Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Л.Н. Толстой и В.С. Маканин: трансформация темы пленения (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №169542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы45
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2-4
Глава 1. Трансформация темы пленения: литературоведческий аспект 5-16
1.1. Художественное воплощение истории о кавказском пленном у А.С.
Пушкина и М.Ю. Лермонтова 5-8
1.2. «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого 9-12
1.3. «Кавказский пленный» В.С. Маканина 12-16
Глава 2. Методический аспект 17-36
2.1. Изучение произведений Л.Н. Толстого и В.С Маканина в школьной
программе 17-29
2.2. Конспект Урока в пятом классе по произведению Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник» 30-36
Заключение 37-38
Список литературы 39-42
Приложение 43-44


Писатели XIX века Лев Николаевич Толстой и XX века Владимир Семенович Маканин обратили свое внимание тему пленения и создали произведения, которые отражают трансформацию кавказского сюжета. В своих работах «Кавказский пленник» и «Кавказский пленный» соответственно, авторы исследуют сложные взаимоотношения между различными
этническими группами и выражают свои представления о кавказской культуре, природе и истории пленения.
Актуальность данной темы обусловлена не только в историческом контексте, но и в ее отражении современной действительности. Ранее возникшие проблемы, связанные с историей Кавказа, до сих пор важны и влияют на современные события. Изучение уроков о Кавказе в школе имеет более широкую цель, а именно в возможности понять и осознать другую культуру, расширить кругозор учащихся и развить толерантность.
Произведения «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого и «Кавказский пленный» В.С. Маканина являются яркими примерами об истории пленения. Несмотря на сходство в названии, эти произведения предлагают различные трактовки. Каждый автор раскрывает эту тему собственным образом, отражая свое видение и восприятие этой ситуации.
Особую значимость в обоих произведениях имеет образ природы Кавказа. Природные ландшафты не только служат фоном для развития сюжета, но и становятся важным средством передачи эмоций и внутреннего состояния героев. Описания горных вершин, лесов, рек и полей помогают создать атмосферу и передать читателю настроение и переживания героев-пленных.
Объект дипломной работы: тема пленения
Предмет дипломной работы: образы героев-пленных, присутствующих в произведениях обоих авторов.
Материал: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Кавказский пленный В.С. Маканина.
Цель: выявить особенности трансформации темы пленения в
произведениях Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и В.С. Маканина «Кавказский пленный».
Исходя из актуальности дипломной работы и поставленной цели решению подлежат такие задачи:
1. обобщить и проследить связи в раскрытии темы пленения в
произведениях русских писателей;
2. проанализировать образы героев-пленных в произведениях Толстого и Маканина и выявить их особенности;
3 создать конспект урока для изучения произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Теоретической основой для исследования послужили научные труды и публикации по сопоставлению темы Кавказа в произведениях Л.Н. Толстого и В.С. Маканина.
Так, в отношении произведений Л.Н. Толстого, работы следующих авторов предоставляют интересные аналитические исследования и сопоставления. Н.Е. Меднис обращает внимание на рождение сверхтекста и утверждает, что его восприятие представляет род «объектной фокализации с последовательным уточнением локальных координат, систематизированных и подвергающихся преобразованию на пути от реальности фактической к реальности художественной» .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема пленения остается важной и актуальной для развития русско- кавказской истории по мере ее развития и трансформации. Она встроена в авторскую художественную картину мира и подлежит интерпретации в соответствии с его концепцией и литературным направлением.
В первой главе рассмотрели темы плена, истории любви, дружбы, чести, побега/выкупа, выяснили, что они являются главными составляющими произведений Кавказского сюжета. У А.С. Пушкина герой проходит через плен, любовь и свободу, как и М.Ю. Лермонтова. Герой Л.Н. Толстого справляется с трудностями плена, через побеги, чувства страха и риска, умения трудиться, любви к жизни и людям. Герою В.С. Маканина тоже приходится справляться с испытанием человечности в помощи и поддержке своего пленного. Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек делает самостоятельно. Мы должны понимать, что война проверяет людей, для многих это испытание на прочность, выносливость и человечность. Бойцы, попадая в пограничную ситуацию, встают перед выбором дальнейшей своей судьбы, судьбы других — действовать или бездействовать. Люди, сильные духом, ответственные за свои поступки, имеющие человеческое достоинство, принимают правильное решение.
Во второй главе, в результате анализа литературных программ и методических рекомендаций, выяснили, что в изучении рассказа 5 класса «Кавказский пленник», особое внимание уделяется анализам сюжета, композиции, характеристик героев, темам дружбы, жестокости национальной вражды, авторской оценке. «Кавказский пленный» более серьезный и сложный рассказ, для учеников 10-11 классов. Упор рассчитан на изучение
стилистических особенностей текста, идей национальной идентичности, внутреннего монолога, сопоставления с другими произведениями, анализ взаимодействия человека и государственной системы, образ власти и ее влияния на судьбу героев, важность понятий межнациональные отношения, толерантность, этнические конфликты. Также разработали собственный урок по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» с фрагментами изучения рассказа В.С. Маканина «Кавказский пленный». Урок по сопоставлению темы плена и его героев, способствовал формированию собственных мыслей учащихся, умению воспринимать на слух информацию учителя и одноклассников, умению работать с текстом, работать в парах и самостоятельно, также оценить свои знания.



1. Академик: официальный сайт / Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] URL: https://academic.ru/ (Дата обращения: 15.06.2023).
2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим.Дидактические материалы по литературе // 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин / - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - с. 239.
3. Александров Е. П., Воронцова М.В. Учебный текст и текстовая
деятельность в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии / - № 6. - 2015. - с. 56-61. URL: https://top-
technologies.ru/ru/article/view?id=35060.
4. Бавильский Д.В. Зоны мерцания: сухие грозы. О рассказе В. Маканина
«Кавказский пленный» и войне как предмете изображения // -
Независимая газета. - 1995.
5. Великовская Г.В. Литературный музей и школа: творческое
взаимодействие // Филологическая наука и школа. Диалог и
сотрудничество / - М.,2010. - с. 40-47.
6. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского
литературного языка // - СПб., Гуманитарное агентство / Академический проект // - сер. Современная западная русистика / - т. 27 - 1999. - с. 400 / - ISBN 5-7331-0148-2. URL:
https://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/Gasparov B.M.Poeticheski j yazyk Pushkina. 1999.htm.
7. Дзейтова Ф.М., Ужахова Р.К. Тема Кавказа в творчестве А. С. Пушкина //
Вестник науки. - №1 (10) - 2019. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tema-kavkaza-v-tvorchestve-a-s-pushkina. (дата обращения: 14.06.2023).
8. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс: пособие для учителя // - М.: Вако - изд. 6., 2007. - с. 416.
9. Залыгин С.П. Сюжет тревоги (Вл. Маканин под знаком «новой
жестокости») // Новый мир - №4 -1997. - с. 256. IISSN 0130 - 7673. URL: https://imwerden.de/pdf/novy mir 1997 04 ocr.pdf.
10. Игумен Нестор (Кумыш) Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: в 4 т. // Тайна
Лермонтова - неумолимая трагедийность бытия («Кавказский
пленник») / - М.: Л. - 1958-1959. URL: https://azbyka.ru/fiction/tajna- lermontova/?full text=1
11. Кожина Н.П. Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах / Н.П. Кожина, Н.Н. Лушина // Литература - № 17 - 2008. - с. 8-14.
12. Лермонтов М.Ю. Сочинения Том первый // М.Ю. Лермонтов / - М.: Правда, -1988. - с. 231-248.
13. Маканин В. С. Кавказский пленный // М.: Новый мир - № 4, -1995. URL: https://magazines.gorky.media/novyi mi/1995/4/kavkazskij-plennyj.html.
14. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма // Глава 2 / Южные поэмы
Пушкина / «Кавказский пленник» [Электрический ресурс]. URL:
http://rus-yaz.niv.ru/lit/text/10/32714/Baratynskij/mann-yu.htm
15. Меднис Н.Е. Поэтика и семиотика русской литературы // М.: Языки славянской культуры / - 2011. - с. 124.
... всего 32 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ