Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процесс формирования словарного запаса младших школьников

Работа №169454

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 5
1.1 Лингвистические основы формирования словарного запаса5
1.2 Психолого-педагогические основы формирования словарного запаса младшего школьника9
1.3 Особенности совершенствования словарного запаса младших школьников 16
Выводы по первой главе25
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ26
2.1 Программа диагностического исследования словарного запаса младшихшкольников26
2.2 Результаты и анализ диагностического исследования словарного запаса младших школьников30
2.3 Комплекс заданий, направленный на развитие словарного запаса младших школьников. 38
Выводы по второй главе50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК55
Приложение 1. Описание диагностических методик64
Приложение 2. Протоколы испытуемых и результатов диагностики68
Приложение 3. План проведённых педагогических мероприятий71


Актуальность выбранной темы связана с тем, что развитие речи ребёнка представляется собой процесс освоения языка, умение им пользоваться как средством познания окружающего мира, опыта, накопленного человечеством, и как средством общения среди людей. Одной из главных характеристик речи является словарный запас, который, по мнению М.С. Бессоновой представляет собой всё богатство родного языка, являясь одним из элементов формирования личности, освоение ценностей культуры, традиций своей нации, тесно связанных с нравственным, умственным и эстетическим развитием, являются основным в языковом воспитании и обучении младших школьников [3, с. 90].
В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), немаловажное значение имеет расширение словарного запаса младших школьников. Формирование словарного запаса у младшего школьника происходит в течение всего периода освоения им программы начального общего образования и в процессе урочной, и в процессе внеурочной деятельности. Особую значимость словарный запас приобретает в деятельности, связанной с использованием речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Известно, что важным периодом формирования словарного запаса учащегося является младший школьный возраст, в котором происходит значительное совершенствование мышления, результаты которого отражаются в речевой практике. В этот момент учителю необходимо использовать данный процесс для достижения максимальной эффективности развития познавательных процессов и приданию речи младшего школьника более содержательной формы. Несмотря на это, отсутствие опыта речевой практики проявляется в том, что у младших школьников отмечается несовершенство словарного запаса, проявляющееся в том, что отмечается частая повторяемость одних и тех же слов; неадекватность слова и понятия; неточность употребления слов в речи; неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста. Для того, чтобы исправить данные речевые ошибки у учащихся необходимо создать комплекс упражнений, позволяющий не только расширить их словарный запас, но и стимулировать повторение изученных по русскому языку знаний и умений. На основании вышесказанного можно выделить проблему исследования, которая заключается в подборе эффективных упражнений для развития словарного запаса у учащихся 2 класса.
Гипотеза: предполагается, что у учащихся 2 класса словарный запас развит на среднем уровне и характеризуется такими типичными возрастными особенностями, как ограниченность активного и пассивного словарного запаса и недостаточное развитие навыков подбора синонимов и антонимов к предлагаемым словам.
Объект исследования: процесс формирования словарного запаса младших школьников;
Предмет исследования: актуальное состояние словарного запаса обучающихся 2-ых классов.
Цель работы: составить комплекс заданий, направленный на совершенствование словарного запаса младших школьников с учетом выявленных особенностей его состояния.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Рассмотрение психолого-педагогических основ и практического аспекта формирования словарного запаса;
2. Выявление особенностей актуального состояния словарного запаса учащихся 2 класса;
3. Разработка и апробация комплекса заданий, направленного на
совершенствование словарного запаса учащихся 2 класса.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования.
- теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
- эмпирические методы (тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа).
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов экспериментальной работы в практике преподавания русского языка и литературы. Составленный комплекс заданий может применяться учителями начальной школы для развития словарного запаса учащихся на внеурочной и частично урочной формах обучения.
Выборка исследования состоит из 33 учащихся младшего школьного возраста. Выборка состоит из учащихся двух 2 классов. База исследования: МБОУ «Козульская СОШ 2 имени Д.К. Квитовича».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ лингвистической литературы показал, что слово представляет собой значимую единицу языка. Оно состоит из двух компонентов: во-первых - это материальное строение, представляющее собой совокупность букв и звуков, во-вторых - смысловое наполнение.
Функционирование словарного запаса обеспечивается психических процессов, где одну из главных ролей играет мышление. В мыслительном процессе каждому из предметов соответствует определённое понятие, состоящее из признаков и свойств. В речи каждое из понятий, соответствует определённому слову или словосочетанию. По мере развития мышления, совершенствуется и словарный запас, что сказывается на грамотности речи. Следовательно, одним из главных психолого-педагогических направлений формирования словарного запаса является обучение ребёнку, соотношению слова и понятия. В этом случае, отмечается улучшение не только пассивного, но и активного словарного запаса.
Был проведён анализ практического аспекта диагностики и формирования словарного запаса у младших школьников. Одним из ведущих исследователей словарного запаса является Р.С. Немов, создавший перечень диагностических приёмов, исследующих различные аспекты словарного
запаса. В данной работе активный словарный запас исследуется посредством опросника «назови слова», а пассивный словарный запас «Выяснение пассивного словарного запаса». Обе методики, несмотря на различия в процессе проведения, имеют стимульный материал в форме слов. Кроме этого, предполагается исследовать умения учащегося подбора синонимов и антонимов, которые также могут считаться содержимым словарного запаса. Их исследование целесообразно проводить методикой изучения лексики Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Констатирующий педагогический эксперимент позволил выявить актуальное состояние словарного запаса младшего школьника. Для исследования из учащихся была сформирована выборка, состоящая из 33 испытуемых учащихся 2 «б» класса. Испытуемые не имеют существенных психологических, психолого-педагогических и соматических отклонений, способных исказить результаты исследования. Была составлена диагностическая программа, в которую были включены указанные выше методики. Каждая из методик измеряет выраженность определённого критерия посредством баллов.
В результате анализа количественных и качественных показателей можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, т.е. результаты большинства испытуемых (29;88%) находятся в приделах среднего уровня. Незначительная часть испытуемых, т.е. 4 (12%)
испытуемых имеют низкие показатели. Как правило, их словарный запас состоит из самых простых, общеупотребительный слов, полученных из разговорного общения и из художественной литературы для детей. В целом результаты тестирования не отличаются от аналогичных исследований. По мере накопления образовательного опыта ожидается существенное улучшение качественных и количественных показателей сформированности словарного запаса младших школьников.
Основываясь на полученных результатах исследования, нами предложен комплекс заданий, способствующих совершенствованию словарного запаса учащихся 2 класса. Был составлен комплекс заданий, включающий в себя две группы заданий: работа с отдельными лексемами и работа с текстом. На 1 этапе происходит активизация и уточнение активного словаря школьников, так и увеличение пассивного словаря. Второй этап больше ориентирован на активизацию уже имеющегося словарного запаса.



1. Байкалова О.Н. Психологические особенности развития речи детей младшего школьного возраста [Текст] / О.Н. Байкалова, Т.И. Лукьяненко // Информация и образование: границы коммуникаций. 2017. № 9 (17). С. 223-226.
2. Бегаева Е. В., Практическое пособие [Текст] / Е. В. Бегаева, Л. Я. Лачимова, А. А.Янсюкевич. - М.: Экзамен, 2005. 37 с.
3. Бессонова М. С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах [Текст] / М. С. Бессонова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 90-94.
4. Бикбаева А.О. Проектная работа как средство развития речи и обогащения словарного запаса младших школьников [Текст] / А.О. Бикбаева //В сборнике: Теория и практика современной педагогики. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 142-145.
5. Бутюгина Н.О. Методика обогащения лексического запаса младших
школьников средствами выразительности языка на уроках литературного чтения [Текст] / Н.О. Бутюгина // В сборнике: Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 156-162.
6. Буянова Е.В. Работа с синонимами на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Е.В. Буянова // В сборнике: Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. Сборник материалов IV Всероссийской научно-методической конференции. Под редакцией М.А. Дубовой, Т.А. Капыриной. 2019. С. 60-71.
7. Васильева Ю.С. Работа со стихами Саши Черного при обогащении словарного запаса младших школьников эмоциональной лексикой [Текст] / Ю.С. Васильева // В сборнике: Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-составитель А.И. Савенков. 2017. С. 306-310.
8. Воронкова А.О. Изучение активного словарного запаса современного младшего школьника [Текст] / А.О. Воронкова, В.В. Коренева // В сборнике: Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 184-187.
9. Воронкова Р.Е. Обогащение словарного запаса младших школьников заимствованной лексикой на уроках русского языка [Текст] / Р.Е. Воронкова, Д.А. Носкова, Ю.А. Прокопенко // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72-4. С. 48-52.
10. Воронцова С.С. Роль образовательных сайтов в обогащении словарного запаса современного младшего школьника [Текст] / С.С. Воронцова, Ю.А. Натолока // Известия института педагогики и психологии образования. 2020. № 4. С. 144-147.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, - 2006. - 508 с.
12. Галкина Н.В. Обогащение словаря учащихся младших классов на основе знакомства с системными связями слов (из опыта работы) / Н.В. Галкина // Филологическое образование в период детства. 2013. Т. 20. С. 140-143.
13. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1949. - С. 189.
14. Герасимова Н.С. Обогащение словарного запаса младших школьников в процессе изучения синонимов-прилагательных [Текст] / Н.С. Герасимова, О.А. Автушко // Язык и социальная динамика. 2012. № 12-2. С. 66-70.
15. Давыдова И.А. Расширение словарного запаса младших школьников как цель обучения русскому языку в начальной школе [Текст] / И.А. Давыдова 56
// В сборнике: Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика. Материалы III Международной научно -практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Васильева. 2019. С. 98-102.
16. Жемчугова И.А. Активизация словарного запаса младших школьников на уроках русского языка [Текст] / И.А. Жемчугова // В сборнике: Научные исследования и разработки студентов. Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 53-55.
17.Захарова Е.А. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Е.А. Захарова, Л.В. Мамедова // Евразийский союз ученых. 2021. № 3-1 (84). С. 24-27.
18.Зерединова А.Н. Сущность понятия «словарный запас» [Текст] / А.Н. Зерединова, А.М. Яяева // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 1-2 (13). С. 10-12.
19.Зычкова А.В. Развитие словарного запаса учащихся в период обучения грамоте [Текст] / А.В. Зычкова // В сборнике: Современные тенденции развития начального и эстетического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60- летию факультета начального и музыкального образования. 2019. С. 166 - 167.
20. Игошина Ю.А. Обогащение словарного запаса младших школьников в результате работы над составлением словаря "осенние слова" [Текст] /Игошина Ю.А., Кунтыш М.Ф. // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике. материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]., 2015. С. 162-164.
21. Карсакова В.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках русского языка [Текст] / В.В. Карсакова, Е.А. Жесткова // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2-1. С. 137-140.
22. Касаткин Л.Л. Русский язык: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 768 с.
23. Киселёва Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников [Текст] / Е.А. Киселёва, Т.В. Царькова // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 966-969.
24. Козлова М.М. Лингвистические и лингводидактические условия семантизации слова в начальном курсе русского языка [Текст] / М.М. Козлова, А.А. Клиппа // Электронный научный журнал. 2016. № 7 (10). С. 190-196
25. Кузьмина Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса обучающихся [Текст] / Т.Н. Кузьмина, И.Ю. Вахрушева // В сборнике: Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения. Материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Иркутск, 2021. С. 224-227.
26. Кулакова Н.В. Теоретические основы использования информационно - коммуникационных технологий как средства развития словарного запаса младшего школьника [Текст] / Н.В. Кулакова, Т.А. Колесникова, К.А. Назранова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 197-201.
27. Лалаева Р. И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
28. Лукманова Е.В. Работа по расширению словарного запаса младших школьников на основе развивающей технологии ш. А. Амонашвили [Текст] / Е.В. Лукманова, С.И. Грахова // Colloquium-journal. 2019. № 26-4 (50). С. 37-38.
29. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]/ М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская - М.: Просвещение, 1987.
30. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. : Академия, 2012. - 464 с
31. Львов, М.Р. Речь учащихся средней школы [Текст] / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 1981. - № 6. - С. 38-44.
32. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов. - Изд. 2 е, испр. и доп. - М., 1997. - 256 с.
33. Львов, М.Р. Характеристика словаря учащихся [Текст] / М.Р. Львов // Развитие речи младших школьников : сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Р. Львов. - М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - 143 с.
34. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пос. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Авт. сост. Л.В. Мардахаев. - М. : Изд. Центр «Академия», 2002. - 368 с.
35. Меннер Е.Д. Обогащение лексического запаса младших школьников
путем обращения к лингвистическим словарям [Текст] / Е.Д. Меннер // В сборнике: Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные
вопросы, достижения и инновации. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 151-153.
36. Микерова Г.Г. Развитие уровня активного словарного запаса младших школьников [Текст] / Г.Г. Микерова, А.А. Павленко // Символ науки.
2017. Т. 1. № 1. С. 203-207.
37. Мишанова О.Г. Информационно-языковая компетенция современного ребенка в новом культурном контексте цифрового общества [Текст] / О.Г. Мишанова, Ю.В. Батенова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-48.
38. Некрасова Т.П. Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников на уроках русского языка [Текст] / Т.П. Некрасова // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 9. С. 64-68.
39. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. Кн. 3. 4-е изд. [Текст]/ Немов Р. С. - М. : Владос, 2002
40. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов [Текст]/ Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
41. Низаева И.С. Изучение лексических отношений в аспекте расширения лингвистических компетенций младшего школьника / И.С. Низаева // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2018. № 1 (13). С. 66-69.
42. Никонова Л.В. Развитие лексикона детей младшего подросткового возраста [Текст] / Л.В.Никонова // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 144-160.
43. Ногаева С.Е. Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов [Текст] / С.Е. Ногаева // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 115-118.
44. Поросенкова Ю.И. Теоретические основы работы по развитию словарного запаса младших школьников [Текст] / Ю.И. Поросенкова // В сборнике: Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 102-104.
45. Родионова Е.В. Работа по расширению словарного запаса младших школьников [Текст] / Е.В. Родионова // Молодой ученый. 2019. № 35 (273). С. 149-150.
46. Рыжкова Г.В. Обогащение словарного запаса как средство развития младшего школьника [Текст] / Рыжкова Г.В. // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 607-610.
47. Сафарова Н.А.К. Проблема развития речи младших школьников на лексическом уровне на уроках литературного чтения [Текст] / Н.А.К. Сафарова // В сборнике: Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. сборник статей VI Международной научно - практической конференции : в 3 ч.. 2019. С. 117-119.
48. Сергеева Б.В. Роль лингвистических словарей в обогащении и активизации словарного запаса младших школьников [Текст] / Б.В. Сергеева, А.Ю. Стешенко // Проблемы педагогики. 2017. № 1 (24). С. 20 - 23.
49. Сергеева Б.В. Теоретические основы организации работы с лингвистическими словарями в начальной школе [Текст] / Б.В. Сергеева, А.Ю. Стешенко // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 3. С. 100-109.
50. Серебренникова Д.С. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников [Текст] / Д.С. Серебренникова, С.И. Люгзаева // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. 2019. С. 375-377.
51. Толстова В.Г. Обогащение словарного запаса младших школьников [Текст] / Толстова В.Г. // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 565-567.
52. Трубина Н.А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе [Текст] / Н.А. Трубина //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 39-42.
53. Утешева Т.П. Интеллектуальное воспитание детей младшего школьного возраста в процессе учебно-познавательной деятельности / Т.П. Утешева, Ю.А. Марышева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 197-200.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. - № 373. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/.. ./приказ%20Об%20утвержде нии%20373.г0’ (дата обращения 03.08.2020)
55. Харлап О.Л. Развитие устной речи младших школьников посредством использования заданий творческого характера на уроках литературного чтения [Текст] / О.Л. Харлап // В сборнике: Современные тенденции развития начального и эстетического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60- летию факультета начального и музыкального образования. 2019. С. 140 - 142.
56.Чепурная Т.М. Работа со словом на уроке литературного чтения: из опыта работы / Т.М. Чепурная // В сборнике: Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 19¬21.
57.Черепкова С.В. Словарная работа в начальной школе: исторический аспект и современная методика [Текст] / С.В. Черепкова // В сборнике: Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2019. С. 144-149.
58. Шаламова М.И. Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников [Текст] / М.И. Шаламова, Н.В. Гамова // Молодой ученый. 2019. № 10 (248). С. 70-72.
59. Шицко Э.В. Возможности использования творческих упражнений в развитии связной речи младших школьников [Текст] / Э.В. Шицко //NovaUm.Ru. 2017. №7. С. 280-284.
60. Юзова Н.Е. Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка [Текст] / Н.Е. Юзова // Молодой ученый. 2017. № 29 (163). С. 94-97.
61. Юртаев С.В. Влияние лингвометодической осознаваемости на содержание работы по развитию речи младших школьников [Текст] / С.В. Юртаев // Современный ученый. 2017. № 7. С. 46-49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ