Особенности тревожности у женщин с первой и повторными беременностями
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1 Проблема тревожности в психологии 9
1.2 Проявление тревожности у беременных женщин 15
1.3 Современное состояние изучения проблемы тревожности у беременных
женщин с первой и повторными беременностями 18
Выводы по первой главе 27
Глава II. Экспериментальное изучение тревожности у женщин с первой и повторными беременностями 29
2.1 Организация, методы и методики исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по второй главе 46
Глава III. Методические рекомендации по коррекции тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями 49
3.1 Научно-методологические основы коррекции тревожности беременных
женщин с первой и повторными беременностями 49
3.2 Основные направления, содержание, формы и методы психологической
коррекции тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями 68
Выводы по третьей главе 74
Заключение 76
Список литературы 77
Приложение 85
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1 Проблема тревожности в психологии 9
1.2 Проявление тревожности у беременных женщин 15
1.3 Современное состояние изучения проблемы тревожности у беременных
женщин с первой и повторными беременностями 18
Выводы по первой главе 27
Глава II. Экспериментальное изучение тревожности у женщин с первой и повторными беременностями 29
2.1 Организация, методы и методики исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 35
Выводы по второй главе 46
Глава III. Методические рекомендации по коррекции тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями 49
3.1 Научно-методологические основы коррекции тревожности беременных
женщин с первой и повторными беременностями 49
3.2 Основные направления, содержание, формы и методы психологической
коррекции тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями 68
Выводы по третьей главе 74
Заключение 76
Список литературы 77
Приложение 85
Психология материнства в настоящее время является одной из самых важных, сложных и еще недостаточно изученных в современной науке. В результате большое внимание уделяется психоэмоциональному состоянию женщины в связи с ее репродуктивной функцией во время беременности, а в связи с неблагоприятными перинатальными результатами возникла необходимость изучения особенностей психического состояния женщины во время беременности.
Беременные женщины часто испытывают повышенное беспокойство, что, в свою очередь, напрямую влияет на течение беременности и развитие плода.
Первая беременность - это совершенно новый опыт, который довольно сложно понять. Из-за отсутствия опыта материнства беременная женщина может внезапно почувствовать эмоциональные всплески. Беременные женщины, ожидающие второго ребенка, также испытывают чувство беспокойства, связанное с предыдущим опытом беременности.
Изучение важнейшего этапа подготовки к будущему материнству - беременности - в научных трудах в полной мере не представлено, и к этой теме начали обращаться только в последние десятилетия. Ведь подготовка к родам и грядущему счастливому материнству происходит в связи с физическим и психологическим уровнем.
Итак, в последнее время появилось несколько работ по феноменологии (О.В. Баженова, Л.Л. Баз, В.И. Брутман, Г.В. О.Ю. Дубовик, О.А. Копыл, Скобло и др.), психофизиологией (В.Г. Волков, Ю.С. Садкова, Н.В. Шабалина, и др.) и психологией материнства (А.С. Батуев, И.В. Гребенников, Ж.В. Завьялова, Ю.Ф. Змановский, Н.П. Коваленко, М.С. Родионова, Ю.И. Шмурак и др.).
Недавние исследования по изучению патологии беременности убедительно свидетельствуют о психоэмоциональной природе этих расстройств и эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методов их лечения.
Психотерапевтическим и психолого-педагогическим аспектам беременности посвящена работа В.И. Брутман, Ю.И. Шмурак, Г. Филиппова и др. Влияние беременности на психику женщин иногда бывает настолько значительным, что некоторые авторы (Н. Уденберг, М. Ринглер, Дж. Виткин и др.) считают это явление своеобразной кризисной ситуацией. Исследования таких авторов, как Г.С. Абрамова, Г. Филиппова, Е.Ю. Печников, Э. Захарова, О.В. Баженов, Л.Л. Баз, К. Белогай, О.А. Копыл, В. Брутман, Т. Скрицкая и другие изучают психологические особенности женщины во время беременности, социально-психологические факторы готовности женщины к материнству.
Исследовали проблемы тревожности у женщин во время беременности такие ученные как: Г.С. Абрамова, О.В. Баженова, В.И. Брутман, Т. Верни, С. Мердок, А.М. Прихожан, М. Г. Панкратова, М. Родионова, В.Д. Рыжков, Дж. Сандин, Г. Г. Филиппова, А. Фрейд, З. Фрейд, И.Ю. Хамитова, и др.
Работа В.Д. Рыжкова, А.Н. Прихожан и других посвящена психологической природе и возрастной динамике тревожности. Работы, которые приобрели большое значение при изучении особенностей тревожности у беременных, принадлежат следующим ученым: А.В. Ломакина, Г.Г. Филиппова, А.Я. Варга, Р.В. Очарова, Н.П. Коваленко, С.Ю. Мещерякова, А. Батуева, Л.В. Соколова, И.В. Добряков и др.
По мнению И.В. Добрякова, состояние беременной оказывает значительное влияние на формирование психических функций ребенка и, как следствие, во многом определяет сценарий его дальнейшей жизни.
Работы, посвященные проблеме психического здоровья матери и ребенка, психофизиологическим основам материнства, социальным аспектам женщин принадлежат О.А. Касьяновой, А.С. Батуева, В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Родионовой и др. В работах поднимались вопросы психического становления на самых ранних этапах онтогенеза у З. Фрейда, А. Фрейда, Дж. Боулби, М. Кляйна и других. Так, по мнению И.В. Добрякова, Л.В. Соколова, А.С. Батуева в перинатальном периоде развития ребенок живет с мамой практически так же. С этой точки зрения нарушения протекания физиологических и нейропсихологических процессов у будущей матери могут негативно сказаться на реализации генетического потенциала ребенка и усложнить его последующее взаимодействие с окружающей средой. После рождения ребенка законы, действующие в системе «мать-ребенок», остаются в силе: все, что происходит с матерью, оказывает влияние на ребенка и наоборот.
Проблема исследования: В настоящее время оценка течения беременности и родов сводится в основном к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих этим периодам. А психологические особенности женщины во время беременности обычно затрагиваются лишь косвенно, несмотря на то, что основными причинами патологии во время родов являются тревога, стресс, депрессия и страх во время беременности. Таким образом, проблема изучения психических состояний женщины во время беременности, их своевременной и точной диагностики, коррекции указывает на необходимость ее комплексного и систематического изучения на индивидуальном психологическом, психологическом, педагогическом и социально-психологическом уровне.
Цель исследования: выявить особенности проявления тревожности женщин с первой и повторными беременностями.
Объект исследования: тревожность у беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Гипотеза исследования: уровень тревожности у беременных, ожидающих рождения первого ребенка, будет отличаться (уровень тревожности будет выше) от уровня тревожности у беременных, ожидающих рождения второго ребенка.
Задачи исследования:
1. Определить в научной литературе характеристики тревожности у женщин с первой и повторной беременностью.
2. Определить показатели тревожности у женщин с первой и повторной беременностью с помощью диагностических методов.
3. Разработать рекомендации для беременных по снижению уровня тревожности и формированию положительного эмоционального настроения во время беременности и будущих родов.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились научные труды по изучению проблемы тревожности беременных женщин: В.И.Брутман, Г.С. Абрамовой, И.В. Добрякова, Г.Г. Филипповой, А. Фрейд, З. Фрейда, Дж. Тейлора, Ю.Л. Ханина и др. Работы Ж.В. Завьяловой, С.Ю. Мещеряковой, О.А. Касьяновой по подготовки женщин к беременности, родам и предстоящему материнству.
Методы исследования: нами были применены как теоретические (анализ литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов нами использовались: беседа,
наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики:
1. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова). Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора предназначена для измерения проявлений тревожности.
2. Методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера
(адаптация Ю.Л. Ханина). Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность). Тест позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией.
Организация исследования: женская консультация при роддоме № 2 Свердловского района г. Красноярска. 01.06.2019-30.03.2020 года. В нем приняли участие 60 женщин в возрасте от 18 до 37 лет на разных стадиях беременности. Важным условием отбора для исследования являлось наличие в анамнезе благополучного перинатального исхода при первой беременности у женщин с повторной беременностью.
Этапы проведения исследования: процесс изучения особенностей тревожности беременных женщин с первыми и повторными беременностями проходил в четыре этапа.
I. Первый этап был нами разделён на две части:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования (июнь 2019 —
сентябрь 2019 года).
2) Определение целей и задач исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования (сентябрь 2019 —октябрь 2019 года).
II. На втором этапе, мы составили план проведения экспериментального исследования, отобрали диагностические методы и методики, направленные на выявление тревожности у беременных женщин с первой и повторными беременностями (октябрь 2019 — декабрь 2019 года).
III. Реализация констатирующего эксперимента. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной части исследования (январь 2020 —март 2020 года).
IV. Разработка методических рекомендаций по коррекции тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями. Оформление результатов экспериментального исследования, обобщение выводов и заключений (март 2020 —май 2020 года).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют знания о психологических особенностях тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны беременным женщинам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией женщин.
Структура работы: магистерская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 96 источников) и приложений. Работа проиллюстрирована 5 таблицами и 2 рисунками.
Беременные женщины часто испытывают повышенное беспокойство, что, в свою очередь, напрямую влияет на течение беременности и развитие плода.
Первая беременность - это совершенно новый опыт, который довольно сложно понять. Из-за отсутствия опыта материнства беременная женщина может внезапно почувствовать эмоциональные всплески. Беременные женщины, ожидающие второго ребенка, также испытывают чувство беспокойства, связанное с предыдущим опытом беременности.
Изучение важнейшего этапа подготовки к будущему материнству - беременности - в научных трудах в полной мере не представлено, и к этой теме начали обращаться только в последние десятилетия. Ведь подготовка к родам и грядущему счастливому материнству происходит в связи с физическим и психологическим уровнем.
Итак, в последнее время появилось несколько работ по феноменологии (О.В. Баженова, Л.Л. Баз, В.И. Брутман, Г.В. О.Ю. Дубовик, О.А. Копыл, Скобло и др.), психофизиологией (В.Г. Волков, Ю.С. Садкова, Н.В. Шабалина, и др.) и психологией материнства (А.С. Батуев, И.В. Гребенников, Ж.В. Завьялова, Ю.Ф. Змановский, Н.П. Коваленко, М.С. Родионова, Ю.И. Шмурак и др.).
Недавние исследования по изучению патологии беременности убедительно свидетельствуют о психоэмоциональной природе этих расстройств и эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методов их лечения.
Психотерапевтическим и психолого-педагогическим аспектам беременности посвящена работа В.И. Брутман, Ю.И. Шмурак, Г. Филиппова и др. Влияние беременности на психику женщин иногда бывает настолько значительным, что некоторые авторы (Н. Уденберг, М. Ринглер, Дж. Виткин и др.) считают это явление своеобразной кризисной ситуацией. Исследования таких авторов, как Г.С. Абрамова, Г. Филиппова, Е.Ю. Печников, Э. Захарова, О.В. Баженов, Л.Л. Баз, К. Белогай, О.А. Копыл, В. Брутман, Т. Скрицкая и другие изучают психологические особенности женщины во время беременности, социально-психологические факторы готовности женщины к материнству.
Исследовали проблемы тревожности у женщин во время беременности такие ученные как: Г.С. Абрамова, О.В. Баженова, В.И. Брутман, Т. Верни, С. Мердок, А.М. Прихожан, М. Г. Панкратова, М. Родионова, В.Д. Рыжков, Дж. Сандин, Г. Г. Филиппова, А. Фрейд, З. Фрейд, И.Ю. Хамитова, и др.
Работа В.Д. Рыжкова, А.Н. Прихожан и других посвящена психологической природе и возрастной динамике тревожности. Работы, которые приобрели большое значение при изучении особенностей тревожности у беременных, принадлежат следующим ученым: А.В. Ломакина, Г.Г. Филиппова, А.Я. Варга, Р.В. Очарова, Н.П. Коваленко, С.Ю. Мещерякова, А. Батуева, Л.В. Соколова, И.В. Добряков и др.
По мнению И.В. Добрякова, состояние беременной оказывает значительное влияние на формирование психических функций ребенка и, как следствие, во многом определяет сценарий его дальнейшей жизни.
Работы, посвященные проблеме психического здоровья матери и ребенка, психофизиологическим основам материнства, социальным аспектам женщин принадлежат О.А. Касьяновой, А.С. Батуева, В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Родионовой и др. В работах поднимались вопросы психического становления на самых ранних этапах онтогенеза у З. Фрейда, А. Фрейда, Дж. Боулби, М. Кляйна и других. Так, по мнению И.В. Добрякова, Л.В. Соколова, А.С. Батуева в перинатальном периоде развития ребенок живет с мамой практически так же. С этой точки зрения нарушения протекания физиологических и нейропсихологических процессов у будущей матери могут негативно сказаться на реализации генетического потенциала ребенка и усложнить его последующее взаимодействие с окружающей средой. После рождения ребенка законы, действующие в системе «мать-ребенок», остаются в силе: все, что происходит с матерью, оказывает влияние на ребенка и наоборот.
Проблема исследования: В настоящее время оценка течения беременности и родов сводится в основном к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих этим периодам. А психологические особенности женщины во время беременности обычно затрагиваются лишь косвенно, несмотря на то, что основными причинами патологии во время родов являются тревога, стресс, депрессия и страх во время беременности. Таким образом, проблема изучения психических состояний женщины во время беременности, их своевременной и точной диагностики, коррекции указывает на необходимость ее комплексного и систематического изучения на индивидуальном психологическом, психологическом, педагогическом и социально-психологическом уровне.
Цель исследования: выявить особенности проявления тревожности женщин с первой и повторными беременностями.
Объект исследования: тревожность у беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Гипотеза исследования: уровень тревожности у беременных, ожидающих рождения первого ребенка, будет отличаться (уровень тревожности будет выше) от уровня тревожности у беременных, ожидающих рождения второго ребенка.
Задачи исследования:
1. Определить в научной литературе характеристики тревожности у женщин с первой и повторной беременностью.
2. Определить показатели тревожности у женщин с первой и повторной беременностью с помощью диагностических методов.
3. Разработать рекомендации для беременных по снижению уровня тревожности и формированию положительного эмоционального настроения во время беременности и будущих родов.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились научные труды по изучению проблемы тревожности беременных женщин: В.И.Брутман, Г.С. Абрамовой, И.В. Добрякова, Г.Г. Филипповой, А. Фрейд, З. Фрейда, Дж. Тейлора, Ю.Л. Ханина и др. Работы Ж.В. Завьяловой, С.Ю. Мещеряковой, О.А. Касьяновой по подготовки женщин к беременности, родам и предстоящему материнству.
Методы исследования: нами были применены как теоретические (анализ литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов нами использовались: беседа,
наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент, методы количественной и качественной обработки и интерпретации полученных результатов исследования.
В психодиагностическое обследование были включены следующие методики:
1. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова). Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора предназначена для измерения проявлений тревожности.
2. Методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера
(адаптация Ю.Л. Ханина). Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность). Тест позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией.
Организация исследования: женская консультация при роддоме № 2 Свердловского района г. Красноярска. 01.06.2019-30.03.2020 года. В нем приняли участие 60 женщин в возрасте от 18 до 37 лет на разных стадиях беременности. Важным условием отбора для исследования являлось наличие в анамнезе благополучного перинатального исхода при первой беременности у женщин с повторной беременностью.
Этапы проведения исследования: процесс изучения особенностей тревожности беременных женщин с первыми и повторными беременностями проходил в четыре этапа.
I. Первый этап был нами разделён на две части:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования (июнь 2019 —
сентябрь 2019 года).
2) Определение целей и задач исследования. Формулирование проблемы и гипотезы исследования (сентябрь 2019 —октябрь 2019 года).
II. На втором этапе, мы составили план проведения экспериментального исследования, отобрали диагностические методы и методики, направленные на выявление тревожности у беременных женщин с первой и повторными беременностями (октябрь 2019 — декабрь 2019 года).
III. Реализация констатирующего эксперимента. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов экспериментальной части исследования (январь 2020 —март 2020 года).
IV. Разработка методических рекомендаций по коррекции тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями. Оформление результатов экспериментального исследования, обобщение выводов и заключений (март 2020 —май 2020 года).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и углубляют знания о психологических особенностях тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны беременным женщинам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией женщин.
Структура работы: магистерская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 96 источников) и приложений. Работа проиллюстрирована 5 таблицами и 2 рисунками.
Современные научные медицинские и психологические исследования свидетельствуют о том, что мысли и эмоции, которые испытывает мать во время беременности, оказывают непосредственное влияние на развитие ее ребенка. Таким образом, психологическая подготовка к родам имеет огромное значение для формирования гармоничных взаимоотношений между родителями и ребенком.
В ходе данного исследования осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования: подробно рассмотрены особенности проявления тревожности женщин с первой и повторными беременностями, рассмотрены аспекты проявления тревоги на психологическом и физическом уровнях, проанализированы основные показатели тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Проведено эмпирическое исследование особенности проявления тревожности женщин с первой и повторными беременностями. По результатам исследования установлено, что высокий уровень тревожности отмечается у женщин с первой беременностью. Выявлено, что уровень личностной тревожности также выше у женщин с первой беременностью в сравнении с уровнем тревожности женщин с повторными беременностями. При сравнении оценки реактивной тревожности женщин с первой и повторными беременностями статистически значимых достоверных различий не обнаружено.
По результатам проведенного исследования разработан комплекс практических рекомендаций по психолого-педагогической работе с беременными женщинами в рамках «Школы материнства» для оптимизации уровня тревожности женщин и формирования положительного психоэмоционального состояния во время беременности и предстоящих родов.
В ходе данного исследования осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования: подробно рассмотрены особенности проявления тревожности женщин с первой и повторными беременностями, рассмотрены аспекты проявления тревоги на психологическом и физическом уровнях, проанализированы основные показатели тревожности беременных женщин с первой и повторными беременностями.
Проведено эмпирическое исследование особенности проявления тревожности женщин с первой и повторными беременностями. По результатам исследования установлено, что высокий уровень тревожности отмечается у женщин с первой беременностью. Выявлено, что уровень личностной тревожности также выше у женщин с первой беременностью в сравнении с уровнем тревожности женщин с повторными беременностями. При сравнении оценки реактивной тревожности женщин с первой и повторными беременностями статистически значимых достоверных различий не обнаружено.
По результатам проведенного исследования разработан комплекс практических рекомендаций по психолого-педагогической работе с беременными женщинами в рамках «Школы материнства» для оптимизации уровня тревожности женщин и формирования положительного психоэмоционального состояния во время беременности и предстоящих родов.
Подобные работы
- Клинико-психологические и социальные характеристики беременных женщин с никотиновой зависимостью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Исследование влияния средств физической реабилитации на
организм беременных женщин
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ У ЖЕНЩИН
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Психологическое консультирование при утрате близкого (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



