ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ
ЗАВИСИМОСТЬЮ 7
1.1 Теоретические подходы в российской и зарубежной практике к
изучению явлений деформации личностных качеств и психологических механизмов формирования компьютерной игровой зависимости 7
1.2 Социально-психологические закономерности
личностного развития в пубертатный период: предпосылки формирования деформаций личности 15
1.3 Позитивное и негативное влияние содержания компьютерных игр на личностные характеристики и их проявления в ходе
компьютерных игр, при общении в семье и в школе 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 34
2.1 Организация эмпирического исследования, характеристика
испытуемых и методов сбора эмпирических данных 34
2.2 Исследование психологических особенностей личности подростков,
страдающих компьютерной игровой зависимостью 37
2.3 Рекомендации для организации работы по психопрофилактике
и коррекции компьютерной игровой зависимости у подростков 48
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Приложение А 66
Приложение Б 68
Актуальность исследования. Компьютерная игровая зависимость, как форма девиации распространилась в России в течение последних десяти лет, поэтому на сегодняшний день проблема компьютерных игровых аддикций в детской и подростковой среде является новым, недостаточно изученным направлением в психологической науке и практике.
Наиболее уязвимыми в формировании зависимости от компьютерных игр являются подростки. В связи с критическим периодом в физиологическом и психическом плане развития, подростковый период характеризуется нестабильностью поведения в среде сверстников и взрослом окружении, что выделяет определенные трудности в социальной адаптации. Выход из сложных жизненных ситуаций и решении собственных проблем подростки находят в виртуальном мире игры.
Ю.М. Орлов отмечает, что компьютерная игровая зависимость возникает вследствие того, что организм ребенка обучается поведению, которое превращается в зависимость, поэтому она в определенной мере сходна с привычкой. Однако зависимость, по мнению К.Е. Изарда, в отличие от привычки, является гипертрофированной и практически необратимой привязанностью, наносящей значительный ущерб психическому развитию личности.
В связи с этим, данное направление исследований поможет решить ряд проблем детей подросткового возраста, в том числе сократить число аддикций подростков, что позволит преодолеть трудности адаптации в социуме и решить множество других проблем, актуальность которых, несомненно, существует в исследованиях возрастной и педагогической психологии.
В своей работе мы опирались на теоретико-практический опыт ученых, занимавшихся изучением феномена компьютерной зависимости.
Изучение влияния компьютерных игр на детей и подростков проведено
A. А. Аветисовой, А.А. Алиевым, Ю.А. Бубеевым, А.И. Романовым,
B. В. Козловым А.В. Беляевой, и другими исследователями.
Исследования А.Е. Личко, Н.М. Фирсова, Т.С. Яценко В.Д. Москаленко, В.И. Бондарчук, Ю.Н. Галагузова, И.П. Лысенко, Н.Ю. Максимова,
В.А. Никитина, Э.М. Наумова, Н.И. Дереклеева, С.А. Кулакова, П.Д. Павленюк, Т.Ю. Студенова были направлены на решение проблем, связанных с диагностикой и профилактикой зависимого поведения.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований в этой области, недостаточно изучены эмоционально-личностные деформации подростков, страдающих игровой зависимостью и способы их коррекции.
Данное направление исследований имеет высокую значимость в связи с необходимостью своевременного выявления личностно-психологических и социальных факторов риска, которые участвуют в формировании компьютерной зависимости в детской и подростковой среде, и, позволяет создавать эффективные профилактические программы и разрабатывать новые методы психологической помощи лицам, страдающим онлайн-аддикцией.
Цель: исследовать личностные особенности подростков в условиях негативного влияния игровой компьютерной зависимости, определить основные подходы к организации профилактики и коррекции.
Объект исследования: личностные особенности подростков.
Предмет исследования: личностные эмоционально-коммуникативные особенности подростков с игровой компьютерной зависимостью
Задачи исследования:
На основе анализа методической и специальной литературы выяснить факторы возникновения компьютерной игровой зависимости в пубертатный период и возможные психологические деформации личности подростков;
Провести сравнительное исследование личностных особенностей (повышенной агрессивности и нарушения качеств коммуникативного взаимодействия) у подростков, страдающих игровой зависимостью и подростков 4
без аддикции.
На основании дифференциации подростков по типу акцентуированности определить основные подходы к организации профилактики и коррекции личностных деформаций.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у подростков, страдающих игровой компьютерной зависимостью, происходит заострение личностных черт характера, которые проявляются в деформациях агрессивного характера и нарушениях качеств межличностного взаимодействия.
...
Актуальность нашего исследования заключалась в недостаточной изученности личностных эмоционально-коммуникативных деформаций у подростков, страдающих игровой зависимостью и способов их коррекции.
Изучение последствий игровой аддикции у детей и подростков и разработка методов коррекции определяется высокой значимостью и актуальностью выявления психологических факторов риска в формировании игровой компьютерной аддикции у детей и подростков, что позволит составить программы индивидуальной психологической помощи таким детям.
Целью работы явилось исследование психологических особенностей личностных деформаций черт характера подростков, страдающих игровой компьютерной зависимостью и их эмоциональных проявлений для выбора направлений психокоррекции.
В нашем исследовании реализовывались следующие задачи:
1. Анализ основных теоретических подходов к изучению психологических деформаций подростков, страдающих игровой зависимостью;
2. Определение в зависимости от типов акцентуаций уровня агрессивности и коммуникативных способностей подростков;
3. Предложить рекомендации направлений коррекционной и психотерапевтической работы по снижению игровой зависимости у подростков.
На основании изучения источников литературы по проблеме исследования было установлено, что компьютерные игры, как составляющие объективную реальность современного подростка, оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на формирующуюся личность.
На основании результатов опроса были сформированы группы 2 испытуемых 14-15 летнего возраста: в 1 группу отнесены 30 подростков, имеющих игровую зависимость, во 2 группу (30 человек) отнесены подростки, не имеющие игровой зависимости.
На диагностическом этапе, для определения психических деформаций
были выбраны методики диагностики. Так как подростковый возраст является критическим периодом развития и предполагает возможное заострение некоторых черт характера, то, прежде всего, необходимо было выяснить присутствие характериологически выраженных черт подростков. Для этого был использован патохарактериологический опросник А.Е. Личко (ПДО). К личностным характеристикам подростков, имеющих игровую зависимость, отнесена способность к межличностному общению (использована методика Л. Михельсона). На основании изучения источников литературы были выделены также такие психические деформации, как агрессивность, поэтому в батарею методик был внесен опросник Басса-Дарки.
Патохарактереологическое исследование выявило у большинства подростков с игровой компьютерной зависимостью выраженную акцентуированность, т.е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера были чрезмерно усилены. При этом, у подростков с сенситивным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым, шизоидным и астено-невротическим типом в сочетании с гипертимностью, в связи с деформациями, вызванными игровой зависимостью обнаруживается усиление проявлений физической, вербальной и косвенной агрессии, негативизма, подозрительности и враждебности.
Также было установлено, что компьютерная игровая зависимость приводит к деформациям коммуникативных возможностей, которые выражаются в неумении высказать просьбу, оказывать поддержку и сочувствовать, отсутствии стремления вступить в контакт со сверстниками и неадекватном реагировании на справедливую критику, что закономерно приводит подростка к отчуждению и одиночеству. При этом проявляется принцип замкнутого круга.
Исследования показали, что каждый подросток, страдающий игровой компьютерной зависимостью, испытывает хроническое и добровольное состояние одиночества высокой степени выраженности, что в свою очередь, провоцирует развитие игровой аддикции. Это указывает на то, что подростки, страдающие игровой компьютерной зависимостью испытывают комплекс 59
неполноценности, что затрудняет их адаптацию в коллективе сверстников и является фактором проявления «замкнутого круга», провоцирующего стремление подростка оградить себя от проблем.
На основании полученных результатов разработаны рекомендации родителям по предупреждению игровой компьютерной зависимости подростков и представлены основные методы по коррекции аддикции.
Гипотеза о том, что у подростков, страдающих игровой компьютерной зависимостью, происходит заострение личностных черт характера, которые проявляются в деформациях агрессивного характера и нарушениях качеств межличностного взаимодействия, приводящих к коммуникативной изоляции, подтвердилась.
При этом в ходе практического исследования было уточнено содержание заострения характерологических черт (акцентуаций): сенситивных,
эпилептоидных, истероидных, неустойчивых, шизоидных, астено-невротических личностных черт характера, которые, как раз и формировали эмоциональнокоммуникативные деформации, находившие свое проявление в агрессивности и враждебности.
1. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал ВШЭ, 2013. №4. С. 35-58.
2. Алиев А.А. Изучение проблем игровой компьютерной зависимости школьников // В сб: Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения, 2018. С. 47-52.
3. Алиев А.А. Компьютерная игровая зависимость детей как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования, 2016. №5 (60). С.32-34.
4. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. Психология. 1996. № 4. С. 14-20.
5. Асмолов А.Г., Цветкова, Н.А., Цветков, А.В. Психологическая модель интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2004. №1. С. 179-192
6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 89-100.
7. Беляева А.В. Профилактика интернет-зависимости подростков как проблема изменяющейся теории воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 4. С. 82.
8. Бубеев Ю.А. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. Москва: Слово, 2008. 160 с.
9. Буркова В.Н. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков // Вопросы психологии. 2012.
10. № 1. 186 с.
11. Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2015. № 3. С. 78-91.
12. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психол. журнал. 2015. Т. 34. № 3. С. 110-118.
13. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 133— 143.
14. Войскунский А.Е. Когнитивные стили
импульсивность/рефлективность и полезависимость/поленезависимость у геймеров // 6-я Междунар. конф. по когнитивной науке: Тезисы докладов (Калининград, 23-27 июня 2016 г.). Калининград, 2016. С. 218-220.
15. Ворошилин С.И. Игровая зависимость: социальные, психологические и биологические основы // Суицидология. 2011. №3 (4). С. 26-36.
... всего 57 источников