специфики усваиваемого содержания, использованию межпредметных связей на уроке посвящен ряд работ В.А. Онищука, E.H. Ильина В.Н. Максимовой и др.
Теоретические положения индивидуализации обучения можно найти в работах Б.И. Вершинина. Сущность практико-ориентированного обучения, обладающего образовательными возможностями, раскрывается у Л.И. Мартыновой, Е. В. Бондаревской, Л. Е. Солянкиной и др. В их работах проводится историко-педагогический и философский анализ оснований практико-ориентированного процесса, уточнено понимание практико­ориентированного принципа образования, приведен анализ данного принципа в контексте становления его в образовании.
Что касается проблемы обучения детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, они являются достаточно актуальными в течение долгого времени, о чём говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов.
Работы, посвященные обучению и воспитанию детей в семье можно встретить у таких авторов, как Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко. Коррекционную работу при обучении и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата описывали Е.Ф. Архипова, Л.С. Волкова, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, К.А. Семенова. Физическое воспитание детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата рассматривали С.А. Бортфельд, Н.А. Гросс, Ю.А. Гросс, Е.М. Мастюкова. Такие авторы, как Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, И.А. Смирнова, О.Г. Приходько посвящали свои работы психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В. Дильтей, В.В. Коркунов, H.H. Малофеев, H.H. Назарова, Т. Парсонс развивали идеи гуманизма, развития и социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Исследования последних лет доказывают, что дети с двигательными нарушениями, окончившие специальную школу, не овладевают в полной мере умениями и навыками, которые формирует общеобразовательная школа (B.C. Агавелян, Е.В. Андриенко, В.Д. Батухтин, М.Э. Бочко, П.С. Брук и др.).
Работ, связанных непосредственно с созданием особых условий обучения учащихся с НОДА недостаточно. Так, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова, Н.Н. Никитина, Н.М. Назарова в своих работах указывают, что таким детям необходимы специальные образовательные условия. К таким условиям обучения можно отнести специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых затруднено освоение образовательных программ.
В настоящий момент существует достаточная методологическая и теоретическая база по проблеме применения практико-ориентированного обучения, но, в то же время, вопросы специального обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях
общеобразовательного класса освещены недостаточно. Анализ перечисленной в работе литературы показал, что можно сформулировать следующие противоречия, возникающие между:
• потребностью государства и общества в юных гражданах, способных осуществлять практико-ориентированное познание гуманитарных дисциплин на протяжении школьного образования и всей жизни, и недостаточным интересом практики школьного образования к разрешению этой проблемы;
• потребностью педагогического сообщества в использовании потенциала практико-ориентированного обучения истории и его недостаточной востребованностью в школьной практике при реальном процессе познавательной деятельности учащихся с НОДА;
• потребностью школьных учителей в реализации практико­ориентированного обучения в 5 классе для детей с НОДА на уроках истории и недостаточной разработанностью организационно­педагогических условий этого процесса, отсутствием их описания в научно-методической литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обоснования и описания организационно-педагогических условий реализации процесса практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования - «Педагогические условия реализации практико­ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Объект исследования: процесс обучения истории в основной средней школе.
Предмет исследования: педагогические условия реализации практико­ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и описать педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА.
Гипотеза исследования. Применение практико-ориентированного подхода к обучению на уроках истории в 5 классе детей с НОДА будет осуществляться более эффективно, если в педагогическом процессе будут реализованы следующие условия:
• организация совместной практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся 5 классов с НОДА на уроках истории, побуждающей к активизации её мотивов;
• создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории, способствующей развитию интереса к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся 5 классов с НОДА;
• реализация разнообразных форм обучения на уроках истории с целью формирования ценностного отношения к практико-ориентированной познавательной деятельности у учащихся 5 классов с НОДА.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические предпосылки реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и конкретизировать ключевые понятия.
2. Охарактеризовать возрастные психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в контексте практико-ориентированного обучения истории в 5 классе.
3. Определить и проанализировать основные формы организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА.
4. Выявить, обосновать и описать оптимальные педагогические условия эффективной организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА: организация совместной практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся на уроках истории, побуждающей к активизации её мотивов; создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории, способствующей развитию интереса учащихся к практико­ориентированной познавательной деятельности; реализация
разнообразных форм обучений на уроках истории с целью
формирования ценностного отношения к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги работы, можно сказать, что реализация практико­ориентированного подхода к обучению детей с двигательными нарушениями позволяет овладеть учащимся системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развивать их творческие способности, формировать у них экологическое сознание наряду с овладением базовых компетенций в условиях общеобразовательной школы. В результате проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические предпосылки практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА. Изучив психолого-педагогическую литературу по нашей проблеме, мы пришли к выводу, что образовательные возможности практико­ориентированного подхода к обучению достаточно полно освещены, в то время как вопросы применения данного подхода к обучению детей с двигательными нарушениями практически не изучены современной наукой. Также, нами были рассмотрены и описаны психолого-педагогические особенности детей с НОДА, трудности, которые они испытывают в обучении, и, как следствие, их влияние на отбор форм учебной деятельности, в первую очередь - практико-ориентированных.
Вторая глава отражает практические аспекты исследования. Нами был сделан вывод, что эффективной реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА будет способствовать осуществление трех педагогических условий. К ним мы отнесли:
организацию совместной практико-ориентированной познавательной
деятельности учащихся на уроках истории, побуждающей к активизации её
мотивов; создание оптимальной психологической обстановки на уроках
истории, способствующей развитию интереса учащихся к практико-
ориентированной познавательной деятельности; реализацию разнообразных
75
форм обучений на уроках истории с целью формирования ценностного отношения к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся.
Структура учебного занятия, в соответствии с практико­ориентированным подходом к обучению, наполняется соответствующим содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус учащегося с НОДА, сделать его обучение мотивированным. В отличие от традиционного урока, структура практико-ориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практико­ориентированного построения учебного процесса.
Важная роль в обучении детей с НОДА отводится мотивации, познавательному интересу. Этому способствует реализация совместной деятельности, как во время урока, так и во внеурочное время, что формирует положительную мотивацию к учебному процессу, и, следовательно, эффективно воздействует на результаты обучения.
В свою очередь, эффективность результатов обучения напрямую зависит от комфортной психологической среды, которую создают все участники образовательного процесса. Кроме того, необходимо наличие материально-технических условий, оказывающих влияние на оптимальную психологическую обстановку.
Для реализации практико-ориентированного обучения необходим отбор разнообразных форм организации образовательного процесса школы. После возникновения интереса к обучению, необходимо правильно сформировать умения, чтобы учащийся смог их сам применить на практике. Здесь приходят на помощь практико-ориентированные формы и методы учебных занятий, внеурочных видов деятельности, активизирующих формирование ключевых компетенций.
Таким образом, поставленные перед нами задачи были полностью решены. Тем самым, нам удалось достигнуть цели диссертационного исследования, а именно выявить, теоретически обосновать и описать педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА.
Обобщение результатов нашего исследования позволило сделать вывод о том, что соблюдение определенных педагогических условий позволит сформировать у детей с НОДА интерес к обучению и повысит эффективность получения и применения знаний на практике, подтвердив тем самым гипотезу исследования.
В диссертационном исследовании нами было конкретизировано понятие практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; охарактеризованы психолого­педагогические особенности учащихся 5 классов с НОДА; определены и проанализированы основные формы организации практико­
ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА; выявлены, обоснованы и описаны оптимальные педагогические условия эффективной организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА.
Систематизированные знания об особенностях практико­
ориентированного подхода к обучению детей с НОДА дают возможность применения описанных организационно-педагогических условий в практике учителей истории, работающих с детьми с двигательными нарушениями. Кроме того, данное диссертационное исследование может стать основой не только дальнейшего изучения проблемы, но и становления новых форм и методов практико-ориентированной работы с учащимися с двигательными нарушениями.
Таким образом, реализация технологии практико-ориентированного обучения способствует лучшему усвоению материала, систематизации умений анализа и синтеза информации. Эффективность реализации данной технологии применительно к обучению детей с НОДА зависит от соблюдения определенных педагогических условий: совместной
деятельности всех участников образовательного процесса в комфортной психологической среде, с применением определенных методов и форм работы в учебном процессе, направленных на получение знаний и умений, востребованных в реальной жизни. Эти умения позволяют лучше подготовиться, как минимум, к текущим и итоговым формам контроля знаний, а как максимум - применить полученные знания в дальнейшей учебной деятельности и просто в различных жизненных ситуациях.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12 2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Концепция Федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-
murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно­двигательного аппарата [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov- murman.ru/files/OVZ/programmy/06_PrAOOP_NODA_03_04_2015.pdf
Литература:
5. Андреев А.Л. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Издательство «Союз», 2002. 271 с.
7. Белкин А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе XXI века (психолого-педагогический аспект) // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург, УрГПУ. 1993. С. 50-60.
8. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10.
9. Бондаревская Е.В. Становление теории личностно ориентированного воспитания // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. (г. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.). Волгоград: Перемена, 2005.
10. Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 175 с.
11. Василенко Н.А. Психологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1980. №1.
12. Вассерман и др. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с церебро-органическим синдромом Дефектология. 1999. №3. С. 3-8.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1999.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. 42 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СИГ: «Питер». 2000. 512 с....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ