Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ МИГРАНТОВ

Работа №169528

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬГНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С
СЕМЬЯМИ МГРАНТОВ 11
1.1. Социальная характеристика семей мигрантов, их особенности 11
1.2. Сущность и содержание готовности педагогов к работе с семьями
мигрантов в дошкольной образовательной организации 20
1.3 Теоретическое обоснование условий формирования готовности
педагогов дошкольной образовательной организации к работе с семьями
мигрантов 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К РАБОТЕ С
СЕМЬЯМИ МИГРАНТОВ 35
2.1. Изучение уровня готовности педагогов дошкольной образовательной
организации к работе с семьями мигрантов 35
2.1. Реализация условий формирования готовности педагогов дошкольной
образовательной организации к работе с семьями мигрантов 50
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ


В настоящее время, в российской федерации наблюдается многократное увеличение миграционных потоков. Все чаще миграция стала семейной, людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Принимающее государство более заинтересовано в семейной миграции, чем во въезде отдельных иностранных работников, предполагается, что приезжая семья более ориентирована на соблюдение законов и включение в новое сообщество.
Всех мигрантов можно разделить на две большие группы. Тех, кто значительно отличается от населения страны, в которую мигрировали (язык, культура, внешние признаки). В эту группу принято относить представителей стран Азии, Кавказа, афроамериканцев и пр. Для определения мигрантов этой группы используется термин «иноэтноязычные мигранты». Вторую группу составляют мигранты, отличительные признаки которых наименее заметны (незначительные отличия в языке, культуре). В эту группу принято относить представителей славянской группы - украинцев, белорусов, молдаван. За счет участившейся семейной миграции образовательные организации становятся многонациональными и многокультурными.
Первая ступень образования в российской федерации - это дошкольное образование, поступая в российский детский сад, семья мигрантов и их дети сталкиваются с необходимостью осваивать несколько языков и культур. В свою очередь педагоги дошкольной образовательной организации также сталкиваются с трудностями установления контакта и выстраивания системы эффективных взаимоотношений с такими семьями. Появление в детском саду ребенка из семей мигрантов требует от педагогов не только компетентностей связанных с включением таких детей в образовательную деятельность, но и оказание помощи семье в адаптации и социализации в новых для нее этнокультурных, образовательных, социально-правовых условий
современного общества. Таким образом, среда современного детского сада ориентирована на взаимодействие представителей различных культур и возможность свободного самоопределения собственной социокультурной идентичности.
Все вышесказанное актуализирует проблему поиска условий формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с семьями мигрантов.
Данное исследование является попыткой определения сущности содержания и путей формирования профессиональной готовности педагогов к работе с семьями мигрантов в условиях дошкольной образовательной организации через определение и апробацию конкретных ее условий.
В отечественной педагогике разработаны теоретико-методологические основания педагогики работы с детьми-мигрантами (Б.Л. Вульфсон, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, С.А. Дудко, А.С. Ильина,
Л.М. Сухорукова). В отношении педагогической работы с детьми- мигрантами интерес представляют концепции поликультурного, этнокультурного образования, раскрывающие различные подходы к организации межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного пространства России (В.П. Борисенков, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, Т.Т. Камболов, М.Н. Кузьмина, А.А. Магометов, С.В. Иванова, Л.Л. Супрунова и др.). В работах Л.Т. Ткач, М.А. Болдыревой, А.Н. Гуляевой актуализируется проблема поиска новых моделей подготовки поликультурно-ориентированного педагога с учетом происходящих в мире глобальных вызовов, связанных с процессами и проблемами миграции.
В научной литературе вопрос о специфике образования нашел отражение в соответствующих терминах: поликультурное образование (А.Н. Джуринский, В.А. Ершов, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова); многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев, Л.М. Дробижева); глобальное образование (Б.Л. Вульфсон, З.Т. Гасанов); интеркультурное образование (G. Auernheimer, P. Batelaan, M. Bennett, 5 W. B. Gudykunst, H. Fennes & K. Hapgood); мультикультурное образование (J. Banks, P. Gorski, J. Lynch, W. Nieke, S. Nieto, T.M. Singelis, C.E.Sleeter, М.Т. Talib, P.L. Tiedt, I.M. Tiedt, К. Trasberg, и др.) .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование проблемы формирования готовности педагогов дошкольной образовательной организации к работе с семьями мигрантов дает нам возможность, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Научный анализ сущности готовности педагогов к работе с семьями мигрантов позволил рассматривать это понятие как интегративную характеристику личности педагога, предполагающую его стремление к поиску информации о культурах и способах эффективного взаимодействия с представителями различных культур; к осознанию и пониманию имеющихся в обществе стереотипов, опыта, ценностного отношения к человеку, его культуре, вероисповеданию и т.п.; к взаимодействию и сотрудничеству с родителями любых национальностей и культур. В качестве основных компонентов, характеризующих педагогическую готовность педагогов дошкольной образовательной организации к работе с семьями мигрантов, выступают: культурно-когнитивный; ценностно-личностный; мотивационнодеятельностный компоненты. Они служат показателями при разработке критериальных характеристик изучения уровней сформированности готовность педагогов дошкольной образовательной организации к работе с семьями мигрантов.
В ходе экспериментальной работы нами было проведено обследование экспериментальной и контрольной групп, в результате были получены сведения о нехватки знаний педагогов в области работы с семьями мигрантов и низкая мотивационная и психологическая готовность педагогов к взаимодействию с данной категорией семей. Таким образом, данный срез позволил нам определить наиболее развитые и дефицитарные компоненты готовности педагогов к работе с семьями мигрантов.
Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации педагогической готовности педагогов к работе с семьями мигрантов
реализуется через совокупность педагогических условий культурнокогнитивный; ценностно-личностный; мотивационно-деятельностный
характера.
В ходе исследования было доказано, что актуализации системы знаний педагогов дошкольной образовательной организации по вопросам работы с семьями мигрантов, обеспечивалось в трех основных направлениях: понимания сущности поликультурной образовательной среды; определении характеристики социального портрета современных семей мигрантов; осознания педагогами стратегии работы с семьями мигрантов.
Актуализация системы знаний педагогов по каждому из трех направлений имело свой способ их предъявления педагогам. Так для первого направления - понимания сущности поликультурной образовательной среды - наиболее адекватной стала лекционно-семинарский способ, который был направлен на расширение и уточнение информации о поликультурной образовательной среде. Второе направление, связанное с определением характеристики социального портрета современных семей мигрантов, предполагало более активную участие педагогов в анализе и обсуждении предлагаемой информации, в связи с чем был выбран семинарско- практический способ работы с педагогами. Последнее направление касалось осознания педагогами стратегии работы с семьями мигрантов, предполагало обсуждения опыта работы педагогов с семьями мигрантов, тех проблем и трудностей, с которыми они сталкиваются в практической деятельности, а также какими способами преодолевают эти трудности, какова эффективность используемых ими способов. В связи с этим способом предъявления содержания этого направления была выбрана методическая разработка педагога, которую создавалась каждым педагогом самостоятельно, а затем корректировалась в процессе обсуждения ее с коллегами.
В целом, актуализации системы знаний педагогов дошкольной образовательной организации по вопросам работы с семьями мигрантов способствовала формированию культурно-когнитивный компонент 74 профессиональной готовности педагогов к работе с семьями мигрантов. Об успешности реализации данного условия можно судить по результатам, полученным в ходе повторной диагностики в экспериментальной группе, где высокий уровень сформированности данного компонента готовности вырос на 43,75%.
...


1. Алексеева Л.П. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994. 122 с.
2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63-81.
3. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
4. Бражник Е. И., Лаврентьева О. Г., Лебедева Л. И. Магистерское образование в системе университетского образования Франции и России: коллект. монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 127 с.
5. Бритвина И.Б. Мигранты как объект социальной работы: Учебное пособие. Курган: Курганский государственный университет, 2012. 248 с.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 2005. 255 с.
7. Воробьев О.Д., Топилин А.В., Гребенюк А.А., Лебедева Т.В.
Трудовая миграция: организация выборочных наблюдений
(методологические подходы). М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. 83 с.
8. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Под. ред. О.С. Газмана: Материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ Инноватор, 1996. 50 с.
9. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной
педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
10. Джалалова А.А. Основы развития мультикультурной компетентности учителей: учеб. материал для студ. и учителей. Нарва, 2009. 40 с.
11. Донец Е.В. Семьи мигрантов в Российской Федерации: этническое измерение (по данным переписей населения 2002 и 2010 гг.) // Современные исследования миграции населения: Сборник статей. Под ред. Е.В. Донец, О.С. Чудиновских. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015.
12. Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации : дис. ... д-р пед. наук. Омск, 2017
13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. 120 с.
14. Дьячук А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях (учебное пособие). Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 348 с.
15. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. Феникс, 2009. 256 с.
... всего 53 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ