Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОЛЕЙБОЛЕ 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 6
1.2. Психологическая подготовка в волейболе 15
1.3. Скоростные способности обучающихся 21
1.4. Методы развития скоростных способностей
волейболистов 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 33
2.1. Организация исследований 33
2.2. Методы исследований 34
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ 36
3.1. Оценка уровня скоростных способностей обучающихся
среднего школьного возраста 36
3.2. Анализ тренировочного процесса обучающихся среднего
школьного возраста на секциях по волейболу 45
3.3. Повышения уровня развития скоростных способностей
обучающихся среднего школьного возраста посредством применения комплекса упражнений 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
В волейболе главную роль играет быстрота действий. От развития этой способности зависит то, насколько будут продуктивны атаки команды и насколько качественно будут выполнены защитные действия на протяжении игры. Для волейболиста важно уметь быстро проанализировать сложившуюся ситуацию в процессе игры, принять решение, какие же технические приемы использовать для решения данной задачи, быстро переместиться под мяч и выполнить выбранный прием. Основная сложность состоит в том, что все это необходимо выполнить за минимальный промежуток времени. Быстрота как двигательное качество — это умение человека выполнять определенное двигательное действие за короткий отрезок времени с определенной частотой и интенсивностью. Быстрота в волейболе — способность игрока выполнять игровые приемы или перемещения по площадке в минимальный отрезок времени [1]. Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсмена. Высокий уровень развития физического качества, такое как быстрота - главное условия для развития и остальных качеств силы, выносливости, ловкости и техники волейбола [7].
Актуальность темы заключается в том, что волейбол как вид спорта, с каждым годом сильно прогрессирует во всех областях данной игры, и требует хорошо развитых физических качеств, в особенности скоростных способностей, для выполнения более точных технических действий, что является одним из важных компонентов в волейболе. Однако, не у всех спортсменов хорошо развиты скоростные способности, из-за недостатка внимания этому физическому качеству. Нужно учитывать динамичность современного волейбола и применять новые методики для поддержания современного уровня игры.
Объект - учебно-тренировочный процесс обучающихся среднего школьного возраста на секционных занятиях по волейболу.
Предмет - комплекс упражнений для повышения уровня скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста.
Цель - подобрать комплекс упражнений для совершенствования скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста на секционных занятиях по волейболу.
Гипотеза. Предполагается, что уровень скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста на секционных занятиях по волейболу повысится, если:
- рассмотреть средства и методы, направленные на развитие скоростных способностей и подобрать приемлемые для обучающихся среднего школьного возраста;
- учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности, а также сенситивные периоды обучающихся среднего школьного возраста;
- разработать и применить комплекс упражнений для повышения уровня скоростных способностей обучающихся, с целью их развития.
Задачи:
- рассмотреть научно-методическую литературу, существующие методы развития скоростных способностей волейболистов, а также практический опыт по проблеме исследования;
- определить уровень скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся волейболом, с помощью анкетирования и педагогического наблюдения;
- разработать комплекс упражнений, направленный на прирост уровня скоростных способностей, с учетом возрастных особенностей;
- проверить эффективность разработанного комплекса упражнений экспериментальным путем.
Методы исследования:
- анализ литературных источников
- анкетирование
- педагогическое наблюдение
- педагогический эксперимент
- статистическая обработка результатов
Научная новизна: разработка и применение комплекса упражнений для развития скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста на секционных занятиях по волейболу.
Практическая значимость: результаты исследований дают нам возможность рекомендовать разработанный материал для преподавателей по волейболу с целью применения в своей работе.
Экспериментальная база: Лицей №2 г. Красноярска и МБОУ «Степновская СОШ» Красноярского края.
Рассмотрена и изучена научно-методическая литература, существующие методы развития скоростных способностей волейболистов. В ходе нашей работы разработан комплекс упражнений по проблеме исследования, примененный на группах обучающихся.
По результатам исследования контрольной и экспериментальной группы определена подготовленность скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста. Перед началом проведения исследования скоростных способностей обучающихся, уровень у групп был одинаковый. Подобранные контрольные тесты для их возраста применялись при их сдаче, для получения результатов. После прохождения предложенных испытаний, мы выявили, что уровень скоростных способностей низкий.
В ходе работы разработан комплекс упражнений, включающий в себя различного рода прыжки и беговые упражнения, направленный на развитие скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста. В результате примененного комплекса упражнений уровень скоростных способностей в экспериментальной группе заметно увеличился в сравнении с контрольной. Было заметно что обучающиеся экспериментальной группы физически прибавили в выполнении скоростных качеств, увеличилась частота передвижения ногами, а также стартовый рывок.
Эффективность разработанного комплекса упражнений говорит о том, что его можно применять на секционных занятиях по волейболу, для повышения уровня скоростных способностей обучающихся среднего школьного возраста. По результатам исследования видно, что уровень скоростных способностей в экспериментальной группе вырос, а в контрольной нет в соответствии с табличным значением Т-критерия Стьюдента. После проведения педагогического эксперимента результаты контрольной группы во всех контрольных тестах недостоверны. В экспериментальной группе бег 30 метров недостоверно, а бег 60 метров р<0,05, прыжок с места р<0,001 и челночный бег 3х9 р<0,01 достоверны.
Подобранные упражнения из разработанного комплекса позволяют развивать быстроту, прыгучесть, силу и выносливость. Обучающиеся, при овладении скоростными качествами будут показывать неплохие результаты при игре в волейбол, успевая вовремя выйти под мяч, выполнить определенный технический прием.
1. Пунякин А.К. Тренировочные средства, направленные на развитие
скоростных качеств волейболиста//Физическая культура и спорт в XXI веке. 2020. С. 113-115 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43023580 (дата обращения: 04.12.2020).
2. Саликов В.В., Миклашевич Е.Ю. Личностные качества в развитии выносливости волейболистов//ЦИТИСЭ. 2019. С.319-326 [Электронный ресурс] URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385131 (дата обращения: 04.12.2020).
3. Гарбузов С.П. Физическая и техническая подготовка юных волейболистов
10 - 12 лет//Актуальные вопросы современной науки и образования. 2020. С.44-54 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44008489 (дата обращения: 04.12.2020).
4. Шиховцов Ю.В., Николаева И.В., Николаев П.П. Оптимальный уровень
развития двигательных способностей волейболиста - залог успешного овладения техникой волейбола//Известия института систем управления СГЭУ.
1. С.24-26 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=3 8203121 (дата обращения: 04.12.2020).
5. Бородина С.В. Круговая тренировка как организационно-методическая форма развития физических качеств обучающихся на уроках физической культуры//Педагогический поиск. 2018. С.22-29 [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32871078 (дата обращения: 04.12.2020).
6. Комендантов Г.А., Шпичко А.М., Бородин И.В. Тестовый контроль уровня
развития скоростно-силовых качеств волейболистов на этапе начальной подготовки//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. С.87-94
[Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29245851 (дата обращения: 04.12.2020).
7. Бочкарев В.И., Ворожейкин О.В. Развитие скоростных и скоростно-силовых
способностей у волейболистов//Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики. 2015. С.118-120 [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25089350 (дата обращения:
04.12.2020).
8. Русаков А.А., Кузекевич В.Р. Методика развития специальных
двигательных способностей волейболистов групп начальной
подготовки//Ученные записки университета им.П.Ф. Лесгафта. 2016. С.207209 [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25782676 (дата обращения: 04.12.2020).
9. Иванов В.А., Извекова С.В. Возрастная анатомия и физиология (общие
вопросы анатомии и физиологии; костно-мышечная система)//Курский государственный университет. 2011. 22 с. [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29098657 (дата обращения: 04.12.2020).
10. Милюков В.Е., Полунин С.В. Биоэлектрическая анатомия - новый подход
к изучению анатомии человека и практической медицины//Морфологические ведомости. 2010. С.102-104 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15222888 (дата обращения: 04.12.2020).
11. Тетенев Ф.Ф. Новый горизонт клинической физиологии дыхания,
физиологии других систем и физиологии в целом//Успехи современного естествознания. 2011. С.45-46 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16756245 (дата обращения: 04.12.2020).
12. Шатилович Л.Н. Физиология. Физиология систем транспорта
кислорода//Тюменский государственный университет. 2011. 53 с.
[Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28080300 (дата обращения: 04.12.2020).
13. Капелько В.И. Физиология сердца и сосудистой системы: физиология
сердца//Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2017. С.78-86 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30715021 (дата обращения: 04.12.2020).
14. Григорьев А.И., Козловская И.Б., Потапов А.Н. Космическая физиология - новая ветвь общей физиологии//Материалы XXIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова с международным участием. 2017. С.2413-2415 [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35529046 (дата обращения: 04.12.2020).
15. Вихляев Ю.Н., Химич И.Ю. Повышение выносливости и анаэробных
возможностей на занятиях по физическому воспитанию с оздоровительной направленностью//Педагогика, психология и медико-биологические
проблемы физического воспитания и спорта. 2008. С.19-21 [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12978276 (дата обращения: 04.12.2020).
... всего 50 источников