Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития орфографической зоркости
1.1 Состояние проблемы развития орфографической зоркости 5
1.2. Лингво-методические основы развития орфографической зоркости... .18
1.3. Психолого-педагогическое обоснование формирования
орфографической зоркости 28
Вывод по главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию орфографической зоркости на основе орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»
2.1 Определение уровня орфографической зоркости на основе орфограммы
«Непроизносимые согласные в корне слова» 34
2.2 Принципы составления упражнений для формирующего эксперимента.39
2.1 Комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости на основе орфограммы «Непроизносимые
согласные в корне слова» 43
Вывод по главе 51
Заключение 52
Библиографический список
Из практических языковых и речевых умений и навыков, которыми овладевают младшие школьники, особое место принадлежит орфографическим умениям и навыкам, то есть формированию орфографической грамотности. Формирование орфографической зоркости является актуальной проблемой, потому что она является залогом формирования орфографически правильного письма. Орфографическая зоркость, как отмечает М. Р. Львов, формируется на протяжении многих лет. Он также отмечает: «Обследование уровня зоркости дает неутешительные результаты: она колеблется с 20-60% (учитывались только изученные типы орфограмм) и лишь у отдельных учащихся достигает 90%.» [25:309]
Проблема орфографической грамотности чрезвычайно важна не только не только как методическая проблема, но и как социальная. Во-первых, фактор грамотности необходим для наиболее точного выражения мыслей и взаимопонимания, а, во-вторых, для культуры всего общества. Так как высокая речевая и языковая культура всегда и везде очень высоко ценятся. Она создает благоприятный имидж человека. А в этом и стоит главная задача школы - вырастить воспитанную и образованную личность, что невозможно без достижения орфографической грамотности.
Одним из условий формирования орфографической грамотности является развитие орфографической зоркости учащихся. Орфографическая зоркость - это умение «видеть» в словах «ошибкоопасные» места [19:27], т.е. такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. [37:314] Такие трудные места в русском языке называются «орфограммой», изучением которой занимается особый раздел науки о языке - орфография.
Многие ученые занимались и занимаются этой проблемой, по сей день. Большой вклад в исследование данной проблемы внесли такие ученые как:
Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.М. Разумовская, П.С. Жедек, Р.Ф. Иванова, Л.Л. Касаткин.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений как средство формирования орфографической зоркости.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости младшего школьника.
Предмет исследования: комплекс упражнений как средство орфографической зоркости младшего школьника.
Методы: наблюдение, интегрированный лингвистический разбор - пронизывающий (межуровневый) анализ актуализированной орфограммы. [6], эксперимент, статистическая обработка данных.
Гипотеза: если мы применим комплексный, знаковый, подход при обучении орфографии, то это даст положительные результаты в формировании орфографической зоркости...
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Высокий уровень грамотности является чрезвычайно важным для общества. Однако этого нельзя достичь без развитой орфографической зоркости, которая, как показывают исследования, на низком уровне. Поэтому возникает необходимость искать новые способы и пути решения данной задачи.
В процессе нашей работы мы познакомились с рядом источников по научной и методической литературе, углубили и систематизировали знания об орфографической зоркости, факторах и способах ее формирования, а также об орфографии, ее принципах и типах орфограмм.
В опытно-экспериментальной работе мы провели диагностику орфографической зоркости на основе орфограммы «Непроизносимый согласный в корне слова». Констатирующий срез показал, что у учащихся 3 «А» класса школы № 145 низкий уровень орфографической зоркости. Об этом и говорят методисты. Например, М. Р. Львов отмечает: «Обследование уровня зоркости дает неутешительные результаты: она колеблется с 20-60% (учитывались только изученные типы орфограмм) и лишь у отдельных учащихся достигает 90%.».
На втором этапе, проанализировав литературу и школьные учебники, мы разработали комплекс упражнений на основе психолого-педагогических данных, методического и лингвистического принципов.
В данной программе формирование орфографической зоркости осуществляется на всех уровнях языковой системы (на фонетическом - чтение и произношение, словообразовательном - состав слова и грамматическом, где на основе суффикса актуализируются части речи.
Так как методисты считают, что формирование орфографической зоркости связано с анализом орфограммы, наш комплекс опирается на данное основание и в нем задействованы все виды речевой деятельности.
Также мы обращали внимание на ложные орфограммы, где учащиеся допустили большинство ошибок в словарном диктанте на этапе констатирующего среза.
В разработанной нами программе разграничивается письменная и произносительная модели данной орфограммы, рассматривается состав слова. Упражнения позволяют выяснить, что орфограмма находится только на стыке корня, а ложная входит в состав корня, а также для существительных не все суффиксы участвуют для создания орфограммы и учат определять часть речи с помощью суффиксов. Мы задействовали письмо под диктовку, комментированное письмо, составление нового алгоритма проверки - путем отбрасывания суффикса (свистнуть - свист).
Таким образом, мы считаем, что разработанная нами методика формирования орфографической зоркости даст положительные результаты, а также данную программу можно успешно использовать при изучении орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова», а также как опору для составления аналогичных упражнений при изучении других орфограмм в начальной школе.
1. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости. / Н.Н Аалгазина// Русский язык в школе. - 1981 - №3 - С. 32-37.
2. Бакулина Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса. /Г.А. Бакулина// Начальная школа. - 2013 - №6. - С. 15-20.
3. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости (Работа со слабоуспевающими учениками). / Е.В.Бельдина // Начальная школа. - 2004 - №3. - С. 35 - 38.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н. Богоявленский - М., 1966.
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4- С.39
6. Бойко Е.С. Лингвистические основы формирования коммуникативных умений. - Красноярск, 1995. - 47 с.
7. Бойко Е.С. Практикум по фонетике русского языка (в свете теории речевой деятельности) (для студентов высших учебных заведений) / Красняр. гос.
пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2006. 104 с.
8. Бойко Е.С. Практикум по русскому правописанию: семиотический, знаковый, подход / Е.С.Бойко; Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева, 2008 - 428 с
9. Борисенко И.В.. “Понятие “орфограмма” в начальном курсе обучения правописанию.” //Начальная школа, № 7, 2003 г.
10. Бочкарева Т. Д. “Предупреждение ошибок.” // начальная школа, № 3. 2001.
11. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90 .
12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4) и 1-го класса (1-3) // Серия «Свободный ум». - М.: БАЛЛАС», С- инфо», 1997.
13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) в 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. - М.: «Баласс», 2002.
14. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001;
15. Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии.- 1995. №3. -С.24-28...50