Введение 3
Глава 1. Теоретически основы формирования навыка чтения у учащихся первых классов 7
1.1. Понятие чтения как вида речевой деятельности 7
1.2. Особенности формирования навыков чтения у учащихся
начальных классов с общим недоразвитие речи III уровня 13
1.3. Обзор методик обследования навыков чтения у учащихся 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментально исследование особенностей формирования навыка чтения у учащихся первых классов 27
2.1. Организация и методика исследования 27
2.2. Анализ навыка чтения у учащихся начальных классов
общеобразовательной школы с дизартрией 33
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей навыка чтения у учащихся начальных классов с с общим недоразвитие речи III уровня 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Библиография 53
Приложения
Актуальность темы. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это связанно с тем, что уже со второго года обучения оно ставится главным средством обучения и донесения материала. Но у части учащихся к этому времени освоенность навыка чтения не достигает нужного уровня, что приводит к нарушению процесса обучения. Так же возможна школьная дезадаптация учащегося. Нарушения освоения навыка чтения может приводить к затруднению понимания вербальной информации, траты большего количества интеллектуальных сил на обработку материала. Такие расстройства приводят к дальнейшему угасанию интереса к обучению и потерю мотивации. Решение проблемы чтения требует комплексного подхода и участия в нём специалистов нескольких профилей. В случае коррекционной работы с детьми с дизартрией можно говорит о привлечении таких специалистов, как логопеды, нейропсихологи, дефектологи, учителя начальных классов. Предупреждением проблем с чтением в отечественной литературе занимались такие исследователи, как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова.
В основе формирования навыка чтения лежит по мнению ученых устная речь, а именно такие её стороны, как её фонетико-фонетическая сторона, лексико-грамматический строй. Кроме того, отдельно выделяют влияние пространственных представлений, зрительно-моторной координации, слухоречевую и зрительную память (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.И. Голод, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Л.Ф. Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными. [7; 38; 55]
Объект работы - навык чтения у учащихся 1 классов
Предмет работы - особенности формирования навыка чтения у учащихся 1 классов с общим недоразвитие речи III уровня
Гипотеза: Автором предполагается, что у обучающихся с общим недоразвитием речи третьего уровня будут выявлены особенности формирования навыка, выражающиеся в следующем:
• Низкая скорость чтения
• Недостаточное понимание прочитанного текста
• Технические недостатки чтения
• Предполагается так же, что учащиеся будут показывать вариативные результаты в зависимости от методик и условий проведения,
• выявленные особенности формирования навыков чтения помогут нам разработать методические рекомендации на основе использования игровых методов в коррекционной работе.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций, учитывающих выявление особенности сформированности навыков чтения у младших школьников с дизартрией и общим недоразвитие речи III уровня.
Задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. составление методики исследования чтения учащихся первых классов с дизартрией;
3. проведение исследовательской работы;
4. анализ полученных данных, выделение выявленных особенностей;
5. составление методических рекомендаций по преодолению и профилактике навыков чтения учащихся с дизартрией.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования определялись следующие методы:
1. теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические - анализ педагогической и медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте учащихся;
3. экспериментальные - констатирующий эксперимент
4. качественный и количественный анализ данных эксперимента
Теоретико-методологическая основа. Теоретической основой исследования послужили труды следующих авторов:
• А.Н. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие
• Р.И. Лалаева Нарушение процесса овладения чтением у школьников
• Т.А. Алтухова Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с общим недоразвитие речи
База исследования: Обследование проводилось на базе Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №8» г. Красноярска
Теоретическое значения - подтверждение данных о состоянии навыков чтения у обучающихся начальных классов с общим недоразвитие речи. Уточнила особенности проявления навыка чтения у учащихся с общим недоразвитие речи диагностикой, а также, что учащиеся демонтируют вариативные результаты.
Практическая значимость - разработанная автором диагностика может быть использована как альтернативный метод обследования формирования навыка чтения учащихся начальных классов. Методические рекомендации имеют практическое значение и могут использоваться в коррекционной работе учителей-логопедов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений к работе. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие навыка чтения, особенности его формирования у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи, а также описываются методики исследования навыка. Во второй главе описывается проведенное исследование, а именно описание методик исследования, анализ полученных результатов и приводятся методические рекомендации.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Дети с общим недоразвитие речи испытывают трудности в овладении этим навыком, что приводит к проблемам усвоения учебной и любой другой информации, извлекающийся из текста.
В ходе работы были изучен ряд работ различных авторов, которые изучали проблему формирования навыков чтения у учащихся начальных классов. Так же было проведено исследование уровня чтения первых классов общеобразовательной школы имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
В ходе количественного анализа результатов исследования было установлено, что большинство испытуемых (80%) имеют затруднения в освоении технической стороны навыка чтения и показывают средний и низкий уровень владения этим навыком. В понимании же текста только 25% учащихся показали высокие результаты. При этом в зависимости от методики, дети могли показывать вариативные результаты - от высоких до низких.
Качественный анализ показал, что в основном ученики испытывают такие трудности в технической стороне чтения, как пропуски букв и слогов в словах сложной слоговой структуры, замены букв похожих по начертанию, пропуски окончаний, смягчение, озвончение и оглушение согласных, угадывающее чтение. Анализ понимания же текста выявил следующие особенности формирования навыка чтения у учащихся с ОНР III уровня, как трудности понимания скрытого смысла, неверное понимание фактической стороны текста, нарушение логики пересказа, непонимание значения отдельных слов и словосочетаний.
Это позволило выделить две группы учеников для дальнейшей коррекционной работы - группа с низким уровнем и группу со средним уровнем. В каждой группе были выделены направления работы, а именно улучшение техники чтения, увеличение скорости и повышение понимания прочитанного. В каждой из групп, в зависимости от уровня был выделен ряд задач, а также подобраны примерные упражнения для работы над каждой задачей. Для низкого уровня это работа над упрочнение звукобуквенных связей, улучшение внимание к оперативным единицам, развитие четких фиксаций на строке, расширение поля зрения, работа над соотнесением слова и образа, повышение понимания смысла словосочетаний. У группы со средним уровнем предполагается работа над распознаванием слогов, развитием синтеза, формирование словесно-логической памяти, повышение понимания смысла предложения, повышение понимания и пересказа текста. Ряд задач остается таким же, как и на предыдущем уровне. А именно задачи по увеличению скорости чтения.
Разработанная автором диагностика с игровыми элементами может быть использована как альтернативный метод обследования формирования навыка чтения учащихся начальных классов. Методические рекомендации имеют практическое значение и могут использоваться в коррекционной работе учителей-логопедов, воспитателей и так же родителями для самостоятельной работы по улучшению навыков чтения детей.
1. Аксёнова, А. К. Обучение грамоте. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016. - 134 с.
2. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р/ Т.А. Алтухова // Дефектология/ - 1994. - №5. - 63 с.
3. Алтухова, Т.А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении / Т.А. Алтухова. - Белгород: изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. - 236 с.
4. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. - Известия АПН РСФСР,1955. - вып. 70 - С. 104 - 151.
5. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психологические таблицы: психодиагностические методики: коррекционные упражнения / А. Ф. Афонина, С. Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Ось-89, 2003 (Подольск: Фил. ЧПК). - 271 с.
6. Ахмадуллин, Р.Т. Скорочтение для детей. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное: книга-тренинг для младших школьников от 6 до 9 лет / Р.Т. Ахмадуллин - М.: Филипок и К, 2020. - 192 с.
7. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: протоколы обследования / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008. - 128с.
8. Безруких, М. М., Иванов, В. В. Движения глаз в процессе чтения как
показатель сформированности навыка. [Электронный ресурс] // Новые исследования. / 2008. - №16-1. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dvizheniya-glaz-v-protsesse-chteniya-kak- pokazatel-sformirovannosti-navyka(дата обращения: 11.05.2020)
9. Безруких, М.М. Видеолекция «Психофизиологические основы обучения чтению и письму в начальной школе» [Видеозапись]: Педмарафон.
- г. Москва, 2015. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=SKnS7GFM4mE
10. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. /
Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. - М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008(б). - 496 С.
11. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
12. Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М.М. Безруких. - СПб.: «Академия», 2004. - 157 с.
13. Беккер, Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию: V научная сессия по дефектологии./ Р. Беккер М., 1967. - 150 с.
14. Борель-Мезонни, С.Н., Беккер, Р.К. Дислексия и дисграфия / С.Н. Борель-Мезонни, Р.К. Беккер - М., 2003. - 280 с.
15. Бурина, Е. Д. Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма / Е.Д. Бурина // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский, 1996. - №3 1996. - С. 42-46.
16. Величенкова, О.А., Русецкая, М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
17. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. - М., 2017. - 64 с.
18. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец.
- М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 5: Основы дефектологии / Под. ред. Т. А. Власовой. - 1983. - 369 с.
19. Гиппенрейтер, Ю.Б, Смирнов, С. Д. Уровни следящих движений глаз: зрительное внимание / Ю.Б Гиппенрейтер, С. Д. Смирнов // «Вопросы психологии», 1971. - № 3. - 68 с.
20. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского зыка / А. Н. Гвоздев; Под ред. проф. С. И. Абакумова; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва: изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1949 - 192 с.
21. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов
- М.: Тривола, 1995. - 347 с.
22. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург: изд-во КАРО, 2006 (СПб. : Типография "Наука"). - 296 с.
23. Егоров, Т. Г. Вопросы психологии обучения чтению и письму: Труды Ин-та психологии / Под ред. Т. Г. Егорова, Е. В. Гурьянова. - Известия Академии педагогических наук РСФСР; Вып. 42. - М.: Известия Академии пед. наук РСФСР, 1952. - 220 с.
24. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 237 с.
25. Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей. // Сборник Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы: Акад. пед. наук РСФСР; Под. ред. Р. Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 1965. - 167 с.
26. Кобзарева, Л.Г. «Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция». Учебно-методической пособие / Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. - Воронеж: «Учитель», 2000г. - 150 с.
27. Ковалева, Г. С. Новый взгляд на грамотность: по результатам международного исследования PISA-2000 / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский. - М.: Логос, 2004 - 201 с.
28. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О.М. Коваленко - Москва, 2006. - 218 с.
29. Колповская, И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1968. - 366 с.
30. Кондранина, Т.И. Чтение 1 класс / Т.И. Кондратина. - М. «Школа XXI век» - 160 с.
31. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно¬методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб., 1997. - 286 с.
32. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А.Н. Корнев. - Москва, 2007. - 417 с.
33. Корнев, А.Н. Видеолекция «Психогенная школьная дезадаптация у детей и её предупреждение». / А.Н. Корнев. - Москва, 2015 - URL: https: //www.youtube. com/watch?v=CDgfJOKgXcU
34. Коррекция нарушений письменной речи: учеб.-метод. пособие / С.- Петерб. акад. постдиплом. пед. Образования / под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб.: СПбАППО, 2004. - 171 с.
35. Костенкова, Ю.А. Совместная деятельность специалистов по формированию навыка чтения у младших школьников с трудностями в обучении /Ю.А. Костенкова // Логопедия: методические традиции и новаторство: учебно-метод. пособие для студентов отделения логопедии пед. высш. учеб. Заведений. / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. - М., 2003. 335 с.
36. Лалаева, Р. И Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.И. Лалаева. - М., 1983. - 218 с.
37. Лалаева, Р.И., Бенедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева,, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с.
38. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей:избр. Труды / Р.Е. Левина - М., 2005. - 256 с.
39. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. - М., 1940. - 201 с.
40. Левина, Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением чтения и письма / Р. Е. Левина. - М.: АПН РСФСР, 1953. -154 с.
41. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
42. Логопедия в школе: Практический опыт. / Под редакцией В.С. Кукушина.- Ростов-на-Дону, 2010. - 361 с.
43. Лурия, А. Р., Цветкова, Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. - М., 1997. - 64 с.
44. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - М., 1969 - 102 с.
45. Марковская, И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР / И.Ф. Марковская. - М., 1993.
46. Мисаренко, Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью / Г.Т. Мисаренко // Логопед, 2005 - №3 - 67 с.
47. Мнухин, С.С. О врожденной алексии и аграфии / С.С. Мнухин // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. - М., 1934. - Т. III. - Вып. 2-3.
48. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера, 2002. Электронный ресурс. - URL: https://809.slovaronline.com/(дата обращения: 15.09.2019)
49. Пинский, А. А. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования / ред. А. А. Пинский. М.: ГУ-ВШЭ, 2001 - 302 с.
50. Пространственное зрение: монография / В. М. Бондарко, М. В. Данилова, Н. Н. Красильников и др; Ин-т физиологии им. И. П. Павлова РАН. - СПб.: Наука, 1999. - 218 с.
51. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева,
Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:
Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
52. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М.Н. Русецкая - СПб.:КАРО, 2007. -192с.
53. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления / И.Н. Садовникова - Москва, 2011. - 279 с.
54. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова - М.: Владос, 1997. - 233 с.
55. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. - М.: «Просвещение», 1976. - 112 с.
56. Толстой, Л.Н. О методах обучения грамоте / Л.Н. Толстой // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - С. 74-89
57. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 1989. - с. 67
58. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Т. II - 656 с
59. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова - М.: «Юристъ», 1997. - 256 с.
60. Цукерман, Г. А., Ковалева, Г. С., Кузнецова, М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнекова // Вопросы образования, 2011. - № 2. -75 с .
61. Цукерман, Г.А. Читательская грамотность российских учащихся / Г.А.
Цукерман. Электронный ресурс. - URL:
http: //www.centeroko .ru/pisa09/pisa09_pub .htm
62. Эльконин, Д. Б. Как научить детей читать / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 402 с.
63. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова // Основы логопедической работы с детьми. - Москва, 2003. - 314 с.
64. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма классов / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2007. - 360 с.
65. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Содержание и приемы коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов классов / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова// Основы логопедической работы с детьми. - Москва, 2003. - 314 с.
66. Hallgren, B. Specific dyslexia («Congenital Word-blindness”): A clinical and genetic study. From the Psychiatric clinic of Rarolinska institutet, Stockholm / By Bertil Hallgren . - Stockholm, 1950. - XIII, 287 с.
67. Gershwind, N., Galaburda, A.M., Cerebral Lateralisation: Biological Mechanisms, Associations and Pathology / N. Gershwind, A.M. Galaburda. - Cambridge, MA, MIT, 1987. - 277 с.
68. Huey, E. B. The psychology and pedagogy of reading / E. B. Huey. - New York: Macmillan, 1908 - 143 с.
69. Mullis, I. V.S., Martin, M. O., Kennedy, A. M., Trong, K. L., Sainsbury, M. (2009) PIRLS 2011 / I. V.S. Mullis, M. O. Martin, A. M. Kennedy, K. L. Trong, M. Sainsbury. - Assessment Framework. TIMSS & PIRLS International Study Center, Lynch School of Education, Boston College, 2011. - 167 с.
70. Rayner, K. Visual selection in reading, picture perception, and visual search: A tutorial review / K. Rayner // Attention and performance (Vol. 10). / In H. Bouma & D. Bouwhuis (Eds.). - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1984. - 110 с.