Введение 3
Глава 1. Информационные технологии в системе социального обеспечения 5
1.1 Цели и основные функции системы социального обеспечения 5
1.2 Информационные ресурсы, используемые в системе социального обеспечения 10
Глава 2. Анализ практического применения информационных технологий в сфере организации социального обеспечения 19
2.1 Практическое использование информационных ресурсов и технологий в системе социального обеспечения 19
2.2 Перспективы дальнейшего внедрения информационных технологий в работу социальной сферы 31
Заключение 48
Список используемой литературы и источников 50
Начало ХХI века характеризуется все возрастающей ролью информации в общественном развитии. Обладание своевременными, точными, достоверными данными о предмете деятельности все чаще выступает залогом успеха в самых различных начинаниях. Причем своевременность доступа и получения информации становится чрезвычайно важным фактором эффективности принятия решающих управленческих решений. Сегодня процесс информатизации в определенной степени затронул многие отрасли хозяйства, системы обороны и безопасности, банковскую сферу, бизнес и сферу государственного управления. Информационное обеспечение социальной сферы, государственной социальной политики приобретает особую значимость, так как социальная политика остается по-прежнему важным фактором, способным предупредить и смягчить негативные социальные последствия проводимых экономических реформ и социально-политических преобразований. Принятие адекватных решений и практических мер со стороны законодательных, исполнительных органов власти по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан в основных сферах жизнедеятельности требует новых подходов к решению проблем научно-информационного обеспечения процесса управления сферой социальной защиты населения. Сегодня становится необходимым создание развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры социальной сферы. Главенствующее место в этой сфере на современном этапе занимает система социальной защиты, включающая в себя комплекс мер по предотвращению социальной напряженности, социальному развитию граждан и обеспечению наиболее нуждающихся слоев населения в социальной помощи и социальной поддержке. Особенность системы социальной защиты заключается в сложности и многообразии проблем, обусловленных спецификой жизнедеятельности малоимущих и социально незащищенных групп. На сегодняшний день в российском государстве принят ряд нормативно-правовых актов различного уровня, направленных на улучшение жизнедеятельности всех его граждан и совершенствование системы управления социальной защиты населения. Однако принятая законодательная база не сможет дать каких-либо положительных результатов без налаженной информационной взаимосвязи между органами государственной власти и населением. Без соответствующей информационной поддержки со стороны государства население не может быть информировано о своих правах в системе социальной защиты и пользоваться ими. Кроме того, процесс рассмотрения и решения проблем различных категорий граждан предопределяет необходимость получения соответствующей информации о каждой из них. В настоящее время становится необходимым создание развитого информационного обеспечения и информационной инфраструктуры в системе социальной защиты.
Цель работы заключается в анализе информационных технологий и ресурсов, используемых в социальном обеспечении.
Для реализации поставленной цели определены и решены следующие задачи:
определить цели и функции системы социального обеспечения
рассмотреть информационные ресурсы в системе социального обеспечения
исследовать практическое использование информационных ресурсов и технологий в системе социального обеспечения
проанализировать перспективы дальнейшего внедрения информационных технологий в работу социальной сферы.
Информатизация - это многогранный организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на улучшение эффективности государственного и муниципального управления для достижения оптимального удовлетворения информационных потребностей общества.
Глобальные тенденции мирового развития информационных и цифровых технологий затрагивают все сферы жизни общества. Цифровизация рассматривается как ключевой фактор производства во всех сферах социально-экономической деятельности, способствующий повышению конкурентоспособности страны, качественному преобразованию жизни граждан, обеспечивающий экономический рост и национальный суверенитет. Поэтому вопрос развития информационных технологий в сфере государственного управления становится наиболее актуальным, поскольку от эффективного обмена информацией между властью и населением зависит благополучие общества, его включенность в происходящие процессы и оперативное решение назревших вопросов.
Основной целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной власти является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.
В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.
Несмотря на объективные проблемы, стоящие на пути информатизации государственного и муниципального управления в России, на сегодняшний день это перспективное направление в решение одной из главных задач, стоящих перед руководством страны, - задачи построения эффективной системы государственного управления.
Информатизация государственного и муниципального управления позволит обеспечить информационную прозрачность и открытость органов государственного для общества, повысить эффективности электронной коммуникации внутри и между государственными учреждениями, минимизирует издержки в деятельности органов власти, что приведет к улучшению уровня жизни населения и экономическому росту страны в целом.
Социальное обеспечение включает множество составляющих, таких как здравоохранение, пенсионное обеспечение, образование и т.д. и т.п. Решение проблемы эффективного управления социальной сферы без использования средств автоматизации невозможно. Фактически в каждом социальном учреждении стоит своя информационная система позволяющая управлять им как объектом управления, а собранная информация со всех учреждений дает уникальную возможность определения эффективности деятельности практически всей системы социальной защиты населения.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета" от 10 декабря 1998 г.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 01 июля 2020 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3301.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 776.
6. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 № 98-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 32. Ст. 3295.
7. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 28. Ст. 2895.
8. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 № 127-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
9. Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023). // СЗ РФ. 2006. № 41. Ст. 3904.
10. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 31. Ст. 3451.
11. Федеральный закон от 17 ноября 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». // СЗ РФ. 2007. № 43. (ч. I). Ст. 4094.
12. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СЗ РФ. 1993. № 31. Ст. 4134.
13. Федеральный закон "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" от 23.11.2007 № 270-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 48. Ст. 3476.
14. Федеральный закон от 17 ноября 2013 г. № 422-ФЗ " Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. № 34. (ч. I). Ст. 4026.
15. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 № 5485-1 // СЗ РФ. 1993. № 38. Ст. 1464.
16. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. №71. Ст. 3096.
17. Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р (ред. от 07.06.2021) «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2021. № 49. Ст. 4564.
18. Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 № 1235 (ред. от 23.12.2021) "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации" // СЗ РФ. 2021. № 47. Ст. 6599.
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»» // СЗ РФ. 2011. №65. (ч. I). Ст. 4078.
20. Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2021 № 3144-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. №78. (ч. I). Ст. 4097.
Учебная и справочная литература
21. М. И. Акатнова. Право социального обеспечения / Юрайт, 2022. - 16 с.
22. Б. Р. Рахметолла. Система социального обеспечения / Юрайт, 2022. - 240 с.
23. М. В. Воронцова. Социальная защита и социальное обслуживание населения / Юрайт. 2023. - 29-34 с.
24. С. П. Косарин, И. В. Милькина. Оценка отношения граждан России к процессам цифровизации государственных услуг / E-Management. 2019. № 4. - 51-63 с.
25. А. Т. Волков, Е. Н. Дуненкова. Развитие инновационной деятельности в условиях цифровой экономики: монография / Государственный университет управления; М.: Изд. дом ГУУ - 140 с.
26. П. В. Терелянский. Искусственный интеллект в индустрии 4.0 / Цифровая экономика. № 3. - 42–49 с.
27. Г. П. Сорокина, Л. В. Широкова, И. А. Астафьева. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного муниципального управления / Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 2. -73-83 с.
28. С. Е. Гасумова. Цифровизация социальных услуг в современном российском обществе / Сборник научных статей студентов. 2020. - 22 с.
29. В. А. Фокин, И. В. Фокин Информационные технологии в социальной работе: реальность и перспективы / Вестник МГУ. 2023. - 26 с.
30. С. А. Сафонов, Е. В. Зандер. Оценка цифровой трансформации социальной сферы и региональные особенности цифровизации социальных услуг / Институт экономики, государственного управления и финансов. 2021. - 10 с.
Интернет ресурсы
31. Официальный сайт Госуслуги РФ. URL: https://www.gosuslugi.ru/structure. (дата обращения 6.01.2023)
32. Официальный сайт Госуслуги РФ. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/personal. (дата обращения 6.01.2023)
33. Официальный сайт Госуслуги РФ. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/lk/40. (дата обращения 8.01.2023)
34. Официальный сайт социального фонда РФ. Информационные системы, базы и реестры. URL: https://sfr.gov.ru/about/ais_pfr/. (дата обращения 8.01.2023).
35. Официальный сайт социального фонда РФ. Информационные системы, базы и реестры. URL: https://sfri.ru. (дата обращения 8.01.2023).
36. Официальный сайт социального фонда РФ. Информационные системы, базы и реестры. URL: http://egisso.ru/#/pages/about. (дата обращения 8.01.2023).
37. Официальный сайт министерства труда РФ. Государственные информационные системы. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/gis. (дата обращения 8.01.2023).
38. Информационный портал ЕГИСЗ министерства здравоохранения РФ. URL: http://egisz-minzdrav.ru. (дата обращения 8.01.2023).
39. Официальный сайт Правительства РФ. Документы. URL: http://government.ru/docs/41634/ (дата обращения 10.01.2023).