Введение 3
Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младшего школьника диалектной лексикой 5
1.1. Состояние проблемы обогащения словарного запаса младшего школьника
на основе диалектной лексики 6
1.2. Психолого-педагогические основы обогащения словарного запаса
младшего школьника диалектной лексикой 13
1.3. Лингво-методические основы использования диалектной лексики в
начальной школе 22
Вывод по главе 1 24
Глава II. Комплекс упражнений для работы с диалектизмами в начальной школе
на основе метода проекта 25
2.1. Проверка актуального уровня владения диалектизмами в начальной
школе 25
2.2. Констатирующий эксперимент: уровень знаний диалектных слов,
обозначающих предметы сельской трудовой деятельности, младшими школьниками 27
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 29
Вывод 33
2.4. Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младшего
школьника диалектизмами на основе метода
проекта 36
Вывод 40
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение 48
Актуальность избранной темы «Обогащение словарного запаса младшего школьника диалектной лексикой» состоит в том, что в художественных произведениях, в сказках и пословицах часто встречаются диалектные слова. Однако при изучении встречающихся диалектизмов не проводится всестороннее рассмотрение данных слов, а только даётся перевод, поэтому они не могут отложится в словарном запасе младшего школьника. Русский национальный язык состоит не только из литературных средств, но и включает в себя диалекты, поэтому мы можем использовать в начальной школе диалектные слова, которые позволят познакомить учащихся с историей и культурой русского народа. В начальной школе диалектная лексика специально не изучается, поэтому мы можем использовать методику обогащения словарного запаса младшего школьника литературной лексикой. Обогащение словарного запаса - это раздел развития речи. Развитие речи младшего школьника, как отмечают ведущие методисты, находится не на должном уровне.
Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся новыми словами невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.
Цель нашей работы: обогащение словарного запаса младшего школьника посредством диалектных слов.
Объект исследования: процесс использования диалектизмов в речи учащихся начальной школы.
Предмет исследования: составление комплекса упражнений по
обогащению словарного запаса младшего школьника на основе диалектизмов.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа с диалектизмами позволит обогатить словарный запас младшего школьника.
Новизна исследования: Отбор диалектной лексики производится на основе диалектизмов, встречающихся в художественных произведений, с учётом диалектных особенностей Приенисейского региона.
Практическая ценность исследования состоит в том, что данная методика работы с диалектизмами может быть использована в начальной школе.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, анализ школьных учебников, наблюдение, метод проектов.
Перед нами стояла задача обогатить словарный запас младшего школьника
на основе диалектных слов, называющих предметы и орудия трудовой деятельности сельского жителя. Обогащение словарного запаса младшего школьника мы проводили на основе этнографизмов, называющих предметы и орудия трудовой деятельности сельского жителя. Для констатирующего среза были отобраны лексемы, называющих предметы и орудия трудовой деятельности сельского жителя Красноярского края средней части. Мы остановились на тех пометах распространения диалектизмов в Абанском районе в СОШ №3 в 3 «А» классе. Отобранные лексемы сопровождались иллюстрациями, взятые из интернета. Мы показывали эти иллюстрации и просили обозначить их соответствующим словом. Проанализировав данные записи учащихся, мы пришли к выводу, что уровень владения бытовой лексикой в 3 «А» классе - низкий, что учащиеся сельской местности уже не знают многих бытовых предметов и орудий трудовой деятельности сельской местности. Так как предложенные лексемы бытовой диалектной лексики представляют собой элементы материальной культуры русских людей, то мы увидили, что в речи сельских школьников они отчасти сохранились, а большая часть утратилась.
Учащиеся из 49 слов знает 30 только один ученик. Все 20 учащихся знают такое слово как «топор». Все учащиеся знают : сковорода блинная, весы, электрический утюг, медный чайник, совсем не знают такие слова, как чесалка, рубель, толкач макагон, лапа, долото, деревенский будильник, лезвие секиры, жернево, садник, цеп, сковородник, крюк. Таким образом, идет динамика бытовой лексики в связи с изменением быта. Поэтому мы решили, что учащихся как городских, так и сельских школ нужно знакомить с диалектной лексикой, потому что это слова отражают исконную русскую культуру трудовой деятельности. С диалектизмами учащиеся встречаются на уроках литературного чтения, на внеклассном и домашнем чтении. Для этого необходимо составить словарики диалектных слов, встречающихся в литературных произведениях или научить учащихся пользоваться интернетом для определения лексических значений диалектизмов.
Для обогащения словарного запаса учащихся, мы избрали для описания одну реалию сельского быта - русскую печь. Часть слов для констатирующего эксперимента - орудия действий около русской печи, некоторые предметы посуды - теперь будут рассматриваться учащимися вновь. Однако появилось и некоторое количество диалектных слов, связанных с устройством русской печи: сковородник, ухват, помело, шесток, чугунок, голбец, вьюшка, кочерга, сковорода блинная.
По уровню усвоения диалектной лексики, связанной с названиями частей русской печи и её назначения, мы разбиваем учащихся на две группы. В первую группу входили участники проектной деятельности, а во вторую - учащиеся, посещающие группу продлённого дня.
Участники проектной группы составляли презентации и сообщения на основе предложенных вопросов, затем была общая встреча всех участников проектной группы. В процессе общения учащиеся показали, что они хорошо усвоили диалектные слова, связанными с названиями русской печи и орудиями труда, которыми пользуются в процессе подготовки пищи. Очень хорошо была рассмотрена роль русской печи в жизни сельского жителя: как место приготовления здоровой пищи, потому что в русской печи пища парится, а не варится и не жарится. Русская печь использовалась как кровать, где спали старики и дети, лечились. Печь использовалась как баня: в ней мылись. Учащиеся увидели, что сейчас стоит вопрос о возрождении русской печи как интерьера городских особняков и дач. Таким образом, мы пришли к выводу, что участники проекта усвоили диалектизмы, связанных с русской печью, на высоком уровне...