Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 6
НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗ БОРЬБЫ САМБО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие агрессии 6
1.2. Особенности проявления детской агрессии в старшем
дошкольном возрасте
1.3. Влияние занятий физической культурой и спортом на
уровень агрессии у детей
1.4. Самбо как вид спорта 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 36
2.1. Организация исследований 36
2.2. Методы исследований 37
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ВНЕДРНИЯ СРЕДСТВ ИЗ БОРЬБЫ САМБО ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У
ДОШКОЛЬНИКОВ 39
3.1. Выявление основных показателей агрессивного
поведения у дошкольников 39
3.2. Выявление отношения к физической культуре у
дошкольников 43
3.3. Выявление, обоснование и внедрение средств из
борьбы самбо, направленных на снижение агрессии на занятиях по физической культуре у дошкольников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом. Одной из важных проблем в дошкольном возрасте, является повышенная агрессивность.
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели. Агрессивное поведение у ребенка значительно ограничивает и снижает его активность, а также формирует у него тревожность. За счёт агрессивного поведения у ребенка сильно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими окружающими людьми. Это поведение отрицательно влияет на развитие личности.
Единоборство уникально во многом. С помощью единоборств у ребёнка вырабатывается дисциплина, уверенность в себе, формируются полезные навыки для жизни, терпимость и дружелюбие, а так же снижается агрессия. Самбо - это комплекс физических упражнений, сочетающих общефизическую и специальную подготовку во взаимодействии с психологическими устоями, предполагающими реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствование как физическое, так и духовное.
На наш взгляд, только использование элементов самбо на занятиях по физической культуре позволит ребенку научиться видеть последствия своих действий, отличать реальную угрозу жизни и здоровью от оскорблений или попыток его обидеть. Он сможет дать отпор в рамках «необходимого и достаточного» для каждой конкретной ситуации. Начнет искать причины своих неудач не в окружающих, а в себе. И чем больше будет уровень знаний и умений ребенка, тем более уравновешенным и уверенным в себе и своих силах он будет.
Поэтому необходимо отметить, что практика единоборств, как физкультурно-оздоровительная система насчитывает достаточно много лет.
Переориентация учебного - воспитательного процесса, на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста, ставящая акцент на обучение с элементами Самбо, является важной и актуальной.
Объект исследования - занятия по физической культуре в детском саду.
Предмет исследования - средства из борьбы самбо направленные на профилактику агрессивного поведения дошкольников.
Цель исследования - на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать методические приёмы по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в МДОУ средствами из борьбы самбо и проверить результативность в педагогическом эксперименте.
Методы исследования:
-анализ научно-методической литературы;
-опрос (анкетирование);
-педагогическое наблюдение;
-педагогический эксперимент;
-методы математической обработки.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по теме исследования;
2. Проанализировать основные критерии агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (методом анкетирования);
3. Проанализировать интерес и активность дошкольников на занятиях по физ. Культуре в детском саду.
4. Разработать и проверить в педагогическом эксперименте результативность влияния средств из борьбы самбо на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение средств из борьбы самбо позволят снизить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
...
Анализ научно-методической литературы показал большую значимость о необходимости профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда объектам, которые могут быть биологическими или неодушевленными. Агрессивное поведение может быть формой реакции на физический и психический дискомфорт, стресс и фрустрацию. Она также может использоваться как средство достижения важных целей, включая повышение своего статуса путем самоутверждения.
Агрессия детей старшего дошкольного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами. Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого. Агрессивное поведение старших дошкольников требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.
Физическая культура и спорт представляет интерес как фактор, влияющий на проявление агрессии у детей. Так как он дает возможность выразить агрессивные чувства, не причиняя большого вреда. Однако существует недостаток исследований о влиянии физической культуры и спорта на уровень агрессии у детей. В то же время анализ этого вопроса показывает их высокую эффективность в качестве альтернативы различным деструктивным формам поведения детей. Физкультурно-спортивная деятельность является не только средством укрепления физического здоровья детей, но и осуществляет профилактику проявления агрессивного поведения.
Использование элементов самбо на занятиях по физической культуре - это не только обучение боевому искусству или система контратаки против безоружного противника, но и система воспитания, способствующая формированию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущих поколений. Основной упор при занятиях физической культурой с включение элементов самбо делается в первую очередь на ловкости, гибкости и координации движений, физической силы и выносливости, так как эти качества нуждаются в постановке и проработке в первую очередь. Но также на занятиях обращают внимание на развитие таких качеств, как самодисциплина, ответственность за себя и других, выработка логического мышления и чувств команды, когда общий результат не менее важен, чем личный результат каждого.
Нами были внедрены в занятия по физической культуре в детском саду упражнений из борьбы самбо для снижения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, а также применялись различные подвижные игры.
В результате проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе интерес к занятию увеличился на 34%, а в контрольной снизился на 8%. Агрессия детей в экспериментальной группе снизилась на 9 %, в контрольной на 1%. При сравнении статистических данных в контрольных тестах детей экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента мы получили достоверный результат в двух упражнениях «приседания» (P<0,05) и «поднимание туловища из положения лёжа на спине» (P < 0,01). Остальные тесты: наклон вперёд из положения сидя и челночный бег - оказались не достоверными, но с положительной динамикой. Полученные данные говорят о результативность применения средств из борьбы самбо на занятиях по физической культуре для профилактики агрессивного поведения старших дошкольников.
1. Алешкин Н.И. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержание на поведение детей дошкольного возраста // Материалы 6 ежегодный всерос. науч.-практ. конф. «Психология в школе: практический психолог профессия нового века». СПБ., 2001г.
2. Байер Е.А. Коррекция психологических и физических отклонений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их успешная адаптация средствами физической культуры // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2008. № 2 (59). С. 8.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Питер,
1. 512 с.
4. Бэрон Р. Агрессия. СПб: Питер, 2016. 352 с.
5. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 55-58.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 201 с.
7. Горохов С.А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-agressii-v-ponimanii-k-lorentsa-i-z-freyda- sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 11.06.2022).
8. Долгова В.И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. С. 239-243. URL: https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019).
9. Елисеев С.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Спортивно педагогическая адаптология борьбы самбо. М., 2003г.
10. Кабачков В.А. Влияние занятий различными видами спорта на психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков с асоциальным поведением // Теория и практика физической культуры. 2003. № 10, С. 60-63
1. Каневкая Ж.О., Кириллова Л.С. Подростковая агрессия как социальнопсихологическая проблема современности / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 42. С. 7-11.
2. Качашкин В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. М.: Просвещение, 2016. 304 с.
3. Кириенко А.А. Индивидуально-личностные особенности
агрессивности подростков различных типов направленности личности: дис. кан. пед. наук. М., 2015. 198 с.
4. Краев Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13. - Санкт-Петербург, 1999. - 141 с.
5. Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6. с. 119-124.
6. Лоренц К. Агрессия. М.: Просвещение, 2016. 278 с.
... всего 53 источника