ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ РЫЦАРСКОГО СОСЛОВИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 10
1.1. Подходы к изучению истории повседневности 10
1.2. Повседневная жизнь рыцарского сословия: воспитание, обряд
посвящения и развлечения 17
ГЛАВА 2. РЫЦАРСКИЙ РОМАН КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 30
2.1. Средневековый рыцарский роман 30
2.2. Ценность рыцарского романа как источника по истории
повседневности 34
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЫЦАРСКИХ РОМАНОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 45
3.1. Представление о повседневной жизни рыцарского сословия в школьной
учебной литературе по истории Средних веков 45
3.2. Особенности использования художественной литературы в качестве
исторического источника на уроках истории 55
3.3. Методы и способы использования рыцарских романов в качестве
источников по истории повседневности 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЯ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Культурно-антропологический поворот в современной исторической науке способствовал пересмотру идеологических, содержательных и методических основ школьного курса истории. Нормативной базой изменений стал проект концепции нового учебнометодического комплекса по всемирной истории.
Изменившаяся методологическая парадигма в преподавании школьного курса всеобщей истории способствовала расширению его содержания. Так, в методологическую основу проекта концепции нового учебно -методического комплекса по всемирной истории, помимо событийной истории, были включены аспекты, предполагающий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, апелляцию к человеку, его месту в истории, изучение опыта выдающихся личностей и понимание повседневной жизни людей.
В то же время, свою лепту в данном вопросе внесли и некоторые положения, продиктованные ФГОС основного общего образования. Так, в процессе освоения курса всеобщей истории, его предметные результаты должны обеспечивать у обучающихся умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи.
Вместе с тем, рыцарство представляет собой одно из самых загадочных, интригующих и захватывающих явлений средневековья, которое, безусловно, вызывает повышенный интерес со стороны школьников. С ним связаны самые яркие страницы европейской истории: турниры, церемония посвящения, крестовые походы, куртуазное поведение и многое другое. Потому, рыцарское сословие занимает особое место в рамках изучения истории повседневности того времени.
В общеобразовательных учреждениях знакомство с западноевропейским рыцарством начинается в начальных классах на уроках окружающего мира и продолжается в основном звене на уроках истории в 6 классе. Так, в настоящее время, в соответствии с проектом концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории, на уроках истории средних веков в процессе изучения периода зрелого средневековья (конец XI - XIII в.) обязательными к освоению являются следующие аспекты, посвященные средневековому западноевропейскому рыцарству: «Рыцарство: социальный статус и образ жизни. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Замок сеньора. Турниры. Геральдика. Кодекс рыцарской чести. Двор и куртуазная культура. Трубадуры. Героический эпос.».
При изучении подобного рода тем, учителю очень важно заинтересовать ребенка на этапе мотивации и повысить уровень его познавательной активности. Так, проникновение в повседневную жизнь людей прошлого позволит раскрыть их духовный мир, приблизиться к вдумчивому пониманию эпохи, точному и тонкому ощущению времени. Обучение истории станет для обучающихся живым, наглядным и конкретным. А, рыцарский роман, выступающий в качестве исторического источника, будет является тем самым средством, с помощью которого учитель не только сможет активизировать детей, но и реализовать одно из положений ФГОС, которое заключается в развитии у обучающихся “умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней”.
Степень изученности. История повседневности, возникшая в середине XX века и развивающаяся в рамках различных школ и направлений, является достаточно популярной отраслью исторического знания. На сегодняшний день, тема истории повседневности достаточно подробна изучена на теоретическом уровне.
...
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена выявлению возможности использования рыцарских романов в контексте изучения истории повседневности в процессе преподавания курса всеобщей истории в школе.
Актуальность исследования была продиктована тем, что федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к освоению школьниками предметного содержания учебных программ по историческому образованию.
Так, например, некоторые положения ФГОС основного общего образования дают предписания о том, что предметные результаты курса всеобщей истории должны обеспечивать у учащихся умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи. Кроме того, на сегодняшний день, рядовому учителю в процессе изучения содержания предметного курса необходимо не только заинтересовать, мотивировать и активизировать учеников, но и развить у обучающихся умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего.
На этом фоне, исходя из темы сего исследования, перед нами была поставлена задача, в соответствии с которой нам необходимо было разработать ряд заданий на основе рыцарских романов и их фрагментов для работы на уроках истории в 6 классе по изучению повседневной истории средневековья.
Так как рыцарский роман является произведением художественной литературы, нам необходимо было доказать его ценность в качестве исторического источника по изучению средневековой повседневной истории.
Рассмотрев фрагменты из рыцарских романов Кретьена де Труа «Эрек и Энида», «Клижес», «Ивэйн, или Рыцарь со Львом» и «Ланселот, или Рыцарь телеги», мы смогли прийти к положительным выводам. Так, ценность рыцарского романа как исторического источника заключается в том, что помимо фантастического и ирреалистичного содержания, в нем можно найти отражение широкого и пестрого мира феодального общества в его частных проявлениях. Следует заметить, что в рыцарских романах отражены не только исторические события средневековой Западной Европы, но и бытовая сторона повседневной рыцарской жизни, с помощью которой мы можем увидеть определённые стереотипы поведения некоторых представителей общества глазами средневековых романистов. Так, на их основании у исследователя, учителя или обучающегося создаётся представление об эпохе Зрелого Средневековья. На базе полученной информации, которая представлена в легко воспринимаемой стихотворной форме, обучающимся представляется возможным делать выводы и создавать обобщения, классифицировать информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Так, из всего существующего массива рыцарских романов, для осуществления вышеобозначенной задачи, мы выбрали фрагменты из рыцарских романов Кретьена де Труа, которые представляется возможным использовать в процессе обучении истории в качестве источника по повседневной истории средневековья. Нами были разработаны следующие виды заданий, которые соответствуют возрастным особенностям шестиклассников и не идут вразрез с учебной программой по предмету «всеобщая история» в 6 классе: опросники по фрагментам из романов “Эрек и Энида” и “Ланселот, или рыцарь телеги”, творческая исследовательская работа по фрагментам из романов “Эрек и Энида” и “Ланселот, или рыцарь телеги”, кейс - системы по фрагментам из романов “Эрек и Энида”, либо “Клижес”, либо “Ивэйн, или рыцарь со львом” и др. Также нами были предложены формы работы с рыцарскими романами Кретьена де Труа, которые можно использовать в процессе внеурочной деятельности учеников: постановка театрализованного спектакля, создание литературного кружка, создание квесттехнологии.
Таким образом, можно прийти к выводу, что использовать рыцарские романы в качестве источников по истории повседневности на уроках истории средних веков можно. Однако, перед их использованием, педагог должен внимательно изучить данный жанр средневековой литературы, проанализировать и подобрать романы, которые соответствуют возрасту учащихся и образовательной программе. Также, особо важным является составление понятного методического аппарата.
1. Алексеев М.П. и др. История западноевропейской литературы. Средние
века и Возрождение: Учеб. филол. спец. вузов - 5-е изд. - М.:
«Академия», 2000. 462 с.
2. Бартелеми Д. Рыцарство : от древней Германии до Франции XII в. - СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012 - 584 с.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 395 с
4. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 254 с.
5. Блюм А.В. Художественная литература как историко -книговедческий источник: Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук /СПбГИК. - СПб., 1992. 36 с.
6. Брайант А. Эпоха рыцарства в истории Англии — СПб.: Евразия, 2001. 576 с.
7. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XXVIII вв. М., 1986. 622 с.
8. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории. - М.: Просвещение, 1978. 346 с.
9. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. М.: Просвещение, 1968. 434 с.
10. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. 335 с
11. Гумилев Л.Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Русская литература. - 1972. - № 1. С 73 - 82.
12. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры М.: Искусство, 1984. 350 с.
13. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с.
14. Гуссерль Э. Феноменология/ "Логос" /1991, №1 С. 12 — 21
15. Добиаш-Рождественская, О. А. Коллизии во французском обществе XII— XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи. Культура западноевропейского Средневековья. М.: Наука, 1987. 143 с.
... всего 41 источников