ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1 Просодическая сторона речи: понятие и развитие у детей в онтогенезе .... 8
1.2 Особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной
отсталостью
1.3 Анализ методик коррекции просодической стороны речи у обучающихся с
умственной отсталостью 27
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 38
2.2 Анализ экспериментального исследования 40
2.3 Методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у
обучающихся с умственной отсталостью 52
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние. В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям, имеющим нарушения интеллекта. Для детей с глубоким снижением интеллекта характерно значительное нарушение познавательных процессов, таких как активное восприятие, произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление, обобщающая и регулирующая функции речи, нарушение пространственного восприятия. Дети с умственной отсталостью способны развиваться, хотя их развитие происходит замедленно, атипично, имеет много отклонений, тем не менее, оно является поступательным процессом, вносящим качественные изменения в психическую деятельность детей. Для продвижения ребенка с умственной отсталостью в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важная роль отводится специально организованному воспитанию и обучению.
Правильная речь является важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка. Одной из актуальных проблем последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями, в том числе детей с нарушениями просодической стороны речи (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская и др.). У детей с умственной отсталостью из-за того, что присутствует органическое поражение ЦНС, формируются нарушения общей и мелкой моторики, что впоследствии влияет на усугубление нарушений речи, которые характерны для паталогии. У детей с умственной отсталостью наблюдается четко нарушенное звукопроизношение, которое слабо поддается коррекции, что в свою очередь вызывает нарушения в формировании фонематических процессов, а также в лексической и грамматической сторонах речи. Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеют более низкий уровень ловкости и точности по отношению к своим сверстникам, у них наблюдается задержка в развитии готовности руки к письму, что снижает их интерес к рисованию, а также к другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).
Степень разработанности проблемы. Историю советской олигофренопедагогики изучали З.П Марголин, Н.Б. Коваленко, Н.С. Костючек, В.А. Феоктистова и др. Историю олигофренопедагогики в целом в своих работах осветили Ф.М. Новик, Х.С. Замский и др. Как методологическая основа принципа обучения в деятельности умственно отсталых детей может быть представлено учение А. Н. Леонтьева о ведущем типе деятельности. Выявлено, что один из важных факторов психического развития детей представлен практической умственной деятельностью. Когда дело касается развития умственно отсталых детей, у которых снижены возможности для активной самостоятельной деятельности, реализация принципа обучения в деятельности, формирование практической умственной деятельности превращаются в отдельную задачу на пути компенсации познавательных и речевых недостатков, а также социализации личности. С. А. Зыковым, Т. С. Зыковой, Е. Н. Марциновской, Т. В. Нестеровичем, Е. Г. Речицкой было отмечено в работах, что для реализации этого принципа необходимо использовать дополнительные педагогические усилия и средства, способствующие возникновению естественных потребностей в различных видах деятельности: организовать поведение детей, включать их в игру, в различные виды труда и т. д.
Объект исследования - развитие просодической стороны речи.
Предмет исследования - особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель исследования - выявить особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью и разработать методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования - у обучающихся с легкой умственной отсталостью имеются нарушения просодической стороны речи, которые выражаются в не умениях изменять темп речи, отсутствии модуляции голоса по высоте и силе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме изучения коррекции просодической стороны речи у обучающих с умственной отсталостью;
2. Выбрать методы постановки эксперимента;
3. Провести установочный эксперимент по изучению формирования просодической стороны речи у учащихся с умственной отсталостью.
4. Описать методические рекомендации по коррекция просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью .
Теоретические основы исследования: теоретической основой исследования являются труды Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева в области психологии и теории речевой деятельности; методические исследования по проблеме речевого развития детей с умственной отсталостью (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.); исследования в области развития речевых навыков детей с умственной отсталостью (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Р.Д. Тригер, Н.С. Пантина, О.С. Филиппова и др.).
Методы исследования:
а) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
б) наблюдение, анкетирование, тестирование;
в) количественный и качественный методы анализа.
Практическая значимость исследования: в результате проведения исследования выявлены особенности просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью и разработаны методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью. Материалы исследования могут быть использованы родителями и педагогами в процессе коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
База исследования - Констатирующее исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №5» для детей с нарушениями интеллекта». В эксперименте принимало участие 10 младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, а также для более полного исследования была проведена диагностика 10 младших школьников с нормальным уровнем развития проводилось на базе МБОУ СШ №133 г. Красноярск..
Структура исследования - исследование включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Несмотря на различие в мнениях различных исследователях относительно сроков и этапов развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что к младшему школьному возрасту просодическая сторона речи детей с нормальным речевым развитием в целом характеризуется сформированностью, а употребление в речи различных интонационных конструкций русского языка приближается к эта - лонным моделям взрослых людей.
У большинства детей с умственной отсталостью отмечаются недостаточно развиты все компоненты речи. Большие затруднения наблюдаются при изменении голоса по силе и громкости. Дети плохо воспринимают интонацию и допускают ошибки при ее воспроизведении, неверно воспринимают логическое ударение и плохо его воспроизводят, также у детей наблюдается слабость в модуляции голоса по высоте. Из всех компонентов просодии, лучше всего у детей сформировано восприятие и воспроизведение интонации.
Чтобы работа с умственно отсталыми детьми была успешной, учитель должен очень хорошо знать тот предмет, который он преподает, владеть методикой обучения, уметь устанавливать и поддерживать контакт со школьниками, владеть сведениями о детях той или иной возрастной группы. Но и всего этого недостаточно. Учитель школы работает с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые из -за особенностей психической деятельности значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей помогает работать эффективно, понимать причины, обусловливающие успехи в неудачи обучения и воспитания, находить адекватные способы и приемы педагогического воздействия, то есть это нужно, чтобы в наибольшей степени оказать помощь ученикам, продвинуть их общее развитие.
Объектами коррекционной педагогики в настоящее время являются не только дети, имеющие явные дефектологические отклонения, но и те дети, чье развитие находится на стыке нормы и патологии, которые еще не став объектом специальной педагогики и психологии, объектом общей педагогики и психологии уже как бы не являются.
Коррекцию просодической стороны речи у обучающихся целесообразно проводить ежедневно в форме подгрупповых и индивидуальных занятий и в совместной деятельности: дыхательные, пальчиковые и речедвигательные гимнастики, разучивание стихов, разыгрывание этюдов, ритмопластика, драматизация произведений, игра на музыкальных инструментах и т. д.
Констатирующее исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа №5» для детей с нарушениями интеллекта». В эксперименте принимало участие 10 младших школьников с лёгкой умственной отсталостью, а также для более полного исследования была проведена диагностика 10 младших школьников с нормальным уровнем развития.
в результате сравнения результатов исследования между группами в целом по уровню сформированности просодической стороны речи на констатирующем этапе исследования нами обнаружено, что уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью оказался на уровне ниже среднего, что говорит о том, что дети с умственной отсталостью испытывают трудности в изменении темпа речи, в умении переключатся на ту или иную высоту (выше, ниже), силу голоса (громче, тише), говорить шепотом; не могут подобрать слова к схеме, затрудняются в выполнении ее графического изображения; не умеют выделять голосом нужное слово, при этом мелодико-интонационная сторона речи маловыразительная, монотонная; также было выяснено, что уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью оказался гораздо ниже, чем у детей с нормальным уровнем интеллектуального развития: высокий уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 50% меньше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; средний уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 20% меньше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; уровень сформированности просодической стороны речи ниже среднего в группе детей с умственной отсталостью показало на 50% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития; низкий уровень сформированности просодической стороны речи в группе детей с умственной отсталостью показало на 20% больше детей, чем в группе детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что у обучающихся с легкой умственной отсталостью имеются нарушения просодической стороны речи, которые выражаются в изменении темпа речи, не умение выделять голосом нужное слово - доказана.
На основании проведенного констатирующего исследования нами были разработаны методические рекомендации по коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью. Мы считаем, что при выполнении данных методических рекомендаций удастся оптимизировать процесс коррекции просодической стороны речи у обучающихся с умственной отсталостью.
1. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Н.А. Александрова // Дефектология. - 2002. - № 6 - С. 11-16
2. Антипова А.М. Направления исследований по интонации в современной лингвистике / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. - 2012. - № 1. - С.34-39
3. Артемов В.А. Психология речевой интонации: лекции к спецкурсу / В. А. Артемов. - М.: Просвещение, 1986. - 79 с
4. Бабухина М.П. Диагностика состояния просодическая сторона речи младших школьников с нарушениями интеллекта с использованием малых фольклорных форм / М.П. Бабухина, С.А. Игнатьева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2016. - Т. 4. - С. 59-66.
5. Бахтина Н.Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка) / Н.Ю. Бахтина. - СПб.; Акцидент, 2011. - 318 с
6. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. В. Белякова, В. Г. Петрова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с
7. Бобичева Л.С. Формирование просодической стороны речи : метод. пособие / Л.С. Бобичева. - Новокузнецк, 2015. - 53 с
8. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. - М. : Русский язык, 2013. - 280 с.
9. Бубнова Ю.С. Работа над компонентами интонации младших школьников с легкой степенью дизартрии обучающихся в общеобразовательной школе / Ю.С. Бубнова, А.В. Кубасов // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева,
2009. - С. 120-121.
10. Вахтина Н.Ю. Интонационная система в речи русских детей 2 -4 лет / Н.Ю. Вахтина. - СПб, 2001
11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005
12. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: периодика раннего развития / Е.Н. Винарская. - М.:
Просвещение, 1987
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с
14. Габьева Л.Л. Коррекция просодической стороны речи у младших школьников со стертой дизартрией / Л.Л. Габьева, Я.Г. Хаванская, // Содружество наук. Барановичи-2017: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, Барановичи, 18 мая 2017 г. : в 3 ч. / М-во образования Респ. Беларусь, Барановичский гос. ун-т ; редкол.: В. В. Климук (гл. ред.) [и др.]. - Барановичи : БарГУ, 2017. - Ч. 3. - С. 197-198
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - 4¬е изд., перераб. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с
16. Герус Ю.И. Особенности просодической стороны речи у детей с ОВЗ / Ю.И. Герус, Л.А. Паниковская // Вестник научных конференций. - 2016. - № 10. - С. 29-30
17. Гордиенко Ю.В. Особенности просодической стороны речи младших школьников с нршуением интеллекта / Ю.В. Гордиенко // Инновационные научные исследования: теория методогия, практика: сборник статей победителей VI международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 226-228
18. Дети с ограниченными возможностями / Авт.-сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 448с
19. Дунаева М.В. Формирование просодической стороны речи у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом / М.В. Дунаева, В.А. Савченко // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно - практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 2018. - С. 417-419
20. Емельянова Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией / Л.Ф. Емельянова // Школьный логопед. - 2004. - № 2. - С. 35-41
21. Загуменнов Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменнов // Адукацыя i выхаванне. Столичное образование сегодня. - 2008. - № 11. - С. 12-15
22. Иванова-Лукьянова Т.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм / Т.Н. Иванова-Лукьянова. - М.: Флинта-Наука, 2000. - 200 с
23. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза / С.Ф. Исенина. - Иваново.; Изд-во Ивановского ун-та, 1983. - 78 с
24. Кижло И.В. Логопедические занятия как средство коррекции просодики у детей с тяжелыми нарушениями речи / И.В. Кижло, С.П. Хабарова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Научные редакторы И.А. Филатова, О.Г. Нугаева, 2011. - С. 155-157
25. Курбанова З.Е. Формирование интонационной стороны речи в структуре коррекции письма у младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи со стертой формой дизартрии / З.Е. Курбанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4641-4645
26. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазаренко. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 64 с
27. Ларина Е.Л. Содержание и методика проведения коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие по логопедии и олигофренопедагогике / Е.А. Ларина. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2007. - 66 с
28. Михайличенко Л.А. Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением речевой деятельности / Л.А. Михайличенко. - Ставрополь: Аргус, 2010. - 345 с.
29. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи / Э.А. Нушикян. - Киев - Одесса: Вища школа, 2009. - 157 с
30. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие для вузов / Б.П. Пузанов и др.; под редакцией Б. П. Пузанова.
- 2-е изд.; испр. и доп. - Москва: Владос, 2013. - 439 с
31. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с
32. Оганесян Е.В. Особенности интонационной стороны речи и функциональных состояний внутренних мышц гортани при фонации / Е.В. Оганесян, А.Р. Рахмилевич // Дефектология. - 2013. - № 6. - С.23-29.
33. Орлова О.С. Нарушения голоса / О.С. Орлова. - М.: Астрель, 2009. - 224 с
34. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с
35. Правдина О.В. Логопедия : учеб. пос. для ст. деф. фак-тов пед. ин- тов / О.В. Правдина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Владос, 2004. - 272 с
36. Радионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников / Ю.Н. Радионова // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 4. - С.7-13.
37. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / С.Я. Рубинштейн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с
38. Савельева Н.Г. Развитие интонационной выразительности речи у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках чтения / Н.Г. Савельева, М.А. Тимонина // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: материалы IX Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 154-155
39. Светозарова Н.Д. К вопросу о функциях интонации / Н.Д. Светозарова // Звуковой строй языка. - М.: Наука, 2009. - С. 252-255
40. Сохин А.Ф. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1992. - 223 с
41. Твардовская А.А. Развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста стяжелыми нарушениями речи средстваи музыкальной терапии / А.А.Твардовская, Н.С. Тимошинова // Системная интеграция в здравоохранении. - 2016. - № 1. - С. 42-49.
42. Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 24-29.
43. Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований / И.Г. Торсуева // Вопросы языкознания. - 2012. - № 1. -С.116-126.
44. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: Владос, 2000. - 238 с
45. Фетисова Г.М. Коррекция темпо-ритмо-интонационной организации речи у младших школьников / Г.М. Фетисов, О.Г. Фетисова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4 (16). - С. 282-284.
46. Черемисина Н.В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособие / Н.В. Черемисина. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 520 с.
47. Шахнарович А.М. Проблемы формирования языковой способности / А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - М.: Наука, 2001. - С. 185-220.
48. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М.: Госучпедгиз, 2000. - 186 с.
49. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у
детей младшего школьного возраста / О.И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребенком: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Московского университета, 2009. - С.33-46.
50. Andrews M.L. Some communication problems encountered in voice therapy with children / M.L. Andrews // Lang. Speech Hear. Serv. Sch.-1975.-№6- P. 183-187.
51. Baunes R.A. Clinical observation of children with voice disorders / R.A. Baunes, J. Mich. // Speech Hear. Assoc.-1965.-№l.-P. 10-12.
52. Mulac A. Behavioral assessment of speech anxiety / A.Mulac, A.R. Sherman // Q. J. Speech.-1974.-P. 134-143.
Weinberg B. Speaker sex recognition of 5- and 6-year-old children's voice / B. Weinberg, S. Bennett//J. Acoust. Soc. Am.-1971-№50.-P. 1210-1213.