ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЮЖЕТНО-МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
1.1. Понятие сюжета и мотива в литературе 6
1.2. Сюжетно-мотивный комплекс и его роль в художественном
произведении 17
2. ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-МОТИВНОГО КОМПЛЕКСА МАЛОЙ
ПРОЗЫ М. ТАРКОВСКОГО
2.1. Художественное своеобразие малой прозы М. А. Тарковского 20
2.2. Репрезентация сюжетно-мотивного комплекса малой прозы
М. А. Тарковского 23
2.3. Методические рекомендации по изучению малой прозы М.А. Тарковского
на уроках литературы 30
2.4. Конспекта урока «Традиция в творчестве М.А. Тарковского 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению малой прозы сибирского писателя М.А. Тарковского - одного из заметных авторов современной русской литературы.
Актуальность настоящего исследования обусловлена нескольким факторами: во-первых, стоит отметить, что малая проза выбранного нами автора изучена фрагментарно (имеются лишь некоторые научные труды, отражающие мифопоэтическую и образно-символическую природу художественных текстов писателя (труды Н.В. Беляевой, А.А. Митрофановой, Н.А. Вальянова). Во-вторых, в ранней и зрелой прозе М.А. Тарковского актуализируется художественная проблематика, поэтически соотносимая с ключевыми вопросами, затрагиваемыми ведущими представителями русского литературного традиционализма (А. Солженицыным, В. Распутиным, В. Астафьевым) - вопросами национального языка, культуры, исторической памяти, традиции, что в свете требований к современному образовательному процессу является достаточно важным. В-третьих, назревает необходимость введения в актуальный образовательный процесс (в рамках школьного изучения литературы) знакомство с малой прозой М.А. Тарковского, изучаемого в контексте русского традиционализма и соотносимого по проблематике и поэтике с творчеством писателей «деревенской прозы»).
И, наконец, актуальность обусловлена и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, где отражены ключевые предметные результаты по дисциплине «Литература», в результате изучения которой обучающийся должен сформировать «понимание духовнонравственной и культурной ценности литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации», овладеть «умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: научиться «рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определенному литературному направлению)» [ФГОС ООО, 2021].
Проза М.А. Тарковского решает несколько ключевых задач современной литературы. Она демонстрирует перспективу гармонизации национальной культуры, внутри которой ещё можно найти общие пути для бесстрашных мужиков-охотников, деревенских мастеров и интеллектуалов, на которых крепится русский мир. При этом автор лишён социально-политических амбиций, признаёт, что даже самая великая литература не способна «остановить разрушительную энергию человека», но это не снимает с пишущего ответственности.
Цель работы - проанализировать сюжетно-мотивный комплекс малой прозы М.А. Тарковского в контексте русского традиционализма, а также разработать методические рекомендации и конспект урока по литературе в 6 классе по изучению творчества писателя.
Поставленная нами цель формирует задачи исследования:
1. Обозначить основные подходы к определению понятий «сюжет», «мотив», сюжетно-мотивный комплекс;
2. Выявить роль сюжетно-мотивного комплекса в художественном произведении;
3. Проанализировать особенности репрезентации основных сюжетов и мотивов малой прозы писателя;
4. Разработать методические рекомендации и конспект урока по изучению малой прозы М.А. Тарковского на уроках литературы в средней школе.
Объектом исследования в рамках выбранной темы выступает поэтика малой художественной прозы М.А. Тарковского.
...
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов относительно особенностей сюжетно-мотивного комплекса малой прозы Михаила Александровича Тарковского.
Для традиционалистской прозы рубежа веков характерна утрата прежних ориентиров, кризис проявляется прежде всего на уровне хронотопа: происходит географическое и ментальное разрушение границ заповедного пространства. Два основных варианта: вторжение чужих или отъезд, выход за пределы родового пространства выросших детей, что лишает род перспективы и воспроизведения цикла жизни. Кроме того, кризисность отражается и в образной системе: патриархальный герой уходит, оказывается
нежизнеспособен, отказывается действовать, или же его деятельность уже не способна дать результат, лишь изнашивает его самого. На смену патриархальному герою приходят маргиналы, пожогщики, архаровцы, люди, утратившие свою судьбу, сами превратившиеся в разрушителей (в их судьбе реализуются оба сюжета разрушения заповедного пространства: они находятся вне его пределов, отчуждены от рода и способны разрушать, будучи чужаками).
Человек в художественном мире Михаила Александровича Тарковского оценивается по труду: это главная мировоззренческая ценность. Труд утверждается как единственное, что придает устойчивость жизни, дарует душевное равновесие и свободу, делает человека независимым и свободным от иных социальных нужд.
Очень важным является ознакомление учащихся с творчеством Михаила Александровича Тарковского, например, с основными типами его героев. Рассмотрев систему персонажей в литературной традиции Михаила Александровича Тарковского в рамках методических рекомендаций по работе с произведениями этого автора в школе, обучающиеся смогут выделить несколько художественных типов героев: праведники, пахари, маргиналы, интеллигенты. Сокровенной фигурой в малой прозе писателя выступает юродивый / странник / богоискатель как архетипический образ, с которым связана не только идеология отшельничества у Михаила Александровича Тарковского, но и надежда на возрождение и укрепление национальной идентичности, кризис которой явно ощутим в настоящем.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что знакомство учащихся с отдельными произведениями малой прозы Михаила Александровича Тарковского, в том числе и с точки зрения особенностей сюжетно-мотивного комплекса таких произведений, позволит учащимся не только более глубоко разбираться в современной литературе, но и узнать об особенностях творчества отдельных писателей.
1. Аллахверанова Т.Ф. Мотивный анализ // Научное сообщество
студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVIII
междунар. студ. науч.-практ. конф. - №2 (38). - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/3(38).pdf (дата обращения:
15.06.2023).
2. Беляева Н.В. Лирическое начало в прозе М.А. Тарковского: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т]. - Уссурийск, 2009. - 191 с.
3. Вальянов Н.А. Хронотоп тайги в малой прозе М.А. Тарковского // Геопоэтика писателей Сибири и Алтая: сборник научных статей. Алтайского государственного педагогического университета. - Барнаул: Изд-во 2016. - С. 21-30.
4. Вальянов Н.А. Малая проза М.А. Тарковского в контексте традиционализма: завершение направления VS иная перспектива // Журнал СФУ Гуманитарные науки. - 2016. - №9 (5). - С. 1155-1165.
5. Вальянов Н.А. Хронотоп дома в поэтике М.А. Тарковского // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2017. - №1. - С. 174-179.
6. Вальянов Н.А. Художественный мир М.А. Тарковского: пространство, время, герой: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2018. - 24 с.
7. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов. Историческая поэтика. - Л.: Худож. лит., 1940. - 649 с.
8. Волкова Е.В. Концепции мотива в современном литературоведении // Преподаватель XXI век. - 2008. - №1. - С. 89-94.
9. Гармаш Л.В. Теория мотива в литературоведении // Науков! записки ХНПУ 1м. Г.С. Сковороди. - 2014. - Вып. 1. - С. 10-23.
10. Голубева А. «Наедине с книгой»: Михаил Тарковский «Три урока». -
15.10.2021. - Электронный ресурс. - Режим доступа:
https: //pskovlib .ru/novosti/13570-naedine- s-knigoj -mikhail-tarkovskij - tri- uroka?ysclid=lg98ev3jsq131208509 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Ешниязова Э.Н. Внеклассная работа по литературе // Science and innovation. - 2022. - С. 1206-1209.
12. Каргашин И.А. «Великий лад с окружающим» художественный мир Михаила Тарковского // Aktuelle Aspekte der Erforschung und Vermittlung der russischen Sprache und Literatur: Materialien der Internationalen wissenschaftlichen Konferenz in Halle (Saale) am 11. und 12. Oktober 2012. Seminar fur Slavistik Philosophische Fakultat II Martin-Luther-Universitat Halle-Wittenberg. Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen, Bd. 1. Schoneiche bei Berlin, 2013. -
S. 205-216.
13. Ковтун Н.В. Малая проза М. Тарковского в контексте «нового реализма» // Гуманитарный вектор. - 2019. - Том 14. - №5. - С. 39-50.
14. Краснякова М.С. Проблема соотношения сюжета и мотива как нарративных структурных элементов в современном литературоведении // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2015. - №4 (18). - С. 197-201.
15. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. - Л., 1987. - 325 с.
... всего 27 источников