Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Клинико - психолого-педагогическая характеристика детей с
общим недоразвитием речи 7
1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 14
1.3. Проявления нарушений фонематического восприятия у детей 22
1.4. Анализ существующих подходов к проблеме формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи 26
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей фонематических восприятий у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Методические рекомендации по развитию фонематического
восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня 48
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 66
Актуальность. В современной логопедии одной из актуальных проблем является наличие большого количества детей с нарушениями речи. Проблема речевых расстройств в последнее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, психологов, врачей, дефектологов.
В соответствии с новыми образовательными стандартами деятельность педагогов направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка, на развитие его общей культуры и предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную социализацию в обществе.
Актуальностью изучения особенностей фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи определяется тем, что наиболее распространенным дефектом у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и нарушение навыков языкового анализа.
Важную роль в формировании речи играет фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие - это способность дифференцировать и определять последовательность звуков в слове в устной речи, это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Оно является частью физиологического слуха, направлено на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Термин «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» являются синонимами (по определению Р.И. Лалаевой)
Нарушения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка, что выражается в уклонении от социальных контактов, которые очень сильно влияют на развитие познавательных процессов, а также на овладение чтением, письмом и других школьных навыков и знаний.
Волкова Л.С. характеризует речевую деятельность детей с общим недоразвитием речи как аграмматичную, малопонятную, недостаточно фонетически оформленную. Характерной особенностью для них является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет один или несколько звуков фонетической группы; замена группы звуков на более простые по артикуляции, нестойкие замены, смешения звуков. Из этого следует то, что у этих детей несформировано фонематическое восприятие [6, с.501].
Для формирования у детей грамматически правильной, внятной, лексически богатой и фонетически четкой речи большое значение имеет изучение развития и формирования фонематического восприятия (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Р.Е Левина, Н.Х Швачкин, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Г.Л. и др.).
Несформированность фонематического восприятия часто мешает детям правильно воспроизводить речь и воспринимать ее. Так как данные процессы характеризуются восприятием, различением и дифференциацией фонем. При несформерованном фонематическом восприятии ребенок неспособен успешно выполнять эти операции.
Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Проблема формирования фонематического восприятия является одной из актуальных в современной логопедии. С каждым годом детей с общим недоразвитием речи становится все больше и больше. Появление таких нарушений как; замены, искажения и смешения звуков, низкий уровень сформированности фонематического восприятия, приводит к тому, что ребенок испытывает проблемы как в дошкольном возрасте, так и в последующем обучении в школе.
Важность и необходимость формирования фонематического восприятия у детей указывали такие исследователи как: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и другие.
Таким образом, для развития фонематического восприятия необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Поэтому своевременная диагностика сформированности фонематических процессов и их коррекция является необходимой для преодоления его недоразвития.
Цель исследования: - выявить особенности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по формированию фонематического восприятия у детей данной категории.
Объект: - фонематическое восприятие детей 6-7 лет.
Предмет: - особенности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня будут выявлены особенности фонематического восприятия; на уровне импрессивной и экспрессивной речи. В импрессивной речи: неузнавание наличия звуков в слогах, словах, как по артикуляторным так и по акустическим признакам. В экспрессивной речи: в звукопроизношении будут преобладать фонематические дефекты (замены и смешения звуков).
Выявленные нарушения позволят нам составить методические рекомендации.
Задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести констатирующий эксперимент и изучить особенности фонематического восприятия у детей 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня;
3. Составить методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методологическая основа исследования: на анализе трудов отечественных исследователей в области онтогенеза речевой деятельности: (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Жинкин Н.И., Гвоздев); на положении: о единстве закономерносте речевого развития в норме и паталогии (А.Н., Швачкин Н.Х., Левина Р.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и другие).
База исследования:
Исследование проходило на базе МАДОУ детский сад №50 комбинированного вида города Красноярска. Для констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из десяти человек (5 мальчиков, 5 девочек) возрастом 6-7 лет с логопедическим заключением общего недоразвития речи третьего уровня. Этапы исследования:
1. Первый этап-(октябрь - март) - изучение литературы по проблеме исследования, определение содержания констатирующего эксперимента, подбор стимульного материала для проведения эксперимента.
2. Второй этап (апрель) - проведение констатирующего эксперимента и его анализ.
3. Третий этап (апрель-май) - обобщение и оформление результатов исследования, составление методических рекомендаций по развитию фонематического восприятия у детей 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведя анализ психолого - педагогической литературы было выявлено, что проблемой формирования фонематического восприятия у детей занимались такие исследователи как Жаренкова Г.И., Каше Г.А., Ковшиков В.А., Лалаева Р.И., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Филичева Т.Б.,.Хватцев М.Е, Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Жинкин Н.И., Фомичева М.Ф., Гвоздев А.Н., Швачкин Н.Х. и другие.
Под общим недоразвитием речи понимают речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речевой системы. В современной логопедии выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. При первом уровне речь отсутствует, на втором появляются общеупотребительные слова, третий уровень характеризуется появлением фразовой речи с лексико - грамматическим и фонетико - фонематическим недоразвитием, на четвертом уровне, при тщательном обследовании, выявляются незначительные нарушения всех компонентов языка. Общее недоразвитие речи клинически может проявляться разнообразно. Эти проявления схематично делятся на три основные группы, связанные с нарушением нервно-психической деятельности. У одних детей имеются лишь признаки такого нарушения, у других имеет место быть стойкое неврологическое расстройство. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально - волевой сферы.
Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематическое восприятие.
Таким образом, мы выяснили, что фонематическое восприятие является одним из компонентов фонематического слуха. Фонематический слух - это восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия и несоответствия своего произношения установленному образцу.
Фонематическое восприятие начинает развиваться уже с первых дней жизни и совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
Проявления нарушений фонематического восприятия отмечаются у разных категорий детей, и проявляются в заменах и смешениях фонем. Дети, понимая значение слов, не удерживают в памяти фонематический образ слова. Все это мешает не только воспроизводить речь, но и воспринимать. В дальнейшем трудности возникают и на этапе обучения чтению и письму. Так как данные процессы характеризуются восприятием, различением и дифференциацией фонем.
Изучение методик по развитию фонематического восприятия показывает, что развитие фонематического восприятия необходимо для работы по обучению чтению и письму. Методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей, ведущий вид деятельности, механизм и структуру нарушений.
Нами был проведен констатирующий эксперимент МАДОУ №50 детский сад комбинированного вида с целью выявить особенности и уровень сформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет c общим недоразвитием речи III уровня.
Констатирующий эксперимент включал в себя два блока заданий: изучение фонематического восприятия и изучение звукопроизношения.
При проведении констатирующего эксперимента использовалась общепринятые в логопедии методы и приемы изучения фонематического восприятия и звукопроизношения (Коненкова И.Д., Левина Р.Е., Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Грибова О. Е.,и др.), Методика Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. - программа обучения и воспитания детей с ОНР. Бальная оценка - Фатековой Т.А. ; стимульный материал Иншаковой О.И.
По каждой серии констатирующего эксперимента был проведен качественный и количественный анализ.
При анализе первого блока констатирующего эксперимента было выявлено, нарушение звукопроизношения в четырех группах звуков: шипящие 60% (6 человек) имеют нарушение звукопроизношения; свистящие - 30% (3 человека), группа звуков [Л], [ЛЬ] - 50% (5 человек), группа звуков [Р], [РЬ] - 70% (7 человек).
При анализе второго блока констатирующего эксперимента «изучения фонематического восприятия», было выявлено, что наибольшую трудность в определении наличия звука в слове вызвали группа свистящих звуков ([С] заменяется на [Ш]). Сопоставив результаты по двум блокам констатирующего эксперимента, было выявлено, что у 30% (3 человека) наблюдается высокий уровень сформированности фонематического восприятия, у 40% (4 человека) средний уровень сформированности фонематического восприятия, нарушение фонематического восприятия наблюдается у 30% (3 человека) испытуемых (низкий уровень).
При проведении констатирующего эксперимента было выявлено нарушение звукопроизношения у 50% (5 человека) испытуемых: замена звуков. А также нарушение фонематического восприятия у 70% (7 человек). Поэтому детям с выявленными нарушениями требуется специально организованные логопедические занятия по формированию фонематического восприятия и звукопроизношения.
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня строится в соответствии с общепринятыми в логопедии методами и приемами. Поэтому с детьми, имеющими нарушение фонематического восприятия, коррекционная работа будет проводиться по двум направлениям: развитие звукопроизношения и развитие фонематического восприятия. В результате эксперимента были составлены рекомендации по развитию фонематического восприятия. В основу были положены 6 этапов развития фонематического восприятия предложенные Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой.
Таким образом, обозначенные задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей.: Учеб. пособ. для студ. высш.вузов / Е.Ф. Архипова-М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006г.
2. Алексеева Г. В. Развиваем фонематический слух: методическое
пособие для воспитателей - М.:изд. «Омега»,2008г
3. Большакова С.Е. - Работа логопеда с дошкольником (игры и
упражнения)/ автор-составитель-М.: АПО, 1996г
4. Брюховских Л.А. - Дислалия: учебно-методическое пособие для
студентов очного и заочного отделений по специальности 050715 «Логопедия»/Краснояр.гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015г
5. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2002г.
6. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-5-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2007г.
7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие./ СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000г.
8. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии -т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.
9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. -2-е изд., испр. и доп. -М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008г.
10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985г.
11. Комина Е. В.- Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.- М.:изд-во «Просвещение», 2007г.
12. Козырева О.А.-Логопедические технологии: учебное пособие;
Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014г.
13. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
14. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002г.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.
16. Мамайчук Ю. В. Система коррекционно-логопедической работы по
развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: методические
рекомендации.- С.Петербург: изд-во «Крона», 2010г.
17. Мастюкова Е.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - Екатеринбург: АРД ЛТД
18. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей «Развитие фонематического слуха в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» /г.о.Новокуйбышевск, 2008 г.
19. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми./М.: ВЛАДОС, 1994 г.
20. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет собщим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов ивоспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
21. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, 2002г.
22. Фатекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушенийшкольников с использованием нейропсихологических методов: Пособие длялогопедов и психологов-М.: АРКТИ, 2002г.
23. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000г.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи -М., 1991г.
25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада-М., 1999.
26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989г.
27. Обследование речи младших школьников:метод.рекомендации/ под. ред. Мамаевой А.В./ Краснояр.гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015г.
28. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ
29. Чупров Л Г. Патология речи: терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии(учебно-методическое пособие), - М.: изд. «Омега», 2011г.