Процесс формирования словарного запаса младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 5
1.1 Лингвистические основы формирования словарного запаса5
1.2 Психолого-педагогические основы формирования словарного запаса младшего школьника9
1.3 Особенности совершенствования словарного запаса младших школьников 16
Выводы по первой главе25
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ26
2.1 Программа диагностического исследования словарного запаса младшихшкольников26
2.2 Результаты и анализ диагностического исследования словарного запаса младших школьников30
2.3 Комплекс заданий, направленный на развитие словарного запаса младших школьников. 38
Выводы по второй главе50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК55
Приложение 1. Описание диагностических методик64
Приложение 2. Протоколы испытуемых и результатов диагностики68
Приложение 3. План проведённых педагогических мероприятий71
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ 5
1.1 Лингвистические основы формирования словарного запаса5
1.2 Психолого-педагогические основы формирования словарного запаса младшего школьника9
1.3 Особенности совершенствования словарного запаса младших школьников 16
Выводы по первой главе25
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ26
2.1 Программа диагностического исследования словарного запаса младшихшкольников26
2.2 Результаты и анализ диагностического исследования словарного запаса младших школьников30
2.3 Комплекс заданий, направленный на развитие словарного запаса младших школьников. 38
Выводы по второй главе50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК55
Приложение 1. Описание диагностических методик64
Приложение 2. Протоколы испытуемых и результатов диагностики68
Приложение 3. План проведённых педагогических мероприятий71
Актуальность выбранной темы связана с тем, что развитие речи ребёнка представляется собой процесс освоения языка, умение им пользоваться как средством познания окружающего мира, опыта, накопленного человечеством, и как средством общения среди людей. Одной из главных характеристик речи является словарный запас, который, по мнению М.С. Бессоновой представляет собой всё богатство родного языка, являясь одним из элементов формирования личности, освоение ценностей культуры, традиций своей нации, тесно связанных с нравственным, умственным и эстетическим развитием, являются основным в языковом воспитании и обучении младших школьников [3, с. 90].
В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), немаловажное значение имеет расширение словарного запаса младших школьников. Формирование словарного запаса у младшего школьника происходит в течение всего периода освоения им программы начального общего образования и в процессе урочной, и в процессе внеурочной деятельности. Особую значимость словарный запас приобретает в деятельности, связанной с использованием речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Известно, что важным периодом формирования словарного запаса учащегося является младший школьный возраст, в котором происходит значительное совершенствование мышления, результаты которого отражаются в речевой практике. В этот момент учителю необходимо использовать данный процесс для достижения максимальной эффективности развития познавательных процессов и приданию речи младшего школьника более содержательной формы. Несмотря на это, отсутствие опыта речевой практики проявляется в том, что у младших школьников отмечается несовершенство словарного запаса, проявляющееся в том, что отмечается частая повторяемость одних и тех же слов; неадекватность слова и понятия; неточность употребления слов в речи; неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста. Для того, чтобы исправить данные речевые ошибки у учащихся необходимо создать комплекс упражнений, позволяющий не только расширить их словарный запас, но и стимулировать повторение изученных по русскому языку знаний и умений. На основании вышесказанного можно выделить проблему исследования, которая заключается в подборе эффективных упражнений для развития словарного запаса у учащихся 2 класса.
Гипотеза: предполагается, что у учащихся 2 класса словарный запас развит на среднем уровне и характеризуется такими типичными возрастными особенностями, как ограниченность активного и пассивного словарного запаса и недостаточное развитие навыков подбора синонимов и антонимов к предлагаемым словам.
Объект исследования: процесс формирования словарного запаса младших школьников;
Предмет исследования: актуальное состояние словарного запаса обучающихся 2-ых классов.
Цель работы: составить комплекс заданий, направленный на совершенствование словарного запаса младших школьников с учетом выявленных особенностей его состояния.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Рассмотрение психолого-педагогических основ и практического аспекта формирования словарного запаса;
2. Выявление особенностей актуального состояния словарного запаса учащихся 2 класса;
3. Разработка и апробация комплекса заданий, направленного на
совершенствование словарного запаса учащихся 2 класса.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования.
- теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
- эмпирические методы (тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа).
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов экспериментальной работы в практике преподавания русского языка и литературы. Составленный комплекс заданий может применяться учителями начальной школы для развития словарного запаса учащихся на внеурочной и частично урочной формах обучения.
Выборка исследования состоит из 33 учащихся младшего школьного возраста. Выборка состоит из учащихся двух 2 классов. База исследования: МБОУ «Козульская СОШ 2 имени Д.К. Квитовича».
В реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), немаловажное значение имеет расширение словарного запаса младших школьников. Формирование словарного запаса у младшего школьника происходит в течение всего периода освоения им программы начального общего образования и в процессе урочной, и в процессе внеурочной деятельности. Особую значимость словарный запас приобретает в деятельности, связанной с использованием речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Известно, что важным периодом формирования словарного запаса учащегося является младший школьный возраст, в котором происходит значительное совершенствование мышления, результаты которого отражаются в речевой практике. В этот момент учителю необходимо использовать данный процесс для достижения максимальной эффективности развития познавательных процессов и приданию речи младшего школьника более содержательной формы. Несмотря на это, отсутствие опыта речевой практики проявляется в том, что у младших школьников отмечается несовершенство словарного запаса, проявляющееся в том, что отмечается частая повторяемость одних и тех же слов; неадекватность слова и понятия; неточность употребления слов в речи; неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста. Для того, чтобы исправить данные речевые ошибки у учащихся необходимо создать комплекс упражнений, позволяющий не только расширить их словарный запас, но и стимулировать повторение изученных по русскому языку знаний и умений. На основании вышесказанного можно выделить проблему исследования, которая заключается в подборе эффективных упражнений для развития словарного запаса у учащихся 2 класса.
Гипотеза: предполагается, что у учащихся 2 класса словарный запас развит на среднем уровне и характеризуется такими типичными возрастными особенностями, как ограниченность активного и пассивного словарного запаса и недостаточное развитие навыков подбора синонимов и антонимов к предлагаемым словам.
Объект исследования: процесс формирования словарного запаса младших школьников;
Предмет исследования: актуальное состояние словарного запаса обучающихся 2-ых классов.
Цель работы: составить комплекс заданий, направленный на совершенствование словарного запаса младших школьников с учетом выявленных особенностей его состояния.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Рассмотрение психолого-педагогических основ и практического аспекта формирования словарного запаса;
2. Выявление особенностей актуального состояния словарного запаса учащихся 2 класса;
3. Разработка и апробация комплекса заданий, направленного на
совершенствование словарного запаса учащихся 2 класса.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования.
- теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
- эмпирические методы (тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа).
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов экспериментальной работы в практике преподавания русского языка и литературы. Составленный комплекс заданий может применяться учителями начальной школы для развития словарного запаса учащихся на внеурочной и частично урочной формах обучения.
Выборка исследования состоит из 33 учащихся младшего школьного возраста. Выборка состоит из учащихся двух 2 классов. База исследования: МБОУ «Козульская СОШ 2 имени Д.К. Квитовича».
Теоретический анализ лингвистической литературы показал, что слово представляет собой значимую единицу языка. Оно состоит из двух компонентов: во-первых - это материальное строение, представляющее собой совокупность букв и звуков, во-вторых - смысловое наполнение.
Функционирование словарного запаса обеспечивается психических процессов, где одну из главных ролей играет мышление. В мыслительном процессе каждому из предметов соответствует определённое понятие, состоящее из признаков и свойств. В речи каждое из понятий, соответствует определённому слову или словосочетанию. По мере развития мышления, совершенствуется и словарный запас, что сказывается на грамотности речи. Следовательно, одним из главных психолого-педагогических направлений формирования словарного запаса является обучение ребёнку, соотношению слова и понятия. В этом случае, отмечается улучшение не только пассивного, но и активного словарного запаса.
Был проведён анализ практического аспекта диагностики и формирования словарного запаса у младших школьников. Одним из ведущих исследователей словарного запаса является Р.С. Немов, создавший перечень диагностических приёмов, исследующих различные аспекты словарного
запаса. В данной работе активный словарный запас исследуется посредством опросника «назови слова», а пассивный словарный запас «Выяснение пассивного словарного запаса». Обе методики, несмотря на различия в процессе проведения, имеют стимульный материал в форме слов. Кроме этого, предполагается исследовать умения учащегося подбора синонимов и антонимов, которые также могут считаться содержимым словарного запаса. Их исследование целесообразно проводить методикой изучения лексики Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Констатирующий педагогический эксперимент позволил выявить актуальное состояние словарного запаса младшего школьника. Для исследования из учащихся была сформирована выборка, состоящая из 33 испытуемых учащихся 2 «б» класса. Испытуемые не имеют существенных психологических, психолого-педагогических и соматических отклонений, способных исказить результаты исследования. Была составлена диагностическая программа, в которую были включены указанные выше методики. Каждая из методик измеряет выраженность определённого критерия посредством баллов.
В результате анализа количественных и качественных показателей можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, т.е. результаты большинства испытуемых (29;88%) находятся в приделах среднего уровня. Незначительная часть испытуемых, т.е. 4 (12%)
испытуемых имеют низкие показатели. Как правило, их словарный запас состоит из самых простых, общеупотребительный слов, полученных из разговорного общения и из художественной литературы для детей. В целом результаты тестирования не отличаются от аналогичных исследований. По мере накопления образовательного опыта ожидается существенное улучшение качественных и количественных показателей сформированности словарного запаса младших школьников.
Основываясь на полученных результатах исследования, нами предложен комплекс заданий, способствующих совершенствованию словарного запаса учащихся 2 класса. Был составлен комплекс заданий, включающий в себя две группы заданий: работа с отдельными лексемами и работа с текстом. На 1 этапе происходит активизация и уточнение активного словаря школьников, так и увеличение пассивного словаря. Второй этап больше ориентирован на активизацию уже имеющегося словарного запаса.
Функционирование словарного запаса обеспечивается психических процессов, где одну из главных ролей играет мышление. В мыслительном процессе каждому из предметов соответствует определённое понятие, состоящее из признаков и свойств. В речи каждое из понятий, соответствует определённому слову или словосочетанию. По мере развития мышления, совершенствуется и словарный запас, что сказывается на грамотности речи. Следовательно, одним из главных психолого-педагогических направлений формирования словарного запаса является обучение ребёнку, соотношению слова и понятия. В этом случае, отмечается улучшение не только пассивного, но и активного словарного запаса.
Был проведён анализ практического аспекта диагностики и формирования словарного запаса у младших школьников. Одним из ведущих исследователей словарного запаса является Р.С. Немов, создавший перечень диагностических приёмов, исследующих различные аспекты словарного
запаса. В данной работе активный словарный запас исследуется посредством опросника «назови слова», а пассивный словарный запас «Выяснение пассивного словарного запаса». Обе методики, несмотря на различия в процессе проведения, имеют стимульный материал в форме слов. Кроме этого, предполагается исследовать умения учащегося подбора синонимов и антонимов, которые также могут считаться содержимым словарного запаса. Их исследование целесообразно проводить методикой изучения лексики Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Констатирующий педагогический эксперимент позволил выявить актуальное состояние словарного запаса младшего школьника. Для исследования из учащихся была сформирована выборка, состоящая из 33 испытуемых учащихся 2 «б» класса. Испытуемые не имеют существенных психологических, психолого-педагогических и соматических отклонений, способных исказить результаты исследования. Была составлена диагностическая программа, в которую были включены указанные выше методики. Каждая из методик измеряет выраженность определённого критерия посредством баллов.
В результате анализа количественных и качественных показателей можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, т.е. результаты большинства испытуемых (29;88%) находятся в приделах среднего уровня. Незначительная часть испытуемых, т.е. 4 (12%)
испытуемых имеют низкие показатели. Как правило, их словарный запас состоит из самых простых, общеупотребительный слов, полученных из разговорного общения и из художественной литературы для детей. В целом результаты тестирования не отличаются от аналогичных исследований. По мере накопления образовательного опыта ожидается существенное улучшение качественных и количественных показателей сформированности словарного запаса младших школьников.
Основываясь на полученных результатах исследования, нами предложен комплекс заданий, способствующих совершенствованию словарного запаса учащихся 2 класса. Был составлен комплекс заданий, включающий в себя две группы заданий: работа с отдельными лексемами и работа с текстом. На 1 этапе происходит активизация и уточнение активного словаря школьников, так и увеличение пассивного словаря. Второй этап больше ориентирован на активизацию уже имеющегося словарного запаса.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСТОЛЬНЫХ СЛОВЕСНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ УТОЧНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Преемственность использования пословиц и поговорок в формировании
словарного запаса младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - Особенности совершенствования словарного запаса младших
школьников с использованием словарей иностранных слов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РОДИНА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методика расширения словарного запаса младших школьников на основе применения мнемотехник
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ПОГОДА»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2020



