Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы

Работа №169438

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основания профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы 11
1.1 Профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением в
жизнедеятельности школы как проблема 11
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с девиантным поведением
как субъектов жизнедеятельности школы 15
1.3 Организация воспитательной работы детей с девиантным поведением в
пространстве в жизнедеятельности школ 19
Глава II. Реализация педагогических условий эффективной профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы 25
2.1. Недирективное формирование объединений детей с девиантным
поведением по направлениям культурно-досуговой жизнедеятельности школы 25
2.2. Эмоциональная насыщенность жизнедеятельности детей с девиантным
поведением в воспитательном пространстве школы 30
2.3. Подготовка воспитателей школы к работе по профилактике и
реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности 36
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения

Актуальность исследования. На текущем этапе развития России происходят серьезные изменения фактически всех сфер жизнедеятельности общества. Ребенок ежедневно и ежечасно испытывает серьезные физические и психические перегрузки, вынужден решать трудные повседневные, что ведут к поиску новых, альтернативных, часто девиантных форм поведения, которые позволяют как-то адаптироваться к новой обстановке. Наличие в школьной среде детей с девиантным поведением является важным показателем социально-экономического, социокультурного и нравственного не благополучия общества. Педагогическая поддержка такого ребенка в процессе жизнедеятельности школы становится важной социальной и педагогической проблемой, объектом государственного внимания и предметом заботы, как наиболее сложный субъект процесса воспитания грядущих поколений.
В педагогическом сообществе, признающем приоритет воспитательной работы в жизнедеятельности школы, положение с возрастающей девиацией поведения учащихся вызывает серьезную тревогу, как и то, что современная образовательная система, рассчитанная на среднего, не существующего в реальной жизни ученика, не способна купировать этот процесс. На это указывает и принятая к исполнению Федеральная программа развития образования, и итоговые материалы педагогических съездов и совещаний всероссийского и регионального уровней, и не прекращающаяся дискуссия в средствах массовой информации.
В современной системе образования обострились противоречия между:
• потребностью государства и общества в воспитании свободной, критически мыслящей, творческой личности, и невозможностью реализовать этот потенциала только в воспитательном пространстве семьи, внешкольных учреждений, улицы;
• потребностью педагогического сообщества в эффективной профилактике и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы и невозможностью их реализации только в воспитательном процессе, ориентированном на абстрактного ребенка
- потребностью учителей в осуществлении на практике профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы и недостаточным освещением этого процесса в педагогической литературе.
Таким образом, на основе изучения актуальности и выявленных противоречий определена проблема исследования, заключающаяся в необходимости определения, обоснования и описания педагогических условий эффективной профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы
Степень изученности проблемы: Современная педагогическая и
психологическая литература рассматривает различные стороны и аспекты воспитания и обучения детей с девиантным поведением. Так в нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные научные исследования по проблемам педагогики и психологии: проблемы нравственного воспитания в школе (А.А. Колесником, З.Г Нигматовым, Ф.Г. Сидтиловым, С. В. Березиным, Ю.Е. Клевцовой, Л. С. Колесовой, А. М. Куликовым, К.С. Лисецким ), нарушения процесса социализации (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский); проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений (В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Л. Рыбцовой, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапкотеории девиаций (В.С.Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, А. Миллера, М.Е. Поздняковой, Э. Сатерленда, З. Фрейда, Э.Эриксона, К. Юнга,); обучения особых детей (Ш. А. Амонашвили, Н.О. Гафурова, А.И. Доровский, Е.Н. Задорина, О.Б. Мочалова, К. Д. Ушинский,В. Т. Лихачев и др); ); влияния школьной среды и профилактике отклоняющегося поведения учащихся (Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г.
Степанова); средства и способом снижения девиантности исследовались (В. С. Соловьевым, А. В. Суворовым, С. А. Петренко, А. В. Мудриком, Б. Т. Лихачевым, И. А. Донцовым, В. П. Емельяновым и др.), психологии творчества ( А.В. Брушинский, Б.М. Кедров, Л.Л. Рубенштейн), вопросах индивидуальных различий и способностей (Э.А. Голубева, А. Бандура, В.М. Русалов, Б.М. Теплов);
Обзор и анализ литературы показывает, что, несмотря на многочисленные исследования означенная проблема требует дальнейшего изучения. Отсюда вытекает необходимость исследования темы: «Профилактика и
реабилитация детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы».
Целью исследования является выявление, обоснование и описание педагогических условий эффективной организации профилактики и реабилитация детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы.
Объект исследования: воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия эффективной
профилактики и реабилитация детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы.
В основу исследования была положена следующая гипотеза:
Профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы возможно будет более эффективной, если создать следующие педагогические условия:
• свободное формирование объединений детей с девиантным поведением по направлениям культурно-досуговой жизнедеятельности школы;
• эмоциональное насыщение жизнедеятельности детей с девиантным поведением в воспитательном пространстве школы;
• подготовка воспитателей школы к работе по профилактике и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности.
На основе поставленных целей, определения объекта, предмета, гипотезы нами определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать профилактику и реабилитацию детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы как психолого­педагогическую проблему;
2. Выявить и охарактеризовать психолого-педагогические особенности различных категорий детей с девиантным поведением как субъектов жизнедеятельности школы;
3. Выявить и охарактеризовать различные формы организации воспитательной работы детей с девиантным поведением в пространстве в жизнедеятельности школ
4. Выявить, обосновать и описать оптимальные педагогические условия эффективной организации профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы;
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушинский, Б.Ф. Ломов и др.), положения концепции особого детства (Д.Б. Богуславская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский, Ю.Д. Бабаев , В.Н. Дружинин и др.); методы диалектической логики (Г.Гегель, К.Маркс, В.И. Ленин, Ф. Энгельс), положения теории воспитания особых детей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.С. Макаренко), методологические основы теории отражения и деятельности (В.И. Ленин, С.Л. Рубенштейн, В.Д. Шадриков и др о значении клуба в клубной деятельности в формировании творческой личности (А.С. Беличевой, Г.И. Фроловой),идеи о роли культурно­досуговой и когнитивной деятельности в воспитании подростков (В.Н. Дружинин, Т.П. Зинчеснко, В.С. Нургалиев).
Идеи и концепции, в которых раскрыты: личностно-ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.В. Макаев, А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, В.А.
Сухомлинский);гуманизация образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург, Е.Н. Шиянов); психологические основы теории формирования личности (В.В. Белоус, Л.И. Божович, А Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский);проблемы содержания общего образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М В. Рыжаков, М.Н. Скаткин).
Методы исследования: в процессе выполнения исследования
использовалисьчастно-научные (объективный анализ источников и документов, педагогические наблюдения, беседы, опросы, обобщение педагогического опыта) и общенаучные методы (анализ, обобщение, моделирование процесса).
Новизна исследования заключается в том, что в нем обоснована необходимость организации целостного процесса социально-педагогического взаимодействия с учащимися с девиантным поведением в пространстве учреждений социально-культурной сферы как средства их реабилитации; определены основные педагогические подходы к решению этой проблемы, выявлены основные компоненты и уровни в системе данного взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• изучена, систематизирована и обобщена психолого-педагогическая литература по проблеме профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы;
• определены и охарактеризованы психолого-педагогические особенности учащихся с девиантным поведением как субъектов жизнедеятельности школы;
• выявлены и описаны педагогические условия организации профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением в пространстве жизнедеятельности школы, содержащие три компонента: содержательный, операционно-деятельный и оценочно-регулятивный.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявление, обоснованы и описаны педагогические условия эффективной организации профилактики и реабилитация детей с девиантным поведением в жизнедеятельности школы, технология их внедрения. Представлено обоснование социально-педагогического взаимодействия с детьми с девиантным поведением в пространстве жизнедеятельности школы, а также в ходе подготовки и повышения квалификации психологов, педагогов.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций
(антропологический, культурологический и герменевтический подходы), применением комплексного подхода, адекватностью методов исследования его логике и задачам, репрезентативностью источниковой базы и логичностью выводов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Личность учащегося с девиантным поведением представляет собой определенным образом реализуемую совокупность потенциальных возможностей в том или ином виде в когнитивной (поисково­исследовательской, образовательной, трудовой, досуговой) деятельности.
2. Пространством эффективной организации, обеспечивающим интенсивность социально-педагогических взаимодействий с различными категориями учащихся с девиантным поведением, выступают учреждения социально-культурной сферы.
3. Педагогическое условие эффективной организации воспитательной работы с учащимися с девиантным поведением, являются недирективные формирования объединений воспитанников по направлениям культурно - досуговой деятельности, поскольку обеспечивают выявление новых интересов, расширение кругозора, дают возможности для самореализации детей, помогают выявить личностные потребности.
4. Педагогическим условием эффективной организации воспитательной работы с учащимися с девиантным поведением выступает эмоциональная насыщенная жизнедеятельность воспитанников в пространстве учреждений социально-культурной сферы, так как дает возможность обеспечивать реализацию эмоций положительного спектра и формирует оптимальные мотивы их участия в жизнедеятельности учреждения и повседневно-бытовой жизни.
5. Условием эффективной организации педагогической деятельности с детьми с девиантным поведением выступает специальная подготовка команды учителей - воспитателей в социально-культурной сфере, так как деятельность детей в этой сфере позволяет оценить и проанализировать способности и потенциал каждого ребенка, подобрать правильные методики и обеспечить ребенку психолого - педагогическую поддержку.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфах, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше общество, находясь на современном этапе развития, сталкивается с бесконечным числом социальных проблем в образовательной и общественной сферах. Одной из них является психолого-педагогическая поддержка личности учащихся с девиантным поведением в учебно-воспитательном процесс. Поскольку воспитательный процесс рассчитан на среднего ученика, ребенок с отклоняющимся поведением является наиболее сложным субъектом воспитательного процесса.
На сегодняшний день мы можем смело утверждать, что каждый ребенок, непосредственно и с девиациями в поведении, имеет полное и непоколебимое право на развитие всех своих потенциальных возможностей, на преодоление девиации и адаптацию в социальной жизни. И, разумеется, в этом также заинтересовано наше государство, ведь наличие таких детей является одним из важнейших показателей, которые характеризуют нравственное, социальное и экономическое благополучие общества.
Личность с учащимися с девиантным поведением в воспитательном пространстве школы представляет собой оптимально реализованную совокупность ее потенциальных возможностей в том или ином виде когнитивной деятельности.
Организация воспитательной работы с учащимися с девиантным поведением представляет собой создание специального социокультурного пространства с реализацией соответствующих условий с целью поддержки и развития обездоленного подростка, выработки способности и желания самостоятельно справляться с различными жизненными проблемами. А так же разрешения противоречий между: различными способностями и готовностью подростка к деятельности по преодалению своих проблем. И невозможностью их реализации только традиционной системы образования; природной любознательностью подростков и не желанием учится вследствие той или иной трудной жизненной ситуации; индивидуальными особенностями подростков и их жизненной ситуации и ориентацией воспитателей на среднего и благополучного в жизни подростка.
Социально-культурная деятельность школы, выступают пространством эффективной организации воспитательной работы с учащимися с девиантным поведением, педагогическое обеспечение которой включает три структурных компонента: содержательный (связан с необходимостью по возможности синхронного формирования и развития интеллектуальных, коммуникативных и психофизических способностей личности обездоленного подростка; операционно - деятельностный (связан со стратегией обогащения процесса педагогического сопровождения на основе выявленных и обоснованных педагогических условий); оценочно-регулятивный (связан с определением признаков и критериев оценки процесса социально-педагогического сопровождения и явлений ему сопутствующих, позволяющих оценить уровень участия участников в жизнедеятельности воспитанников, что было принято в качестве основного показателя эффективности воспитательной работы.
Реализация воспитательной работы с детьми с девиантным поведением в пространстве жизнедеятельности школы включала в себя комплексную реализацию условий, выявленных нами в теоретической части.
Она представляет собой оптимально организованную систему всех влияний участников педагогических отношений объединенных в том или ином виде когнитивной (исследовательской, образовательной, трудовой, досуговой) деятельности в воспитательном пространстве жизнедеятельности школы. Обеспечивая интенсивность социально-педагогического взаимодействия с различными категориями учащихся с девиантным поведением, выступает воспитательным пространством организации воспитательной работы с ними.
Свободное объединение воспитанников по направлениям
исследовательской, образовательной, трудовой, досуговой деятельности при реализации какой-либо общей социально-значимой программы оказало влияние на когнитивную и в несколько меньшей степени- на поведенческую сферы девиантной личности, следовательно, выступает педагогическим условием эффективной организации воспитательной работы с ними в пространстве жизнедеятельности школы.
Эмоциональное насыщение жизни и деятельности всех субъектов педагогических отношений в воспитательном пространстве жизнедеятельности школы так же выступает педагогическим условием эффективного организации воспитательной работы с учащихся с девиантным поведением, поскольку оно в совокупности с первым в большей степени повлияет на эмоции воспитанников и формирование у них оптимальных личных мотивов, как в жизни, так и в меньшей степени когнитивной деятельности учитывающей индивидуальные психофизические (половозрастные) и социально-психологические особенности и запросы участников педагогических отношений в целом.
Специальная психолого-педагогическая подготовка работников учреждений социально-культурной сферы к воспитательной работе с учащихся с девиантным поведением, так же выступает педагогическим условием их эффективной ее организации в пространстве этих учреждений, которое в совокупности с предыдущими повлияло в большей степени на эмоционально­мотивационную и поведенческую, а так же в несколько меньшее, на когнетивную сферы личности подростков. Обеспечивающим формирование преподавательской команды, позволяющей адекватно оценить социальную позицию подростка, выбрать воспитательные методики и формы педагогического взаимодействия и обеспечить его педагогическое сопровождение во время воспитательного процесса.


1. Аллин, О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. [Текст] — М.: Генезис, 2005. — 248 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2 [Текст]/ Под ред. A.A. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980 - 288 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост. Л.В.Куликов. - СПб., - 2000.
4. Денисенко Ф.Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе// Дисс.к.п.н.- Красноярск-2005.-С.
5. Дриль Д.А. Бродяжничество и нищенство и меры борьбы с ними. - СПб., 1898. - С. 34.
6. Зверев В.А. Дети - отцам замена: Воспроизводство сельского населения Сибири (1861 - 1917 годов). - Новосибирск, 1993. - С. 25.
7. Маргулис М. Исторический очерк законодательных мер по общественному призрению. - Одесса, 1894. - С. 33.
8. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, - СПб., 1894. - С. 277.
9. Максимов Е. Очерк истории развития и современного положения общественного призрения в России. - [Без места], 1900. - С. 68
10. Максимов Е. Из истории государственного призрения в России. - СПб., 1901. - С. 65.
11. Нургалеев В.С. Введение основ формальной логики в обучение младших подростков в условиях оптимизации образовательного процесса(на материале естественнонаучных дисциплин// Дисс.канд.пед. наук:13.00.01- Челябинск, 1996.-194 с.
12. Рождественский Н. Рассуждение о мерах правительства к сохранению жизни и здоровья народа. - СПб., 1836. - С. 121.
13. Стог А. Об общественном призрении в России. - СПб., 1818 // Антология социальной работы. В 5 томах. Том 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе / Составитель М.В. Фирсов. - М., 1995. - С. 5 - 31.
14. Турина И.С. Деятельность классного руководителя по профилактике девиантного поведения подростков во время обучения в средней школе / И.С. Турина, А.И. Гулякевич // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - 2018. - С. 131-134.
15. Хаустов Н.А. Система работы классного руководителя с трудными подростками в школе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 853-855.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ