Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Логопедические тропинки»

Работа №169536

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы144
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования особенностей описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.2. Особенности описательной речи детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3. Особенности организации логопедической работы по развития
описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта
«Логопедические тропинки» 17
Глава II. Апробация проекта «Логопедические тропинки» в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня 32
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 32
2.2. Предпроектное исследование уровня развития описательной речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 51
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа
проектного исследования 56
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 76


Актуальность настоящего исследования заключается в том, что развитие описательной речи является необходимым условием подготовки детей к обучению в школе. Если у ребёнка хорошо развита описательная речь, он сможет без труда пересказать прочитанный текст, развёрнуто ответить на вопросы учителя и сверстников, охарактеризовать предмет или явление.
Общее недоразвитие речи (далее - ОНР) - это нарушение всех компонентов речи. Р.И. Левина и Т.Б. Филичева выделяют четыре уровня ОНР. Третий уровень общего недоразвития речи характеризуется дефектами звукопроизношения, бедным словарным запасом, недостатками грамматического строя речи, что осложняет развитие описательной речи [18, с. 156].
Различным аспектам коррекционного обучения детей с ОНР посвящён ряд фундаментальных и разносторонних исследований Л.С. Волковой, Л.Р. Асанова, М.А. Лукьяненко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович, Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, Н.С. Куликова и др. Эта работа предусматривает как формирование функциональных механизмов речевой деятельности, так и произношения, лексики, грамматики и описательной речи. Для детей, имеющих ОНР III уровня, особое значение имеет формирование лексико-грамматической стороны речи как основы полноценного общения и развития описательной речи. Несмотря на существующие разнообразные методики осуществления указанной коррекционной работы вопросы повышения эффективности развития словарного запаса, владение грамматикой и описательной речью дошкольниками с ОНР III уровня остаются актуальными, что обуславливает целесообразность разработки и реализации проекта «Логопедические тропинки», направленного на развитие описательной речи у детей с общим нарушение речи III уровня.
Цель проектной работы - разработать, обосновать и реализовать проект «Логопедические тропинки» по развитию описательной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях дошкольных образовательных организаций (ДОО).
Объект проектной работы - развитие описательной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет проектной работы - логопедическая работа по развитию описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Логопедические тропинки».
Проектная идея заключается в предположении о том, что развитие описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет результативным, если разработать и реализовать комплекс логопедических упражнений в условиях проекта «Логопедические тропинки», обогащенный вариативными упражнениями, реализуемые поэтапно, в групповой и индивидуальной формах взаимодействия.
Задачи проектной работы:
1. Выделить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Раскрыть сущность и структуру понятия «описательная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
З.Обосновать развивающий потенциал проекта «Логопедические тропинки» в развитии описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4.Проверить результативность проекта «Логопедические тропинки» в развитии описательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях проекта «Логопедические тропинки».
Методы проектной работы: анализ научной психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение; эксперимент, наблюдение,
количественный и качественный анализ полученных данных.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Теоретический анализ литературы позволил нам говорить, что описательная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Она обладает такими свойствами как доступность, целостность, связность, логичность. Успешность развития описательной речи зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Под описанием понимается изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, связанных между собой. В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что дети, как правило, слабовосприимчивы к рассказам описательного характера, менее всего тяготеют к созданию подобных текстов.
Для детей с ОНР III уровня овладение навыком описательного рассказывания связано с особыми трудностями. В качестве причин трудностей овладения навыками составления описательных рассказов исследователи указывают на недостаточную сформированность у детей важнейших процессов внимания, восприятия, памяти и мышления, отсутствие необходимой мотивации и соответствующего интереса к созданию указанных речевых высказываний, редкое использование взрослыми текстов -описаний в собственной речи, что лишает ребенка образца подобного высказывания и т.д.
При составлении описательного рассказа дети с ОНР III уровня затрудняются самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета, установить последовательность их изложения, удержать в памяти данную последовательность. Обычно такие дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
Во 2 главе нашего исследования было проведено исследование уровня развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Мы определили критерии, показатели и уровни описательной речи у детей с ОНР III уровня. Провели 3 диагностические методики и выявили, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют низкий уровень развития описательной речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня не используют образные средства, не выражают оценочное отношение к предмету высказывания, нарушают композиционную структуру текстов. Наилучшие показатели лексического оформления отмечаются при составлении рассказов описаний реального предмета и предмета по картине, т.к. в содержании описательных текстов главное - имена существительные и прилагательные. В основном в рассказах детей используются стереотипные прилагательные, обозначающие цвет.
На основании полученных данных был разработан и реализован проект «Логопедические тропинки». Разработанный проект включал в себя проведение дидактических игр, чтение художественных произведений, описательные рассказы на предложенную тему, по сказкам, творческий пересказ, взаимодействие с родителями дошкольников. На занятиях активно использовались схемы, модели, иллюстрации к сказкам. Проведенные игры способствовали расширению словарного запаса дошкольников, схемы и модели использовались, как вспомогательные средства для детей. Занятия детям очень нравились, они вели себя активно, с удовольствием составляли описательные рассказы и отвечали на вопросы педагога.
После апробации проекта «Логопедические тропинки» был проведен заключительный эксперимент по тем же методикам, в ходе которого была выявлена динамика развития описательной речи у детей с ОНР III уровня. После проведения проекта «Логопедические тропинки» у детей с ОНР III уровня была выявлена динамика развития описательной речи. У дошкольников с ОНР III уровня высокий уровень описательной речи выявлен у 25% детей, у 42% детей с ОНР III уровня средний уровень описательной речи, у 33% низкий уровень. После апробации проекта «Логопедические тропинки» у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня высокий уровень развития описательной речи повысился на 17%, низкий уровень снизился на 17%, так как многие дети перешли на средний уровень, на среднем уровне после проведения формирующего этапа эксперимента осталось 42%.
На заключительном этапе у дошкольников с ОНР III уровня преобладал средний уровень развития описательной речи, тогда как на предпроектном низкий.
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что проект «Логопедические тропинки» является эффективным средством развития описательной речи дошкольников с ОНР III уровня, который можно использовать систематически, как в повседневной деятельности, так и в коррекционной работе с детьми.
Разработанный проект «Логопедические тропинки» может быть использован в практической деятельности воспитателями, логопедами и методистами.
Цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.



1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР: методическое пособие. Челябинск: Цицеро, 2015. 139 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Арушанова А.Г., Ахманова О.С. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника: проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2010. 311с.
4. Асанова Л.Р. Психолого-педагогические проблемы развития речи детей дошкольного возраста: проблемы качества образования в современной школе. Славянск-на-Кубани: Сфера, 2012. 219-221 с.
5. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. М.: Дана, 2010. 212 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
7. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова А.М. и др. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности дефектология: под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. 528 с.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006. 354 с. URL — Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи (elibrary.ru)
9. Гавриш Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. 2014. № 12. С. 17-21.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 2009. 365с.
11. Гладких Е.О., Пономаренко Т.Н. Проблема Т.Н. Проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Вестник научных конференций. 2018. № 1.С. 28-30 Проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи (elibrary.ru)
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.2-е изд., испр.и доп. М., 2004. 168 с.
13. Еретнова Г.М. Ребенок не говорит. Что делать? // Логопедия. 2013. №1. С.30-32.
1. Емец Е.В. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Наука во благо человечества. 2016. №1. С. 53-56 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ (elibrary.ru)
2. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. 1954. № 6. С. 29-35
... всего 61 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ