Использование метода полного физического реагирования в процессе
реализации инклюзивного образования в рамках урока английского языка
на уровне начального общего образования
Введение 3
Глава 1: Теоретические предпосылки и основания исследования метода полного физического реагирования на уроке иностранного языка во 2
классе 7
1.1. Многофакторная гетерогенность как особенность субъектов современной
образовательной среды в основной школе 7
1.2. Академическая резильентность как фактор успеваемости
обучающихся 11
1.3. Концептуальные модели и подходы в образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья 12
1.4. Инклюзивный подход в образовании 20
1.5. Реализация инклюзивного подхода в образовании 24
1.6. Интегрирование методов обучения иностранному языку в рамках
инклюзивного образования 28
1.7. Метод полного физического реагирования 30
Выводы по главе 1 39
Глава 2: Внедрение метода полного физического реагирования в процессе реализации инклюзивного образования на материале УМК по английскому языку “Spotlight - 2” 41
2.1. Анализ УМК Spotlight-2 41
2.2 Методика обучения с применением TPR 57
2.3 Разработка комплекса уроков по методу полного физического реагирования
на базе УМК «Spotlight-2» 60
2.4 Проведение опытно-экспериментной работы по теме исследования и анализ
ее результатов 69
Выводы по главе 2 77
Заключение 78
Библиографический список 80
Актуальность работы. В результате реформирования системы образования в России в 21 веке сложилась картина, которая требует вариативности целей, задач и методов обучения. Сегодня есть смысл вести речь об индивидуальном подходе в обучении, так как каждый ученик имеет своеобразный «бэкграунд». Как следствие, каждый учащийся может характеризоваться отличным от других мировоззрением, воспитанием, культурой, религией, физическими и интеллектуальными способностями, социально-экономическим положением семьи.
Такой разнородности состава обучающихся в учреждениях общего образования способствовали, прежде всего, изменения социальной и экономической ситуаций, которые традиционно вытекают в конфликтное и девиантное поведение детей; полинациональное многообразие учащихся, которое создает языковой и культурный барьер в общении со сверстниками и зачастую препятствует качественному образованию. Ко всему этому стоит так же отметить Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, принятый в 2009 году, который позволил детям с ограниченными возможностями здоровья и детям с психической задержкой обучаться вместе с обычными детьми.
В связи с вышеперечисленными проблемами перед учителем-практиком встает целый ряд вопросов, не имеющих однозначного ответа: каким образом учитель должен организовывать занятия и какой материал ему необходимо подобрать для того, чтобы учащиеся могли в полной мере, за определенное учебной программой время, без редуцирования академической составляющей освоить учебную программу, соответствующую ФГОС. Сюда же стоит добавить вопрос об адаптации учащихся и готовности учителей преподавать в подобных классах, потому что представляется невероятно сложным подобрать материал, который был бы понятен и полезен всем ученикам.
Все вышеизложенное побудило нас к поиску решения проблемы и определило выбор темы научного исследования: «Использование метода полного физического реагирования в процессе реализации инклюзивного образования в рамках урока английского языка на уровне начального общего образования».
Объектом настоящего исследования является реализация инклюзивного образования в процессе обучения иностранному языку в начальной общеобразовательной школе.
Необходимо заметить, что в современной психолого-педагогической литературе прослеживаются таксономические трудности, связанные с интерпретацией и трактовкой относительно новых для российской педагогической риторики терминов, как-то «инклюзивное образование», «интегрированное образование», «открытое образование». В ходе исследования необходимо будет четко определить и развести их объём и содержание. Однако заметим, что на данном этапе исследования мы подразумеваем под «инклюзивным образованием», прежде всего, создание и обеспечение равных образовательных возможностей для разных категорий обучающихся.
Предмет исследования — использование метода полного физического реагирования на уроке английского языка.
Цель работы - теоретическое обоснование и практическая апробация эффективности использования метода полного физического реагирования у обучающихся на уровне начального общего образования.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы: использование метода полного физического реагирования на уроках английского языка на уровне начального общего образования способствует адаптации содержательного материала для всех участников образовательного процесса, позволяет добиться его эффективности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к образованию лиц с ограниченными возможностями.
2. Рассмотреть сущность и структуру инклюзивного образования.
3. Изучить и описать сущность «метода полного физического реагирования» и его дидактический потенциал на уроке иностранного языка.
4. Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ учебных пособий по английскому языку с точки зрения наличия в них материала с использованием метода полного физического реагирования.
5. Разработать комплекс упражнений и заданий, основанных на применении метода полного физического реагирования.
6. Осуществить опытную работу по внедрению в учебный процесс дополнительного материала с целью адаптации учащихся.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные
документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам на уровне начального общего образования в основной школе, работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам в контексте инклюзивного образования С.В. Алехина, Н. Борисова, Н.М. Назаровой, А.Ю. Белогурова, С.В. Михайлова, Л.А. Самойленко, Г.В. Вытольской; работы по методу полного физического реагирования Джеймса Дж. Эшера, Никуличева Д. Б., А.П. Панфиловой.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовой документации в сфере образовательной деятельности, сравнительно-сопоставительный анализ учебных пособий, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, опытная работа.
База исследования: опытная работа проводилась с учащимися 2 класса МБОУ СШ № 21 г. Красноярска.
Новизна исследования заключается в том, что на современном этапе в научных работах и публикациях проблема использование метода полного физического реагирования в процессе реализации инклюзивного образования в достаточной мере не раскрыта.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в начальной школе.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ имени В.П. Астафьева в 2018 г. VII Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества в рамках VII международного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития».
В первой главе содержится описание методов работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также такие понятия как «инклюзивное образование», «метод полного физического реагирования», их сущность, формы и потенциал на уроках английского языка.
Во второй главе представлен сравнительно-сопоставительный анализ УМК «Английский в фокусе-2» и разработка комплекса упражнений и заданий по использованию метода полного физического реагирования в рамках урока иностранного языка при реализации инклюзивного образования на уровне начального общего образования.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
В ходе работы были описаны теоретические предпосылки и основания исследования метода полного физического реагирования в процессе реализации инклюзивного образования в рамках урока английского языка на уровне начального общего образования.
Предмет исследования демонстрирует высокую эффективность с точки зрения осуществления принципов инклюзивного образования. Метод Дж. Эшера позволяет достичь высоких результатов, благодаря последовательности развития речевых навыков. С другой стороны, деятельность, описанная в методе, стимулирует работу правого полушария мозга, а оно, в свою очередь, запускает работу левого, что критически важно в изучении иностранного языка.
Изучение проблем обучающихся с ограниченными возможностями показало, что представляется невероятно сложным подобрать корректный метод, с помощью которого бы получилось сделать урок иностранного языка максимально эффективным для всех детей. Метод TPR позволяет включить в образовательный процесс всех обучающихся, проявляя гибкость и учитывая возможности каждого индивидуума. В основе данного метода лежит язык телодвижений, что определяет доступность такой формы обучения.
В ходе опытно-экспериментальной работы нам удалось доказать правильность представленной в начале исследования гипотезы: использование метода полного физического реагирования на уроках английского языка на уровне начального общего образования способствует эффективной адаптации материала для всех участников образовательного процесса.
По результатам опытно-экспериментальной работы была разработана серия уроков по включению метода полного физического реагирования в процессе реализации инклюзивного образования на уровне начального общего образования.
Технология применения метода TPR получила экспериментальное подтверждение. В соответствии с разработанными параметрами и критериями эффективности предлагаемой методики, результаты эксперимента показали, что метод полного физического реагирования обеспечивает достижение положительных образовательных результатов - включенность всех обучающихся. Необходимо подчеркнуть возросший интерес обучающихся к иностранному языку, повышение уровня доступности учебного материала и вариативность темпа и качества обучения. Подопытные демонстрируют положительную динамику формирования навыка аудирования, что подтверждает корректность вектора данной формы обучения.
Очевидно, метод TPR не является универсальным подходом. Нет никаких сомнений, что в других условиях этот метод окажется неприемлемым в силу своей специфики или потребностей обучающихся.
Практические данные опытно-экспериментальной работы, на основе которых строится вывод о включенности обучающихся на уроке, доказывают несомненную методическую перспективу применения исследуемого приема на уровне начального общего образования в процессе реализации инклюзивного образования на уроке английского языка.
1. Абаева, О.В. Инклюзивное образования как важный фактор развития образования [Текст] / О.В. Абаева // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: сб. статей. - Донецк, 2019. С. 547-551.
2. Азиатцева, Т.В. Эффективные приемы обучения английскому языку на начальной ступени [Текст] / Т.В. Азиатцева // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. - Курск, 2017. С. 1.
3. Алехина, С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога [Текст] / С.В. Алехина // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология»: сб. статей. - Москва, 2012. - №4 (22). - С. 117-127.
4. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - Москва, 2014. -№1. С. 5-16.
5. Арутюнова, А.К. Формирование толерантной среды в условиях инклюзивного образования в системе школьного образования РФ [Текст] / А.К. Арутюнова // Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития: сб. статей. - Москва, 2019. С. 176-183.
6. Аушева, М.А. Инклюзивное образование как основной вектор развития образования [Текст] / М.А. Аушева // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: сб. статей. - Ставрополь, 2019. С. 15-17.
7. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам [Текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - ЯИШ, 2001. № 4. С. 5-7.
8. Блохина, А.В. Использование метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку на уровне НОО в условиях реализации ФГОС [Текст] / А.В. Блохина // Открытые сетевые инструменты и образовательные технологии в обучении иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности: сб. статей. - Саратов, 2017. С. 25-29.
9. Боброва, Т.О. К вопросу об использовании опыта зарубежных методических разработок в обучении иностранному языку в средней школе [Текст] / Т.О. Боброва // Межкультурная коммуникация: аспекты дидактики: сб. статей. - Саратов, 2016. С. 5-9.
10. Вавилова, Ю.А. Область применения метода полного физического реагирования в рамках обучения иностранному языку [Текст] / Ю.А. Вавилова // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: сб. статей. - Красноярск, 2019. С. 33-40.
11. Вагнер, А.О. Раннее изучение иностранных языков с помощью TPR- метода [Текст] / А.О. Вагнер // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - Новосибирск, 2018. С. 11-13.
12. Ван, М. Программы интегрированного обучения: Конструктивные особенности и последствия [Текст] / М. Ван, Э. Бейкер // Журнал по специальному образованию. 1986. С. 503-521.
13. ВОЗ, Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс] / Всемирный банк. - Женева, режим доступа http://www.who.int/disabilities/world report/2011/EN/ , свободный
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб, 2003.
15. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт [Текст] / Л.В. Голубева // Управление современной школой. 2011. С. 95...52