Семейная тема и образы детей в творчестве Л. Улицкой: роман «Медея и
ее дети», повесть «Веселые похороны», рассказы из цикла «Девочки»
(литературоведческий и методический аспекты)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ТЕМА ДЕТСТВА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Е. УЛИЦКОЙ 6
1.1. Обзор подходов и направлений прозы Л.Е. Улицкой 6
1.2. Образы детей и их функции в русской литературе 9
1.3. Семейная тема и тема детства в произведениях Л. Е. Улицкой 11
ГЛАВА II. СЕМЕЙНАЯ ТЕМА, ТЕМА ДЕТСТВА, ОБРАЗ РЕБЕНКА И ЕГО ФУНКЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Е. УЛИЦКОЙ 15
2.1. Тема семьи, тема детства и образы детей в романе «Медея и ее дети» 15
2.2. Образ ребенка (подростка) в повести «Веселые похороны» 26
2.3. Поэтика образов детей на примере сборников рассказов Л. Улицкой
«Девочки» и «Детство-49» 32
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. УЛИЦКОЙ) 42
3.1. Методические рекомендации (разработка конспекта внеурочного
мероприятия) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Произведения Людмилы Улицкой вызывают особый интерес у многих исследователей: О.В. Побивайло, И.И. Корелова, Н.В. Ковтун, Н.А. Егорова, Э.В. Лариева, М.Я. Горелик и другие. В конце 1990-х годов ее творчество развивается и становится все более востребованным не только на Западе (первая публикация прозы Улицкой была во французском издательском доме «Г аллимар»), но и в России. Произведения Улицкой исследуются в нескольких аспектах: мифопоэтика, этноэтика, гендерный аспект, семантический подход, «новейшая герменевтика», особенности жанра и социально-психологическая проблематика.
Такое разнообразие подходов к прозе Улицкой обусловлено в значительной мере тем, что «описывая советскую действительность, с послевоенного времени и до начала 1990-х годов, свое отношение к ней писательница выражает прямо, открыто, иногда резко отрицательно. Ярко выраженное социальное начало прозы Улицкой позволяет относить ее творчество к разным направлениям, говорит о ее связях с «жесткой прозой» или «новой волной»» [Аганесов, Колядич, Трубин 2005: 370].
Обращение к теме настоящей работы связано с тем, что в фокусе художественного внимания автора женские судьбы и семейная тема. Правомерно встает вопрос о художественной специфике образов детей, но литературоведы и критики уделяют этим образам недостаточное внимание. В рассмотрении данного художественного аспекта прозы Улицкой состоит актуальность предложенного исследования.
Семейная тема, по мнению многих исследователей, является ведущей в творчестве Улицкой и реализуется в произведениях разных жанров. В рамках семейной темы мы обнаруживаем, что Улицкая тяготеет к семейной хронике как сюжетно-типологической модели (роман «Медея и ее дети»). В повести «Веселые похороны» семейная тема приобретает иную трактовку, связанную с распадом традиционных представлений о семье в современном обществе. В рассказах семейная тема также значима в аспекте семья и общество.
Гипотезой нашего исследования стала мысль о значимости образов детей в произведениях писателя - представителя постмодернистской эпохи. Образы детей в произведениях Л. Улицкой наполняются онтологическим смыслом, что не было столь очевидным у писателей предшествующих поколений.
Теоретической базой для исследования послужили работы О.В. Побивайло, Г.А. Пушкарь, Т.А. Ровенской, И.Л. Савкиной и др. Кроме того, привлечены работы, в которых особое внимание уделяется интертекстуальным аспектам, семейной теме, теме детства, образу ребенка.
Объект исследования - роман «Медея и ее дети», повесть «Веселые похороны», сборники рассказов «Девочки» и «Детство-49».
Предмет исследования - семейная тема, образ ребенка.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ образов детей в рамках семейной темы (на материале романа «Медея и ее дети», повести «Веселые похороны», рассказов из сборника «Девочки»), разработка методической рекомендации для 10-11 классов средней школы.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературоведческие и литературно-критические источники по творчеству Л. Улицкой;
2) выявить художественные особенности образов детей и их семантику в контексте произведений;
3) разработать методические материалы для десятого/одиннадцатого класса средней школы.
Материалами исследования в качестве основного источника послужили: роман Л.Е. Улицкой «Медея и ее дети», повесть «Веселые похороны», сборники рассказов «Девочки» и «Детство-49», сборник интервью с писателем.
Научная новизна работы состоит в том, что в современном литературоведении уделяется недостаточное внимание образам детей (подростков) в произведениях Л. Улицкой, а предлагаемое исследование восполнит данный пробел.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в школьном историко-литературном курсе в десятом/одиннадцатом классах.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: описательный, историко-литературный, комплексный анализ и метод мотивного анализа.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
Работа прошла апробацию на трех конференциях: Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию В.П, Астафьева «Творчество В.П. Астафьева в контексте национальной истории и культуры» (2019 г.), VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2 место, 2019 г.), XVI Всероссийские с международным участием научные чтения молодых исследователей, посвященных памяти В.И. Даля (заочное участие, 2019 г.).
Также две статьи, которые послужили материалом для ВКР, опубликованы в следующих сборниках: «Актуальные проблемы современной филологии: материалы IX Международной научно-практической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых» (2019 г.),
«Всероссийские с международным участием научные Далевские чтения молодых исследователей: материалы XVI чтений, посвященных памяти В.И. Даля» (2019 г.).
Исследователи считают, что семейная тема является ведущей в творчестве Улицкой и реализуется в произведениях разных жанров. В рамках семейной темы мы обнаруживаем, что Улицкая тяготеет к семейной хронике как сюжетно-типологической модели (роман «Медея и ее дети»). В повести «Веселые похороны» семейная тема приобретает иную трактовку, связанную с распадом традиционных представлений о семье в современном обществе. В рассказах семейная тема также значима в аспекте семья и общество.
Тема детства сопряжена с семейной темой в творчестве Л.Е. Улицкой, она расширяется и углубляется, переносится из сферы сугубо психологической в область метафизическую связывается с проблемой восприятия ребенком основополагающих нравственных ценностей. Можно утверждать, что творчество Улицкой по-своему автобиографично. Детство - это то, что оберегается и хранится в памяти каждого: в памяти писателя, героев и читателей.
На основе собственного анализа, сделаны следующие выводы. В соответствии с поставленной целю в работе были проанализированы образы детей (подростков) в рамках семейной темы (на материале романа «Медея и ее дети», повести «Веселые похороны», рассказов из цикла «Девочки»). На основе изучения статей, диссертационных работ, публикаций в журналах можно сделан вывод о том, что семейная тема рассматривается специалистами в разных аспектах, начиная от мифопоэтики и заканчивая «новейшей герменевтикой». Именно семья в художественном мире Л. Улицкой приобретает значение доминирующей аксиологической категории. Тема семьи/рода актуализируется в прозе рубежа XX-XXI веков, и в частности в раннем и позднем творчестве Улицкой.
Семейная тема является сквозной в произведениях Л. Улицкой. Образ ребенка, в контексте семейной темы, несет в себе конструктивную семантику, является доминантой в ряду представленных образов, интонирующих мотив детства, которые наиболее полно воплотились в раскрытии ключевых моментов особенной роли ребенка в семье, его особого положения.
В прозе Улицкой детство изображено как период пробуждения «я», исток всей последующей жизни. Вместе с тем детская тема иногда приобретает расширенное до символического значение. Так, например, по нашим наблюдениям, в романе «Медея и ее дети» детьми является каждый член семьи, от братьев и сестер до единственного мужа.
Анализируя этот первый в творчестве Улицкой роман, нельзя не отметить, что при его создании писательница опирается на реалистическую традицию, описывает более подробно традиционный (патриархальный) семейный уклад. Улицкая показывает роль устоявшихся семейных ценностей (важность генетической памяти, дома, семьи, продолжения рода, ответственности перед предками и будущими поколениями).
Следуя традициям русской литературы, Улицкая показывает достаточно подробно детство героев и их внутрисемейные отношения друг с другом. Такое пристальное внимание к теме детства обуславливается необходимостью раскрыть внутренний мир персонажей, особенности характера и причины совершаемых поступков. Начиная с этого романа и в дальнейшем автор показывает детство героев в контексте социальной эпохи: войны, революции, эмиграции, где переживания детей не менее значимы, чем переживания взрослых.
В художественном мире Улицкой показана возможность стать членом семьи через брак, усыновление, принятие в семью людей разных национальностей и культур, возможность всегда вернуться под родной кров, где каждая мелочь знакома с детства - все это составляет бытийный план существования и бытийную проблематику произведений автора.
Семейная тема в романе и в дальнейших произведения Улицкой представлена полярно, с одной стороны, семья является опорой, поддержкой и социально значимой составляющей в жизни человека, с другой стороны, семейные отношения могут претерпевать разлад, разрушение духовного единения. Для некоторых героев Улицкой семья перестает быть ценностью (Маша и Бутонов «Медея и ее дети», герои повести «Веселые похороны», герои рассказы «Счастливая Колыванова»).
Показывая деструкцию семьи и брака, Улицкая отмечает, что количество детей в одной семье у поколения 60-70-х годов значительно снизилось. Семьи, как правило, состоят из трех человек, реже в семьях бывает 2-3 ребенка, что было немыслимо для предыдущих поколений. Меняется не только отношение к семье и браку, но и отношение к самому себе.
Все это доказывает, что в художественной реализации темы семьи Улицкая проводит мысль о том, что человек, не имеющий духовного родства и покровительства, может не совладать со своими стихийными чувствами, быть эмоционально-неустойчивым и может быть подвержен разного рода опасностям.
В повести «Веселые похороны» герои-эмигранты могут рассматриваться как блудные дети - инвариант евангельского мотива/притчи о «блудном сыне». Здесь мы также можем проследить, что герои повести оторваны от своего Отечества не только физически, но и духовно.
В контексте семейной, гендерной и эмигрантской темы в «Повести веселые похороны» реализуется идея о первостепенной роли близкого взрослого в формировании человека, в особенности ребенка (подростка), который нуждается в повышенном внимании. Ребенок становится не просто продолжением рода, он [ребенок] становится проводником идеи бессмертия. Следовательно, художественный образ ребенка чрезвычайно значим для реализации комплекса онтологического смысла описываемых судеб.
О теме детства Улицкая, во многих произведениях, пишет, как об очень тяжелом, драматичном периоде человеческой жизни. Зачастую дети в прозе Л. Улицкой — это «маленькие взрослые». В этом случае тема детства приобретает отрицательные коннотации в тех произведениях автора, в которых исследуются истоки развоодушевления людей, в результате которого исчезают духовные традиции, утрачиваются родственные связи, происходит нравственное вырождение личности.
Основываясь на анализе рассказов заметим, что Улицкая пишет о детства как о тяжелом периоде жизни.
На основе всех проанализированный текстов, мы определили ряд художественных средств, с помощью которых созданы и представлены образы детей в малой прозе Л. Улицкой.
1. Описание нарратором портрета ребенка и его окружения (Алена Пшеничникова, рассказ «Ветряная оспа»; сестры Оля и Дуся, рассказ «Капустное чудо»);
2. Ретроспекция повествования, где рассказчик описывает свое восприятие мира в прошлом, автобиографизм (рассказ «Дар нерукотворный»).
3. Описание ребенка через восприятие родителей или других персонажей (Эмма Ашотовна и ее дочь Маргарита, рассказ «Чужие дети», Геня Пираплетчиков, рассказ «Бумажная победа»; Колюня «Счастливый случай»);
4. Отражение взросления ребенка через поступки и осмысление собственных переживаний (Лили Жижморская, рассказ «В марте того же года...»; Сережа, рассказ «Гвозди»; Дина, рассказ «Дед-шептун»);
5. Сопоставление характеров персонажей (Сестры Гаяге и Виктория Агонесян, рассказы «Чужие дети», «Подкидыш»; сестры Оля и Дуся, рассказ «Капустное чудо»; Геня Пираплетчиков, рассказ «Бумажная победа»);
6. Описание психологических особенностей, эмоционального состояния ребенка (Таня Колыванова, рассказ «Бедная счастливая Колыванова», Валька Боброва, рассказ «Восковая уточка»);
Исходя из перечисленных художественных средств, с помощью которых создаются образы детей в прозе Л. Улицкой, можно сделать вывод, что дети являются сюжетообразующими персонажами в рассказах, а в повести и романе, также являясь персонажами второго плана, выполняют важную функцию - отражают эпоху. Именно детское восприятие, их познание мира, дают читателю представление о временной парадигме, в которой проходит взросление и сближение с реальным миром взрослых. Мастерство Улицкой заключается в художественном раскрытии психологии общения взрослых и ребенка (подростка).
В условиях современной действительности, отмеченной отрицательными явлениями частичной утраты или отказа от традиционных семейных ценностей, особо возрастает воспитательное значение литературы. Методический раздел работы содержит разработку внеурочной деятельности по литературе для 10-11 классов, целью которой является: анализ художественного произведения и воссоздание эпохи того времени, для более глубокого понимания художественного мира автора.
Представленная внеурочная деятельность актуализирует важную проблему для старшего подростка - проблема семьи и внутрисемейных отношений, которая является ключевой в художественном мире автора. С помощью интерактива, привлечения семьи обучающихся, детального анализа произведений, в ходе внеурочной деятельности мы прокомментируем и проанализируем «вечные темы» и литературные традиции, которые складывались на протяжении веков в русской литературе, сравним их и проследим/обозначим, как изменилось понимание семейной темы, какие мотивы и лейтмотивы ее окружают.
Предлагаемое мероприятие (встреча поколений в музейной комнате) будет способствовать пониманию произведений современного автора и связи литературы с личной историей, историей семьи самого читателя- старшеклассника. Таким образом, с помощью внеурочной деятельности можно расширить не только читательскую эрудицию и способствовать формированию отношения к семье, как жизненной ценности.
1. Аганесов В.А., Колядич Т.М, Трубина Л.А. и др. / Под ред. Т.М. Колядич Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.С. 369 - 391
2. Беляков С. Дон Кихот из Хайфы // Новый мир. 2007, № 5
3. Георгадзе М. Интервью с Л. Улицкой. // НаСтоящая литература. - 2003.
• Май
4. Горелик М.Я. Прощание с ортодоксией // Новый мир. - 2007. - № 5
5. Горохова О. В. Детскость творческой личности в русской культуре XX века // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2009.
• № 99. — С. 331-334.
6. Гостева А. Принимаю все, что мне дается: Интервью с Гостевой А. // Вопросы литературы. - 2000. - № 8
7. Грицанов А.А., Можейко М.А. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001. - 1040 с.
8. Егорова Н.А. Проза Л. Улицкой 1980 - 2000-х годов: проблематика и поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Егорова. - Астрахань, 2007. - 22 с. 2
9. Золотоносов М. Мужчина ее мечты / М. Золотоносов // Московские новости. - 2004. - 13 февраля. - С. 7
10. Иванова Н.Б. Современная русская литература: метасюжет и его восприятие: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. Б. Иванова. - СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2006
11. Казарина Т. Рецензия на сборник Л. Улицкой
12. Ковтун Н.В. Мифология поиска истины в раннем творчестве Л.
Улицкой. Архангельск: Вестник Северного (Арктического)
федерального университета: Гуманитарные и социальные науки, 2013. С. 75- 84.
13. Ковтун Н.В. Мифопоэтика сюжета о поиске и обретении истины в повести Л. Улицкой «Сонечка». Екатеринбург: Известия Уральского
федерального университета: Гуманитарые науки, 2014. С. 233- 248.
14. Колядич Т. М., Капица Ф. С. Русская проза XXI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания. М.: Флинта, 2010. 430 с.
15. Корелова И.И. Национальная концептосфера и идиоконцептосфера: дис. ... канд. фил. наук. - 2009...45