Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СФОРМИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №169515

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы125
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современное состояние изученности проблемы применения средств коммуникации у дошкольников с умеренной умственной
отсталостью 11
§ 1.1 Теоретико-методологические основы изучения средств
коммуникации 11
§ 1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста с умеренной умственной
отсталостью 23
§ 1.3 Причины нарушений средств коммуникации у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 31
§ 1.4 Проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью 36
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Изучение сформированности коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной
отсталостью 46
§ 2.1 Характеристика базы исследования и контингента
дошкольников 46
§ 2.2 Методика проведения констатирующего эксперимента 49
§ 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 64
§ 2.4 Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации 76
Заключение 112
Библиографический список 116
Приложение 123


Актуальность исследования. В условиях модернизации образования актуальным становятся вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Важным условием успешного включения детей с умеренной умственной отсталостью в образовательное пространство является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей. При этом эффективность коррекционной работы с детьми этой категории в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных умений, так как социальный опыт ребенка с интеллектуальными нарушениями, как и нормально развивающегося сверстника, складывается под влиянием общественных отношений и связей на основе коммуникации с другими людьми.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях.
Имеющиеся в отечественной науке исследования коммуникативного развития дошкольников с умеренной умственной отсталостью в основном отражают особенности фонетической, лексической и грамматической сторон их речевой функциональной системы (А.В. Закрепина, В.И. Липакова, Е.А. Стребелева и др.). Однако исследования, в которых рассматриваются вопросы формирования коммуникативных умений, отсутствуют. Изучение формирования коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью было отраженно в исследованиях ученых (Г.А. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, Е.Э. Смирнова и другие) в рамках отечественной концепции о генезисе общения.
Таким образом, применительно к детям с умеренной умственной отсталостью проблема изучения коммуникативных умений и преодоления нарушений их развития, является недостаточно разработанной. Вопросы формирования речи у дошкольников с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации
рассматриваются в исследованиях И.Б. Агаевой,А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыгина и других...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ отечественной литературы показал, что специальные исследования по проблеме формирования речи дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами дополнительной и альтернативной коммуникации отсутствуют.
Анализ психолого-педагогических литературы показал, что понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. При этом под коммуникацией понимается процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Альтернативная коммуникация- это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться. Средства альтернативной коммуникации: жесты и мимика, взгляд, система графических символов, глобальное чтение. Нарушения средств коммуникации дошкольников с умеренной умственной отсталостью связаны с нарушениями вербальной речи и невозможностью взаимодействовать с другими дошкольниками речевого общения. Причинами нарушения являются трудности во взаимодействии в коллективе из-за несформированности необходимого уровня социальной зрелости; бедность и невыразительность речи в результате недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития речи и ее компонентов.
Можно сказать что, общение - один из важнейших факторов формирования и становления личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Ведущей формой общения является устная речь. Но дошкольник с умеренной умственной отсталостью достаточно часто не обладает необходимыми коммуникативными умениями и нуждается в специальном коррекционном воздействии.
Современная наука говорит о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения, который призван реализовать Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью.
К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты.
Программа коррекционных занятий с использованием средств программы Макатон, поможет расширить кругозор и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации как в учебной деятельности, так и в социализации детей с нарушением интеллекта.
В эксперименте приняли участие 10 старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко» г. Зеленогорска Красноярского края.
Разработанная методика опирается на методику изучения коммуникативных умений, разработанную И. Б. Агаевой и Л. В. Лопатиной. Выбранная методика модифицирована и адаптирована к возрасту обследуемых детей. Методика включает три блока обследования : исследование уровня сформированности импрессивной речи; исследование уровня сформированности экспрессивной речи; исследование возможности применения символов программы Макатон, как средств альтернативной и дополнительной коммуникации...


1. Агаева, И. Б. Организационно-педагогические условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И. Б. Агаева, Л. П. Уфимцева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева // 2016. - № 1. - С. 99-104.
2. Агаева, И. Б. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью / И. Б. Агаева, М. В. Вечер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева // 2016. - № 1. - С. 95-98.
3. Агаева, И. Б. Теоретико-методологические основы изучения системы альтернативных средств коммуникации / И. Б. Агаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52. - Вып. 6. - С. 3-8.
4. Агаева, И. Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография / И. Б. Агаева. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2017. - 148 с.
5. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3. - Цветная вкладка.
6. Баряева, Л. Б. Предметно-развивающая среда для подготовки к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина // Обучение грамоте: пособие для учителя. - СПб., 2004.
7. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с умеренной умственной отсталостью. - СПб.: издательство «Союз», 2013, С.51.
8. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб.-метод. пособие / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена «СОЮЗ», 2014, С.302.
9. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2007
10. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
11. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
12. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
13. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития: программно - методические материалы/под ред. И.М. бгажноковой. - М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2015, С.44.
14. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебное пособие / Д.П. Гавра. - Санкт-Петербург: Питер, 2015, С.101.
15. Голуб, О. Ю. Теория коммуникации: учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - Москва: Дашков и К, 2013, С.140...55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ