ВВЕДЕНИЕ 3-4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5-42
1.1. Лингвометодические основы процесса развития речи младших
школьников 5-16
1.2. Особенности развития устной речи младших
школьников 17-24
1.3. Пересказ как средство развития устной речи младших
школьников 25-42
Выводы по главе 1 43
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 44-72
2.1. Исследование актуального уровня развития устной речи младших
школьников 44-53
2.2. Развитие устной речи младших школьников в процессе работы над
подробным пересказом 54-65
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 66-72
Выводы по главе II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75-79
ПРИЛОЖЕНИЕ 80-153
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
В основных задачах реализации содержания концепции развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС по русскому языку и литературному чтению является «развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности» [43, ст. 3]. В связи с этим проблема развития речи младших школьников приобретает в современной методике всё большую актуальность. Одним из приоритетных направлений в начальной школе становится создание условий для формирования умений, обеспечивающих речевую деятельность.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. Над проблемой обучения связной речи работали такие видные лингвисты и методисты, как Н.С.Рождественский, Е.И.Никитина, Т.А.Ладыженская, М.С. Соловейчик и мн. др.
Психологическую природу связной речи, ее механизмы и особенности развития раскрывают Л.С.Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Необходимость специального речевого воспитания для развития связной речи исследовали Л.В. Щерба, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова др.
А.Г Арушанова, Т.В. Волосовец, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, С.Н. Цейтлин, Т.А. Ладыженская отмечают, что большая роль в развитии устной речи принадлежит пересказу [5, ст. 29].
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Подробный пересказ текста как средство развития устной речи младших школьников».
Объект исследования: процесс развития устной речи у младших школьников.
Предмет исследования: пересказ как средство развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить эффективность использования
подробного пересказа, основанного на понимании структуры текста, в процессе развития устной речи младших школьников.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень сформированности устной речи у младших школьников.
3. Использовать методику работы над подробным пересказом текста в процессе развития устной речи младших школьников.
4. Выполнить количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Гипотеза исследования: процесс развития устной речи младших школьников будет эффективным, если на уроках литературного чтения использовать подробный пересказ, предваряя его анализом структуры исходного текста.
Методы исследования: анализ литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования.
База исследования: МБОУ «Степно-Баджейская основная школа», МБОУ «Орешенская основная школа».
Обязательным условием достижения цели образования является речевое развитие школьников, понимаемое как педагогически мотивированный процесс развития способностей языковой личности адекватно воспринимать, а также создавать речевые произведения (тексты) в единстве их содержания и формы, в соответствии с целями и условиями речевой деятельности, направленный на формирование речевого и читательского опыта школьников.
Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» - внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний.
Разработанная нами программа была направлена на развитие устной речи учащихся, посредством подробного пересказа.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который выявил положительную динамику развития устной речи младших школьников. При этом показатели, полученные после эксперимента, превосходили показатели констатирующего среза. Этот фактор дает возможность утверждать, что формирование полноценного речевого развития школьников посредством подробного пересказа, является возможным в рамках начальной школы. Таким образом, выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза была подтверждена.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Р-н/Д.: Феникс, 2010. - 384 с.
3. Аристова ТА. Речемыслительная деятельность младшего школьника / ТА. Аристова, С.В. Кривых. - М.: LAP, 2011. - 204 с.
4. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста / Н.Д. Арутюнова. - М.: Гнозис, 2016. - 632 с.
5. Арушанова А.Г Теория и методика развития речи детей (структурно- логические схемы) / А.Г. Арушанова, В.В. Стерликова. - М.: Флинта, 2016. - 212 с.
6. Асеева И.И. Развитие связной речи / И.И. Асеева. - М.: Дидактика, 2016. - 368 с.
7. Ахутина ТВ. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. - М.: В. Секачев, 2016. - 128 с.
8. Баринова Е. Л. Связная речь и пути овладения ею в школе / Е. Л. Баринова. - М. : Просвещение, 1996. - 208 с.
9. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / В.Г. Белинский. - М.: Глобулус, 2016. - 238 с.
10. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа, - № 4. - К. : Освгга, 2010. - С. 47-51.
11. Большакова С.Е. Русские народные сказки с заданиями для младших школьников / С.Е. Большакова. - Р-н/Д.: Феникс, 2013. - 96 с.
12. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Лимбус-Пресс, 2015. - 298 с.
13. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие / А. М. Бородич. - М.: Владос, 2011. - 256 с.
14. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа, 2003. - №10. - С.41-44.
15. Бухтаярова Е.Ю. Программа развития связной речи детей / Е.Ю. Бухтаярова, А.В. Перепелкина. - М.: Учитель, 2012. - 204 с...61