ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США 9
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В США 9
1.2 СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20
1.3 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 39
ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» В ВУЗАХ США 41
2.1 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ США, ПРЕДЛАГАЮЩИХ
ОБУЧЕНИЕ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЭКОНОМИКА» 41
2.2 ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЭКОНОМИКА» В МАССАЧУСЕТСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ 44
2.3 ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЭКОНОМИКА» В ГАРВАРДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 50
2.4 ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЭКОНОМИКА» В СТЭНФОРДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 58
2.5 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО
НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность темы исследования. США является признанным мировым лидером в сфере развития экономической культуры, поскольку потребность в специально организованном развивающем воздействии экономического компонента образования в рамках деятельности различных социальных институтов давно является одним из приоритетов государственной политики. Система высшего образования в США имеет ряд особенностей, которые обусловлены стремлением государства удерживать лидирующие позиции в мировом сообществе.
Американские университеты неизменно занимают верхние строчки мировых рейтингов, таких как QS World University Rankings, US News World Report, Financial Times, The Economist, Business Week, Times Higher Education, Forbes и др. Бакалавриат, являясь первой, базовой ступенью обучения в вузе, является наиболее масштабным уровнем высшего образования. В США данный уровень высшего образования имеет определенную историю и масштаб. По данным Национального центра по статистике в области образования (National Center for Educational Statistics, NCES) по программам бакалавриата в 2014 году обучалось 17,3 млн. человек, что на 31% больше по сравнению с 2000 годом. По прогнозам эта цифра возрастет до 19,8 млн. студентов в 2025 году. Большинство выпускников бакалавриата выходят на рынок труда непосредственно после окончания вуза - в 2015 году их доля составила 89% [75, p. 34-38].
Преподавание экономики в университетах США имеет давнюю традицию. Именно в США находятся лучшие высшие экономические школы, где преподают и занимаются научной деятельностью многие известные экономисты. Большинство Нобелевских премий по экономике получили ученые из США, что делает американский опыт высшего экономического образования безусловно полезным для конструктивного анализа.
В России, которая не так давно присоединилась к Болонской декларации и перешла на многоуровневую систему высшего образования, до сих пор продолжаются реформы и преобразования, нацеленные на улучшение качества и конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке. Необходимо привести структуру и содержание обучения в соответствие с требованиями как социально-экономических условий в целом, так и с потребностями современного рынка труда.
Наиболее значимым в данном контексте является необходимость перенять опыт университетов США по формированию профессиональных навыков будущих экономистов, что может представлять значительный интерес для обучения и воспитания нового поколения российских граждан, адаптированных к условиям рыночной экономики, являющейся на сегодняшний день основной экономической моделью в России. Решение этой задачи предполагает возможное изменение и корректировку содержательной части высшего экономического образования, а также его структурную организацию...
Программы бакалавриата по экономике в американских вузах делают акцент на личностное и общекультурное развитие обучающегося и овладение им основами выбранного направления подготовки. Они направлены на развитие экономического мышления студента. Умение думать как экономист обозначает умение справляться с самыми сложными экономическими проблемами.
Экономика, относясь к гуманитарным специальностям, придает особое значение развитию аналитических способностей, что является прекрасной подготовкой для работы в коммерческих и некоммерческих организациях, государственных учреждениях, а также для занятия научно-исследовательской работой в различных областях: в юриспруденции, деловом администрировании, в области международных отношений или социальных наук, например, медицине.
Следующие факторы делают процесс обучения экономике в вузах США особенно эффективным:
- Высокая вариативность образовательных программ способствует созданию более конкурентной среды в вузе в условиях необходимости привлечения студентов для обучения по программе.
- Студенты несут большую ответственность за свой выбор, у них развиваются навыки планирования своей карьеры, что вносит вклад в повышение качества обучения.
- Американские специалисты в области высшего образования предлагают множество активных методов преподавания, которые должны вовлекать студентов в учебный процесс и повышать их мотивацию.
- Широко используются современные информационные технологий в процессе обучения.
- Присутствует большое количество элективных курсов, курсы планируются с учетом требований времени. Студенты имеют возможность выбрать индивидуальную траекторию обучения...
1. Абдыхалыкова Ж. Е. История развития академического консультирования в высшем образовании США // Интерактивная наука. - 2016. - № 7. - С. 13-16.
2. Авилова В. В., Гусарова И. А., Сагдеева А. А., Ламберова Н. А. Опыт американских университетов в подготовке бакалавров менеджмента // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №4 С.329¬334.
3. Алимова Н.К., Снежинская Е.Ю., Снежинская А.В. Анализ отдельных
показателей высокорейтинговых мировых и отечественных Вузов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - №5. - Том 8.
http://naukovedenie.ru/PDF/26EVN516.pdf
4. Афонина Э.К. Американские университеты. Опыт организации учебной и научной деятельности // Педагогика и современность. - 2015. - №1 (15). - С. 43-49.
5. Богданова Д. А. Массовые открытые онлайновые курсы - мировая экспансия // Образовательные технологии. - 2014. - № 1. - С. 10-18.
6. Варламова А.И. Организация оценки качества образования в США: исторический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №1 (28). - С.131-137.
7. Вахитов Р. Болонский процесс в России// Отечественные записки. 2013. № 4 (55). http: //magazines.russ.ru/oz/2013/4/11v.html
8. Веселова В. В. Традиционные и новые ценности в системе образования СИТА // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 102-105.
9. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: актуальные вопросы теории и методологии / Б.Л. Вульфсон // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - №1. - с.117-131.
10. Высшая школа США: история и современность : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / М-во обр-я и науки Российской Федерации, Сахалинский гос. ун-т. - Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2007. - 143 с.
11. Генин В.Е. Современные инновационные тенденции в высшем образовании США // Вестник Московского университета. - 2008. - Сер. 20: Педагогическое образование. Сер. 20, Педагогическое образование.
- С. 34-39.
12. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: Опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов.
- М.: Флинта, 1999. - 604 с.
13. Гильмиярова С.Г. Особенности многоуровневой системы обучения в американских университетах // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012г. - №2 (39). - С. 26-30.
14. Гладких Б.А. Может ли болонский процесс стимулировать повышение качества и эффективности образования в российском вузе // Экономика образования. - 2007. - № 6. - С. 4-15.
15. Гладких Б.А. Система высшего образования в США: особенности организации и управления // Экономика образования. 2005. № 6. С. 68¬89...97