Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ С РЕЦИДИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа №169435

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ исследования этнической идентичности осужденных мигрантов
1.1 Этнокультурные особенности мигрантов
1.2 Общее представление об этнической идентичности
1.3 Понятие рецидивной преступности и ее виды.
Глава 2. Эмпирическое исследование этнической идентификации осужденных мигрантов
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
2.3 Программа по развитию толерантности у осужденных мигрантов к другим этническим группам
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Актуальность исследования: Методологический смысл категорий идентичности был введен в научный оборот в середине XX в. За этот период метапсихологические категории идентичности были изучены во множестве отдельных ее видов: профессинальной идентичности [1-3], гендерной идентичности [4], социальной идентичности [5-8], этнической идентичности [9], личностной идентичности [11, 15, 16].
Этническая идентичность способна изменять свою структуру и человек принадлежащий к определенной этнической группе может отказаться от членства в ней и присоединиться к другой этнической группе. Кроме этого в процессе миграций личность неизбежно сталкивается с необходимостью трансформации своей социальной и этнической идентичности, для того чтобы суметь эффективно взаимодействовать в новой среде. К сожалению не все мигранты способны к эффективной адаптации, изменению и подстройке своей этнической идентичности в новой этнической среде. Здесь причинами вы-ступают многие факторы, начиная от возраста мигранта, его социального уровня и образования, заканчивая индивидуальными характеристиками ми-гранта.
Определение этнических границ происходит, как правило, в процессе межэтнических контактов, в результате которых индивид выбирает также наиболее приемлемую аккультурационную стратегию этнической идентификации. При этом каждый мигрант должен для себя решить два вопроса, неизбежно встающие перед ним:
1) отношение к родной культуре, необходимость сохранения у наследованной идентичности;
2) отношение к принимающей национальной культуре, необходимость усвоения её норм и ценностей.
Этническое самосознание формируется с детства; уже к 10-11 годам ребёнок отмечает уникальность истории, специфику бытовой культуры своего народа. К концу подросткового возраста формируется полноценное этническое самосознание, усваивается характерная для народа этика и эстетика. Как отмечает Б.Х. Бгажноков, «при участии и под контролем этой этики осуществляется познание мира, выкристаллизовываются чувства, предпочтения, оценки, формируются представления о долге и должном поведении, из-меняется Я-образ личности».
В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю на сегодняшний день содержится 1013 подозреваемых, обвиняемых и осужденных с различной этнической идентичностью и попадающих в места лишения свободы не в первый раз. На сегодняшний день существует проблема в отсутствии форм работы и механизмов воздействия на данную категорию.
Рост численности осужденных мигрантов совершающих повторные преступления, их высокая степень криминализации, личностные и поведенческие особенности, а также необходимость внедрения различных форм индивидуально-профилактической работы с ними свидетельствуют о необходимости изучения этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением.
Цель исследования: выявить особенности этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы этнической идентичности среди осужденных мигрантов с рецидивным поведением в отечественной и зарубежной литературе;
2. Изучить этническую идентичность осужденных мигрантов неоднократно совершающие преступления;
3. Изучить этническую идентичность осужденных мигрантов впервые совершивших преступления;
4. Провести сравнительный анализ этнической идентичности осужденных мигрантов впервые и неоднократно совершивших преступления
Объект исследования: этническая идентичность осужденных мигрантов
Предмет исследования: этническая идентичность осужденных мигрантов с рецидивным поведением
Гипотеза исследования: Можно предположить, что у осужденных мигрантов с увеличением количества рецидива значительно чаще преобладает гипертрофированная этническая идентичность, которая выражается в этно-эгоизме, этноизоляционизме и этнофанатизме.
Методологическая основа исследования:
1. Теория самокатегоризации Дж. Тернер. Она является логическим продолжением теории социальной идентичности. Предметом теории самокатегоризации является процесс социальной категоризации. Социальная категоризация — отнесение человеком окружающих его людей к тем или иным социальным группам — категориям.
2. Положения историко-эволюционного подхода (А.Г. Асмолов), в основе которого лежит полисистемный анализ человека. Реализация положения о необходимости изучения человека в процессе эволюции порождающей его системы предполагает, чтобы исследователь не просто говорил о развитии, а каждый раз ставил вопрос об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена и о порождающей его системе.
3. Парадигма смысловой регуляции деятельности, которую представляют отечественные психологи (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А.Леонтьев) В рамках культурно-исторической концепции понимания психики проблема взаимовлияния личностных параметров и познавательной деятельности сформулирована как единство аффективных и интеллектуальных компонентов.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым - психологическое изучение личности осужденного мигранта (изучение документов, характеризующих личность мигранта, субъективную и объективную стороны совершенных ими противозаконных деяний, цветовой тест отношений, адаптированный к специфической задаче изучения отношений личности к преступному и правомерному способам обеспечения удовлетворения потребностей и к лицам, использующим эти способы), изучение этнической идентичности мигрантов, неоднократно совершивших преступления.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о особенностях этнической идентичности осужденных мигрантов, неоднократно совершающих преступления.
Практическая значимость исследования. Разработанный методический материал может быть полезен сотрудникам психологических, социальных и воспитательных служб учреждений ФСИН России.
Организация исследования. Базой исследования явились: ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю (колония строгого режима для осужденных, впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы) и ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю (колония строгого ре-жима для осужденных, неоднократно отбывающих наказание в местах лишения свободы).
В исследовании приняли участие осужденные мигранты 2-х этнических групп: 20 представителей таджикской национальности и 20 представителей азербайджанской национальности (в ИК-17 8 азербайджанцев и 12 таджиков, в ИК-7 9 азербайджанцев и 11 таджиков)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Этническое самосознание формируется с детства; уже к 10-11 годам ребёнок отмечает уникальность истории, специфику бытовой культуры своего народа. К концу подросткового возраста формируется полноценное этническое самосознание, усваивается характерная для народа этика и эстетика. Как отмечает Б.Х. Бгажноков, «при участии и под контролем этой этики осуществляется познание мира, выкристаллизовываются чувства, предпочтения, оценки, формируются представления о долге и должном поведении, изменяется Я-образ личности».
Определение этнических границ происходит, как правило, в процессе межэтнических контактов, в результате которых индивид выбирает также наиболее приемлемую аккультурационную стратегию этнической идентификации. При этом каждый мигрант должен для себя решить два вопроса, неизбежно встающие перед ним:
1) отношение к родной культуре, необходимость сохранения у наследованной идентичности;
2) отношение к принимающей национальной культуре, необходимость усвоения её норм и ценностей.
В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю на сегодняшний день содержится 1013 подозреваемых, обвиняемых и осужденных с различной этнической идентичностью и попадающих в места лишения свободы не в первый раз. На сегодняшний день существует проблема в отсутствии форм работы и механизмов воздействия на данную категорию.
Рост численности осужденных мигрантов совершающих повторные преступления, их высокая степень криминализации, личностные и поведенческие особенности, а также необходимость внедрения различных форм индивидуально-профилактической работы с ними свидетельствуют о необходимости изучения этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением.
В процессе отбывания наказания у осужденных мигрантов с рецидивным поведением вероисповедание приобретает демонстративный (ритуальный) характер с целью получения желаемого результата.
С увеличением количества судимостей у осужденных мигрантов этническая идентичность гипертрофируется в сторону этноизоляционизма, этно-эгоизма и этнофанатизма.
Этническая идентичность осужденных мигрантов с рецидивным поведением носит ярко выраженный когнитивный компонент, построенный в основном на установках криминогенного характера с целью добиться собственной выгоды.
В процессе отбывания наказания осужденные мигранты с рецидивным поведением стараются избежать наказания за проступки прикрываясь своей этнической идентичностью и вероисповеданием.
Таким образом, мы подтверждаем гипотезу, а именно что у осужденных мигрантов с увеличением количества рецидива значительно чаще преобладает гипертрофированная этническая идентичность, которая выражается в этноэгоизме, этноизоляционизме и этнофанатизме и религиозности (ритуальности).



1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2008. С. 58.
2. Антонченко В.В., Климова О.М., Шиманская О.А. Пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология
3. Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения. - М.: Самиздат, 2007.
4. Блинова, М. С. Современные социологические теории миграции населения : монография. КДУ, 2009
5. Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования и изучения преступника и преступного поведения. М., 2004.
6. Бовин Б.Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденных М: НИИ ФСИН России, 2005. - 35 с
7. Бойченко О.А. Предупреждение преступлений, совершаемых незаконными мигрантами в условиях сверхкрупного города : Дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 Москва, 2005 181 с. РГБ ОД, 61:05-12/12052.
8. Бохан Н.А., Кривулин Е.Н. Реабилитационно-профилактическая
помощь осужденным с расстройствами адаптации и аддиктивными состояниями в условиях социальной изоляции Учебное пособие. - Томск-Челябинск: Изд-во ПИРС, 2013. - 88 с.
9. Витковская Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под. ред. Г. Витковской и А. Малашенко; Московский Центр Карнеги. М., 1999.
10. Вишневский А.Г. Демографический потенциал России // Вопросы экономики. 2008. №5
11. Воробьева ОД. Миграционная политика /Миграция населения. Вып. 6. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001
12. Грицюк М. Треть иностранцев нарушают сроки выезда. Миграция //http: //www.rg.ru/2013/02/27/migranti-site.html
13. Данилин Е.М., Строева Г.В. и др. Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет) Учебно-методическое пособие. - М: НИИ УИС Минюста России, 2004. - 42 с.
14. Демиденко, Д.П., Ромодановский, К.О., Голубовский, В.Ю. Российское гражданство :Миграционные процедуры:. Выпуск 4 /Д. П. Демиденко, А.В. Земскова, К.Д. Шевченко; Ред. кол. : К.О. Ромодановского (общ. ред.), А.В. Земскова и др.; Ассоциация Юридический центр; Федеральная миграционная служба РФ. - СПб. :Изд-во Р Асланова «Юридический центр Пресс», 2007.
15. Демографический понятийный словарь/Рыбаковский Л.Л. — М.: ЦСП, 2003. — 351 с.
16. Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы Учебное пособие для повышения квалификации сотрудников медицинской и психологической служб ФСИН Рос-сии. / Под общ. ред. В.Я. Семке. Томск: Томский филиал Кузбасского инсти-тута ФСИН России. 2010. - 185 с.
17. Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психо-логии Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 176 с.
18. Долгова А. И.. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д. ю. н., К82 проф А. И. Долговой . — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Нор- ма,2005. - 912 с., 2005
19. Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества: Сборник статей / Отв. ред. Дробижева Л.М. М., 1994. С. 9.
20. Еникеев М.И. - Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006
21. Жуков В.И. Глобализация. Глобализм. Россия./Доклад на Втором международном конгрессе «Россия в системе международных глобальных координат», 25 ноября 2002 г.- М., 2002.
22. Зайончковская Ж.А.. Россия в разном масштабе времени. М., 1999. С. 15.
23. И.В. Ивахнюк Международная трудовая миграция. Учебное пособие. М., Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005, 286 с
24. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. М., 2008. С. 155.
25. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации
26. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.10 года № 1772-р.
27. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.10 года № 1772-р.
28. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии - Новосибирск: СО РАН, 2007
29. Красинец Е.С. Нелегальная миграция в Россию. М., 2010. С. 10 - 11.
30. Криминология под ред. Г.Г. Шиханцова. - М.: Зерцало-М, 2001
31. Криминология. Учебник для вузов под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб., 1998
32. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
33. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2004. С. 120.
34. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 335.
35. Курс лекций / ДФ ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН Рос-сии. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012. — 186 с. Тираж - 50 экз.
36. Магомедов Э.Б. Криминологическая характеристика личности преступника мигранта-иностранца и его психологических особенностей /Э.Б. Магомедов.//Вестник Московского университета МВД России. -2012. - № 5. - С. 91 - 99
37. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты: монография
38. Наумова, Т. В. Эмиграция ученых из России Канон, 2014
39. Новиков В.В., Мокрецов А.И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями Учебно-методическое пособие. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 214 с.
40. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., 2001. С. 279.
41. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003. С. 222
42. Плисецкий Е.Л., Современные миграционные процессы в России, М., 2003 г. С.26
43. Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов: тенденции притока, стратегии поведения. Пенза, "ПГАСА", 2003, с. 103-124.
44. Садохин А.П. Этнология. М., 2006. С. 154-155.
45. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе : учебное пособие для вузов / В. М.Сафронова. - М.: Академия, 2002. - 192 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 186..
46. Сахарова, В. В. Мультикультурализм и политика интеграции им-мигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада Златоуст, 2011
47. Сборник программ по работе с осужденными за преступления террористической и экстремистской направленности. - М.: ФСИН России. 2011. - 64 с.
48. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. Москва Изд. Смысл 2002
49. Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России Фонд Наследие Евразии, 2014
50. Узлов Н.Д. Личность, болезнь, криминальность: избранные статьи по клинической и пенитенциарной психологии Пенза: Научно¬издательский центр «Социосфера», 2014. — 220 с.
51. Хачатурян С.Д. Программа развития и формирования семейных ценностей у осужденных Методические рекомендации. - М.: ФСИН России. 2011. - 121 с.
52. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова.
— Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2014. — 478 с
53. Чепурин А.В. Политика Российской Федерации в отношении за-рубежных соотечественников. М.: Восток-Запад, 2009
54. Шурупова А. С. Адаптация и приживаемость мигрантов // Социс.
-2006. - № 6. - С. 87-89.
55. Юдина Т.Н. Социология миграции Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. — 272 с.
56. Юридическая психология под ред. Романова В.В. - М.: Учебник, 2000


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ