Особенности формирования навыка чтения у учащихся 1 классов с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава 1. Теоретически основы формирования навыка чтения у учащихся первых классов 7
1.1. Понятие чтения как вида речевой деятельности 7
1.2. Особенности формирования навыков чтения у учащихся
начальных классов с общим недоразвитие речи III уровня 13
1.3. Обзор методик обследования навыков чтения у учащихся 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментально исследование особенностей формирования навыка чтения у учащихся первых классов 27
2.1. Организация и методика исследования 27
2.2. Анализ навыка чтения у учащихся начальных классов
общеобразовательной школы с дизартрией 33
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей навыка чтения у учащихся начальных классов с с общим недоразвитие речи III уровня 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиография 53
Приложения
Глава 1. Теоретически основы формирования навыка чтения у учащихся первых классов 7
1.1. Понятие чтения как вида речевой деятельности 7
1.2. Особенности формирования навыков чтения у учащихся
начальных классов с общим недоразвитие речи III уровня 13
1.3. Обзор методик обследования навыков чтения у учащихся 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментально исследование особенностей формирования навыка чтения у учащихся первых классов 27
2.1. Организация и методика исследования 27
2.2. Анализ навыка чтения у учащихся начальных классов
общеобразовательной школы с дизартрией 33
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей навыка чтения у учащихся начальных классов с с общим недоразвитие речи III уровня 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиография 53
Приложения
Актуальность темы. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это связанно с тем, что уже со второго года обучения оно ставится главным средством обучения и донесения материала. Но у части учащихся к этому времени освоенность навыка чтения не достигает нужного уровня, что приводит к нарушению процесса обучения. Так же возможна школьная дезадаптация учащегося. Нарушения освоения навыка чтения может приводить к затруднению понимания вербальной информации, траты большего количества интеллектуальных сил на обработку материала. Такие расстройства приводят к дальнейшему угасанию интереса к обучению и потерю мотивации. Решение проблемы чтения требует комплексного подхода и участия в нём специалистов нескольких профилей. В случае коррекционной работы с детьми с дизартрией можно говорит о привлечении таких специалистов, как логопеды, нейропсихологи, дефектологи, учителя начальных классов. Предупреждением проблем с чтением в отечественной литературе занимались такие исследователи, как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова.
В основе формирования навыка чтения лежит по мнению ученых устная речь, а именно такие её стороны, как её фонетико-фонетическая сторона, лексико-грамматический строй. Кроме того, отдельно выделяют влияние пространственных представлений, зрительно-моторной координации, слухоречевую и зрительную память (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.И. Голод, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Л.Ф. Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными. [7; 38; 55]
Объект работы - навык чтения у учащихся 1 классов
Предмет работы - особенности формирования навыка чтения у учащихся 1 классов с общим недоразвитие речи III уровня
Гипотеза: Автором предполагается, что у обучающихся с общим недоразвитием речи третьего уровня будут выявлены особенности формирования навыка, выражающиеся в следующем:
• Низкая скорость чтения
• Недостаточное понимание прочитанного текста
• Технические недостатки чтения
• Предполагается так же, что учащиеся будут показывать вариативные результаты в зависимости от методик и условий проведения,
• выявленные особенности формирования навыков чтения помогут нам разработать методические рекомендации на основе использования игровых методов в коррекционной работе.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций, учитывающих выявление особенности сформированности навыков чтения у младших школьников с дизартрией и общим недоразвитие речи III уровня.
Задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. составление методики исследования чтения учащихся первых классов с дизартрией;
3. проведение исследовательской работы;
4. анализ полученных данных, выделение выявленных особенностей;
5. составление методических рекомендаций по преодолению и профилактике навыков чтения учащихся с дизартрией.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования определялись следующие методы:
1. теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические - анализ педагогической и медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте учащихся;
3. экспериментальные - констатирующий эксперимент
4. качественный и количественный анализ данных эксперимента
Теоретико-методологическая основа. Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов:
• А.Н. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
• Р.И. Лалаева Нарушение процесса овладения чтением у школьников
• Т.А. Алтухова Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с общим недоразвитие речи
База исследования: Обследование проводилось на базе Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №8» г. Красноярска
Теоретическое значения - подтверждение данных о состоянии навыков чтения у обучающихся начальных классов с общим недоразвитие речи. Уточнила особенности проявления навыка чтения у учащихся с общим недоразвитие речи диагностикой, а также, что учащиеся демонтируют вариативные результаты.
Практическая значимость - разработанная автором диагностика может быть использована как альтернативный метод обследования формирования навыка чтения учащихся начальных классов. Методические рекомендации имеют практическое значение и могут использоваться в коррекционной работе учителей-логопедов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений к работе. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие навыка чтения, особенности его формирования у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи, а также описываются методики исследования навыка. Во второй главе описывается проведенное исследование, а именно описание методик исследования, анализ полученных результатов и приводятся методические рекомендации.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме.
В основе формирования навыка чтения лежит по мнению ученых устная речь, а именно такие её стороны, как её фонетико-фонетическая сторона, лексико-грамматический строй. Кроме того, отдельно выделяют влияние пространственных представлений, зрительно-моторной координации, слухоречевую и зрительную память (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.И. Голод, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Л.Ф. Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными. [7; 38; 55]
Объект работы - навык чтения у учащихся 1 классов
Предмет работы - особенности формирования навыка чтения у учащихся 1 классов с общим недоразвитие речи III уровня
Гипотеза: Автором предполагается, что у обучающихся с общим недоразвитием речи третьего уровня будут выявлены особенности формирования навыка, выражающиеся в следующем:
• Низкая скорость чтения
• Недостаточное понимание прочитанного текста
• Технические недостатки чтения
• Предполагается так же, что учащиеся будут показывать вариативные результаты в зависимости от методик и условий проведения,
• выявленные особенности формирования навыков чтения помогут нам разработать методические рекомендации на основе использования игровых методов в коррекционной работе.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций, учитывающих выявление особенности сформированности навыков чтения у младших школьников с дизартрией и общим недоразвитие речи III уровня.
Задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. составление методики исследования чтения учащихся первых классов с дизартрией;
3. проведение исследовательской работы;
4. анализ полученных данных, выделение выявленных особенностей;
5. составление методических рекомендаций по преодолению и профилактике навыков чтения учащихся с дизартрией.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования определялись следующие методы:
1. теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические - анализ педагогической и медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте учащихся;
3. экспериментальные - констатирующий эксперимент
4. качественный и количественный анализ данных эксперимента
Теоретико-методологическая основа. Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов:
• А.Н. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
• Р.И. Лалаева Нарушение процесса овладения чтением у школьников
• Т.А. Алтухова Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с общим недоразвитие речи
База исследования: Обследование проводилось на базе Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №8» г. Красноярска
Теоретическое значения - подтверждение данных о состоянии навыков чтения у обучающихся начальных классов с общим недоразвитие речи. Уточнила особенности проявления навыка чтения у учащихся с общим недоразвитие речи диагностикой, а также, что учащиеся демонтируют вариативные результаты.
Практическая значимость - разработанная автором диагностика может быть использована как альтернативный метод обследования формирования навыка чтения учащихся начальных классов. Методические рекомендации имеют практическое значение и могут использоваться в коррекционной работе учителей-логопедов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений к работе. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие навыка чтения, особенности его формирования у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи, а также описываются методики исследования навыка. Во второй главе описывается проведенное исследование, а именно описание методик исследования, анализ полученных результатов и приводятся методические рекомендации.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Дети с общим недоразвитие речи испытывают трудности в овладении этим навыком, что приводит к проблемам усвоения учебной и любой другой информации, извлекающийся из текста.
В ходе работы были изучен ряд работ различных авторов, которые изучали проблему формирования навыков чтения у учащихся начальных классов. Так же было проведено исследование уровня чтения первых классов общеобразовательной школы имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
В ходе количественного анализа результатов исследования было установлено, что большинство испытуемых (80%) имеют затруднения в освоении технической стороны навыка чтения и показывают средний и низкий уровень владения этим навыком. В понимании же текста только 25% учащихся показали высокие результаты. При этом в зависимости от методики, дети могли показывать вариативные результаты - от высоких до низких.
Качественный анализ показал, что в основном ученики испытывают такие трудности в технической стороне чтения, как пропуски букв и слогов в словах сложной слоговой структуры, замены букв похожих по начертанию, пропуски окончаний, смягчение, озвончение и оглушение согласных, угадывающее чтение. Анализ понимания же текста выявил следующие особенности формирования навыка чтения у учащихся с ОНР III уровня, как трудности понимания скрытого смысла, неверное понимание фактической стороны текста, нарушение логики пересказа, непонимание значения отдельных слов и словосочетаний.
Это позволило выделить две группы учеников для дальнейшей коррекционной работы - группа с низким уровнем и группу со средним уровнем. В каждой группе были выделены направления работы, а именно улучшение техники чтения, увеличение скорости и повышение понимания прочитанного. В каждой из групп, в зависимости от уровня был выделен ряд задач, а также подобраны примерные упражнения для работы над каждой задачей. Для низкого уровня это работа над упрочнение звукобуквенных связей, улучшение внимание к оперативным единицам, развитие четких фиксаций на строке, расширение поля зрения, работа над соотнесением слова и образа, повышение понимания смысла словосочетаний. У группы со средним уровнем предполагается работа над распознаванием слогов, развитием синтеза, формирование словесно-логической памяти, повышение понимания смысла предложения, повышение понимания и пересказа текста. Ряд задач остается таким же, как и на предыдущем уровне. А именно задачи по увеличению скорости чтения.
Разработанная автором диагностика с игровыми элементами может быть использована как альтернативный метод обследования формирования навыка чтения учащихся начальных классов. Методические рекомендации имеют практическое значение и могут использоваться в коррекционной работе учителей-логопедов, воспитателей и так же родителями для самостоятельной работы по улучшению навыков чтения детей.
В ходе работы были изучен ряд работ различных авторов, которые изучали проблему формирования навыков чтения у учащихся начальных классов. Так же было проведено исследование уровня чтения первых классов общеобразовательной школы имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
В ходе количественного анализа результатов исследования было установлено, что большинство испытуемых (80%) имеют затруднения в освоении технической стороны навыка чтения и показывают средний и низкий уровень владения этим навыком. В понимании же текста только 25% учащихся показали высокие результаты. При этом в зависимости от методики, дети могли показывать вариативные результаты - от высоких до низких.
Качественный анализ показал, что в основном ученики испытывают такие трудности в технической стороне чтения, как пропуски букв и слогов в словах сложной слоговой структуры, замены букв похожих по начертанию, пропуски окончаний, смягчение, озвончение и оглушение согласных, угадывающее чтение. Анализ понимания же текста выявил следующие особенности формирования навыка чтения у учащихся с ОНР III уровня, как трудности понимания скрытого смысла, неверное понимание фактической стороны текста, нарушение логики пересказа, непонимание значения отдельных слов и словосочетаний.
Это позволило выделить две группы учеников для дальнейшей коррекционной работы - группа с низким уровнем и группу со средним уровнем. В каждой группе были выделены направления работы, а именно улучшение техники чтения, увеличение скорости и повышение понимания прочитанного. В каждой из групп, в зависимости от уровня был выделен ряд задач, а также подобраны примерные упражнения для работы над каждой задачей. Для низкого уровня это работа над упрочнение звукобуквенных связей, улучшение внимание к оперативным единицам, развитие четких фиксаций на строке, расширение поля зрения, работа над соотнесением слова и образа, повышение понимания смысла словосочетаний. У группы со средним уровнем предполагается работа над распознаванием слогов, развитием синтеза, формирование словесно-логической памяти, повышение понимания смысла предложения, повышение понимания и пересказа текста. Ряд задач остается таким же, как и на предыдущем уровне. А именно задачи по увеличению скорости чтения.
Разработанная автором диагностика с игровыми элементами может быть использована как альтернативный метод обследования формирования навыка чтения учащихся начальных классов. Методические рекомендации имеют практическое значение и могут использоваться в коррекционной работе учителей-логопедов, воспитателей и так же родителями для самостоятельной работы по улучшению навыков чтения детей.
Подобные работы
- Коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Предупреждение нарушений навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-
СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности составления описательных рассказов у слабовидящих
обучающихся 2-3-х классов с общим недоразвитием речи III и IV уровней
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАММАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



