Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
И КРИЗИСА 7 ЛЕТ 6
1.1 Понятие «адаптации» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности кризиса семи лет в процессе адаптации к обучению 10
1.3 Приемы и методы работы учителя в период школьной адаптации
первоклассников, проживающих кризис 7 лет 14
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ КРИЗИС 7 ЛЕТ 22
2.1. Методическая организация исследования 22
2.2 Анализ констатирующего эксперимента и их обсуждение 26
2.3. Описание комплекса занятий, направленного на успешное прохождение
адаптации к школе первоклассников, проживающих кризис 7 лет 44
2.4 Результаты формирующего эксперимента 48
Вывод по Главе 2 53
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложение A
Актуальность: Поступление в школу является одним из важнейших переломных моментов в жизни ребенка и его семьи - новая социальная ситуация развития, условия и требования которой, еще не известны младшему школьнику. Также это событие, которое оставляет впечатление на всю жизнь, именно в младшей школе кто-то из детей полюбит ее на долгие годы, а кто-то будет вспоминать с содроганием. Так, школа для младшего школьника становится во всех смыслах новой средой, в которой и сам ребенок уже с первых дней чувствует себя иначе, чем дома, в привычной для него обстановке.
В случае если возможности первоклассника соответствуют внешним требованиям и новой социальной ситуации развития, то ему будет легче включиться в процесс обучения.
Школьная адаптация наиболее глубоко и содержательно представлен в работах В.Н. Мезинов, О.Ю. Люленкова, Н.В. Литвиненко, Е.Е. Кравцова, А.Л. Венгер, И.Ю. Млодик. Школьная адаптация - процесс приспособления школьников к новым условиям окружающей среды, новому виду деятельности, связанным с систематическим обучением. Ребенок привыкает к новому отношению, к детскому коллективу, к новой для себя социальной роли - обучающийся, к обязанностям, к взрослому. Школа как новая среда играет важнейшую роль в формировании личности и нравственном развитии человека, следовательно, во многом влияет и на то, какие цели, ориентиры поставит перед собой будущее поколение.
Также немаловажно учитывать возрастные особенности не только родителям, но первому учителю. Ведь для первоклассника свойственен кризис 7 лет, который подробно рассмотрен в работах Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой, и учитывать это в работе с обучающимися. Кризис переживает каждый человек, что является не менее актуальным, чем адаптация. Кризис — это переломный момент в жизни человека, который сопровождается нарушением эмоционального баланса, наступающим под влиянием угрозы внешних обстоятельств.
Проблема адаптации и кризиса является по-прежнему актуальной в педагогической психологии, нуждается в дальнейших научных исследованиях, и может занять одно из центральных мест педагогической психологии в области социализации и развитии личности обучающегося в разные периоды его обучения. Но обратим внимание, что эти процессы исследуют отдельно друг от друга, мы предлагаем посмотреть на взаимосвязь этих ключевых процессов при становлении позиции ученика.
Цель исследования: выявить особенности адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет, и разработать комплекс занятий для успешной адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет.
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников, проживающих кризис 7 лет.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на прохождение успешной адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет.
Гипотеза исследования: Дети 7 лет, проживающие кризис, имеют особенности школьной адаптации:
1) в младшем школьном возрасте эмоциональное состояние преимущественно находится на среднем и низком уровне развития, отличается положительным отношением к школе, но иногда можно заметить перепады настроения;
2) в младшем школьном возрасте мотивационный компонент школьной адаптации преимущественно находится на среднем уровне развития, характерно пребывание детей в школе в основном для внеучебной деятельностью;
3) в младшем школьном возрасте коммуникативный компонент школьной адаптации преимущественно находится на среднем уровне развития, характерно присутствие сложности во взаимоотношениях с учителем и сверстниками.
Предполагаем, что использование игровой технологии в рамках воспитательной работы может помочь ученикам легче адаптироваться и решить противоречие, лежащее в основе кризиса.
Для достижения цели и гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть особенности кризиса семи лет в процессе адаптации.
2. Подобрать комплекс диагностической программы для выявления уровней школьной адаптации и кризиса 7 лет.
3. Провести исследование, направленное на выявление актуальных уровней школьной адаптации и кризиса у младших школьников.
4. Сопоставить уровень развития школьной адаптации и уровень проживания кризиса каждого первоклассника.
5. Подобрать упражнения для успешной адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет.
6. Провести комплекс занятий, направленный на прохождение успешной адаптации первоклассников, проживающих кризис 7 лет.
7. Провести итоговое исследование, направленное на выявление актуальных уровней школьной адаптации и кризиса у младших школьников.
8. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ.
2. Метод тестирования.
3. Метод анкетирования.
4. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе 1 «В» МАОУ «Лицей №28» г. Красноярска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложений.
По теме исследования имеется публикация в журнале «Вестник КГПУ».
Многие психологи и педагоги занимаются исследованием тем школьной адаптации и кризиса 7 лет и в современном мире.
Школьная адаптация наиболее глубоко и содержательно представлен в работах В.Н. Мезинова, О.Ю. Люленковой, Н.В. Литвиненко, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, И.Ю. Млодик и других ученых.
Мы рассмотрели понятия. которые связаны со школьной адаптацией; подходы к пониманию «школьной адаптации» и его компонентов; из каких структур состоит школьная адаптация и какие сферы задействованы; факторы, которые могут повилять на школьную адаптацию; какие особенности школьной адаптации выделяют у первоклассников.
Также немаловажно учитывать возрастные особенности. Ведь для первоклассника свойственен кризис 7 лет, который подробно рассмотрен в работах Д. Б. Эльконина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, К.Н. Поливановой, и учитывать это в работе с обучающимися.
Мы рассмотрели ключевые понятия, которые связаны с кризисом 7 лет; особенности младших школьников при проживании кризиса 7 лет; новообразования кризиса 7 лет; факторы, влияющие на процесс проживания кризиса 7 лет.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня проживания кризиса 7 лет и уровня школьной адаптации:
-для выявления уровня адаптации: методика «Краски» (Р.П. Ефимкина), анкета «Школьная мотивация» (Н.Г. Лусканова), проективная методика «Я в школе» (Р.В. Овчарова);
-для выявления уровня кризиса: методика «Последовательные картинки» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго), методика “Да и нет не говорите” (Е.Е.Кравцова), цветовой тест отношений А.М. Эткинда.
Анализируя результаты констатирующего среза, несмотря на то, что преобладает средний уровень, мы выявили следующие трудности первоклассников на этапе школьной адаптации в период кризиса семи лет:
1. Проживание кризиса: по критерию произвольность низкий уровень - 57%, видим, что присутствуют определенные риски: они не своевременно включаются в работу, трудно подчиняться правилам и требованиям; по критерию рефлексия средний уровень - 43%, низкий уровень - 38% видим, что идет снижение, но возникают трудности с рефлексивным анализом; по критерию непосредственность средний уровень - 62%, высокий уровень - 24%, видим, что у большинства обучающихся преобладает импульсивное поведение, они выражают свои желания и недовольства прямо;
2. Школьная адаптация: по эмоциональному компоненту средний уровень - 71%, низкий уровень - 14%, большинство находятся на среднем уровне, но присутствует и низкий уровень, это показатель того, что этим обучающимся не нравится в школе, тяжело эмоционально; по критерию школьной мотивации на среднем уровне находится 62%, на низком уровне - 29%, первоклассники с низким уровнем не в полной мере осознают зачем ходить в школу; по коммуникативному критерию большая часть имеет средний уровень - 52%, но также есть ученики с низким уровнем - 29%, что также нам говорит о том, что есть трудности при взаимодействии с учителем и одноклассниками.
При выявлении взаимосвязи между качественными признаками был определен коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который показал, что взаимосвязь между исследуемыми понятиями присутствует.
Полученные результаты явились основой составления комплекса занятий, целью которого послужило помощь ученикам в процессе адаптации и решении противоречий, лежащих в основе кризиса.
Был проведен формирующий эксперимент на основе игровой технологии «Путешествие», результаты которого показали динамику:
- по критерию произвольность преобладает высокий уровень. Это говорит нам о том, что первоклассники усвоили правила, приняли их, учатся их соблюдать, а также учатся контролировать своё поведение и деятельность.
- по критериям рефлексия и непосредственность преобладает средний уровень. Большинство учеников с низким уровнем теперь находятся на среднем уровне и высоком уровне, также некоторые первоклассники, которые имели средний уровень после игры стали на высоком уровне, что свидетельствует о том. что ученики стали оценивать свои действия, контролировать свои поступки. Причем по критерию непосредственность чем ниже уровень, тем меньше проявление импульсивности.
- по критерию эмоциональная сфера также произошли изменения: ученики положительно относятся к школе и учебной деятельности.
- по критерию коммуникативная сфера также произошли изменения - в процессе игры ученикам нужно было выстраивать коммуникацию друг с другом и с учителем.
- по критерию школьная мотивация выявлено преобладание среднего уровня, это говорит нам о том, что у первоклассников повысился интерес к учебной деятельности.
Тем самым составленный нами комплекс и результат констатирующего и формирующего эксперимента могут быть использованы учителями начальных классов при работе над с адаптацией и кризисом 7 лет младших школьников.
1. Приказ Министерства просвещения России от 31.02.2021 N 286 "Об
утверждении федерального государственного образовательного 29 стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте 24 России 05.06.2021 N 64100) [
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028]
2. Акопян A.A. Преемственность на этапах детский сад и начальная школа // Управление ДОУ 2003 № 2 - С. 92-95.
3. Амбрумова А. Г. Анализ состоянии психологического кризиса и их
динамика [Электронный ресурс] // Психологический журнал, 1985. №6 URL: https://arxiv.gaugn.ru/s0205-95920000621-0-1-ru-975/ (дата обращения: 16.04.2022).
4. Безруких М.М., Необходима системная, целенаправленная и индивидуальная работа по подготовке детей к школе // Вестник образования. 2005 № 2 С. 9-12
5. Беккер И.Л., Мельникова Е.А. Современные особенности социальной
адаптации младших школьников [Электронный ресурс] // Известия ПГУ им.
В.Г. Белинского. 2008. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennostisotsialnoyadaptatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения:
10.05.2022)
6. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Эксперимент и инновации в школе, 2010. № 3. С. 41-44
7. Бершедова Л.И. Личностные новообразования критических периодов детства [Электронный ресурс] // Серия Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). Выпуск 6 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyenovoobrazovaniya-kriticheskih-periodov-detstva/viewer(дата обращения: 16.05.2022).
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. тр.
М.; Воронеж, 1995. 352c.
9. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. 4-е изд.,расш. - М.: 2003 672 с.
10. Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации
младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) [Электронный ресурс] // Балканское научное обозрение. 2018. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
uchebnoymotivatsii-mladshihshkolnikov-sredstvami-informatsionnokommunikatsionnyh-tehnologiyteoreticheskiy-aspekt (дата
обращения: 18.04.2022)
11. Буйлова Л.Н. Организация дополнительного образования детей в школе // Справочник заместителя директора школы. 2010. 112c.
12. Вальнер H.A. Социализация дошкольника в семье и образовательных учреждениях: автореф. дисс. канд. соц. наук: 22.00.04/ H.A. Вальнер. М., 2006.
С.22.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 240с.
14. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Знание, 1999. 192с.
15. Все о младшем школьнике. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: ВентанаГраф, 2014. 399 с.
16. Выготский Л.С. Проблема возраста. В 6 т. Т 4. М.:Просвещение, 1984. 432с.
17. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 1008 с.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 384с.
19. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988. С. 36 - 45.
20. Гуськова Т В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.
21. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного
самоопределения: автореф. дисс. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18403.php(дата обращения: 10.05.2022.)
22. Журавлева В.С., Гакаме Ю.Д. Профилактика и коррекция школьной
дезадаптации у учащихся начальной школы [Электронный ресурс] // Наука и современность. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-
ikorrektsiya-shkolnoydezadaptatsii-u-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly (дата
обращения: 18.04.2022)
23. Иванова Н.В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. 2009 № 7 С.32-36.
24. Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков. // Начальная школа. 2011. №1. С. 18-22.
25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 150с.
26. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. М. Просвещение, 1988. 224c.
27. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореф, дис. д-ра психол, наук. // Самара, 2009. С. 24.
28. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход): монография. М.: Сфера, 2007.
29. Лихачев Б. Т Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Юрайт, 2010.—465 с.
30. Мезинов В.Н., Люленкова О.Ю. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности [Электронный ресурс] //
Ped.Rev.. 2019. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskie-
usloviyaobespecheniyaadaptatsii-mladshego-shkolnika-s-ogranichennymivozmozhnostyami-zdorovya-kuchebnoy(дата обращения: 03.05.2022)
31. Мещеряков Б.Г., Соболев Г.И. Операционализация
социальнопсихологической адаптации студентов ZZ Культурноисторическая психология. 2010. №1. С.56-64.
32. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжитьZZ Проблемы адаптации. 2016. С.10., с.7
33. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоградю.: Перемена, 2011. - 361с.
34. Морозов А.В. Проблемы социально-психологической адаптации. [Электронный ресурс] ZZ URL:http:ZZwww.bestreferat.ruZreferat-283.html(дата обращения: 10.05.2022).
35. Нагорнова Л.В, Волынкин В.И. Игра как метод обучения младших школьников ZZ Гуманитарные исследования,2014. № 2. С.160-164
36. Никифорова Н.В. Модель педагогического сопровождения
успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы [Электронный ресурс] ZZ Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.2012. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modelpedagogicheskogo-soprovozhdeniyauspeshnogo-vhozhdeniya-mladshihshkolnikov-v-obrazovatelnuyu-sredushkoly-1(дата обращения: 05.05.2022)
37. Никифорова О.А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие. ZZ Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. 96c.
38. Овчарова РВ. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.
39. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: под ред.
Л.И.Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс. 2009. 1359с.
40. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988. 136c.
41. Пантелеева В.В, Арбузенко О.И. Психология кризисных состояний личности: Учебное пособие. Тольятти. Изд.: ТГУ, 2011. 195с.
42. Пергаменщик, Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути: автореф. дис. . д-ра психол. наук. Минск, 1999. 43с.
43. Петрановская Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Москва : АСТ, 2021. 287 с.
44. Пистун Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в
условиях реализации ФГОС // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС
Интерактив Плюс, 2017. В 2 т. Т1. С. 160-162. 2000. 81с.
46. Поливанова К.Н. Психологический-анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории* Л.С.Выготского): автореф. дис.д-ра психол. наук / К.Н.Поливанова. М., 1999. 38 с.
47. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 109с.
48. Савик Н.В. Социальная адаптация младших школьников в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2019. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnayaadaptatsiya-mladshih-shkolnikov-vusloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya(дата обращения: 09.05.2022).
49. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. [Электронный ресурс] // Уфа: Здравоохранение Башкортостана,
2001. URL:http://marks.on.ufanet.ru/PSY/PSYADA1.HTM(дата обращения:
11.05.2022.)
50. Селиванов В. С. Основы общей педагогики : теория и методика
воспитания : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Селиванов ; под ред. В.А.Сластенина. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр
«Академия», 2007 336 с.
51. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
52. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 128с.
53. Сосина М.С. Индивидуальные особенности социально¬
психологической адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дисс [Электронный ресурс] // URL:
http://www. dissercat. com/content/individualnye-osobennosti-sotsialnopsikhologicheskoi-adaptatsii-detei-v-usloviyakh-doshkoln (дата
обращения: 10.05.2022.)
54. Суханов А.А. Понятие адаптации: два дискуссионных вопроса [Электронный ресурс] // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-adaptatsiidva-diskussionnyh-voprosa(дата обращения: 09.05.2022).
55. Трифаненкова С.В. Кризис психологического развития ребенка “Одного года” // Вестник Смоленской медицинской академии.2003.№5. C.124- 130.
56. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации [Электронный ресурс] // Институт общегуманитарных исследований, 2002. URL: https://perviydoc.ru/v7886/хартманн_х._эгопсихология_и_проблема_адаптации (дата обращения: 18.04.2022)
57. Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников. // Психологическая наука и образование. 1998 №3-4. С.31-37
58. Чуткина Г. М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01
/ Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Минск, 1987. - 17 с.
59. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь. Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. - Гродно: ГРГУ, 2002. - 263 с.
60. Шкуричева Н. Совместная деятельность - успешная адаптация // Начальная школа : газ. издательского дома «Первое сентября». 2011. № 14. С. 43-46.
61. Шмаков С. А. Игра и дети. Москва: Знание, 1968. 64 с.
62. Эльконин Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психологии. 1992. №3-4. С. 14-28.