Введение 3
1. Семейное образование как альтернатива школьному образованию 6
1.1 Из истории семейного образования 6
1.2 Понятие и сущность семейного образования 10
1.3 Правовое обеспечение семейного образования на федеральном и
региональном уровнях 14
1.4 Тенденции в развитии семейного образования в международном
пространстве и в России 17
Выводы по главе 1 23
2. Теоретические основы исследования методики обучения говорению
обучающихся, находящихся на семейном обучении 25
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с точки зрения обучения иностранному языку 25
2.2 Особенности говорения как вида речевой деятельности 32
2.3 Методы обучения английскому языку обучающихся, находящихся на
семейном обучении 41
Выводы по главе 2 50
3. Опытно-экспериментальная работа по обучению говорению
школьников, находящихся на семейном образовании 51
3.1 Анализ упражнений в УМК «Family and friends 3», направленных на
формирование навыков говорения 52
3.2 Разработка и апробация заданий по английскому языку для учеников,
находящихся на семейном обучении 55
Выводы по главе 3 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 76
Приложение Г 81
Приложение Д 82
Приложение Е 84
Приложение Ж 85
Приложение З 86
Современные реалии развития школьного образования таковы, что становится все больше и больше родителей и детей, которых не устраивает существующая система. Согласно одному из основных законов рынка, качественный продукт потребитель может получить только в том случае, когда у производителя есть конкурентоспособные аналоги. Данное утверждение вполне применимо и к системе образования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной России тенденция воспитывать ребенка дома, а значит и самостоятельно, приобретает все большую популярность и привлекает родителей. Каждый, кто выбрал этот метод обучения для своего ребенка, руководствуется определенными положениями, которые позволяют им предоставлять максимальные возможности для комфортного, «безопасного» и современного образования, в то же время создавая полноценную личность.
Семейное образование определяется как вариативная форма обучения ребенка, основанная на желании родителей (законных представителей) дать своему ребенку образование в семье. При семейном обучении у родителей есть возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его особые образовательные потребности, нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, отвечающий возможностям учащегося. Обучение ребенка в семье также позволяет родителям контролировать качество и количество поступающей ребенку информации, производить отбор учебных материалов, основываясь на собственных предпочтениях, квалификации и познавательных запросах ребенка. При этом родители имеют возможность выбирать методы подачи материала в зависимости от ведущих типов восприятия информации ребенком (аудиальный, визуальный, кинестетический, дискретный).
Обучению английскому языку уделяется особое внимание. Наблюдается повышение значимости английского языка как средства общения. В связи с этим главной целью обучения иностранным языкам в школе федеральный государственный стандарт образования ставит именно формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорения, понимания на слух), так и опосредованное общение (чтения с пониманием иноязычных текстов, письмо). Однако процесс обучения хоумскулеров отличается от процесса обучения в государственной школе.
С учетом указанных противоречий и анализа существующих методик обучения английскому языку для хоумскулеров был сделан выбор темы исследования: «Стратегия обучения говорению школьников, находящихся на семейном образовании».
Объект исследования - процесс обучения говорению школьников младшего школьного возраста, находящихся на семейном образовании.
Предметом данного исследования являются методы обучения говорению на начальном этапе обучения в реалиях семейного образования.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить особенности процесса формирования навыка говорения у обучающихся младшего школьного возраста, находящихся на семейном обучении, а также опытным путем проверить эффективность методик, разработанных для данного обучения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности семейного обучения какальтернативу школьному образованию в контексте современных реалий.
2. Изучить научно-педагогическую, психологическую и методическую литературу по исследуемой теме.
3. Дать определение основным понятиям по исследуемой теме.
4. Проанализировать УМК Наоми Симмонс «Family and friends 3».
5. Проанализировать приведенные в УМК упражнения как средство формирования слухо-произносительных навыков.
6. Разработать дополнительные задания к УМК, направленные на развитие данного навыка.
7. Опытным путем проверить эффективность разработанных упражнений в обучении говорению школьников, находящихся на семейном обучении, в ходе опытной работы.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и систематизация методической и психолого- педагогической литературы.
2. Обобщение опыта учителей и различных методик обучения говорению на иностранном языке.
3. Метод научного сопоставления.
4. Наблюдение и опытная работа.
5. Языковое тестирование.
6. Статистическая обработка полученных данных.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения, работы ведущих ученых по вопросам организации процесса обучения для хоумскулеров (М.П. Антуфьева, Г. Ньюфельд, Г. Матэ и др.), психолого-педагогическим особенностям детей с точки зрения обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, Я.А. Каменский, Д.Б. Эльконин и др.), специфике говорения как вида речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, и др.), а также методистов в области обучения английскому языку на семейном обучении (Р. Штайнер, Й.Кирш, Э. Габерт, Ш.Мэйсон, Р. Кийосаки и др.)
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе школьников, находящихся на семейном образовании.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были апробированы в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XIX века» (21 апреля 2020, Красноярск).
Проведенное исследование было посвящено процессу обучения говорению школьников, находящихся на семейном образовании. В ходе исследования была достигнута цель и выполнены все поставленные задачи, что позволяет сделать следующие выводы.
Семейное образование переживало разные этапы своего развития. В течение почти всего XX века оно было под запретом. Однако в 90-ых годах о нем заговорили вновь. С тех пор эта форма обучения становится все более популярно. Так, только в Красноярске за последние 4 года количество хоумскулеров увеличилось в 7 раз.
В России существуют законы, которые легитимируют данную форму образования. Однако, они снимают не все трудности, с которыми сталкиваются семьи, желающие перейти на семейное образование.
Кроме того, были проанализированы психологические особенности учащихся начальных классов и определено, что младший школьный возраст - это период детства от 6-7 до 10-11 лет. К основным особенностям данного возраста относятся изменение ведущей деятельности с игровой на учебную, необходимость похвалы и одобрения, возбудимость и импульсивность, любознательность, преобладание непроизвольного внимания, нагляднообразная память, воссоздающее и творческое воображение, нехватка силы воли и эмоциональность. Данные особенности должны учитываться при подготовке к работе с младшими школьниками.
Следующим аспектом данного исследования было рассмотрение процесса формирования навыков говорения как вида речевой деятельности. процесс формирования навыков говорения.
Далее были рассмотрены некоторые существующие методы обучения английскому языку школьников, находящихся на семейном образовании. Они отличаются от традиционных тем, что они не подразумевают строгое тематическое планирование. Обучение происходит согласно желаниям и потребностям ребенка выбираются темы, которые интересны конкретному ребенку в конкретный возрастной период. Основной принцип описанных методов заключается в том, чтобы не просто дать ребенку набор знаний, но и научить применять их.
В практической части исследования описан ход и представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по апробации системы упражнений, разработанных в процессе исследования и направленных на обучения говорению школьников 3 класса, находящихся на семейном образовании.
В рамках эксперимента было доказано, что разработанная нами система упражнений является эффективной, способствует улучшению навыков говорения, а также повышает мотивацию к изучению и практическому использованию английского языка. Обучающиеся экспериментальной группы стали использовать английский язык в повседневной речи. они начали осознавать, что английский язык - это не просто школьный предмет, а средство общения.
Мы считаем, что у семейного образования отличные перспективы развития. Все больше родителей понимают, что в современном мире образование является важнейшей точкой опоры для создания перспективного будущего. К сожалению, общеобразовательные школы не всегда удовлетворяют растущие потребности обучающихся в образовании. В этом случае семейная форма обучения является хорошей альтернативой.
Результаты данной работы могут быть использованы в практике обучения английскому языку школьников, находящихся на семейном образовании.
1. Антуфьева, М. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. 2018. № 15 (201). С. 204-206. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/201/49371/ (дата обращения: 19.09.2019).
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. 398 с.
4. Васильева Л.Е. Петр I и создание концепции «школы службы государству» // Известия Саратовского университета. 2010. Серия: Экономика. Управление. Право. Т. 10, № 1. С. 74-78.
2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст]/ Собр. соч.: В 6т. М.: 2003. 328с.
3. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] // Учебное пособие. // Л.С. Выготский. СПб.: 1999. 88 с.
4. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [текст] / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. С. 141.
5. Ганичева А.Н., Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Академия», 1999.
6. Горлова Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие / Н.А. Горлова. - М.: МГПУ, 2010. 248 c.
7. Грузинская И. А. Методика преподавания английского языка в средней школе. М.: 1933.
8. Гураль С.К. Язык как саморазвивающаяся система. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. 120 с.
9. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии, 2002. № 3-4. С. 14-19.
10. Данилов М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов // Советская Педагогика, 2004. № 12. 70-86 с.
11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. С. 27-48.
12. Дивногорцева С.Ю. Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. № 2 (17). С. 42-48.
13. Днепров Э.Д. Российская образовательная политика XIX - начала XX в. // Вопросы образования, 2015. №2. С. 279-288.
14. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст]/ М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958.
15. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. 432 с....52