Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль волонтерского движения в профессиональном становлении студентов (на примере социального отряда «Энерел» КПИ ТувГУ

Работа №16955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1043
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ТРУДА
1.1. Волонтерское движение: понятия, основные характеристики 6
1.2. Организация и развитие студенческого волонтерского движения в
теории и практике российских вузов 12
ГЛАВА II. РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОТРЯДА « ЭНЕРЕЛ» КПИ ТУВГУ)
2.1. История создания социального отряда «Энерел» 20
2.2. Мотивация на добровольческий труд у студентов волонтеров 23
2.3. Программа подготовки студентов к волонтерской деятельности..30
Заключение 41
Список использованной литературы 43


Актуальность. Во многих странах добровольческий труд рассматривается как повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы решать общие проблемы
Исторически в каждом обществе существовали и реализовывались идеи добровольной и бескорыстной помощи во имя служения гуманным идеалам человечества. Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные добровольческие некоммерческие организации по всему миру ежегодно привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей.
Знание основных аспектов волонтерских движений и рассмотрение их через призму проявления социальной активности способствует пониманию принципов и подходов организации и осуществления волонтерской деятельности, а также освоению форм и методов, используемых при планировании волонтерской работы, реализации взаимодействий волонтерских групп с другими общественными структурами в социальной сфере, реализации совместных проектов и программ [1:3].
Волонтерское движение играет большую роль в становлении профессионализма в студенческой среде. Оно направлено на то, чтобы решить одну из главных проблем студентов - недостаточную мобилизацию своих потенциальных способностей. Студенты, вступив в волонтерское движение, получают опыт и умение практически действовать, делать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты. Подобная форма объединения студентов создает необходимые условия для формирования не только гражданской позиции студентов, но и лидерского звена в структуре вуза, способствует профессиональному росту будущих социальных работников и поддержке их деловой активности и творческой самореализации [23:47].
Волонтерство - важный фактор активного общества, благодаря которому каждый человек реализует свою потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости[17:22].
Цель: выявить роль волонтерского движения в профессиональном становлении студентов.
Объект исследования - волонтерское движение.
Предмет исследования - роль волонтерского движения в профессиональном становлении студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить опыт организации волонтерского движения в России
2. Проанализировать основные формы и методы работы современных волонтерских отрядов
3. Разработать программу подготовки студентов к волонтерской деятельности
Гипотеза. Включение будущих специалистов в волонтерское движение будет способствовать развитию активной профессиональной позиции, адаптации к специфике работы в рамках будущей профессии, а также освоению профессиональных ценностей на практике.
Методы исследования:анализ и синтез литературы,моделирование,прогнозирование, наблюдение, беседа, анкетный опрос.
Методологической основой работы выступают труды Л.А.Кудринской, Е. А. Никитской, МА.В. Мудрика, А.В.Морова, Е.И. Холостовой, С.С. Шиндаулетова, Н.Ф Басова, М.В. Фирсова, Т. Т. Щелиной, М. В. Подхомутниковой, Э.Д. Атметгалеева, М.Н. Самарина, А.В. Гололобова, П.Я. Циткилова, Л.В. Хотемова, Т.Б. Кононовой и др.
Теоретическая значимость исследования:заключается в научном обосновании профессиональной направленности волонтерского движения; теоретическом обосновании сущности студенческого волонтерского движения и основных направлений его организации в воспитательной деятельности вуза.
Практическая значимостьисследования:полученные результаты и выводы могут служить базой для создания организационных, содержательных и методических основ развития волонтерского движения в целях формирования профессиональной направленности будущего социального работника.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение роли волонтерского движения в профессиональном становлении студентов, анализ литературы, опыт работы в волонтерском движении, проведенное нами исследование показали, что добровольное движение молодежи сегодня не только может помочь решению многих социальных проблем общества, но и способствовать развитию профессиональных качеств у студентов, формированию у них активной жизненной позиции.
Проблемой нашего исследования было уточнение понятия «волонтерское движение», которое было соотнесено с такими понятиями, как «волонтер», «волонтерская деятельность», « студент», «профессиональное становление», и определено нами как реализация добровольческой деятельности, в основе которой лежат привитие профессиональных качеств, коллективный поиск различных форм активности и индивидуальный выбор пути профессионального становления.
В практической части дипломной работы выявлено основные мотивы вступления волонтеров в волонтерский отряд. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что роль волонтерского движения в профессиональном становлении велика. Почему? Потому что студент, вступив волонтерское движение, перенимает опыт и прививает в себе профессиональные компетенции такие как:
- быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества
- быть готовым к обеспечению социальной защиты слабых слоев населения, поддержки, благополучия граждан
- быть готовым к посреднической, социально- профилактической, консультационной и социально- психологической деятельности
- быть способным к созданию социально т психологически благоприятной среды
- быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов
- быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости
- быть готовым соблюдать профессионально- этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности
- владеть способностью анализа проблемы и найти их пути решения.
- быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования
- быть способным учитывать в процессе деятельности национально-культурного, половозрастного и социально- классового положения
- быть способным выявлять лиц, нуждающихся к социальной защите
- быть способным к организационно- управленческой работе
Исходя из изученного, проанализированного, апробированного -роль волонтерского движения в профессиональном становлении велика, и поэтому на основе этого нами была разработана программа подготовки студентов к волонтерской деятельности.



1. Ахметгалеев Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе участия в студенческом волонтерском движении// 2009. - С.212
2. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учебно - метод.пособие/ Н.М. Борытко; научн. ред. Н.К.Сергеев.- М.: АКПиПР, 2005.- 120с.
3. Волонтер и общество. Волонтер и власть / Сост. С.В. Тетерский; под ред. Л.Е. Никитиной.-М., 2000.- 190с.
4. Волонтерское движение — инновационная форма воспитательной работы / под ред. В. А. Лазаренко, А. И. Конопли- Курск.2010 Т.3
5. Воронцова А. В. Развитие волонтерства в молодежной среде// ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ -2012 № . - С.192
6. Гиль С. Педагогика поддержки инициатив молодежи / С.Гиль.- М., 2003.- 292с.
7. Гололобова А. В. Роль волонтерского движения в развитии гражданских качеств студентов медицинского ВУЗа// Педагогическое образование в России 2011. № 1- С.99
8. Дьячек Т. П. Добровольческая деятельность как ресурс социальной работы: учеб.-метод. пособие / Т. П. Дьячек, Л. В. Болотова. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007.
9. Звездова А.Б., Орешкин В.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс]. - Режим достуnа:http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf.
10. Иванова, Л.К. Добровольческая деятельность как средство воспитания будущих социальных работников и педагогов / Л.К.Иванова // Теория практика развития качества образования в условиях школы и педагогического образовательного учреждения: сборник научных трудов; под ред. Т.И. Шалаевой.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.- с.56-72.
11. Кононова Т. Б. Благотворительность в социальной сфере: исторические уроки недавнего прошлого и тенденции развития // ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2014 № 1-С.197
12. Коваленко Т.Н. Семенов А.А. Добровольчество как источник дополнительных социальных услуг в контексте профессиональной социализации студентов // ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2014 № 1-С.197
13. Кудринская Л.А. Теоретическая реконструкция феномена добровольческого труда и разработка концептуального подхода к его исследованию// ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2014 № 1-С.197
14. Лазарева З.Н. Организация добровольческой деятельности студентов в практике кафедры социальной работы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева // ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2013 № 4-С.196
15. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В.Мардахаев.- М.: Гардарики, 2006.- 269с.
16. Матвиенко И.А. Волонтерство- перспективное направление / И.А.Матвиенко //Социономия.- 2002.- №1.- С. 96
17. Моров А. В. Социально-педагогическая деятельность волонтеров зарубежных неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: / А. В. Моров. - М., 2004. - 169 с
18. Мороз М.В. Профессиональное становление социального работника // ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2014 №1-С.197
19. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб.пособие/А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004.С-304 .
20. Петрова М.С. Социальная работа со студенческой молодежью в высшем учебном заведении // ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2012 № 1-С.192
21. Подхомутникова М. В. "Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи на примере Кубанского государственного // Педагогика "Народное образование ". http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dobrovolchestva-v-molodezhnoy- srede#ixzz3aMs70OmC
22. Работа с добровольцами / Сост. Н.А.Тернова.- М., 2001.- 198с.
23. Самарина М.Н. Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе //Актуальные вопросы организации работы с молодежью: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.
24. Слабжанин, Н.Ю. Добровольцы в вашей организации: Практическое пособие / Н.Ю. Слабжанин.- Новосибирск,1997.- 340с.
25. Словарь - справочник по социальной работе; под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холостовой.- М.: ЮРИСТ, 2000.- 576с.
26. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382с.
27. Социальная работа /Учебник для бакалавров Холостова Е.И. 2013.- 612с.
28. Справочник социального работника / С.И.Исхаков- Ростов н/Д: Феникс,2014.-440, [1]c - (Социальный проект)
29. Стронин А.И. Этика гражданственности // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2000. №1.С.68
30. Ужокин А. Н. «Орловский Гаврош начинает действовать»: целевая программа помощи беспризорным детям // Социальная работа. - 2003. - №3. - С.98
31. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995г. №135- ФЗ- М., 1995.
32. Хотемова Л.В. Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития //Актуальные вопросы организации работы с молодежью: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.
33. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа.- 2007. - №5. С-60.
34. Шабалина, В.В. Воспитание детей - наш долг перед будущим // Социальная работа. - 2006. - №2. С- 69.
35. Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова. - СПб: Фортесс,2008.-44 с.
36. Шмакова Е.В., Шмелева Н. Б. Духовно-нравственные аспекты подготовки студентов к профессиональной деятельности по специальности «социальная работа» // ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2012 № 1-С.192
37. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. - 2006. №7. С.68
Электронные ресурсы
38. http://pandia.ru/text/79/153/12292-8.php
39. http://fb.ru/article/178807/volonterskaya-deyatelnost-napravleniya- volonterskoy-deyatelnosti-v-rossii
40. http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v- obuchenii-i-sovremennye-didakticheskie-trebovaniya-k-organizatsii-urokov
41. aso-ksui.ru/hidden/facs/soceconom/socialjob/volonter/
43. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория ипрактика волонтерского движения». - http://www.inpgo.ru
44. Волонтёры - кто они? //материалы с web-страницы волонтерской службы ТПУ «Стиль жизни» http://www.tpu.ru/html/life-style.htm
45. Волонтерство как средство реализации субъективной активности студента - психолога в профессиональной деятельности [Текст] / Н. В. Вязовова // Психология в вузе. - 2010. - №1. - С. 65 - 83 Рубрики: Психология http://nb.tuvsu.ru/content/nauchnaya-elektronnaya-biblioteka- elibaryru
46. Психологические характеристики волонтерской деятельности [Текст] / У. П. Косова // Высшее образование: сегодня. - 2009. -№12. - С. 63¬67 Рубрики: добровольческая деятельность-волонтер-неадаптивная активность- мотив http://nb.tuvsu.ru/content/nauchnaya-elektronnaya- biblioteka-elibaryru
47. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал [Текст]: монография / Е. А. Никитская. - М. : Логос, 2012. - 207 с. ; 22 см. - Библиогр.: с. 198-207 http://nb.tuvsu.ru/content/nauchnaya-elektronnaya-biblioteka-elibaryru
48. http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21650.pdfМайерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб. : Питер, 2011. — 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ