Введение 3
Глава 1. Дистанционная экспериментальная деятельность по физике как средство развития коммуникативных умений 6
1.1. Внеурочная деятельность как средство развития коммуникативных умений 6
1.2. Особенности организации экспериментальной деятельности в процессе дистанционного
обучения 11
Глава 2. Методика организации занятий с целью развития коммуникативных умений учащихся в процессе внеурочной дистанционной экспериментальной деятельности по физике 18
2.1. Система заданий, направленная на развитие коммуникативных умений 18
2.2. Оценка эффективности разработанной системы заданий 51
Заключение 56
Список используемых источников 57
В современном обществе огромную роль играет не только умение организовать себя и свою деятельность, но и координировать деятельность других людей и интегрировать себя в общество. Исходя из этого, проблема развития коммуникативных умений приобретает особую значимость. На это указывают и требования к выпускникам, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте. В данном документе говорится о том, что выпускнику необходимо обладать рядом компетентностей в различных сферах: общественно-политической, коммуникативной,
интеллектуальной, информационной и т.д., а не только системой знаний, умений и навыков. Среди ключевых компетенций выделяют: умение выстраивать линию общения с людьми; умение определять проблемы и находить пути решения; умения работать с информацией (воспринимать информацию и обрабатывать ее). Все данные компетентности формируются на основе коммуникативных умений. Помимо этого Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на то, что внеурочная деятельность является немаловажной частью учебного процесса. Следовательно, коммуникативные умения формируются у учащихся не только на учебных занятиях, но и в процессе внеурочной деятельности.
Сейчас выпускнику необходимо обладать высоким уровнем коммуникативных умений, т.е. быстро принимать решение, уметь выявлять проблемы и решать их, находить контакт с окружающими. Формирование данных умений должно проходить как в процессе деятельности на уроке, так и во время вне учебных занятий по физике.
Кроме того, формирование у учащихся практических навыков также играет немаловажную роль в образовательном процессе, поэтому развитие коммуникативных умений целесообразно осуществлять в процессе экспериментальной деятельности по физике.
Все вышесказанное указывает на то, что тема нашего исследования является актуальной.
Современные обстоятельства диктуют нам условия, в которых осуществление процесса образования в традиционном формате невозможно. Исходя из этого, проблема обучения в дистанционном формате также приобретает значимый характер.
Из всего вышесказанного следует, что развитие коммуникативных умений учащихся в процессе дистанционной экспериментальной деятельности по физике является актуальной проблемой исследования при данных обстоятельствах.
Объект исследования: процесс обучения физики в дистанционном формате.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений учащихся в процессе внеурочной дистанционной экспериментальной деятельности по физике.
Цель: разработка системы заданий, направленная на развитие
коммуникативных умений учащихся в процессе дистанционной экспериментальной деятельности.
Гипотеза: развитие коммуникативные умения учащихся будет
происходить, если в процессе обучения будет применяться система заданий, направленная на развитие коммуникативных умений.
Задачи:
1. Проанализировать существующий опыт по развитию
коммуникативных умений учащихся основной школы по физике;
2. Определить организационные условия, необходимые для развития коммуникативных умений;
3. Определить особенности организации индивидуальной и групповой экспериментальной деятельности в условиях дистанционного обучения;
4. Разработать систему заданий, выполняя которые у учащихся повышается уровень развития коммуникативных умений;
5. Апробировать разработанную систему заданий в процессе внеурочной дистанционной экспериментальной деятельности.
Работа введения, основной части, заключения и списка литературы. Основная часть содержит в себе две главы.
Первая глава состоит из двух параграфов. Первый параграф содержит в себе анализ образовательного стандарта и перечень коммуникативных умений, которые служат средством для формирования коммуникативной компетентности учащихся. Во втором параграфе описан способ организации внеурочной деятельности, в процессе которой у учащихся будет прослеживаться развитие коммуникативных умений.
Вторая глава также содержит два параграфа. Первый параграф отражает в себе разработанную систему экспериментальных задач, направленную на развитие коммуникативных умений. Во втором параграфе прописаны результаты проведения педагогического эксперимента.
В процессе проведения исследования нами была разработана система экспериментальных задач, направленная на развитие коммуникативных умений учащихся. Разработанные задания были внедрены в практику путем дистанционного обучения на базе платформы Zoom, предназначенной для видеоконференций.
Система задач, представленная в исследовании, содержит задания, способствующие развитию коммуникативных умений учащихся и улучшению успеваемости обучающихся на учебных занятиях по физике.
Результаты исследования могут использоваться с целью повышения эффективности обучения физике. Это может привести к полноценному формированию коммуникативных умений. Эффективность применения заданий доказана в ходе экспериментальной проверки. Проводимый педагогический эксперимент показал, что задачи, разработанные в ходе проведения исследования, применимы и успешно функционируют на практике в процессе внеурочной деятельности, наблюдается положительная динамика в развитие коммуникативных умений учащихся.
Следовательно, поставленная цель по окончании проведения исследования достигнута.
Проведенное исследование может выступать базой для дальнейшей работы в направление развития коммуникативных умений учащихся в процессе дистанционного обучения.
1. Алешина Н.С. Сергеева Е.В. Средство оценивания коммуникативных универсальных учебных действий/ Н.С. Алешина, Е.В. Сергеева//Электронный образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». -2020. -№1(66). -С. 13-18.
2. Бусенцова О.Л. Показатели оценки коммуникативных УУД взаимодействия школьников и их результативность/ О.Л. Бусенцова, Е.И. Туйбаева// Современные тенденции развития науки и технологии.
3. - 2015. - №1-6. - С. 116-117.
4. Варламов С.Д. Экспериментальные задачи на уроках физики и физически олимпиадах/ Варламов. С.Д., Зильберман А.Р., Зинковский В.И. -2-е изд. -М.:МЦНМО. -2012. -184с.
5. Ветрова О.М. Открытые задачи по физике. [Электронный ресурс]. - 2013.
6. Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формирования у школьника коммуникативных УУД/ В.В. Гаврилова// Новая наука: Стратегии и векторы развития. - М.: 2016. - №5-2(82). - С. 25-27.
7. Гладченко В.Е. Коммуникативные умения: подходы и классификации./
8. Е.Гладченко//«Культурная жизнь Юга России». -2013. -№2(49). -
9. 84-85.
10. Грачев А.В. Физика, 7 класс/ А.В. Гачев, В.А. Погожев, А.В Селиверстов. -М.: Вентана-Граф. -2015. -С.289.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2014.
12. Громцева О.И. Физика. Справочник. 7-9 классы/ О.И.Громцева. -М.: Издательство «Экзамен». -2014. -192с.
13. Даммер М.Д. Экспериментальные задачи и задания: понятия и классификации/ М.Д.Даммер, В.В. Кудинов// Вестник ЮжноУральского государственного университета. -2010. -С.75-80.
14. Доскалиева Г.И. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД/ Г.И. Доскалиева// Новая наука: современное состояние и пути развития. -2017. -№1-1.-С.45-48.
15. Евладова Е. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования/ Е.Евладова, Л. Логинов. -М.: Русское слово, 2015. -296с....35