ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Проблемы взаимодействия педагогов с семьями детей младшего
дошкольного возраста 8
1.2. Основы взаимодействия педагогов с семьями детей младшего
дошкольного возраста 12
1.3. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста ... 15
1.4. Возможности детско-взрослого проекта в обеспечении
взаимодействия педагогов с семьями младшего дошкольного возраста 20
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 26
2.2. Результаты формирующего эксперимента 34
2.3. Результаты контрольного эксперимента 39
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В настоящее время дошкольное образование выделено первой ступенью в образовательной системе, что подчеркивает новый статус и приоритетность осуществления образовательной деятельности на этапе дошкольного детства.
Дошкольная образовательная организация заинтересована иметь свои отличительные особенности, которые обеспечивают всестороннее развитие и воспитание ребенка и способствуют укреплению здоровья детей, имеет возможности по достоинству быть оценена родителями и органами управления образования и главное любима детьми.
При поиске направлений повышения качества педагогического процесса невозможно не рассматривать такие факторы, как происходящие преобразования в обществе, интересы и особенности детей, запросы семьи и профессиональная компетентность педагогов детского сада.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - единое пространство с целью воспитания всесторонне развитой личности, учитывая психофизиологические особенности развития организма ребенка.
Дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии дошкольника: успешная социализация, приобретение умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организация собственной деятельности. Однако успешное овладение ребенком данными умениями зависит от складывающихся взаимоотношений семьи и детского сада. Всестороннее развитие дошкольника вряд ли возможно без участия семьи, следовательно, ребенок выступает полноправным субъектом в структуре «семья, ребёнок, детский сад».
«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной 3
деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» .
Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое происходит на основании разработанной программы, значимой для развития ребенка на каждом возрастном этапе - от младенчества до поступления в школу и представляет собой институт вторичной социализации, в свою очередь семья является институтом первичной социализации. Семья для дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Очевидна важность двух социальный институтов с различными функциями, направленными на достижения одной цели: создание условий для развития ребёнка, его успешной социализации и индивидуализации.
В современных условиях семья стала совсем другой. Родители уделяют все свое внимание материальной стороне, ошибочно считая, что главная их задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему необходимые условия жизнедеятельности, а воспитание и развитие - миссия детского сада. Но в тоже время изменилась позиция государства по отношению к семье, что подтверждается основными законами и нормативными документами.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 44 говорится:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом порядке связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако, дошкольник - не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Основное условие преемственности - установление доверительного контакта между семьей и садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов» .
...
В данной работе мы изучили возможности обеспечения взаимодействия педагогов с семьями детей младшего дошкольного возраста и подтвердили неоценимую значимость двух институтов социализации: семьи и детского сада, необходимость и значимость взаимодействия с целью всестороннего развития личности ребенка. Выстраивая диалог с родителями важно учитывать дифференцированный подход, который служит необходимым звеном в системе мер, направленных на актуализацию их знаний, умений и практических действий в области дошкольного образования. Чтобы вызвать определенный интерес принимать участие в жизни группы, необходимо реализовывать на практике педагогические технологии.
Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда была, есть и будет актуальной, и трудно решаемой. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своего ребенка помогает увидеть очень многое, а трудной, потому что все родители очень разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Как показывает практика, развитие и жизнь дошкольной организации немыслима без активного участия в этом родителей, как участников и единомышленников образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов и семей дошкольников направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и развитии детей. Главным принципом которого является открытость всего педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Для того, чтобы пробудить определенный интерес со стороны семьи к жизни ребенка в группе, активизировать их к совместной деятельности с детьми, воспитателю необходимо быть в постоянном поиске наиболее эффективных способов вовлечения родителей в единое пространство. Основой такого взаимодействия будет принятие семьи, как первого и самого главного действующего лица в воспитании и развитии ребенка.
Возникает необходимость обучения взрослых взаимодействию со своими детьми в условиях совместных встреч, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получат не только ответы на свои вопросы, но и педагогическую помощь и поддержку.
Средством обеспечения взаимодействия педагогов с семьями младшего дошкольного возраста выступает проект «Родительский университет».
Родительский университет - система родительского просвещения и образования, которая обеспечивает способность человека самостоятельно строить свою родительскую стратегию на основании ясного понимания целей воспитания и образования детей, способов реализации этих целей, возможных последствий решений, принимаемых в отношении своих детей.
Реализация проекта «Родительский университет» способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс группы и создает оптимальные условия для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и физического развития детей младшего дошкольного возраста.
Организация взаимодействия с родителями находится в начале своего пути, но уже можно увидеть достижения: дети с гордостью и уважением относятся к своим родным, по утрам с желанием бегут в детский сад, а по выходным скучают по друзьям. Родители приобретают самый ценный опыт в своей жизни - быть мамой и папой. Мы получаем важную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых зачастую кроются причины многих детских проблем.
Работа в данном направлении на наш взгляд, нуждается в продолжении и может стать основой в организации педагогического просвещения для родителей всех возрастных групп, в организации проекта дошкольной образовательной организации.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: ООО «Линка- Пресс», 2004. 208 с.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М.:КНОРУС, 2010. 432 с.
5. Ваймер Е.В., Петрова Г.А., Полукчи М.А. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1430-1432. URL https://moluch.ru/archive/115/31131/ (дата обращения: 27.05.2019).
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис- ПРЕСС, 2006. 192 с.
7. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 111 с.
8. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров. СПб.: Питер,
1. 464 с.
9. Голубев В.Н. Динамика детско-родительских отношений в дошкольном детстве ребенка // Материалы международной научнопрактической конференции «Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников» (20-21 января 2011 г.). Пенза - Витебск - Москва: Научноиздательский центр «Социосфера», 2012. С. 21-25.
10. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2014. 144 с.
11. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 на 841 - пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 27.05.2019).
12. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: Подольск, 2002. 120 с.
13. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2013. № 3. С. 87-91.
14. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.
15. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание.
2. № 5. С.70-75.
... всего 41 источников