Введение 3 стр.
Глава 1. Теоретические предпосылки организации процесса подготовки инструкторского состава летних подростковых профильных лагерей к профессиональной педагогической деятельности. 13 стр.
1.1. Организация процесса подготовки инструкторского состава летних
подростковых профильных лагерей к профессиональной педагогической деятельности как психолого-педагогическая проблема 13 стр.
1.2. Научно-методическое обоснование процесса подготовки
инструкторского состава летних подростковых профильных лагерей к профессиональной педагогической деятельности 19 стр.
1.3. Организационно-структурное обеспечение процесса подготовки
инструкторского состава летних подростковых профильных лагерей к профессиональной педагогической деятельности 29 стр.
Глава 2. Реализация педагогических условий подготовки инструкторского состава подростковых профильных лагерей на базе Школы инструкторов ММАУ «Центр путешественников» 40 стр.
2.1. Актуализация содержания образовательного процесса подготовки
инструкторского состава подростковых профильных лагерей к педагогической деятельности 40 стр.
2.2. Создание комфортного психологического климата в процессе
подготовки инструкторского состава подростковых профильных лагерей к педагогической деятельности 44 стр.
2.3. Реализация программы усовершенствования подготовки
инструкторского состава подростковых профильных лагерей к педагогической деятельности 56 стр.
Заключение 64 стр.
Список литературы 66 стр.
Приложения 71 стр.
Актуальность исследования. В программных документах в сфере образовательной политики Правительства РФ (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.; Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации», 2013 г.; Концепция долгосрочного развития на период до 2020 г.) отмечается, что на
современного этапа постиндустриального развития российского общества возрастает значение подготовки будущих работников к профессиональной педагогической деятельности.
Такая подготовка предполагает качественно новое, мотивированное освоение основных образовательных программ, в которых, определено содержательное и организационно-методическое обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических ресурсов. Особое внимание обращается на организацию процесса формирования психологической готовности потенциальных работников летних учреждений социально¬культурной сферы к активной и профессиональной педагогической деятельности в качестве инструкторов подростковых профильных лагерей .
Данный процесс для слушателей Школы инструкторов подростковых профильных лагерей ММАУ «Центр путешественников» Управления молодежной политики г. Красноярска, сопряжен с определенными профессионально-личностными трудностями, связанными с преодолением стереотипов знаниевого подхода, их предшествующего, часто не педагогического, базового образования, с необходимостью организационно¬педагогических изменений в сфере дополнительного образования связанных с переходом к целевой и результативной парадигме, с овладением видами педагогической деятельности на основе системно-деятельностного подхода, с ориентацией на индивидуализацию и развитие воспитанников как цели, ценности и смысла профессиональной педагогической деятельности. В этой связи представляется необходимым определить, теоретически обосновать и практически реализовать педагогические условия реализации данного процесса, выявить их потенциал применительно к решению актуальных педагогических задач - формирование готовности инструкторского состава подростковых профильных лагерей к активной и профессиональной педагогической деятельности в пространстве летних учреждений социально-культурной сферы...
В настоящей выпускной работе проведено исследование по вопросу выявления и реализации организационно-педагогических условий
эффективной подготовки инструкторского состава летних профильных лагерей к профессиональной педагогической деятельности.
Анализ понятий «профессиональная педагогическая деятельность», «летние профильные лагеря», «процесс подготовки к педагогической деятельности» показал недостаточную разработанность в современной научной литературе и неоднозначность трактовки. Подробно содержание данных понятий раскрыто в первой главе работы. Так же на теоретическом этапе исследования выявлены предпосылки, а также необходимые и достаточные организационно-педагогические условия, позволяющие повысить эффективность процесса подготовки инструкторского состава на примере Школы инструкторов ММАУ «Центр путешественников».
Очевидно, что в рамках высшей школы представляется невозможным организовать подготовку педагогического состава летних лагерей туристско- краеведческой направленности. Это связано как с необходимостью непрерывности процесса, так и с невозможностью получения практических технических навыков, требуемых квалифицированному инструктору. Помимо этого, среда высшей школы не предполагает возможности полноценного включения в процесс подготовки специалистов различного профиля, разновозрастных профессионалов в рассматриваемой области. Поэтому предполагается обеспечение необходимого уровня в рамках отдельной структуры - Школы инструкторов.
Опираясь на результаты исследования, был разработан проект усовершенствования процесса подготовки кадрового состава летних профильных лагерей, в частности, адаптация, расширения и корректировка образовательной программы Школы инструкторов ММАУ «Центр
путешественников». Предложена модель социального института, Центра инструкторской подготовки, включающего в себя несколько модулей, выполняющих различные функции и задачи:
- Координационный совет;
- Творческая лаборатория;
- Школа инструкторов;
- Методический совет;
- Педагогический отряд.
Такая подготовка предполагает качественно новое, мотивированное освоение основных образовательных программ, в которых, определено содержательное и организационно-методическое обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических ресурсов. Особое внимание обращается на организацию процесса формирования психологической готовности потенциальных работников летних учреждений социально¬культурной сферы к активной и профессиональной педагогической деятельности в качестве инструкторов подростковых профильных лагерей.
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. - М.: «Просвещение», 1985.
3. Безверхий А.А., Углов В.А. Ценюга С.Н. Программно-тематическое устройство образовательного модуля лагеря «Юный спелеолог» // Поисково-исследовательский лагерь «Юный спелеолог - 2001»: Сб. метод. мат. Вып. 4. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 121 с. (В соавт.).
4. Безверхий А.А., Ценюга С.Н. Вместо введения. Образовательный модуль лагеря «Юный спелеолог» // Поисково-исследовательский лагерь «Юный спелеолог-2001»: сб. метод. материалов. Вып. 4.- Красноярск: РИО КГПУ, 2001.- С.4-6. (В соавт.).
5. Безверхий А.А., Лукина А.К., Ценюга С.Н. Особенности реализации программы естественнонаучного дополнительного образования в условиях полевого лагеря «Юный спелеолог» // Поисково-исследовательские экспедиции «Юный спелеолог» и «Чистая Мана»: сб. метод. материалов. Вып. 4.- Красноярск: Изд-во МУ «Центр путешественников», 2001.- С.4-16.(В соавт.).
6. Безверхий А.А., Ценюга С.Н., Ерунова М.Г. Поисково-исследовательские экспедиции «Юный спелеолог» и «Чистая Мана»: // Сб. метод. Материалов. Вып.
5. Красноярск: Изд-во. МУ «Центр путешественников», 2002. - 288 с. (В соавт.).
7. Безверхий А.А., Ценюга С.Н., Этапы реализации программы дополнительного образования в проекте летних поисково-исследовательских лагерей «Юный спелеолог» и «Чистая Мана» // Территория возможностей: сб. метод. материалов. Вып. 5.- Красноярск: Изд во МУ «Центр путешественников»,
2002. - С. 3-9. ( соавт.).
8. Безверхий А.А., Ценюга С.Н., К вопросу об организации дополнительного образования школьников в летнем полевом лагере // Образование XXI в.: Космос и одаренность: мат. региональной научно-практической конференции.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002.- С. 9-13. (В соавт.).
9. Безверхий А.А., Лукина А.К., Ценюга С.Н. Формирование навыков научно - исследовательской деятельности школьников в условиях летнего поисково¬исследовательского лагеря «Юный спелеолог» // Народное образование. - 2003. - №3. - С. 118-123. (В соавт.).
10. Безверхий А.А ., Лукина А.К., Ценюга С.Н. Юный спелеолог // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи -
2003. - № 6. - С. 18-21.
11. Безверхий А.А., Углов В.А., Ценюга С.Н., Программно-тематическое
устройство образовательного модуля поисково-исследовательского лагеря «Крепкий орешек» 2003 // Территория возможностей: сб. мат. Вып. 6.-
Красноярск: Изд-во МУ «Центр путешественников», 2003.- С. 4-10. (В соавт.)
12. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л.А. Беляева - Екатеринбург, 1993.
13. Воспитание школьников во внеучебное время: сборник методических
материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной работы с учащимися / сост. Т. В. Сорокина; под ред. Л.К. Балясной. - М.:
Просвещение, 1980.
14. Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности/ Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. - М.: Просвещение, 1983.
15. Всемирная энциклопедия: Философия. М.; Мн., 2001...61