Введение
Глава 1. Теоретический анализ исследования этнической идентичности осужденных мигрантов
1.1 Этнокультурные особенности мигрантов
1.2 Общее представление об этнической идентичности
1.3 Понятие рецидивной преступности и ее виды.
Глава 2. Эмпирическое исследование этнической идентификации осужденных мигрантов
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
2.3 Программа по развитию толерантности у осужденных мигрантов к другим этническим группам
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Актуальность исследования: Методологический смысл категорий идентичности был введен в научный оборот в середине XX в. За этот период метапсихологические категории идентичности были изучены во множестве отдельных ее видов: профессинальной идентичности [1-3], гендерной идентичности [4], социальной идентичности [5-8], этнической идентичности [9], личностной идентичности [11, 15, 16].
Этническая идентичность способна изменять свою структуру и человек принадлежащий к определенной этнической группе может отказаться от членства в ней и присоединиться к другой этнической группе. Кроме этого в процессе миграций личность неизбежно сталкивается с необходимостью трансформации своей социальной и этнической идентичности, для того чтобы суметь эффективно взаимодействовать в новой среде. К сожалению не все мигранты способны к эффективной адаптации, изменению и подстройке своей этнической идентичности в новой этнической среде. Здесь причинами вы-ступают многие факторы, начиная от возраста мигранта, его социального уровня и образования, заканчивая индивидуальными характеристиками ми-гранта.
Определение этнических границ происходит, как правило, в процессе межэтнических контактов, в результате которых индивид выбирает также наиболее приемлемую аккультурационную стратегию этнической идентификации. При этом каждый мигрант должен для себя решить два вопроса, неизбежно встающие перед ним:
1) отношение к родной культуре, необходимость сохранения у наследованной идентичности;
2) отношение к принимающей национальной культуре, необходимость усвоения её норм и ценностей.
Этническое самосознание формируется с детства; уже к 10-11 годам ребёнок отмечает уникальность истории, специфику бытовой культуры своего народа. К концу подросткового возраста формируется полноценное этническое самосознание, усваивается характерная для народа этика и эстетика. Как отмечает Б.Х. Бгажноков, «при участии и под контролем этой этики осуществляется познание мира, выкристаллизовываются чувства, предпочтения, оценки, формируются представления о долге и должном поведении, из-меняется Я-образ личности».
В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю на сегодняшний день содержится 1013 подозреваемых, обвиняемых и осужденных с различной этнической идентичностью и попадающих в места лишения свободы не в первый раз. На сегодняшний день существует проблема в отсутствии форм работы и механизмов воздействия на данную категорию.
Рост численности осужденных мигрантов совершающих повторные преступления, их высокая степень криминализации, личностные и поведенческие особенности, а также необходимость внедрения различных форм индивидуально-профилактической работы с ними свидетельствуют о необходимости изучения этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением.
Цель исследования: выявить особенности этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы этнической идентичности среди осужденных мигрантов с рецидивным поведением в отечественной и зарубежной литературе;
2. Изучить этническую идентичность осужденных мигрантов неоднократно совершающие преступления;
3. Изучить этническую идентичность осужденных мигрантов впервые совершивших преступления;
4. Провести сравнительный анализ этнической идентичности осужденных мигрантов впервые и неоднократно совершивших преступления
Объект исследования: этническая идентичность осужденных мигрантов
Предмет исследования: этническая идентичность осужденных мигрантов с рецидивным поведением
Гипотеза исследования: Можно предположить, что у осужденных мигрантов с увеличением количества рецидива значительно чаще преобладает гипертрофированная этническая идентичность, которая выражается в этно-эгоизме, этноизоляционизме и этнофанатизме.
Методологическая основа исследования:
1. Теория самокатегоризации Дж. Тернер. Она является логическим продолжением теории социальной идентичности. Предметом теории самокатегоризации является процесс социальной категоризации. Социальная категоризация — отнесение человеком окружающих его людей к тем или иным социальным группам — категориям.
2. Положения историко-эволюционного подхода (А.Г. Асмолов), в основе которого лежит полисистемный анализ человека. Реализация положения о необходимости изучения человека в процессе эволюции порождающей его системы предполагает, чтобы исследователь не просто говорил о развитии, а каждый раз ставил вопрос об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена и о порождающей его системе.
3. Парадигма смысловой регуляции деятельности, которую представляют отечественные психологи (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А.Леонтьев) В рамках культурно-исторической концепции понимания психики проблема взаимовлияния личностных параметров и познавательной деятельности сформулирована как единство аффективных и интеллектуальных компонентов.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым - психологическое изучение личности осужденного мигранта (изучение документов, характеризующих личность мигранта, субъективную и объективную стороны совершенных ими противозаконных деяний, цветовой тест отношений, адаптированный к специфической задаче изучения отношений личности к преступному и правомерному способам обеспечения удовлетворения потребностей и к лицам, использующим эти способы), изучение этнической идентичности мигрантов, неоднократно совершивших преступления.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о особенностях этнической идентичности осужденных мигрантов, неоднократно совершающих преступления.
Практическая значимость исследования. Разработанный методический материал может быть полезен сотрудникам психологических, социальных и воспитательных служб учреждений ФСИН России.
Организация исследования. Базой исследования явились: ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю (колония строгого режима для осужденных, впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы) и ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю (колония строгого ре-жима для осужденных, неоднократно отбывающих наказание в местах лишения свободы).
В исследовании приняли участие осужденные мигранты 2-х этнических групп: 20 представителей таджикской национальности и 20 представителей азербайджанской национальности (в ИК-17 8 азербайджанцев и 12 таджиков, в ИК-7 9 азербайджанцев и 11 таджиков)
Этническое самосознание формируется с детства; уже к 10-11 годам ребёнок отмечает уникальность истории, специфику бытовой культуры своего народа. К концу подросткового возраста формируется полноценное этническое самосознание, усваивается характерная для народа этика и эстетика. Как отмечает Б.Х. Бгажноков, «при участии и под контролем этой этики осуществляется познание мира, выкристаллизовываются чувства, предпочтения, оценки, формируются представления о долге и должном поведении, изменяется Я-образ личности».
Определение этнических границ происходит, как правило, в процессе межэтнических контактов, в результате которых индивид выбирает также наиболее приемлемую аккультурационную стратегию этнической идентификации. При этом каждый мигрант должен для себя решить два вопроса, неизбежно встающие перед ним:
1) отношение к родной культуре, необходимость сохранения у наследованной идентичности;
2) отношение к принимающей национальной культуре, необходимость усвоения её норм и ценностей.
В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю на сегодняшний день содержится 1013 подозреваемых, обвиняемых и осужденных с различной этнической идентичностью и попадающих в места лишения свободы не в первый раз. На сегодняшний день существует проблема в отсутствии форм работы и механизмов воздействия на данную категорию.
Рост численности осужденных мигрантов совершающих повторные преступления, их высокая степень криминализации, личностные и поведенческие особенности, а также необходимость внедрения различных форм индивидуально-профилактической работы с ними свидетельствуют о необходимости изучения этнической идентичности осужденных мигрантов с рецидивным поведением.
В процессе отбывания наказания у осужденных мигрантов с рецидивным поведением вероисповедание приобретает демонстративный (ритуальный) характер с целью получения желаемого результата.
С увеличением количества судимостей у осужденных мигрантов этническая идентичность гипертрофируется в сторону этноизоляционизма, этно-эгоизма и этнофанатизма.
Этническая идентичность осужденных мигрантов с рецидивным поведением носит ярко выраженный когнитивный компонент, построенный в основном на установках криминогенного характера с целью добиться собственной выгоды.
В процессе отбывания наказания осужденные мигранты с рецидивным поведением стараются избежать наказания за проступки прикрываясь своей этнической идентичностью и вероисповеданием.
Таким образом, мы подтверждаем гипотезу, а именно что у осужденных мигрантов с увеличением количества рецидива значительно чаще преобладает гипертрофированная этническая идентичность, которая выражается в этноэгоизме, этноизоляционизме и этнофанатизме и религиозности (ритуальности).
1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2008. С. 58.
2. Антонченко В.В., Климова О.М., Шиманская О.А. Пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология
3. Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения. - М.: Самиздат, 2007.
4. Блинова, М. С. Современные социологические теории миграции населения : монография. КДУ, 2009
5. Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования и изучения преступника и преступного поведения. М., 2004.
6. Бовин Б.Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденных М: НИИ ФСИН России, 2005. - 35 с
7. Бойченко О.А. Предупреждение преступлений, совершаемых незаконными мигрантами в условиях сверхкрупного города : Дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 Москва, 2005 181 с. РГБ ОД, 61:05-12/12052.
8. Бохан Н.А., Кривулин Е.Н. Реабилитационно-профилактическая
помощь осужденным с расстройствами адаптации и аддиктивными состояниями в условиях социальной изоляции Учебное пособие. - Томск-Челябинск: Изд-во ПИРС, 2013. - 88 с.
9. Витковская Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под. ред. Г. Витковской и А. Малашенко; Московский Центр Карнеги. М., 1999.
10. Вишневский А.Г. Демографический потенциал России // Вопросы экономики. 2008. №5
11. Воробьева ОД. Миграционная политика /Миграция населения. Вып. 6. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001
12. Грицюк М. Треть иностранцев нарушают сроки выезда. Миграция //http: //www.rg.ru/2013/02/27/migranti-site.html
13. Данилин Е.М., Строева Г.В. и др. Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет) Учебно-методическое пособие. - М: НИИ УИС Минюста России, 2004. - 42 с.
14. Демиденко, Д.П., Ромодановский, К.О., Голубовский, В.Ю. Российское гражданство :Миграционные процедуры:. Выпуск 4 /Д. П. Демиденко, А.В. Земскова, К.Д. Шевченко; Ред. кол. : К.О. Ромодановского (общ. ред.), А.В. Земскова и др.; Ассоциация Юридический центр; Федеральная миграционная служба РФ. - СПб. :Изд-во Р Асланова «Юридический центр Пресс», 2007.
15. Демографический понятийный словарь/Рыбаковский Л.Л. — М.: ЦСП, 2003. — 351 с.
16. Диденко А.В. Расстройства личности у осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы Учебное пособие для повышения квалификации сотрудников медицинской и психологической служб ФСИН Рос-сии. / Под общ. ред. В.Я. Семке. Томск: Томский филиал Кузбасского инсти-тута ФСИН России. 2010. - 185 с.
17. Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психо-логии Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 176 с.
18. Долгова А. И.. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д. ю. н., К82 проф А. И. Долговой . — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Нор- ма,2005. - 912 с., 2005
19. Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества: Сборник статей / Отв. ред. Дробижева Л.М. М., 1994. С. 9.
20. Еникеев М.И. - Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006
21. Жуков В.И. Глобализация. Глобализм. Россия./Доклад на Втором международном конгрессе «Россия в системе международных глобальных координат», 25 ноября 2002 г.- М., 2002.
22. Зайончковская Ж.А.. Россия в разном масштабе времени. М., 1999. С. 15.
23. И.В. Ивахнюк Международная трудовая миграция. Учебное пособие. М., Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005, 286 с
24. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. М., 2008. С. 155.
25. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации
26. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.10 года № 1772-р.
27. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.10 года № 1772-р.
28. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии - Новосибирск: СО РАН, 2007
29. Красинец Е.С. Нелегальная миграция в Россию. М., 2010. С. 10 - 11.
30. Криминология под ред. Г.Г. Шиханцова. - М.: Зерцало-М, 2001
31. Криминология. Учебник для вузов под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб., 1998
32. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
33. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2004. С. 120.
34. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 335.
35. Курс лекций / ДФ ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН Рос-сии. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012. — 186 с. Тираж - 50 экз.
36. Магомедов Э.Б. Криминологическая характеристика личности преступника мигранта-иностранца и его психологических особенностей /Э.Б. Магомедов.//Вестник Московского университета МВД России. -2012. - № 5. - С. 91 - 99
37. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты: монография
38. Наумова, Т. В. Эмиграция ученых из России Канон, 2014
39. Новиков В.В., Мокрецов А.И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями Учебно-методическое пособие. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 214 с.
40. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., 2001. С. 279.
41. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб., 2003. С. 222
42. Плисецкий Е.Л., Современные миграционные процессы в России, М., 2003 г. С.26
43. Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов: тенденции притока, стратегии поведения. Пенза, "ПГАСА", 2003, с. 103-124.
44. Садохин А.П. Этнология. М., 2006. С. 154-155.
45. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе : учебное пособие для вузов / В. М.Сафронова. - М.: Академия, 2002. - 192 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 186..
46. Сахарова, В. В. Мультикультурализм и политика интеграции им-мигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада Златоуст, 2011
47. Сборник программ по работе с осужденными за преступления террористической и экстремистской направленности. - М.: ФСИН России. 2011. - 64 с.
48. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. Москва Изд. Смысл 2002
49. Трансформация идентичности трудовых мигрантов как одна из составляющих становления гражданского общества в России Фонд Наследие Евразии, 2014
50. Узлов Н.Д. Личность, болезнь, криминальность: избранные статьи по клинической и пенитенциарной психологии Пенза: Научно¬издательский центр «Социосфера», 2014. — 220 с.
51. Хачатурян С.Д. Программа развития и формирования семейных ценностей у осужденных Методические рекомендации. - М.: ФСИН России. 2011. - 121 с.
52. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова.
— Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2014. — 478 с
53. Чепурин А.В. Политика Российской Федерации в отношении за-рубежных соотечественников. М.: Восток-Запад, 2009
54. Шурупова А. С. Адаптация и приживаемость мигрантов // Социс.
-2006. - № 6. - С. 87-89.
55. Юдина Т.Н. Социология миграции Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. — 272 с.
56. Юридическая психология под ред. Романова В.В. - М.: Учебник, 2000