Реферат
ВВЕДЕНИЕ 16
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА 27
1.1. Практико-ориентированное обучение детей с НОДА в научнопедагогической литературе 27
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно
двигательного аппарата в контексте практико-ориентированного обучения истории в 5 классе 36
1.3. Формы организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА 41
ГЛАВА 2. Педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА 53
2.1. Организация совместной практико-ориентированной познавательной
деятельности учащихся 5 классов с НОДА, побуждающей к активизации её мотивов 53
2.2. Создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории,
способствующей развитию интереса к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся 5 классов с НОДА 61
2.3. Реализация разнообразных форм обучения на уроках истории с целью формирования ценностного отношения к практико-ориентированной
познавательной деятельности у учащихся 5 классов с НОДА 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Актуальность. В современных условиях становится актуальным организовать процесс обучения таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся не только в развитии внутренней мотивации обучения, но и в формировании системы практически востребованных знаний и умений, что позволяет учащимся активнее адаптироваться к жизни. Кроме того, на сегодняшний день наблюдается активная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс. Практически в каждой школе есть учащиеся с различными двигательными нарушениями.
Одной из потребностей, как общества, так и государства, в целом, выступает воспитание поколения, способного осуществлять практикоориентированное познание гуманитарных дисциплин на протяжении всей жизни. В то же время, для педагогического сообщества является важным использование потенциала практико-ориентированного обучения, а для школьных учителей - необходимость реализации форм и методов практикоориентированного обучения на уроках истории. Однако сегодня в учебном процессе наблюдается отрыв материала от практики и жизненного опыта учащихся, а также недостаточная разработанность организационнопедагогических условий этого процесса, отсутствие их описания в научнометодической литературе.
В связи с этим особенно актуально организовать учебный процесс так, чтобы применение практико-ориентированного подхода к обучению детей с двигательными нарушениями привело к значительному повышению эффективности обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний. В практикоориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний.
Актуальность применения практико-ориентированного подхода к обучению детей с НОДА, в соответствии с идеей гуманизации образования, заключается в раскрытии связей между знаниями и повседневной жизнью человека, в достижении целенаправленного превращения социального опыта в личный, а также в повышении личностного статуса учащегося. Знания и умения, которые получают учащиеся с НОДА, должны быть не просто усвоены, но и направлены на применение их в дальнейшей учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Эффективное формирование практико-ориентированных компетенций у учащихся с НОДА произойдет, когда будут соблюдены определенные педагогические условия. Нами были выделены три условия, позволяющие реализовать практико-ориентированный подход к обучению детей с двигательными нарушениями: совместная деятельность всех участников образовательного процесса, создание комфортной психологической среды, отбор разнообразных форм организации образовательного процесса. Реализация этих условий в системе направлена в конечном итоге на получение знаний и умений, востребованных в реальной жизни. Первостепенная задача - сформировать интерес к предмету и мотивацию к обучению, чтобы ребенок сам понимал и хотел приобретать навыки, достигать результатов. Тем самым реализовывается системнодеятельностный подход.
Степень изученности. Изучением практико-ориентированного подхода к обучению в разное время занимались ученые психологопедагогической и методической направленности. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин затрагивали вопрос о подготовке выпускников школ к трудовой деятельности. И.С. Якиманская пришла к выводу, что обучение можно назвать личностно-ориентированным только тогда, когда ученик признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
Исследованию различных аспектов проектирования урока, разработке его структуры с учетом специфики усваиваемого содержания, использованию межпредметных связей на уроке посвящен ряд работ В.А. Онищука, E.H. Ильина В.Н. Максимовой и др.
Теоретические положения индивидуализации обучения можно найти в работах Б.И. Вершинина. Сущность практико-ориентированного обучения, обладающего образовательными возможностями, раскрывается у Л.И. Мартыновой, Е. В. Бондаревской, Л. Е. Солянкиной и др. В их работах проводится историко-педагогический и философский анализ оснований практико-ориентированного процесса, уточнено понимание практикоориентированного принципа образования, приведен анализ данного принципа в контексте становления его в образовании.
Что касается проблемы обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, они являются достаточно актуальными в течение долгого времени, о чём говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов.
Работы, посвященные обучению и воспитанию детей в семье можно встретить у таких авторов, как Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко. Коррекционную работу при обучении и воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата описывали Е.Ф. Архипова, Л.С. Волкова, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, К.А. Семенова. Физическое воспитание детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата рассматривали С.А. Бортфельд, Н.А. Гросс, Ю.А. Гросс, Е.М. Мастюкова. Такие авторы, как Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, И.А. Смирнова, О.Г. Приходько посвящали свои работы психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В. Дильтей, В.В. Коркунов, H.H. Малофеев, H.H. Назарова, Т. Парсонс развивали идеи гуманизма, развития и социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Исследования последних лет доказывают, что дети с двигательными нарушениями, окончившие специальную школу, не овладевают в полной мере умениями и навыками, которые формирует общеобразовательная школа (B.C. Агавелян, Е.В. Андриенко, В.Д. Батухтин, М.Э. Бочко, П.С. Брук и др.).
Работ, связанных непосредственно с созданием особых условий обучения учащихся с НОДА недостаточно. Так, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова, Н.Н. Никитина, Н.М. Назарова в своих работах указывают, что таким детям необходимы специальные образовательные условия. К таким условиям обучения можно отнести специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых затруднено освоение образовательных программ.
В настоящий момент существует достаточная методологическая и теоретическая база по проблеме применения практико-ориентированного обучения, но, в то же время, вопросы специального обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях
общеобразовательного класса освещены недостаточно. Анализ перечисленной в работе литературы показал, что можно сформулировать следующие противоречия, возникающие между:
• потребностью государства и общества в юных гражданах, способных осуществлять практико-ориентированное познание гуманитарных дисциплин на протяжении школьного образования и всей жизни, и недостаточным интересом практики школьного образования к разрешению этой проблемы;
• потребностью педагогического сообщества в использовании потенциала практико-ориентированного обучения истории и его недостаточной востребованностью в школьной практике при реальном процессе познавательной деятельности учащихся с НОДА;
• потребностью школьных учителей в реализации практикоориентированного обучения в 5 классе для детей с НОДА на уроках истории и недостаточной разработанностью организационнопедагогических условий этого процесса, отсутствием их описания в научно-методической литературе.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обоснования и описания организационно-педагогических условий реализации процесса практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования - «Педагогические условия реализации практикоориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Объект исследования: процесс обучения истории в основной средней школе.
Предмет исследования: педагогические условия реализации практикоориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и описать педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА.
Гипотеза исследования. Применение практико-ориентированного подхода к обучению на уроках истории в 5 классе детей с НОДА будет осуществляться более эффективно, если в педагогическом процессе будут реализованы следующие условия:
• организация совместной практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся 5 классов с НОДА на уроках истории, побуждающей к активизации её мотивов;
• создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории, способствующей развитию интереса к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся 5 классов с НОДА;
• реализация разнообразных форм обучения на уроках истории с целью формирования ценностного отношения к практико-ориентированной познавательной деятельности у учащихся 5 классов с НОДА.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические предпосылки реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и конкретизировать ключевые понятия.
2. Охарактеризовать возрастные психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в контексте практико-ориентированного обучения истории в 5 классе.
3. Определить и проанализировать основные формы организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА.
4. Выявить, обосновать и описать оптимальные педагогические условия эффективной организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА: организация совместной практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся на уроках истории, побуждающей к активизации её мотивов; создание оптимальной психологической обстановки на уроках истории, способствующей развитию интереса учащихся к практикоориентированной познавательной деятельности; реализация
разнообразных форм обучений на уроках истории с целью
формирования ценностного отношения к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся....
Подводя итоги работы, можно сказать, что реализация практикоориентированного подхода к обучению детей с двигательными нарушениями позволяет овладеть учащимся системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развивать их творческие способности, формировать у них экологическое сознание наряду с овладением базовых компетенций в условиях общеобразовательной школы. В результате проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические предпосылки практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА. Изучив психолого-педагогическую литературу по нашей проблеме, мы пришли к выводу, что образовательные возможности практикоориентированного подхода к обучению достаточно полно освещены, в то время как вопросы применения данного подхода к обучению детей с двигательными нарушениями практически не изучены современной наукой. Также, нами были рассмотрены и описаны психолого-педагогические особенности детей с НОДА, трудности, которые они испытывают в обучении, и, как следствие, их влияние на отбор форм учебной деятельности, в первую очередь - практико-ориентированных.
Вторая глава отражает практические аспекты исследования. Нами был сделан вывод, что эффективной реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА будет способствовать осуществление трех педагогических условий. К ним мы отнесли:
организацию совместной практико-ориентированной познавательной
деятельности учащихся на уроках истории, побуждающей к активизации её
мотивов; создание оптимальной психологической обстановки на уроках
истории, способствующей развитию интереса учащихся к практико-
ориентированной познавательной деятельности; реализацию разнообразных
75
форм обучений на уроках истории с целью формирования ценностного отношения к практико-ориентированной познавательной деятельности учащихся.
Структура учебного занятия, в соответствии с практикоориентированным подходом к обучению, наполняется соответствующим содержанием, позволяющим использовать логическое и образное мышление учащихся, поднять личностный статус учащегося с НОДА, сделать его обучение мотивированным. В отличие от традиционного урока, структура практико-ориентированного урока отражает как содержательную сторону процесса обучения, так и процессуальную, что позволяет максимально использовать возможности содержания и методов обучения для практикоориентированного построения учебного процесса.
Важная роль в обучении детей с НОДА отводится мотивации, познавательному интересу. Этому способствует реализация совместной деятельности, как во время урока, так и во внеурочное время, что формирует положительную мотивацию к учебному процессу, и, следовательно, эффективно воздействует на результаты обучения.
В свою очередь, эффективность результатов обучения напрямую зависит от комфортной психологической среды, которую создают все участники образовательного процесса. Кроме того, необходимо наличие материально-технических условий, оказывающих влияние на оптимальную психологическую обстановку.
Для реализации практико-ориентированного обучения необходим отбор разнообразных форм организации образовательного процесса школы. После возникновения интереса к обучению, необходимо правильно сформировать умения, чтобы учащийся смог их сам применить на практике. Здесь приходят на помощь практико-ориентированные формы и методы учебных занятий, внеурочных видов деятельности, активизирующих формирование ключевых компетенций.
Таким образом, поставленные перед нами задачи были полностью решены. Тем самым, нам удалось достигнуть цели диссертационного исследования, а именно выявить, теоретически обосновать и описать педагогические условия реализации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА.
Обобщение результатов нашего исследования позволило сделать вывод о том, что соблюдение определенных педагогических условий позволит сформировать у детей с НОДА интерес к обучению и повысит эффективность получения и применения знаний на практике, подтвердив тем самым гипотезу исследования.
В диссертационном исследовании нами было конкретизировано понятие практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; охарактеризованы психологопедагогические особенности учащихся 5 классов с НОДА; определены и проанализированы основные формы организации практико
ориентированного обучения истории в 5 классе детей с НОДА; выявлены, обоснованы и описаны оптимальные педагогические условия эффективной организации практико-ориентированного обучения истории в 5 классе для детей с НОДА.
Систематизированные знания об особенностях практико
ориентированного подхода к обучению детей с НОДА дают возможность применения описанных организационно-педагогических условий в практике учителей истории, работающих с детьми с двигательными нарушениями. Кроме того, данное диссертационное исследование может стать основой не только дальнейшего изучения проблемы, но и становления новых форм и методов практико-ориентированной работы с учащимися с двигательными нарушениями.
Таким образом, реализация технологии практико-ориентированного обучения способствует лучшему усвоению материала, систематизации умений анализа и синтеза информации. Эффективность реализации данной технологии применительно к обучению детей с НОДА зависит от соблюдения определенных педагогических условий: совместной
деятельности всех участников образовательного процесса в комфортной психологической среде, с применением определенных методов и форм работы в учебном процессе, направленных на получение знаний и умений, востребованных в реальной жизни. Эти умения позволяют лучше подготовиться, как минимум, к текущим и итоговым формам контроля знаний, а как максимум - применить полученные знания в дальнейшей учебной деятельности и просто в различных жизненных ситуациях.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12 2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Концепция Федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-
murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov- murman.ru/files/OVZ/programmy/06_PrAOOP_NODA_03_04_2015.pdf
Литература:
5. Андреев А.Л. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Издательство «Союз», 2002. 271 с.
7. Белкин А.С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе XXI века (психолого-педагогический аспект) // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Екатеринбург, УрГПУ. 1993. С. 50-60.
8. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10.
9. Бондаревская Е.В. Становление теории личностно ориентированного воспитания // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. (г. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.). Волгоград: Перемена, 2005.
10. Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 175 с.
11. Василенко Н.А. Психологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1980. №1.
12. Вассерман и др. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с церебро-органическим синдромом Дефектология. 1999. №3. С. 3-8.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1999.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. 42 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СИГ: «Питер». 2000. 512 с....44