Особенности просодической стороны речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1 Просодическая сторона речи: понятие и развитие у детей в онтогенезе .... 8
1.2 Особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной
отсталостью
1.3 Анализ методик коррекции просодической стороны речи у обучающихся с
умственной отсталостью 27
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 38
2.2 Анализ экспериментального исследования 40
2.3 Методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у
обучающихся с умственной отсталостью 52
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1 Просодическая сторона речи: понятие и развитие у детей в онтогенезе .... 8
1.2 Особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной
отсталостью
1.3 Анализ методик коррекции просодической стороны речи у обучающихся с
умственной отсталостью 27
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 38
2.2 Анализ экспериментального исследования 40
2.3 Методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у
обучающихся с умственной отсталостью 52
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние. В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям, имеющим нарушения интеллекта. Для детей с глубоким снижением интеллекта характерно значительное нарушение познавательных процессов, таких как активное восприятие, произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление, обобщающая и регулирующая функции речи, нарушение пространственного восприятия. Дети с умственной отсталостью способны развиваться, хотя их развитие происходит замедленно, атипично, имеет много отклонений, тем не менее, оно является поступательным процессом, вносящим качественные изменения в психическую деятельность детей. Для продвижения ребенка с умственной отсталостью в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важная роль отводится специально организованному воспитанию и обучению.
Правильная речь является важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Одной из актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями, в том числе детей с нарушениями просодической стороны речи (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская и др.). У детей с умственной отсталостью из-за того, что присутствует органическое поражение ЦНС, формируются нарушения общей и мелкой моторики, что впоследствии влияет на усугубление нарушений речи, которые характерны для паталогии. У детей с умственной отсталостью наблюдается четко нарушенное звукопроизношение, которое слабо поддается коррекции, что в свою очередь вызывает нарушения в формировании фонематических процессов, а также в лексической и грамматической сторонах речи. Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеют более низкий уровень ловкости и точности по отношению к своим сверстникам, у них наблюдается задержка в развитии готовности руки к письму, что снижает их интерес к рисованию, а также к другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).
Степень разработанности проблемы. Историю советской олигофренопедагогики изучали З.П Марголин, Н.Б. Коваленко, Н.С. Костючек, В.А. Феоктистова и др. Историю олигофренопедагогики в целом в своих работах осветили Ф.М. Новик, Х.С. Замский и др. Как методологическая основа принципа обучения в деятельности умственно отсталых детей может быть представлено учение А. Н. Леонтьева о ведущем типе деятельности. Выявлено, что один из важных факторов психического развития детей представлен практической умственной деятельностью. Когда дело касается развития умственно отсталых детей, у которых снижены возможности для активной самостоятельной деятельности, реализация принципа обучения в деятельности, формирование практической умственной деятельности превращаются в отдельную задачу на пути компенсации познавательных и речевых недостатков, а также социализации личности. С. А. Зыковым, Т. С. Зыковой, Е. Н. Марциновской, Т. В. Нестеровичем, Е. Г. Речицкой было отмечено в работах, что для реализации этого принципа необходимо использовать дополнительные педагогические усилия и средства, способствующие возникновению естественных потребностей в различных видах деятельности: организовать поведение детей, включать их в игру, в различные виды труда и т. д.
Объект исследования - развитие просодической стороны речи.
Предмет исследования - особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель исследования - выявить особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью и разработать методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования - у обучающихся с легкой умственной отсталостью имеются нарушения просодической стороны речи, которые выражаются в не умениях изменять темп речи, отсутствии модуляции голоса по высоте и силе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме изучения коррекции просодической стороны речи у обучающих с умственной отсталостью;
2. Выбрать методы постановки эксперимента;
3. Провести установочный эксперимент по изучению формирования просодической стороны речи у учащихся с умственной отсталостью.
4. Описать методические рекомендации по коррекция просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью .
Теоретические основы исследования: теоретической основой исследования являются труды Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева в области психологии и теории речевой деятельности; методические исследования по проблеме речевого развития детей с умственной отсталостью (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.); исследования в области развития речевых навыков детей с умственной отсталостью (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, Н.С. Пантина, О.С. Филиппова и др.).
Методы исследования:
а) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
б) наблюдение, анкетирование, тестирование;
в) количественный и качественный методы анализа.
Практическая значимость исследования: в результате проведения исследования выявлены особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью и разработаны методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью. Материалы исследования могут быть использованы родителями и педагогами в процессе коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
База исследования - Констатирующее исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №5» для детей с нарушениями интеллекта». В эксперименте принимало участие 10 младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, а также для более полного исследования была проведена диагностика 10 младших школьников с нормальным уровнем развития проводилось на базе МБОУ СШ №133 г. Красноярск..
Структура исследования - исследование включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Правильная речь является важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Одной из актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями, в том числе детей с нарушениями просодической стороны речи (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская и др.). У детей с умственной отсталостью из-за того, что присутствует органическое поражение ЦНС, формируются нарушения общей и мелкой моторики, что впоследствии влияет на усугубление нарушений речи, которые характерны для паталогии. У детей с умственной отсталостью наблюдается четко нарушенное звукопроизношение, которое слабо поддается коррекции, что в свою очередь вызывает нарушения в формировании фонематических процессов, а также в лексической и грамматической сторонах речи. Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеют более низкий уровень ловкости и точности по отношению к своим сверстникам, у них наблюдается задержка в развитии готовности руки к письму, что снижает их интерес к рисованию, а также к другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).
Степень разработанности проблемы. Историю советской олигофренопедагогики изучали З.П Марголин, Н.Б. Коваленко, Н.С. Костючек, В.А. Феоктистова и др. Историю олигофренопедагогики в целом в своих работах осветили Ф.М. Новик, Х.С. Замский и др. Как методологическая основа принципа обучения в деятельности умственно отсталых детей может быть представлено учение А. Н. Леонтьева о ведущем типе деятельности. Выявлено, что один из важных факторов психического развития детей представлен практической умственной деятельностью. Когда дело касается развития умственно отсталых детей, у которых снижены возможности для активной самостоятельной деятельности, реализация принципа обучения в деятельности, формирование практической умственной деятельности превращаются в отдельную задачу на пути компенсации познавательных и речевых недостатков, а также социализации личности. С. А. Зыковым, Т. С. Зыковой, Е. Н. Марциновской, Т. В. Нестеровичем, Е. Г. Речицкой было отмечено в работах, что для реализации этого принципа необходимо использовать дополнительные педагогические усилия и средства, способствующие возникновению естественных потребностей в различных видах деятельности: организовать поведение детей, включать их в игру, в различные виды труда и т. д.
Объект исследования - развитие просодической стороны речи.
Предмет исследования - особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель исследования - выявить особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью и разработать методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования - у обучающихся с легкой умственной отсталостью имеются нарушения просодической стороны речи, которые выражаются в не умениях изменять темп речи, отсутствии модуляции голоса по высоте и силе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме изучения коррекции просодической стороны речи у обучающих с умственной отсталостью;
2. Выбрать методы постановки эксперимента;
3. Провести установочный эксперимент по изучению формирования просодической стороны речи у учащихся с умственной отсталостью.
4. Описать методические рекомендации по коррекция просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью .
Теоретические основы исследования: теоретической основой исследования являются труды Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева в области психологии и теории речевой деятельности; методические исследования по проблеме речевого развития детей с умственной отсталостью (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.); исследования в области развития речевых навыков детей с умственной отсталостью (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, Н.С. Пантина, О.С. Филиппова и др.).
Методы исследования:
а) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
б) наблюдение, анкетирование, тестирование;
в) количественный и качественный методы анализа.
Практическая значимость исследования: в результате проведения исследования выявлены особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью и разработаны методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью. Материалы исследования могут быть использованы родителями и педагогами в процессе коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
База исследования - Констатирующее исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №5» для детей с нарушениями интеллекта». В эксперименте принимало участие 10 младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, а также для более полного исследования была проведена диагностика 10 младших школьников с нормальным уровнем развития проводилось на базе МБОУ СШ №133 г. Красноярск..
Структура исследования - исследование включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Несмотря на различие в мнениях различных исследователях относительно сроков и этапов развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что к младшему школьному возрасту просодическая сторона речи детей с нормальным речевым развитием в целом характеризуется сформированностью, а употребление в речи различных интонационных конструкций русского языка приближается к эта - лонным моделям взрослых людей.
У большинства детей с умственной отсталостью отмечаются недостаточно развиты все компоненты речи. Большие затруднения наблюдаются при изменении голоса по силе и громкости. Дети плохо воспринимают интонацию и допускают ошибки при ее воспроизведении, неверно воспринимают логическое ударение и плохо его воспроизводят, также у детей наблюдается слабость в модуляции голоса по высоте. Из всех компонентов просодии, лучше всего у детей сформировано восприятие и воспроизведение интонации.
Чтобы работа с умственно отсталыми детьми была успешной, учитель должен очень хорошо знать тот предмет, который он преподает, владеть методикой обучения, уметь устанавливать и поддерживать контакт со школьниками, владеть сведениями о детях той или иной возрастной группы. Но и всего этого недостаточно. Учитель школы работает с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые из -за особенностей психической деятельности значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей помогает работать эффективно, понимать причины, обусловливающие успехи в неудачи обучения и воспитания, находить адекватные способы и приемы педагогического воздействия, то есть это нужно, чтобы в наибольшей степени оказать помощь ученикам, продвинуть их общее развитие.
Объектами коррекционной педагогики в настоящее время являются не только дети, имеющие явные дефектологические отклонения, но и те дети, чье развитие находится на стыке нормы и патологии, которые еще не став объектом специальной педагогики и психологии, объектом общей педагогики и психологии уже как бы не являются.
Коррекцию просодической стороны речи у обучающихся целесообразно проводить ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий и в совместной деятельности: дыхательные, пальчиковые и речедвигательные гимнастики, разучивание стихов, разыгрывание этюдов, ритмопластика, драматизация произведений, игра на музыкальных инструментах и т. д.
Констатирующее исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №5» для детей с нарушениями интеллекта». В эксперименте принимало участие 10 младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, а также для более полного исследования была проведена диагностика 10 младших школьников с нормальным уровнем развития.
в результате сравнения результатов исследования между группами в целом по уровню сформированности просодической стороны речи на констатирующем этапе исследования нами обнаружено, что уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью оказался на уровне ниже среднего, что говорит о том, что дети с умственной отсталостью испытывают трудности в изменении темпа речи, в умении переключатся на ту или иную высоту (выше, ниже), силу голоса (громче, тише), говорить шепотом; не могут подобрать слова к схеме, затрудняются в выполнении ее графического изображения; не умеют выделять голосом нужное слово, при этом мелодико-интонационная сторона речи маловыразительная, монотонная; также было выяснено, что уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью оказался гораздо ниже, чем у детей с нормальным уровнем интеллектуального развития: высокий уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 50% меньше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; средний уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 20% меньше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; уровень сформированности просодической стороны речи ниже среднего в группе детей с умственной отсталостью показало на 50% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; низкий уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 20% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью имеются нарушения просодической стороны речи, которые выражаются в изменении темпа речи, не умение выделять голосом нужное слово - доказана.
На основании проведенного констатирующего исследования нами были разработаны методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью. Мы считаем, что при выполнении данных методических рекомендаций удастся оптимизировать процесс коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
У большинства детей с умственной отсталостью отмечаются недостаточно развиты все компоненты речи. Большие затруднения наблюдаются при изменении голоса по силе и громкости. Дети плохо воспринимают интонацию и допускают ошибки при ее воспроизведении, неверно воспринимают логическое ударение и плохо его воспроизводят, также у детей наблюдается слабость в модуляции голоса по высоте. Из всех компонентов просодии, лучше всего у детей сформировано восприятие и воспроизведение интонации.
Чтобы работа с умственно отсталыми детьми была успешной, учитель должен очень хорошо знать тот предмет, который он преподает, владеть методикой обучения, уметь устанавливать и поддерживать контакт со школьниками, владеть сведениями о детях той или иной возрастной группы. Но и всего этого недостаточно. Учитель школы работает с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые из -за особенностей психической деятельности значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей помогает работать эффективно, понимать причины, обусловливающие успехи в неудачи обучения и воспитания, находить адекватные способы и приемы педагогического воздействия, то есть это нужно, чтобы в наибольшей степени оказать помощь ученикам, продвинуть их общее развитие.
Объектами коррекционной педагогики в настоящее время являются не только дети, имеющие явные дефектологические отклонения, но и те дети, чье развитие находится на стыке нормы и патологии, которые еще не став объектом специальной педагогики и психологии, объектом общей педагогики и психологии уже как бы не являются.
Коррекцию просодической стороны речи у обучающихся целесообразно проводить ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий и в совместной деятельности: дыхательные, пальчиковые и речедвигательные гимнастики, разучивание стихов, разыгрывание этюдов, ритмопластика, драматизация произведений, игра на музыкальных инструментах и т. д.
Констатирующее исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №5» для детей с нарушениями интеллекта». В эксперименте принимало участие 10 младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, а также для более полного исследования была проведена диагностика 10 младших школьников с нормальным уровнем развития.
в результате сравнения результатов исследования между группами в целом по уровню сформированности просодической стороны речи на констатирующем этапе исследования нами обнаружено, что уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью оказался на уровне ниже среднего, что говорит о том, что дети с умственной отсталостью испытывают трудности в изменении темпа речи, в умении переключатся на ту или иную высоту (выше, ниже), силу голоса (громче, тише), говорить шепотом; не могут подобрать слова к схеме, затрудняются в выполнении ее графического изображения; не умеют выделять голосом нужное слово, при этом мелодико-интонационная сторона речи маловыразительная, монотонная; также было выяснено, что уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью оказался гораздо ниже, чем у детей с нормальным уровнем интеллектуального развития: высокий уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 50% меньше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; средний уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 20% меньше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; уровень сформированности просодической стороны речи ниже среднего в группе детей с умственной отсталостью показало на 50% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; низкий уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 20% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью имеются нарушения просодической стороны речи, которые выражаются в изменении темпа речи, не умение выделять голосом нужное слово - доказана.
На основании проведенного констатирующего исследования нами были разработаны методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью. Мы считаем, что при выполнении данных методических рекомендаций удастся оптимизировать процесс коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018



