ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические предпосылки формирования коммуникативных умений у младших подростков в условиях развития критического мышления на уроках истории 7
1.1. Сущность и структура формирования коммуникативных умений у
младших подростков в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возрастные особенности младших подростков как субъектов
коммуникативной деятельности на уроках истории 16
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
коммуникативных умений у младших подростков в условиях развития критического мышления на уроках истории 25
Глава II. Реализация организационно-педагогическх условий формирования коммуникативных умений у младших подростков в условиях развития критического мышления на уроках истории 43
2.1. Организация опытно - экспериментальной работы по формированию
коммуникативных умений у младших подростков в условиях развития критического мышления на уроках истории 43
2.2. Реализация организационно-педагогическх условий формирования коммуникативных умений у младших подростков в условиях развития критического мышления на уроках истории
2.3. Основные результаты опытно - экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у младших подростков в условиях
развития критического мышления на уроках истории ... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность работы. Одной из насущных проблем, стоящих перед основной средней школой современной России, является подготовка самостоятельной, активной, критически мыслящей и своеобычно созидающей личности. В таком творчестве и такой школе остро нуждаются и государство, и обществ, да и сама формирующаяся в образовательном пространстве учебного заведения личность.
Согласно Федеральному государственному стандарту образования особую важность при этом приобретают личностные результаты, отражающие сформированность коммуникативных умений и навыков общения и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Коммуникативная компетентность как умение общаться, контактировать с окружающими людьми во много определяет личный успех, судьбу и карьеру человека в современном обществе. В этой связи формирование коммуникативной компетенции подростков является одной из важных задач участников учебно-воспитательных отношений.
Степень изученности В настоящее время образовательной сфере ощущается дефицит учащихся со сформированной коммуникативной компетенцией, что подтверждается многими учеными (М.Б. Горкина, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Козинцева, Г.И. Кузнецова) и практикующими учителями. При этом, в психолого-педагогической литературе представлено достаточно исследований советских и российских ученых по данной проблеме. (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, и др.). Это проявляется, прежде всего, в том, что младшие подростки, как субъекты учебно-воспитательных отношений, испытывают трудности общения в многоплановых ситуациях образовательной деятельности. Теоретико-методологические идеи поэтапного формирования различных социально значимых умений изложены в трудах В.А. Адольфа, Н.Ф. Ильиной, А.М. Новикова. Роль взаимодействия образовательных учреждений и организаций дополнительного образования рассматривают А.И. Адамский, Е.В. Василевская. Общие вопросы социализации детей изучали О.Н.Боголюбов, М.И.Булянов, А.А.Бейсембаев, Ю.В.Васильев, А.Д.Джамбаев, К.К.Жампеисова, Н.В.Жутикова, Э.Ш. Камалиденова, Л.К. Керимов, Б.Т. Лихачев, М.И Лисина, Б.И. Муканов, Г.К. Нургалиева, В.В Петрунек, В.В.Трифонов, А.Н.Тесленко и др...
На основе анализа психолого-педагогической литературы было определено, что коммуникативные умения и навыки очень важны для личностного развития, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также создают условия для самореализации в любых видах деятельности.
Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому наиболее правильные способ обращения. С другой стороны, коммуникативные навыки характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика. Эти умения относятся к умениям исполнения речи. Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.
Степень сформированности коммуникативных умений и навыков особенное значение приобретает в подростковом возрасте. Исследования отечественных психологов показывают, что в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит системе социальных взаимоотношений с окружающими. Именно общение в этом возрасте становится основной ведущей деятельностью. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости формирования коммуникативных умений и навыков уже в младшем подростковом возрасте (10-12 лет), т.к. уже на ступени младшего подростка у ребенка заметны:
- психофизиологические изменения;
- изменения интеллектуально-мыслительной деятельности, её усложнение;
- формирование абстрактно-логического мышления;
- заметна относительная устойчивость самооценки;
- проявление стремления к взрослости.
Одним из способов решения проблемы формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников может быть применение педагогических технологий в образовательном процессе. Одной из ориентированных на развитие коммуникативных умений и умения самостоятельно мыслить является технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)...
1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы, стратегии исследования // Психол. журн., 1994, Т. 14, № 4
2. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006
4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991. - 63с.
5. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. - Таллинн, 1998.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2002.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 356 с.
8. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности - // Сов. педагогика. №5, 1990.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,2009. - 400 с. С.226
10. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. - М. : Просвещение, 1967. - 315 с
11. Выготский,Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.-448 с.
12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - 384 с.
13. Гамезо М.В.., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России,2004. - 512 с. С.171-194
14. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. - М.:
Наука,1998. - 464 с.
15. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г...53